microbik.ru
1

Всемирный фонд дикой природы

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОЛИТИКИ экологической и социальной ОТВЕТСТВЕННОСТИ горнодобывающих компаний




На сегодняшний день в мире все больше горнодобывающих компаний внедряет экологически и социально ответственные подходы к ведению бизнеса, позволяющие свести к минимуму возможные риски при разработке месторождений. Компании инвестируют средства в новые технологии, разрабатывают экологические и социальные программы и принимают добровольные обязательства, направленные на повышение безопасности окружающей среды и местного населения, сохранение биологического разнообразия. Все это приводит к снижению возможного негативного воздействия добычи полезных ископаемых на окружающую среду и человека и вызывает существенное улучшение отношения к добывающей промышленности в обществе.
Хотя определенная степень негативных воздействий не исключена даже при применении наиболее прогрессивных технологий и методов управления, большинства из них можно избежать, если компании будут руководствоваться в своей деятельности наилучшими из возможных подходов.

Исходя из необходимости уменьшения возможных рисков горнодобывающего производства был составлен настоящий документ, цель которого - сформулировать основные положения эффективной политики горнодобывающих компаний в экологической и социальных сферах*.
Понимая, что экологическая безопасность и здоровая экономика одинаково важны для устойчивого развития общества, горнодобывающие компании могут добровольно принять "Основные положения…" в качестве основы своей корпоративной экологической и социальной политики.
Принятие экологически и социально ответственных практик ведения бизнеса, среди прочего, позволит компаниям:

  • избежать сверхнормативных экологических платежей и штрафных санкций за счет уменьшения количества и масштаба аварий и снижения затрат на ликвидацию их последствий;

  • получить прямую экономическую выгоду от внедрения более прогрессивных технологий и систем управления за счет экономии ресурсов и снижения потерь;

  • укрепить отношения с органами местной власти и государственного экологического контроля, населением, общественными природоохранными организациями, что повлияет на восприятие деятельности компании в регионе;

  • сократить сроки согласования проектов на стадии технико-экономического обоснования и облегчить получение «социальной лицензии» на разработку месторождений за счет создания благоприятного имиджа компании и как результат улучшения взаимоотношений со всеми заинтересованными сторонами;

  • облегчить подготовку к сертификации на соответствие международным стандартам (ISO 9000, ISO 14000, ISO OHSAS 18000) благодаря реализации эффективной экологической стратегии;

  • повысить конкурентоспособность товаров и получить дополнительные возможности воздействия на потребителей за счет производства экологически чистой продукции;

  • получить пропуск на международный рынок и укрепить позиции компании среди зарубежных партнеров;

  • привлечь внимание инвесторов и облегчить доступ к капиталу, особенно в тех случаях, когда финансирование нужно получить от банков, разделяющих «Принципы Экватора» и другие международные конвенции в области охраны окружающей среды.


В конечном счете, практическая реализация “Основных положений…” позволит добывающим компаниям получить более эффективный доступ к земельным, человеческим и финансовым ресурсам, без чего невозможно успешно вести бизнес и занять лидирующие позиции в отрасли.
Настоящий документ открыт для обсуждения со всеми заинтересованными сторонами и будет являться основой дальнейшего диалога об экологически и социально ответственных практиках ведения горной добычи.
Сотрудничество горнодобывающих компаний и природоохранных организаций в области разработки и применения «Основных положений…» принесет обоюдную выгоду на пути признания прав и интересов всех участников диалога и приведет к уменьшению числа конфликтов и снижению затрат при разработке месторождений.

1. Руководящие принципы экологической и социальной политики компании


1.1. Устойчивое развитие как сбалансированное удовлетворение текущих экономических, экологических и социальных потребностей без ущерба для реализации потребностей будущих поколений.
1.2. Презумпция потенциальной экологической опасности деятельности компании.

1.3. Приоритет принятия компанией предупредительных мер над мерами по ликвидации негативных экологических последствий.


1.4. Отказ от проведения разработок на территориях высокой природоохранной ценности.

1.5. Строительство объектов с учетом особенностей природной среды в районе работ (сейсмо- и вулканоопасности, мерзлоты, активных склоновых процессов и др.).


1.6. Применение наилучших доступных технологий горной добычи.
1.7. Экологически безопасная утилизация отходов.
1.8. Контроль за безопасностью технологических процессов и мониторинг состояния природной среды в районе разработок.


1.9. Ответственность за загрязнение окружающей среды и компенсация ущерба в полном объеме.

1.10. Предотвращение аварий и обеспечение ликвидации их последствий, включая реабилитацию экосистем и объектов животного мира.


1.11. Учет интересов и прав коренных малочисленных народов на сохранение здоровой и экологически чистой окружающей среды, ведение традиционного образа жизни, культурную целостность, управление своими землями и честную компенсацию за их использование. Уважение к местным традициям, природным, культурным, историческим ценностям и местному языку.
1.12. Признание права местного населения и коренных народов на свободное, заблаговременное и информированное согласие или несогласие относительно проведения любых промышленных разработок, затрагивающих места их традиционного проживания и природопользования, средства к существованию. Совместное принятие решений о ходе реализации проектов компании.


1.13. Свобода доступа и открытость экологически значимой информации.


1.14. Открытость деятельности компании для общественного экологического контроля.


1.15. Неукоснительное выполнение требований российского законодательства в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Обязательное проведение экологического аудита и внедрение системы экологического менеджмента.

2. Определение территорий высокой природоохранной ценности, потенциально «закрытых» для деятельности горнодобывающих компаний



2.1. Компания не осуществляет разработку месторождений полезных ископаемых на перечисленных ниже территориях и акваториях:

a. Объектах всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО;

b. Особо охраняемых природных территориях, созданных в соответствии с федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях"1 и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (государственные природные заповедники, национальные и природные парки, заказники, памятники природы, биосферные полигоны резерватов ЮНЕСКО, иные категории особо охраняемых природных территорий);

c. Территориях и акваториях, зарезервированных на основании решений Правительства Российской Федерации или органов государственной власти субъектов Российской Федерации для целей создания особо охраняемых природных территорий;

d. Водно-болотных угодьях международного значения (Рамсарские угодья), как утвержденных Правительством Российской Федерации, так и внесенных в Перспективный список Рамсарской конвенции2;

e. Водных объектах высшей и первой рыбохозяйственных категорий (местах массового нереста, нагула, зимовки и миграций особо ценных видов рыб);

f. Критических местообитаниях популяций видов, занесенных в Красные Книги Российской Федерации и ее субъектов3, в приложения Конвенции о сохранении мигрирующих видах диких животных4;

g. Ключевых орнитологических и ботанических территориях международного и федерального значения, а также иных территориях, признанных на международном уровне особо важными для отдельных групп животных и растений;

h. Особо уязвимых морских участках и зонах охраны морских млекопитающих;

i. Малонарушенных лесных и сельскохозяйственных территориях высокой природоохранной ценности.

2.2. Компания не осуществляет свою деятельность в буферных и охранных зонах вышеперечисленных (п. 2.1) территорий и акваторий, в пределах особо чувствительных природных экосистем (запретные и нерестоохранные полосы, водоохранные зоны, прибрежные биотопы и др.)5 в том случае, если эта деятельность может оказать негативное воздействие на охраняемые природные комплексы и объекты, приведет к деградации охраняемых экосистем, снижению их природных функций и биологического разнообразия.

2.3. Компания может проводить добычу полезных ископаемых на всех других территориях, кроме перечисленных в п. 2.1 и 2.2, реализуя на практике основные положения настоящего документа.

3. Обеспечение экологически ответственной стратегии разработки месторождений


3.1. Проведение оценки воздействия на окружающую среду

3.1.1. Компания в обязательном порядке проводит оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) при разработке новых, а также при расширении или существенном изменении условий добычи и применяемых технологий на уже имеющихся месторождениях.
3.1.2. Оценка воздействия на окружающую среду должна строиться на следующих принципах:

a. Многовариантность сценариев проекта, в том числе оценка "нулевого варианта" (полный отказ от проекта);

b. Комплексность: проведение анализа влияния намечаемой деятельности на все компоненты природной среды и экосистемы в целом;

c. Учет природных условий в зоне деятельности компании (мерзлота, сейсмичность, активные склоновые процессы, сложная ледовая обстановка и т.д.);

d. Учет особенностей используемых технологий на всех стадиях разведки и эксплуатации месторождения;

e. Сбор адекватной информации о фоновом состоянии окружающей среды и исходном уровне биоразнообразия;

f. Оценка основных угроз биоразнообразию в процессе консультаций с природоохранными и научными организациями;

g. Полный и детальный анализ всех возможных рисков возникновения аварийных ситуаций, включая анализ наихудших из возможных сценариев (полное разрушение конструкций, прорывы хвосто- и шламохранилищ, разливы загрязняющих веществ из технологических установок и т.п.), а также их последствий;
h. Анализ трансграничных воздействий: оценка влияния на природную среду за пределами месторождения;
i. Расчет затрат на проведение экологического аудита, долговременного мониторинга состояния природной среды, рекультивацию земель после прекращения разработки месторождения и учет этих затрат при оценке рентабельности проекта и анализе проектных альтернатив.
3.1.3. Результаты ОВОС представляются на общественную экспертизу. При этом компания предоставляет участникам экспертизы достаточное время и доступ к необходимой дополнительной информации по проекту.

3.2. Использование природных ресурсов
3.2.1. Сокращение потребления водных, энергетических и земельных ресурсов должно являться официально принятой стратегией ресурсопользования компании.
3.2.2. Компания стремится уменьшить площади земельного отвода и ограничить расчистку земель путем использования технологий и практик горнодобычи, позволяющих минимизировать нарушение природной среды.

3.2.3. Для обеспечения рационального использования водных ресурсов компания внедряет на промышленных объектах систему оборотного водоснабжения и сокращает потребление свежей воды на производственные нужды за счет повторного использования очищенных дождевых, талых, дренажных и других попутно забранных вод. Компания также контролирует состояние и устраняет утечки из трубопроводов хозяйственно-бытового водоснабжения и отопления.


3.2.4. В целях снижения энергопотребления и повышения энергоэффективности своей деятельности компания предусматривает введение систем учета и лимитов энергопотребления, оптимизацию использования оборудования с учетом суточной периодичности нагрузок, внедрение энергоэффективного оборудования, модернизацию систем теплоснабжения; сокращение непроизводительных потерь и утилизацию низкопотенциального тепла.
3.2.5. Компания ориентируется на максимально полное извлечение основных и сопутствующих полезных компонентов из горных пород и отдает приоритет использованию отходов в качестве вторичного сырья над их утилизацией.

3.3. Предотвращение и минимизация негативного воздействия на окружающую среду

3.3.1. При проведении строительных работ на месторождении и в период его эксплуатации компания строго соблюдает границы земельного отвода для исключения дополнительного

нарушения мест естественного обитания животных.
3.3.2. При строительстве инженерных сооружений (прежде всего линейных объектов - дорог, линий электропередач, отвалов, канав и др.) компания принимает меры по снижению фрагментации ландшафтов и сохранению путей миграции животных.
3.3.3. Компания сотрудничает с другими компаниями по совместному использованию уже существующей региональной энергосистемы, транспортной сети и других объектов инфраструктуры, необходимых для реализации проекта, если это снижает воздействие на окружающую среду.
3.3.4. Для предотвращения эрозии компания проводит удаление растительности только на тех участках, где это представляется совершенно необходимым, осуществляет укрепление берегов рек и склонов в пределах полигона, а также проводит промежуточную рекультивацию для стабилизации земель на тех участках, дальнейшее использование которых в производственных целях не планируется.
3.3.5. Перед началом разработки месторождения проводится предварительное снятие плодородного слоя почвы с нарушаемых площадей и его отдельное складирование в целях последующего использования при рекультивации. Складированный плодородный слой должен быть защищен на весь срок хранения от размывания, выветривания и действия других факторов, ведущих к его потере.

3.3.6. Для предотвращения загрязнения природных вод и защиты сооружений от подтопления компания предусматривает отвод поверхностного стока от промышленных объектов. С этой целью рабочие площадки оснащаются системой перехвата ливневых вод с последующей их очисткой от взвешенных веществ и нефтепродуктов в специальных отстойниках и очистных сооружениях.
3.3.7. Компания использует высокоэффективные системы очистки сточных вод, с обязательным применением безопасных для окружающей среды коагулянтов (оксихлорид алюминия и др.). Для аварийных ситуаций предусматривается сооружение станций очистки, обеспечивающих прием залповых сбросов и снижение содержания загрязняющих веществ до нормативного уровня.
3.3.8. В том случае, если применяемые технологии предполагают использование цианидов, компания руководствуется принципами и стандартами Международного кодекса использования цианидов (Cyanide Management Code) и предпринимает все необходимые меры для защиты рабочих, местного населения и окружающей среды от их воздействия. Данные меры включают:

  • выбор экологически безопасных мест размещения хвостохранилищ, емкостей и площадок цианирования и создание эффективной системы защиты грунтовых вод при их строительстве (лайнеры-экраны, бетонированные поддоны, система сигнализации об утечках, контроль нарушений целостности гидроизоляции, дренаж и др.);

  • работу опасных производств и хвостохранилищ в режиме полного оборотного водоснабжения, без сброса сточных вод.

  • строительство дамб и обвалование хвостохранилищ на случай аварийных ситуаций;

  • отвод поверхностных и грунтовых вод с площадок цианирования и хранения отвалов, регулярный контроль их качества;

  • создание системы аварийной откачки и очистки стоков;

  • использование экологически безопасных технологий обезвреживания цианидсодержащих стоков (переход от хлорирования к биологическим методам обезвреживания и др.);

  • назначение ответственных лиц в компании за обеспечение безопасности при транспортировке, хранении и использовании цианидов; передача в их распоряжение необходимых ресурсов и оборудования для ликвидации аварий;

  • разработка детальных планов реагирования на случай возможных утечек цианидов, обучение персонала компании действиям в чрезвычайных ситуациях;

  • проведение независимого аудита, подтвержающего применение компанией безопасной стратегии использования цианидов.


3.3.9. Компания не размещает перерабатывающую инфраструктуру опасных промышленных объектов (обогатительные фабрики, склады химреагентов, хвостовые хозяйства и др.) на тектонических разломах и в местах развития опасных геологических процессов, на водотоках и в долинах малых горных рек, в водоохранных зонах и лесных полосах, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб.
3.3.10. Деятельность компании в пределах водосборов нерестовых рек осуществляется при обязательном согласовании всех проводимых работ с органами рыбоохраны.
3.3.11. Компания разрабатывает мероприятия по исключению попадания горюче-смазочных материалов на почву и в водные объекты. Данные мероприятия включают устройство стационарных пунктов хранения ГСМ и заправки техники, оборудованных твердым покрытием, обваловкой, системами отвода и локализации разливов, а также предусматривают сбор и утилизацию отработанных нефтепродуктов.
3.3.12. Компания проводит наблюдения за выбросами опасных веществ в воздух (особенно ртути, свинца и парниковых газов), и сокращает их количество, используя специальные фильтры и газоочистители.


3.3.13. Для предотвращения пылевого загрязнения атмосферы и водных объектов компания

предусматривает организацию пылеподавления в сухое теплое время года на рабочих площадках месторождения, отвалах пустой породы, подъездных автодорогах.
3.3.14. Для уменьшения распугивания животных на границах проектного участка компания принимает ограничения по максимальному уровню шума, вызванного работой техники и оборудования и проведением буровзрывных работ.
3.3.15. Компания разрабатывает и утверждает кодекс поведения для своих сотрудников, включающий требования по охране окружающей среды. В соответствии с кодексом в районе деятельности компании не допускается незаконная охота, рыбная ловля и любое другое использование объектов растительного и животного мира, наносящее вред биоразнообразию. Компания информирует подрядчиков и субподрядчиков о требованиях по охране окружающей среды и осуществляет контроль за их выполнением. Для предотвращения браконьерства компания совместно с региональной инспекцией по охране природы контролирует использование подъездных дорог к месторождению.
3.3.16. Компания осуществляет системные наблюдения за состоянием промышленных объектов и окружающей природной среды в рамках проводимого на постоянной основе горно-экологического мониторинга. Горно-экологический мониторинг предполагает:

- контроль за всеми процессами промышленного производства, которые могут оказать потенциальное воздействие на окружающую среду (вскрышные и подготовительные работы, добычные работы, размещение пустых пород и отходов, переработка сырья, состояние опасных объектов, эксплуатация гидротехнических сооружений, рекультивация нарушенных земель и др.);

- слежение за состоянием всех компонентов природного комплекса (атмосферным воздухом, поверхностными и подземными водами, почвами, биотой).

Результаты горно-экологического мониторинга используются компанией для оперативного управления производством и технологическими процессами и контроля экологических аспектов эксплуатации месторождения.
3.3.17. Компания назначает ответственное лицо и проводит обучение всех сотрудников мерам экологической безопасности на производстве.
3.3.18. Компания совместно с местным населением, которое может пострадать в результате разработки проекта, определяет потенциальные варианты чрезвычайных ситуаций и аварий, а также разрабатывает планы их предотвращения и ликвидации последствий. Компания совместно с региональными службами ГО и ЧС проводит обучение местного населения действиям в чрезвычайных ситуациях с целью снижения возможного ущерба здоровью и имуществу людей и состоянию природных объектов.
3.3.19. В случае возникновения аварийных ситуаций компания незамедлительно информирует о них местное население, региональные органы исполнительной власти и местного самоуправления, территориальные органы МЧС. При этом отчеты о произошедших сбросах загрязняющих веществ в поверхностные и грунтовые воды и выбросах опасных веществ в воздух (в т.ч. протоколы количественных химических анализов, расчетов и исследований) являются открытыми.
3.3.20. Компания обеспечивает запас необходимого количества исправных технических средств, материалов и веществ, которые могут быть востребованы для устранения последствий аварийных ситуаций.
3.3.21. Компания в полном объеме страхует экологические риски у независимых страховых компаний и/или резервирует собственные средства, достаточные для этих целей, требуя того же от подрядчиков и субподрядчиков.

3.4. Управление отходами производства



      1. Компания обезвреживает отходы до состояния, не представляющего опасности для окружающей среды.




      1. Компания разрабатывает детальный план организации сбора и удаления отходов.



      2. Компания передает отходы для переработки, утилизации и конечного размещения (захоронения) только тем организациям, которые могут подтвердить наличие у них технологий и оборудования, сертифицированных специалистов, лицензий и разрешений, необходимых для обращения с отходами.


3.4.4. Компания строит полигоны промышленных и твердых бытовых отходов и/или выделяет специальные площадки для сбора и сортировки отходов, оборудованные защитным покрытием и непроницаемыми бортами. Производственные и бытовые отходы собираются в гидроизолированные емкости для их последующей утилизации или захоронения на полигонах. Бытовые сточные воды перед сбросом подвергаются полной биологической очистке.
3.4.5. Отвалы пустой породы и хвостохранилища размещаются и сооружаются таким образом, чтобы свести к минимуму опасность загрязнения окружающей среды и угрозу для работающих на предприятии и местного населения, а также с учетом стоимости долговременной эксплуатации технических сооружений.
3.4.6. При сооружении хвостохранилищ и отвалов пустой породы компания устанавливает адекватную систему сбора просачивающихся вод, предотвращающую поступление загрязнителей в грунтовые воды и позволяющую локализовать любые утечки в непосредственной близости от их источника.


3.4.7. Компания проводит контроль состава отвалов во избежание развития процессов кислотообразования, вымывания тяжелых металлов и других опасных химических веществ и соединений. Отвалы кислотообразующих пород должны быть собраны и изолированы в специальные хранилища, с изолирующим покрытием, препятствующим распространению кислотосодержащих стоков.
3.4.8. Компания не использует речную сеть для сброса отходов производства, а также не участвует в захоронении отходов в морских акваториях на малых глубинах (до 100 метров). Глубоководное захоронение отходов может применяться только после проведения независимой экспертизы, подтверждающей минимальные экологические и социальные риски.
3.4.9. Компания проводит надлежащий мониторинг за очистными сооружениями и коллекторами для обнаружения любых утечек загрязняющих веществ. Мониторинг кислотообразующих пород проводится на протяжении всего времени существования месторождения для своевременного применения мер, направленных на уменьшение вредного воздействия, и в течение, как минимум, трех лет после завершения разработки месторождения.



    1. Рекультивация нарушенных земель


3.5.1. Компания обеспечивает последующую рекультивацию территории и приведение ее в состояние максимально близкое к естественному. При этом нарушенные земли должны быть восстановлены до степени, позволяющей их использовать в соответствии с планами дальнейшего развития территории.
3.5.2. План рекультивации земель с детальными подсчетами затрат составляется до начала разработки месторождения. Средства на его реализацию закладываются в смету на стадии обоснования инвестиций проекта.
3.5.3. В соответствии с планом рекультивации компания несет ответственность за вывод из эксплуатации производственных объектов и демонтаж технических сооружений после прекращения горных разработок.
3.5.4. Компания выравнивает отвалы и засыпает подземные выработки, шахты, котлованы и шурфы (если по результатам специальных экологических исследований не рекомендовано иное) в целях минимизации размеров отвалов пустой породы и хвостохранилищ, уменьшения вероятности эрозии и просадочных явлений, снижения негативного воздействия кислотообразования на поверхностные и грунтовые воды в местах выхода на поверхность кислотообразующих пород.


3.5.5. Рекультивация включает восстановление поверхностного плодородного слоя почв, пригодного для поселения растительности, для чего компания использует почвенный материал, снятый и сохраненный перед началом разработки месторождения.
3.5.6. На этапе биологической рекультивации компания стремится восстановить естественную растительность территории. Устанавливаются количественные стандарты восстановления растительности, включаемые в общий план рекультивации земель.
3.5.7. Компания проводит промежуточную рекультивацию отдельных участков нарушенных земель непосредственно по окончании на них производственной деятельности, даже в том случае, если не исключено их повторное использование в будущем в целях более полного извлечения полезных компонентов из отходов, отвалов пород и хвостохранилищ.
3.5.8. Компания предусматривает мониторинг природной среды на территории полигона после прекращения горных разработок.
3.5.9. План рекультивации периодически пересматривается с целью использования более эффективных технологий и обновления стоимости затрат.
3.5.10. Компания создает специальный фонд для управления финансовыми средствами, предназначенными для проведения рекультивации. Формирование капитала фонда происходит за счет периодических отчислений, величина которых должна быть соразмерна стоимости запланированных рекультивационных работ, площади нарушенных земель и количеству добытого сырья. Средства фонда рекультивации могут быть использованы только на цели восстановления нарушенных земель и растительности.

4. Учет интересов местного населения и прав коренных малочисленных народов.
Участие общественности и представителей КМНС в принятии решений



4.1. В местах традиционного проживания, хозяйственной деятельности, расположения объектов историко-культурного и духовного наследия коренных малочисленных народов и местных сообществ компания осуществляет свою деятельность при условии обязательного согласования мест реализации проекта с вышеперечисленными группами, проведения комплексной экспертизы намечаемой деятельности и учета ее результатов, соблюдения особого режима ведения деятельности, обеспечивающего сохранение исконной среды обитания и традиционного природопользования коренных малочисленных народов и приравненных к ним этнических общностей.
4.2. Компания должна получить свободное, заблаговременное и информированное согласие местного населения и коренных малочисленных народов, чьи интересы затрагиваются добычей, на извлечение ресурсов на их территории. Такое согласие должно быть получено:

a) свободно: без принуждения или манипуляции,

b) заблаговременно: до начала каких-либо работ на месторождении, а также перед каждой последующей фазой его разработки и эксплуатации;

c) в процессе консультаций и обсуждения ключевых аспектов проекта со всеми заинтересованными сторонами.

4.3. Участие общественности, местного населения и представителей коренных малочисленных народов в принятии решений предполагает комплекс мероприятий, включающих предоставление информации, консультации, а также совместную разработку и подписание соглашений, детально рассматривающих условия осуществления каждой конкретной фазы горнодобывающего проекта. Такие соглашения являются результатом предварительного согласования сторон и должны иметь юридическую силу.
4.4. Компания совместно с местными природоохранными организациями, представителями местного населения и коренных малочисленных народов разрабатывает и принимает независимый механизм разрешения споров для того, чтобы местное население могло рассчитывать на соблюдение договоренностей и объективное решение проблем, возникающих в отношениях с горнодобывающей компанией.

5. Компенсации ущерба и потерь, социальные гарантии
5.1. В соответствии с законодательством компания компенсирует в полном объеме ущерб окружающей среде и населению, испытывающему негативное влияние от деятельности по реализации проекта.
5.2. Для покрытия негативного воздействия на окружающую среду компания проводит страхование экологических рисков и предоставляет финансовые гарантии, адекватные быстрой очистке, восстановлению, проведению долговременного мониторинга и поддержанию устойчивого функционирования экосистем в районе разработок.


5.3. Условия, в соответствии с которыми местное население и коренные малочисленные народы получат выгоды от разработки месторождения и компенсацию потерь, должны быть отражены в имеющем юридическую силу компенсационном соглашении, включающем:

- пути и способы, посредством которых традиционные природопользователи получат выгоды от использования своих земель;

- размеры, характер и механизмы выплат за собственность и ресурсы, которые могут быть утрачены или потеряют свою ценность в результате разработки месторождения (в том числе за возможную потерю земель, жилья, средств к существованию, возможности вести традиционный образ жизни, потерю культурных ценностей, деградацию окружающей среды, доставленные неудобства и др.).
5.4. Отчет о проведенных компанией компенсационных выплатах включается в ежегодный отчет компании и является общедоступным.
5.5. Компания предоставляет максимально возможное количество рабочих мест для местного и, в том числе, коренного населения, и проводит профессиональное обучение в регионе с целью максимально возможного использования местных трудовых ресурсов.
5.6. Компания способствует развитию в регионе малого и среднего бизнеса путем повышения доли приобретаемых местных товаров и услуг до максимально возможного уровня, а также информирует местных поставщиков о своих материально-технических потребностях.

6. Открытость экологической информации и обеспечение общественного контроля за деятельностью компании



6.1. Компания разрабатывает и осуществляет на практике открытую экологическую политику, направленную на обеспечение экологической безопасности.

6.2. Компания предоставляет полный доступ к информации по проекту разработки месторождения представителям коренных народов, общественности и местного населения, чьи интересы затрагиваются проектом. В такую информацию входят:

  1. планы разработки месторождения, включая площади горных и земельных отводов, сроки работ, планируемые производственные сооружения и объекты, применяемые технологии, удаление и утилизация отходов;

  2. фоновые данные об исходном состоянии окружающей среды и состоянии здоровья населения;

  3. экологическая и социальная оценка воздействия проекта;

  4. планы минимизации воздействия опасных веществ, предотвращения и преодоления последствий аварийных ситуаций, действий в чрезвычайных ситуациях, а также декларации по промышленной безопасности;

  5. сведения о финансовом страховании (обеспечении) проекта по отношению к экологическим и социальным рискам;

  6. планы последовательного закрытия месторождения и рекультивации территории;

  7. результаты горно-экологического мониторинга;

  8. журнал учета экологических нарушений и нарушений правил охраны труда на месторождении.


6.3. Вся информация предоставляется в приемлемой и доступной форме, в том числе в Интернете на сайте компании, на языке, понятном для населения той местности, где компания реализует свою деятельность.


6.4. Компания проводит общественные обсуждения своих проектов и консультации с ведущими природоохранными организациями, начиная со стадии декларации о намерениях и до завершения работ, и заблаговременно информирует общественность о представлении проектов на государственную экспертизу.
6.5. Компания регулярно проводит экологический аудит, результаты которого открыты для общественности, а также, в соответствии с действующим законодательством, предоставляет общественным объединениям документацию, необходимую для проведения общественной экологической экспертизы.


6.6. Компания содействует проведению независимого мониторинга и контроля выполнения мероприятий по охране окружающей среды на месторождениях со стороны уполномоченных государственных органов и общественных организаций. По соответствующему запросу компания разрешает представителям общественных организаций посещение месторождений, на которых проводятся разработки, с целью отбора проб и их последующего анализа, независимого от компании и ее персонала.


6.7. Компания включает в ежегодный отчет разделы о выполнении природоохранных и социальных обязательств. Прогресс компании в области достижения конкретных экологических и социальных целей оценивается посредством измеряемых показателей, которые могут быть проверены независимым образом:

  • количество значительных экологических инцидентов, аварий, выбросов в атмосферу, сбросов в водные объекты, разливов, в том числе неконтролируемое поступление загрязнителей в окружающую среду (пыль) и загрязнение от подвижных и стационарных источников;

  • производство отходов, специфичных для данного месторождения и применяемых технологий (как опасных в экологическом отношении, так и не опасных), доля перерабатываемых и повторно используемых отходов;

  • политика управления ресурсами, включающая объемы водо- и энергопотребления, площади земель, находящихся в собственности компании, арендованных и используемых под добычу, в том числе процент нарушенных и восстановленных земель;

  • процент работающих на месторождении из числа местного населения, в том числе женщин и представителей коренных народов;

  • объем компенсационных выплат местному населению;

  • инвестиции компании в развитие общественной инфраструктуры и процент отчислений в местный бюджет;

  • услуги для местного населения, доступ к профессиональному образованию;

  • выполнение мер по сохранению биоразнообразия и мониторингу состояния природной среды;

  • проведение подготовки к чрезвычайным ситуациям, количество часов обучения на одного сотрудника компании в год, и др.


Показатели результативности разрабатываются в соответствии с рекомендациями «Руководства по отчетности в области устойчивого развития» Глобальной Инициативы по открытой отчетности (Global Reporting Initiative - www.globalreporting.org), на основе иных международных практик и стандартов, а также рекомендаций (вопросов) местного населения, органов местного самоуправления и неправительственных организаций.
7. Природоохранные инициативы компании
7.1. Компания формирует партнерские отношения с природоохранными организациями.
7.2. Компания поддерживает имеющиеся и/или выступает с собственными природоохранными инициативами в регионах, где осуществляется ее деятельность. Финансовая поддержка природоохранных инициатив не является заменой остальных обязательств компании, принятых в соответствии с настоящим документом.
7.3. Компания способствует развитию сети особо охраняемых природных территорий и программ повышения энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии.
7.4. Для отдельных месторождений, на которых работает компания, разрабатываются конкретные меры по сохранению биоразнообразия, включаемые в общую экологическую политику компании.
7.5. Экологическая политика компании оформляется в виде отдельного документа. В руководстве компании назначается лицо, ответственное за ее реализацию.
7.6. Компания ежегодно пересматривает свою экологическую политику с позиций улучшения существующих природоохранных стратегий.


* Текст «Основных положений…» составлен на основе следующих источников:

1. M. Miranda, D. Chambers, and C. Coumans, 2005. Framework for Responsible Mining: A Guide to Evolving Standards, http://www.frameworkforresponsiblemining.org/docs.html

2. Good Practice Guidance for Mining and Biodiversity // International Council on Mining & Metals (ICMM), 2006: http://www.icmm.com/library_pub_detail.php?rcd=195

3. Совместные экологические требования общественных природоохранных организаций к нефтегазовым компаниям // Всемирный фонд дикой природы, 2004: http://www.wwf.ru/resources/publ/book/109/

4. ICMM Principles for sustainable development performance // International Council on Mining & Metals (ICMM), 2003: http://www.icmm.com/publications/ICMM_Principles_en.pdf

5. The International Cyanide Management Code // International Cyanide Management Institute, 1996: http://www.cyanidecode.org/about_code.php

6. Использовались материалы нефинансовых отчетов и презентаций компаний Rio Tinto, Newmont, РУСАЛ, СУАЛ, Полюс-Золото, а также материалы других отечественных и зарубежных горнодобывающих компаний.


1 от 14.03.1995 N 33-ФЗ

2 «Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве местообитаний водоплавающих птиц» подписана 02.02.1971 в г.Рамсар, Иран. Список водно-болотных угодий, находящихся на территории Российской Федерации, утвержден постановлением правительства РФ от 13.09.1994 № 1050

3 Правовую основу формирования Красной книги РФ и Красных книг ее субъектов составляют Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (2001) и Федеральный закон "О животном мире" (1995).

4 Конвенция о сохранении мигрирующих видов диких животных подписана в Бонне 23.06.1979 г.

5 Определяются статьями Лесного Кодекса (от 04.12.2006 N 200-ФЗ) и Водного Кодекса Российской Федерации (от 3.06.2006 г. N 74-ФЗ)