microbik.ru
1 2 ... 8 9
Время выбирать!

(Негосударственные вузы. Мифы и действительность).

Время реформ – это всегда время потерь и приобретений. Одним из безусловных приобретений современной российской действительности можно считать свободу выбора. Выбор распространяется практически на все сферы жизни общества, затрагивает самые разные аспекты человеческой деятельности. Как сказал великий французский философ-экзистенциалист Жан-Поль Сартр: «человек осужден быть свободным». В самом деле, возможность выбирать – благо, но благо, сопряженное с ответственностью, а значит требующее особенной продуманности и взвешенности поступков. Наша жизнь – постоянный, ежесекундный выбор, но есть в ней ситуации, когда от принятого решения зависит все наше, да и не только наше, будущее. Одной из таких ситуаций для каждого молодого человека является определение жизненного пути, осознание своего призвания, выбор профессии. А выбор профессии неизбежно связан с выбором образования, с решением о том, где и чему учиться, а я считаю, что еще важнее – где из тебя могут сделать, а точнее где ты сможешь стать профессионалом. Очень важно не допустить ошибки, поскольку она может сломать всю жизнь.

Советская Россия могла по праву гордиться своей системой образования. Именно в советских вузах учились Л.Д. Ландау, Ж.И. Алферов, А.Д. Сахаров, Д.С. Лихачев. Советский диплом, особенно таких вузов, как МГУ им. М.В. Ломоносова, МВТУ им. Н.Э. Баумана, МИФИ, МФТИ пользовался, да и по сей день пользуется признанием во всем мире.

В Советском Союзе было большое количество вузов, готовивших разных специалистов. Но учебные заведения советской эпохи объединяло одно – они все были государственными.

Поэтому в СССР существовал следующий порядок формирования государственного заказа на подготовку специалистов: Госплан определял необходимое для народного хозяйства количество специалистов. От этого зависело финансирование вузов (деньги) и именно это и определяло государственный заказ, предоставляя молодежи этот, как бы «выбор», т.е. студенты шли за деньгами. Теперь Госплана нет. Вузов стало на порядок больше, в т.ч. негосударственных и платных отделений государственных. Чему и где учиться теперь выбирает не Госплан, а студент. Следовательно, теперь от выбора студента зависит куда (в какой вуз и на какую специальность) пойдут его деньги. Т.е. теперь деньги идут за студентом. И если фундамент реформы образования – это изменение форм собственности, то основное ее следствие: социальный, а не государственный заказ будущей профессии студента. Естественно, это не относится к гос. заказу на подготовку специалистов, необходимых непосредственно для нужд государства.

Сегодня «юношам, обдумывающим житье», решающим важный вопрос: какому виду образования отдать предпочтение – государственному или негосударственному, приходится взвешивать многие «за» и «против», полагаясь при этом, зачастую, на мнение людей, далеких от знания перемен, произошедших в российской высшей школе за последние годы.

Всю свою жизнь я работал в системе образования – сначала советского государственного, потом нового государственного платного, а теперь, уже около 10 лет - негосударственного. Я не понаслышке знаю все эти системы, их достоинства и недостатки.

В небольшой статье, адресованной будущим студентам, их родителям, всем, кто стоит перед выбором, где стать профессионалом, интересуется состоянием отечественного высшего образования, я бы хотел рассказать о том, что представляет собой негосударственное образование, что может дать студенту серьезный негосударственный вуз. Надеюсь, что мой рассказ расширит представления читателей об этой, не очень еще привычной для нас форме подготовки специалистов, поможет сломать стереотипы, порожденные столь свойственным советскому человеку недоверием ко всему, связанному с частной инициативой, рассеять некоторые мифы, созданные не очень компетентными или не слишком добросовестными людьми. Хочется верить, что это поможет юношам и девушкам в их выборе.

Бурное развитие негосударственного образования в современной России – процесс вполне закономерный.

Для начала позвольте немного цифр. Сейчас в России существует 654 гражданских государственных вузов. Число негосударственных вузов составляет 470, из которых 233 имеют государственную аккредитацию. При этом из общего количества студентов (4,5 млн.) в негосударственных вузах учится всего около 9% 1. О чем говорят эти данные?

Может показаться, о явном предпочтении государственному образованию перед негосударственным.

Однако вот и другие цифры. Вплоть до начала 90-х гг. в России существовала монополия государства в сфере образования. Первым из негосударственных вузов периода новейшей истории России явился Российский открытый университет (РОУ), который был зарегистрирован в сентябре 1991 г. Менее чем за десять лет существования негосударственные вузы «отвоевали» у государственных почти десятую часть студентов! Каждый год, начиная с 1991, появлялось примерно 50 негосударственных образовательных учреждений, и они находили своих студентов. При этом не стоит забывать, что конкуренция осуществляется явно не в равных условиях. Негосударственные вузы не получают ни копейки бюджетных средств, напротив, они вынуждены платить большие налоги; в них нет военных кафедр (хотя в аккредитованных вузах предоставляется отсрочка от армии); требования, предъявляемые к этим вузам со стороны государства при прохождении аккредитации гораздо более жесткие, чем требования к государственным учебным заведениям, многие из которых аккредитацию прошли «условно». Эти примеры неравноправия можно было бы продолжить, но важно, что, несмотря на все это, негосударственное образование продолжает развиваться и успешно конкурировать с образованием государственным.

И все же в общественном мнении до сих пор существует определенное недоверие к негосударственному высшему образованию, сомнения в его будущем. Чем это вызвано?

Прежде всего тем, что негосударственный вуз негосударственному вузу – рознь. Действительно, в общую категорию попадают и серьезные образовательные учреждения, ориентированные на качественную подготовку высококвалифицированных специалистов, и учреждения-однодневки, созданные ради получения быстрых, в полном смысле слова «криминальных» денег. Я хочу сразу подчеркнуть, что все сказанное ниже о негосударственных вузах будет относиться только к «серьезным» учебным заведениям.

Как же отличить «серьезный» негосударственный вуз от «лавки по продаже дипломов»?



следующая страница >>