microbik.ru
1 2 3
Новшества в религии

их характер и негативное влияние на общество

Али ибн Мухаммад Насер ал-Факихи

Сказал Ибн Махди: "Рассказал нам Абдаллах ибн Мубарак от ал-Авзаи, который рассказал: "Говорил Умар ибн Абдель Азиз: "Если ты увидел людей, которые втайне беседуют о религии их о чем-то одном, а не в целом, то - знай, они находятся в начале ложного пути"

(Ибн ал-Джаузи, "Житие Умара ибн Абдель Азиза", Дар ал-фикр, с.54).

О необходимости существования Джамаата.

Сказал Всевышний Аллах:

"И держитесь за вервь Аллаха все и не разъединятейтесь".

Сказали ал-Лайс ибн Саад и другие: "Обратился некий человек к Умару: "Напиши мне все о знании". И он написал: "Поистине, наука чрезвычайно велика, но если ты сможешь, то встреться с Аллахом, [и запомни] :

- не проливай крови людей;

- не протягивай руку к имуществу их;

- удерживай язык свой от порока;

- поступай в интересах Джамаата

("Жития благородных", т.3, с.222).
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!


Хвала Аллаху, Который укрепил нас в этой религиозной общине с ее учеными, чтобы они сохраняли религию чистой и свободной от новшеств и суеверий, учеными, верными слову Господа, выправляющими кривизну и выступающими против отступников, порочащих Господнюю Истину, которой они опровергают несостоятельность их нападок. И если Истина в загоне, они призывают заблудших ступить на верный путь, терпеливо перенося страдания. Они оживляют мертвых с помощью Книги Аллаха и возвращают зрение слепым с помощью света Аллаха. И сколько поверженных Иблисом возвращено к жизни и сколько заблудших выведены на прямой путь. До чего же благотворно их влияние на людей и сколь мерзко людское воздействие на них. Эти ученые отдаляют от Книги Аллаха искажения злодеев, наговоры заблудших и толкования невежд, которые вздымают знамена нововведений и заковывают людей в путы сомнений. Они противоречат, когда говорят о Книге, ибо повествуют о ней, не имея знаний, вводя в заблуждение людей непросвещенных. Упаси нас Аллах от искушений заблудших.

А затем...

Поистине, Аллах завершил Свою религию и милость и распространились свет и добро во всех частях света, подтверждая слова Всевышнего Аллаха: "Он Тот, Который послал Посланника с верным руководством и религией Истины, чтобы проявить религию всю". Сказал также Аллах, Великий Он и Всемогущий: ""Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас Исламом как религией".

Свет этот будет распространяться до тех пор, пока не останется хотя бы одного дома, куда бы он не проник, согласно хадису Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

"Поистине, Аллах скрыл от меня землю, но я увидел и восток его и запад, и, поистине, Умма моя, овладеет тем, что скрыто от меня из земли этой" (Рассказал Муслим).

Однако община людей, которые, казалось бы, относятся к Исламу, но сердца которых не открыты к восприятию этой религии, ибо не в состоянии они обеспечить ни триумфа ее, ни встать на путь ее распространения, община эта только подкапывает под нее, чтобы осуществлять заговоры на пути людей к истине и свету. Поэтому они вносят в религию нововведения, прикрывая их в обличия благочестия и набожности. Они водружают пред людьми преграды на пути к Истине, прикрываясь этой же Истиной и освобождают людей от поклонения, говоря о необходимости еще большей покорности. И они пользуются успехом у тех, кто не имеет знаний о нормах Ислама и не представляет, какова его обрядность. Им противостоят выдающиеся знатоки, охраняющиеся религию, высоко несущие знамя Сунны. Они отметают религиозные новшества, вскрывая их мерзость и разъясняя ложность пути, к которому они ведут.

Всем проявлениям, которые следуют за этими новшествами в Исламскую религию, противостоят последователи единобожия, указывающие на узость и тупиковость предлагаемых "новых истин".

Борьба будет продолжаться до тех пор, пока с божьей помощью будет существовать земля и те, кто на ней.

В наши дни, когда мы возвращаемся к религии, салафийун (или салафиты) предостерегают возрожденцев, чтобы они не обманывались внешним орнаментом подобных высказываний. Поэтому трактат нашего автора, а это наш добрый брат доктор Али ибн Насер ал-Факихи, который происходит из плеяды ученых Лучезарной Медины, да вознаградит его Аллах добром, трактат этот окажется полезным и убережет людей от возможных ошибок.

Вначале книги есть необходимость высказаться по этому поводу, коль скоро тема нововведений особая и специфичная в наши дни противоборства мнений и взглядов. Одни следуют за происходящими событиями, а другие идут вслед за страстями своими, приобщаясь к введению новшеств, хотя сами не имеют отношения к этому. Они не могут отличить того, кто вносит новшества по незнанию своему, будучи в числе тех, кто призывает следовать требованиям Сунны, и того, кто намеренно вносит новшества, не имея при этом отношения к истинным последователям Сунны. Поэтому такие люди оказываются во власти бедствий, допуская высказывания против Аллаха по своему незнанию и погружаются в ересь, пока не начнут призывать к новшествам осознанно. Подобная чрезмерность отступников от пути благочестивых предшественников и верного руководства имамов, несомненно, есть заблуждение. Им противостоят последователи знания, вскрывающие непристойность их деяний, в результате чего они служат молодежи, стремящейся к религии, теми высказываниями, которые основаны на мнениях имамов достойных веков. Иными словами, мы обращаем твое внимание, проницательный читатель, стремящийся к знаниям, к тому, что предыдущие поколения оставили после себя много высказываний по тому или иному поводу и исследователь найдет в них немало сильных и суровых аргументов против сторонников нововведений в религию, а иной раз прощение и мягкость по этому же поводу.

Справедлив лишь тот, кто будет соизмерять высказывания в соответствии с нормами Шариата, не допуская ни чрезмерности, ни упущений. Будучи свидетелями деяний сторонников новшеств, необходимо добиваться того, чтобы молодежь не подпала под их влияние, следует вскрывать их способы и методы. В то же время мы призываем исключить всякое притеснение и находить справедливую форму диалога даже с кафиром, ибо несправедливость и тирания никогда не были характерными признаками последователей Сунны.

Во время прослушивания высказываний благочестивых предшественников относительно ересей и всего, что с ними связано, я показал свои черновики уважаемому брату шейху Абдурахману Абдель Халику, да хранит его Аллах, о позиции последователей Сунны в этом вопросе и прослушал также несколько магнитных записей его выступлений на эту тему в Дубае. Для себя я отметил, что шейх, да хранит его Аллах, расширил рамки оправдания последователей новшеств, и более мягок в отношении последователей новшеств. Можно было бы предположить, что шейх передает высказывания имамов с разных позиций, чтобы читатель знал истину дела.

Поэтому, как я неоднократно подчеркивал, каждый из двух подходов может оказаться на ложном пути, и вопрос не стоит так, чтобы говорить, что это есть путь салафитов, а это - путь к новшествам и заблуждению. Я призываю каждого к истине, которая заключается в том, чтобы разграничивать высказывания, исходящие будь то от политических лидеров или от людей, разделяющих их мнения и между тем, чтобы мнения эти становились основным правилом поведения независимо от того, резкие они по отношению тех, кто вносит ересь и новшества или имеют характер компромисса.

В книге приведены цитаты из трактата шейх-уль-Ислама Ибн Таймийи под названием "Милосердие последователей Сунны". Читающий его найдет в ней, что он повествует о намазе и обсуждает вопросы которые, казалось бы, не касаются названия работы. Увеличивается число тех, кто цитирует и ссылается на шейха Ибн Таймийя, особенно, тех, кто допускает компромисс в отношении сторонников нововведений и не обращают внимания на то, что эти высказывания извлечены по отношению определенной, специфической позиции, ибо вся жизнь Ибн Таймийи, да будет милостив к нему Аллах, была войной против сторонников новшеств, последователей порока и страстей. Следует учесть и то обстоятельство, что он встретил от них столько же гнета и притеснений, сколько он встретил ненависти и от других.

И если он был мягок к ним, то у нас отношение к ним может сложиться по-иному, а он, да будет милостив к нему Аллах, был разящим мечом для каждого заблуждающегося в ереси.

А затем...

Мы подтверждаем необходимость того, что следует смело вскрывать недостатки сторонников нововведений и разоблачать их в общине, это - истина, но проводиться это должно под эгидой справедливости и мудрости, как поступали имамы, да будет доволен ими Аллах, и у Аллаха испрашиваю я верного пути, благоразумия и проницательности для каждого молящегося и поклоняющегося...
ПРЕДИСЛОВИЕ
Хвала Аллаху, мы восславляем Его и просим Его о помощи и прощении. Упаси нас Аллах от зла душ наших и низости поступков наших. Тот, кто следует по прямому пути Аллаха, тот не окажется на пути заблудших, для того же, кто блуждает, нет верного пути. Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, Единого, Которому нет сотоварища, свидетельствую, что Мухаммад - раб Его и Посланник.

"О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным страхом к Нему и не умирайте иначе, как будучи мусульманами"

(Сура "Семейство Имрана", аят 103)

"О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин. И бойтесь Аллаха, которым вы друг друга упрашиваете, и родственных связей. Поистине, Аллах - над вами надсмотрщик!"

(Сура "Женщина", аят 1)

"О те, которое уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите слово прямое. Он устроит вам ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, тот получит великую прибыль"

(Сура "Сонмы", аят 71-72)

А затем...

Повелел Аллах рабам Своим объединяться, и отверг Он разъединение и разногласия. Сказал Всевышний Аллах:

"Держитесь за вервь Аллаха все, и не разделяйтесь, и помните милость Аллаха вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца, и вы стали по Его милости братьями! Вы были на краю пропасти огня, и Он спас вас от оттуда. Так разъясняет вам Аллах Свои знамения, - может быть, вы пойдете прямым путем!"

(Сура "Семейство Имрана", аят 99).

Для того, чтобы поддерживать это единство, держаться верви Аллаха и исключить разъединение, Аллах, Великий Он и Всемогущий, повелел рабам Своим следовать тому, что ниспослал Он Посланнику Своему, и сказал Всевышний:

"Алиф. Лам. Мим. Сад. Писание ниспослано тебе - пусть же не будет в твоей груди стеснения от него! - чтобы ты увещал им и чтобы оно было напоминанием верующим. Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте вместо него за покровителями; мало вы вспоминаете!"

(Сура "Преграды" аяты 1-3).

Он также отверг следование тому, что пришло от отцов, например, старцев и сторонников нововведений и страстей.

О случаях противоречия, о чем говорится в Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Он, Всевышний:

"И когда скажут им: "Следуйте за тем, что ниспослал Аллах!" - Они говорят: "Нет, мы последуем за тем, на чем застали наших отцов". А если бы их отцы ничего не понимали и не шли бы прямым путем?"

(Сура "Корова", аят 170).

Сказал Он также "И когда скажут им:

"Следуйте за тем, что ниспослал вам Аллах!" - Они говорят: "Нет, мы последуем за тем, на чем нашли отцов наших". Разве даже если бы и сатана звал их к наказанию ада?"

(Сура "Лукман", аят 21).

В Книге Всевышнего Аллаха говорится о следовании тому, что ниспослано Аллахом в Книге Его, и об отказе следовать тому, что осталось от отцов, повествуется также о следовании страстям и призывам сатаны, как сказано было в предыдущем аяте: "Разве даже если бы и сатана звал их к наказанию ада?"

В достоверных и ясных хадисах от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, религиозная община побуждается к приверженности Книге и Сунне, говорится о том, что в них заключено спасение и покровительство, как рассказывал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует:

"Я оставляю после себя для вас то, чему, если вы будете привержены, вы никогда не будете в заблуждении - Книгу Аллаха и Сунну мою"

("ал-Маватта'", Предопределение, т.3, х.560).

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит, что в следовании Книге и его Сунне - спасение и покровительство, отсутствие заблуждения, ведущего к гибели в жизни земной и мучениям в жизни потусторонней.

Прежде всего для этого следует отказаться от привнесения новшеств в религию Аллаха и предостерегаться ереси, разъяснять Умме, что каждое нововведение в религию Аллаха есть заблуждение. Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в хадисе от Арбада ибн Сарийи, который рассказали Абу Дауд (Абу Дауд, "О Сунне", гл. О необходимости Сунны, х.4443), ат-Тирмизи (ат-Тирмизи, "О знании", гл.О следовании Сунне и воздержании от новшества, т.7, с.438, х.2815). ат-Тирмизи сказал об этом хадисе, что он хороший и достоверный.

Рассказывал: "Увещевал нас Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проповедью, от которой затрепетали сердца наши и увлажнились очи. И сказали мы: "О Посланник Аллаха, она [речь] подобна проповеди прощальной, и мы получили завещание". Сказал: "Я завещаю вам благочестие, послушание и покорность Аллаху, и если прикажет вам раб, который будет жить среди вас после меня, то вы увидите великое разногласие. Поэтому вы должны придерживаться моей Сунны, Сунны праведных халифов, ведущих правильным путем, терпеливо перенося невзгоды и события дней, ибо каждое новшество - заблуждение".

Этот хадис разъясняет нам одну величайшую сторону сохранения Уммы, защиты ее от противоречий, ведущих к искушению и смуте - речь идет о необходимости коллективизма - Джамаата, приверженности к Сунне, и отдалении от всех сомнительных явлений, поступков, высказываний, путей, толкающих Умму к конфликту с его разногласиями и расколом. Потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не разногласил в этом мире, чтобы Умма его достигла того, что было ниспослано Аллахом ему по части законов Его религии. Исходя из этого, он разъяснял своей Умме все, что приносило пользу религии, которую она исповедует и миру, в котором они жили, ибо Аллах, Великий Он и Всемогущий, завершил для своего Посланника религию, и закончил для него милость, и удовлетворился для человечества Исламом как религией. Сказал об этом Всевышний Аллах:

“Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас Исламом как религией"

(Сура "Трапеза", аят 3).

Сказал Он также:

"Кто же ищет не Ислама как религии, от того не будет принято, и он в последней жизни окажется в числе потерпевших убыток"

(Сура "Семейство Имрана", аят 85).

Поэтому религия завершена этим священным текстом, а Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, довел его ясным доведением. Как сказала Аиша, Мать правоверных, да будет доволен ею Аллах, и о чем повествуется в "Сахихе" Муслима: "Тот, кто полагает, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, утаил что-либо из того, что ниспослано ему Аллахом, то это величайшая ложь против Аллаха, а Аллах говорит:

"О Посланник! Передай, что низведено тебе от Господа. А если ты этого не сделаешь, то ты не передашь Его послания"

(Сура "Трапеза", аят 67).

Таким образом, религия завершена, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, довел ее, как повествуется об этом в предыдущем хадисе и как говорится о том в хадисе о прощальном хадже, когда Посланник сказал людям, что он доводит до них законы Ислама и его нормы, и разъяснял им дозволенное и запретное, недопустимость проливания крови не по праву и все то, что повелел ему Аллах и что запретил. Он говорил им: "Разве я не довел до вас". Они отвечали: "Да". Тогда он поднял руку к небу, повел ею перед ними и сказал: "О Боже, я свидетельствую, о Боже, я свидетельствую!".

И если после этого приходит к нам некто из людей и сообщает нам что-либо о религии Аллаха, чего нет в Книге Аллаха и в Сунне Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, а также в Сунне праведных халифов, независимо от того, является это убеждением, поступком, высказыванием, направлением, противоречащим пути Пророка и его жизни, и если он будет говорить, что ущербная религия не была завершена, то ему следует ответить словами Всевышнего Аллаха: "Сегодня Я завершил для вас вашу религию".

Или если скажет кто-либо, что осталось нечто для внесения в религию, что не было доведено Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то на это следует ответить хадисом от Аиши, да будет доволен ею Аллах, который был приведен выше, а также слова, сказанные Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, для всей Уммы в прощальном паломничестве, когда он сказал: "Обязательно доведет отсутствующий свидетель, ибо Господь..."

Если такой человек говорит, что шариат не завершен, и что осталось нечто, что необходимо или желательно дополнить, так как, если он будет думать о полноте шариата и его завершенности со всех сторон, он не вносил бы новшества и не дополнял бы его. Говорящий это и полагающий таким образом заблуждается и отходит от следования по прямому пути.

Сказал Ибн Маджишун: "Я слышал Малика, который говорил: "Тот, кто вводит новшества в Ислам и видит в этом благо, тот и полагает, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, изменил посланнической миссии, так как Аллах говорит: "Сегодня Я завершил для вас вашу религию". Поэтому то, что не было религией тогда, не может быть ею сегодня" (аш-Шатыби, ал-Иттисам, 1/49).

Имам аш-Шатыби говорит в своей книге "ал-Иттисам" (1/49):

1."Поистине, вносящий новшество в религию уклоняется от шариата и подрывает его. Разъяснены взыскующему рабу божьему особые пути на особых направлениях, и ограничена мораль на путях этих повелением к совершению одобряемого и удержанием от порицаемого, и обет и угрозы и сообщено ему о пользе этого и зле от отрицания этого, так как Аллах знает, а мы не знаем, и потому что Он послал Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, милостью для миров.

Исходя из этого, вносящий новшества отступает от всего этого, ибо он полагает, что есть пути иные, не те, которые определил Аллах Своим шариатом и не те, что разъяснены Им, так как законодатель знает, а мы не знаем. Более того, наверняка, вносящий новшества думает, что своим добавлением путей к тому, что уже установил законодатель, он знает то, чего не знает этот законодатель. Между тем, это есть деяние вносящего новшество. Если он делает это сознательно, то он - неверный, а если допускает это неумышленно, то он - заблуждающийся.

2. Затем, вносящий новшество таким образом, уподобляет себя законодателю, так как последний вносит законы и заставляет народ следовать их положениям и он становится тем самым одиноким, так как судит среди людей, в то время как по отношению к нему они разногласят.

Поэтому правовая норма не относится к числу умственных познаний, тогда бы каждый человек устанавливал законы по своему усмотрению. Если дело было бы поставлено таким образом, едва ли была бы необходимость в ниспослании Пророков к человечеству.

В результате того, что вносящий нововведения в религию Аллаха для самого себя становится уникальным и уравнивает себя с истинным законодателем, коль скоро он так же как и последний занимается правотворчеством, в обществе воцаряются противоречия и разногласия.

3. Занятие вносящего в религию новшества есть следование страстям и порокам. Аллах Всевышний говорит: "Тот блуждает, кто следует вслед за страстями своими, отрицая прямой путь от Аллаха". Поэтому тот, кто не следует по прямому пути Аллаха, подвержен страстям своим и нет человека более заблудшего, чем он.

Поистине, вносящему новшества в религию Аллаха, Великий Он и Всемогущий, который уподобляет себя законодателю, явлено порицание в Книге Аллаха, Великого и Всемогущего, так как тот, кто уклоняется, сердце того уклоняет Аллах, потому что они стремятся уподобиться Корану, уклониться от установленного в нем, небрежно толкуют его, допуская при этом искажения.

Сказал Всевышний Аллах:

"Он - тот, кто ниспослал тебе писание; в нем есть стихи, расположенные в порядке, которые - мать Книги; и другие - сходные по смыслу. Те же, в сердцах которых уклонение, - они следуют за тем, что в нем сходно, домогаясь смятения и домогаясь толкования этого"

(Сура "Семейство Имрана", аят 7).

Аиша, да будет доволен ею Аллах, была права, когда сказала:

"Спросили Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, об этом аяте - "Он Тот, Кто ниспослал вам Книгу" (до конца аята). Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Если вы увидите тех, кто будет следовать тому, что уподоблено ему [Корану], то они те, кто возвысился над Аллахом, поэтому предупредите их. В другой версии данного хадиса говорится: "Если вы увидите тех, кто соперничает с Кораном, то они те, кто подразумевает [в своем соперничестве] Аллаха, предостерегите их".

Сказал Всевышний:

"Поистине, те, которые разногласили в своей религии и стали партией, нет от них никакой пользы".

Сказал Ибн Касир: "То есть, имеются в виду, разногласия, вносимые сектами и общинами, страсти, пороки. Так как Аллах сделал неповинным Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в том, что они [эти секты] несут в себе" (Ибн Касир, Тафсир, 3/372).

Сказал Всевышний:

"И это - Моя дорога прямая; и следуйте же по ней и не следуйте другими путями, чтобы они не отделил вас от Его дороги. Это Он завещал вам, - может быть, вы будете богобоязненны!"

(Сура "Скот", аят 153).

Поэтому прямой путь Аллаха - это путь, по которому Он призывает следовать, это - Сунна, которую установил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, это - Ислам и это - Коран. А что касается противоречивых путей, то это - пути сторонников разногласий, сошедших с пути верного руководства, это последователи страстей и нововведений в религию.

Они последователи непокорных, коль скоро сами ослушались и являются неповинующимися. Поэтому последователь греха не может предложить пути, который все время претендовал бы на уровень законодателя, как поступают вносящие новшества в религию.

На цель, которую преследует вносящий новшества в религию, указывает хадис от Абдаллаха Ибн Масуда, да будет доволен им Аллах. Его рассказали имам Ахмад, ан-Насаи, Ибн ал-Мунзир и ал-Хаким, который исправил его. Рассказал: "Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начертил перед нами линию, а затем сказал: "Это прямой путь Аллаха". Затем он начертил другие линии справа и слева от первой со словами: "А на каждом из этих путей сидит шайтан и подталкивает вас туда". Затем он прочитал священный аят:"И скажи, что это путь мой, прямо ведущий. Итак, следуйте ему, и не следуйте никаким другим путем, чтобы не отвратиться от пути Его"

(Сура "Скот", аят 153).

Сказал Бакр ибн ал-Алла': Он считал, что шайтан хотел от людей, чтобы они следовали за нововведениями.

Сказал Муджахид: Под словами "не следуйте никаким другим путем" имеются в виду нововведения и пороки.

Подобно тому, как последовало порицание нововведению и разъяснение об уклонении сердца вносящего новшество в Книгу Аллаха, Велик Он и Всемогущ, так порицание его присутствует во многих хадисах от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. В них говорится о порицании за новшества, разъясняется их ошибочность и последствия, повествуется об отступничестве тех, кто поступает таким образом. Так, в "Сахихах" ал-Бухари и Муслима от Аиши, да будет доволен ею Аллах, приводится хадис, в котором она рассказывает:

"Сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: "Тот, кто внес новое, и это - не от Него, тот допустил вероотступничество".

В редакции Муслима:

"Кто совершает дело, на которое мы не давали повеления, тот - отступил [от веры]"

(ал-Бухари, Торги, "Фатх ал-Барри", 4/355, гл.60; Муслим, Приговоры, 3/1343, x.17,18).

Рассказал имам Муслим от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"Тот, кто призвал к верному пути, тому будет награда такая же, как та, которая полагается последовавшему по этому пути; и нисколько не будет усечено из удела их. Кто же призвал к заблуждению, для того тяжесть греха столь же велика, как и для того, кто последовал за ним; и не будет убавлено от грехов их нисколько"

(Муслим, Знание, 4/2060, x.16; ал-Бухари, Руководствование, "Фатх ал-Барри", 13/302).

Этому повествованию подобен и хадис от Хузайфы, который мы приведем ниже.

После того, как мы узнали о негативности нововведений и необходимости остерегаться их влияния, перейдем к более подробному изложению связанных с ними вопросов.

Что такое "нововведение" и каковы его характерные особенности.

1. Определение "нововведения". Нововведение в языковом понимании - это изобретение того, чего раньше не было.

Об этом говорится в словах Всевышнего: "Новшество небес и земли", то есть, открытие "небес и земли", которых не было прежде.

Говорят: "Такой-то ввел новшество", что означает "начал путь, доселе не существовавший". Это прекрасно, когда говорят о полезном деле, которого раньше не было. Следование этому делу называется "новаторством", суть которого также заключена в слове "нововведение".

Из этой этимологии и дано название делу, на которое нет, однако, указания в шариате.

Поэтому нововведение в шариате означает открытие и начало такого пути в религии, который претендует на место шариата. Это определение охватывает все, что происходит в религии из того, что не имеет своей основы в шариате, основы, которая указывала бы на какое-либо новшество.

Что касается того, что имеет основу в Шариате и указывает на нее, то это не может считаться новшеством по праву, если это и называют новшеством в языковом значении.

Это значение новшества, которое содержится в некоторых высказываниях и речах салафитов-предшественников - милость новшества. Например, высказывание Умара ибн ал-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, когда собрался народ во время рамадана перед одним имамом в мечети. Он вышел сзади тех, которые молились также. Тогда он сказал: "Я с милостью принимаю такое новшество, так как "салят таравих", выполняемый в период рамадана - это основа. Поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал намаз с людьми в рамадане в течение двух или трех ночей, затем запретил, опасаясь, что это станет обязательным для Уммы, ибо люди тяготились бы его совершением".

На то, что совершали Умар ибн ал-Хаттаб, да будет милостив к нему Аллах, и все праведные халифы, неверно было бы указать как на проявление новшества и признать это как противоречащее Шариату. Например, такие действия как салят-таравих в коллективе во время рамадана, как сбор Корана, который был записан в эпоху Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, иначе до этого он был разрознен и не был собран в единый свиток. Он собирался в период правления Абу Бакра, когда разгорелись убийства в селах в местности ал-Йамама с лжепророком Мусайлимой.

Собирались эти свитки, которые составили единое целое и при Абу Бакре, чем занимались и в эпоху Умара Ибн ал-Хаттаба, поэтому, наконец, собрал их Усман в единый свиток, так как дела праведных халифов являются Сунной в соответствии с текстом хадиса, рассказанного Абу Даудом и ат-Тирмизи со ссылкой на ал-Арбада ибн Сарийу, в котором Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит своим сподвижникам:

"Тот, который будет жить среди вас после меня, тот увидит великое разногласие. Поэтому вы должны придерживаться моей Сунны, Сунны праведных халифов, ведущих правильным путем после меня".

И это подтверждает, что дело их находилось в рамках Сунны и не относилось к числу новшеств.

Нововведение подразделяется на истинное и дополнительное



следующая страница >>