microbik.ru
1 2 3 4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»

Факультет ___ИСТОРИЧЕСКИЙ_____
Кафедра ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ_____

ПРОГРАММА

дисциплины
ЭТНОПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Направление подготовки: 032000.68 Зарубежное регионоведение

Профиль «Европейские исследования»
Квалификация (степень): Магистр зарубежного регионоведения со знанием иностранного языка

Составитель:

кандидат исторических наук, доцент

Ашихмин И.Л.
2012 год

Выписка из протокола заседания кафедры всеобщей истории об утверждении программы дисциплины «Этнопсихология народов Западной Европы»

Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования _13 от 13. 01. 2010 г._ по направлению подготовки 032000.68 Зарубежное регионоведение

Протокол № __11___ от ___3 июня__2012 г.

Зав. кафедрой______________________ Т.Н.Гелла

(подпись)

Данная программа обсуждена и утверждена на заседании научно – методического совета университета ______________________________( для дисциплин блоков ГСЭ, ЕН)

Данная программа обсуждена и утверждена на заседании научно – методического совета исторического факультета (для дисциплин блока ОПД)

Протокол №_____ от ______________2012 г.

Председатель научно – методического совета _______________

(подпись)

АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Дисциплина “Этнопсихология народов Западной Европы” относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин ООП, его вариативной части.

Полноценное высшее образование невозможно без всеобъемлющей гуманитарной подготовки. Важное место в системе такого образования занимает этническая психология. Происходящие за последние годы в России, Европе и мире перемены заставляют по-новому осмыслить роль межнациональных связей в обществе. Необходимо сегодня признать: в течение длительного времени в Европе, и в том числе в России, не замечалось нарастание противоречий в одной из самых сложных областей человеческого бытия – межнациональной, которое сейчас отражается в экономической, политической, культурной и других сферах жизни евразийского общества. Дело дошло до острых межнациональных конфликтов, разрешение которых представляет большие трудности.

Национальная политика сегодня может и должна проводится на основе новых подходов к организации комплексных этносоциологических и этнопсихологических исследований объективных процессов развития наций и национальных отношений, использовании европейского и мирового опыта решения национального вопроса, выработки научно обоснованных практических рекомендаций.

В условиях развития демократии, роста национального самосознания всех народов, населяющих европейские государства, бурного проявления политических и национальных страстей, расширения политической активности людей во всех полиэтничных регионах, роль и значение этнопсихологии как науки, изучающей психологические особенности представителей различных этносов, постоянно возрастает.

Таким образом, перемены в социально-политической жизни Европы требуют всесторонней подготовленности регионоведов и историков, в том числе знания и понимания ими новых способов и приемов исследовательской деятельности, глубокого анализа опыта, накопленного этнопсихологами при изучении этносоциальных процессов.

Данный курс призван раскрыть как главные и общие закономерности этнопсихологического развития народов мира, в том числе в одном из наиболее важных регионов – зарубежной Европе. Исходя из принципов научности и историзма, программа учитывает, что основу знаний по этнопсихологии народов Западной Европы должно составлять изучение фактического материала. Поэтому в ней большое место отводится фундаментальным вопросам этнопсихологии, истории ее развития, понятийному аппарату науки. Наконец, программа выделяет самые значительные частные проблемы и детали, позволяющие дать наиболее точную этнопсихологическую характеристику отдельным народам Западной Европы. Особое внимание в программе уделяется этнопсихологической характеристике народов наиболее развитых стран Западной Европы – Великобритании, Франции и ФРГ, которым посвящены отдельные разделы.

Цель дисциплины “Этнопсихология народов Западной Европы” – познакомить студентов с понятийным аппаратом этнопсихологической науки, ее главными исследовательскими методами, научными концепциями, наиболее авторитетными гипотезами, историей этнопсихологии, а также дать студентам представление о современных этнопсихологических характеристиках стран Западной Европы, этапах становления национальной идентичности, об особенностях национального характера народов региона.
Задачами курса “Этнопсихология народов Западной Европы” являются:

– изложить студентам основные этапы развития этнопсихологической науки;

– познакомить студентов с основными источниками и методами исследований, применяемыми этнической психологией, дать характеристику теоретико-методологических и источниковедческих проблем науки, изучить типы и разновидности источников, ознакомить с основными приемами поиска, сбора, переработки и интерпретации информации.

– ознакомить студентов с основными этнопсихологическими свойствами народов на примере западноевропейских этносов;

– показать взаимосвязь этнопсихологических процессов с современным этническим и расовым составом стран Западной Европы, этнодемографическими процессами в регионе;

– сформировать целостное представление об основных этапах становления этнической психологии и показать современный уровень развития науки в России, Европе и мире; дать информацию об основных дискуссионных проблемах этнопсихологии Западной Европы;

– показать процесс сложения современной этнопсихологической картины Западной Европы, раскрыть роль и место отдельных народов региона и интеграционных процессов в Европе на современном этапе;

– познакомить студентов с особенностями психологии народов Западной Европы, с их стереотипными моделями поведения и коммуникативной деятельности, с особенностями и механизмами межгруппового восприятия в межэтнических отношениях.

– проанализировать место и роль этнопсихологического фактора в мировой и европейской истории, в этнических конфликтах и в поиске путей их возможного разрешения, определить тенденции и перспективы развития менталитета народов зарубежной Европы.

– вооружить студентов конкретными знаниями психологических закономерностей формирования и функционирования национально-психологических феноменов; показать своеобразие проявления этнопсихологических феноменов в практике межнациональных отношений; углубленно изучить этнопсихологические особенности населения Великобритании, Франции и ФРГ;

– выработать у студентов умения интегрировать информацию по этнической психологии со знаниями по этнографии, социальной антропологии, истории, географии, обществознанию, литературе, сопоставлять и сравнивать факты, выделять этнопсихологические особенности народов Европы, обосновывать собственную точку зрения на современные этнические процессы.

– сформировать у студентов навыки владения понятийным и терминологическим аппаратом, применяемой как в этнопсихологии, так и в других науках об обществе, работы с географическими, историческими и специализированными этнопсихологическими картами и атласами, схемами, диаграммами, статистическими справочниками (навыки чтения кодированной информации, соотнесения ее с нарративными источниками).

– воспитать у студентов чувства гражданской ответственности, патриотизма и гордости за свое Отечество, уважение к обычаям и традициям народов, проживающих в Европе и мире, а также сформировать толерантного отношения к представителям разных культур, рас и конфессий.
Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина “Этнопсихология народов Западной Европы” относится к вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин ООП. Студенты начинают проходить ее в 2-ом семестре.

В результате освоения материалов по этой дисциплине у студентов 1 курса магистратуры должны быть сформированы компетенции в рамках профессиональной деятельности магистров первого года обучения, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом от 13 января 2010 г. В результате освоения учебных курсов 1 семестра магистратуры у студентов должны быть сформированы следующие компетенции:

быть готовым к работе в многонациональном и поликультурном коллективе, проявлять толерантное отношение к межкультурным и межрелигиозным различиям (ОК-1);

демонстрировать знание стилистических особенностей русского языка, грамотно использовать их в профессиональной и научной деятельности (ОК-2);

обладать навыками публичного выступления на профессиональные и научные темы, уметь доводить собственные выводы, предложения, аргументы до сведения специалистов и неспециалистов (ОК-4);

представлять информационные материалы широкой аудитории с применением современных программных средств обработки и редактирования информации, в том числе на иностранном языке международного общения и языке региона специализации (ОК-11);

вести библиографическую работу с применением современных технологий поиска, обработки и анализа информации (ОК-12);

уметь критически оценивать источники информации, стандартизировать и классифицировать первичные данные, создавать и использовать существующие базы данных (ОК-13);

уметь идти на компромисс и проявлять инициативу, отстаивать личную позицию в социально приемлемых формах (ОК-15);

также студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

объяснять причины интеграционных и дезинтеграционных процессов в современном мире, давать комплексный анализ их истоков, внутренних противоречий, реальных и потенциальных последствий (ПК-2);

учитывать в практической и исследовательской деятельности этнокультурные, этноконфессиональные и этнопсихологические параметры, определяющие менталитет населения различных регионов мира (ПК-5);

владеть компаративными методами, давать аргументированное научное объяснение сходству и/или различию стран и регионов мира, обусловленному историческими закономерностями (ПК-10);

владеть навыками аналитического чтения и аудирования текстов общепрофессиональной направленности на языке (языках) региона специализации (ПК-12);ъ

владеть основами общепринятых международных систем транслитерации имен и географических названий на языке (языках) региона специализации, систематически применять их в профессиональной деятельности (ПК-13);
Требования к результатам освоения дисциплины:

Студент по направлению подготовки: 032000 Зарубежное регионоведение, профиль – «Европейские исследования» с квалификацией Магистр по итогам изучения курса должен дополнительно к выше указанным компетенциям обладать следующими новыми компетенциями:

критически переосмысливать накопленный научный и профессиональный опыт, адаптироваться к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-7);

самостоятельно формулировать научные проблемы, выдвигать гипотезы и разрабатывать программы исследований с учетом междисциплинарных связей (ОК-8);

соотносить исторические, политические, социальные, экономические, демографические, цивилизационные закономерности, факторы, тенденции развития зарубежных регионов с основными этапами эволюции глобальной системы международных отношений и ее региональных подсистем (ПК-1);

объяснять причины возникновения и исторической динамики основных региональных конфликтов, предлагать научно обоснованные рекомендации по их деэскалации и урегулированию (ПК-4);

проводить углубленный анализ социально-политических учений зарубежных стран, соотносить их с развитием политических систем, политических культур и политических процессов в различных регионах мира (ПК-6);

владеть основными методами комплексного междисциплинарного исследования регионов мира, уметь синтезировать новое знание, формулировать обобщающие выводы и оценки (ПК-9);

владеть методами структурно-функционального анализа политических, социальных и экономических институтов, характерных для различных стран и регионов мира, с учетом их культурно-исторической специфики (ПК-11);

демонстрировать углубленное знание лингвострановедческой специфики региона специализации, учитывать ее при составлении профессионально ориентированных текстов (ПК-17).
В результате изучения дисциплины студент должен:

  • иметь представление об объекте, предмете, источниках и методах этнопсихологии народов Западной Европы, основных этапах ее развития как науки;

  • владеть понятийным и терминологическим аппаратом этнопсихологии;

  • уметь сопоставлять информацию этнопсихологического характера, учитывая типы менталитета народов и их социально-экономическое развитие;

  • знать современный этнический состав стран Западной Европы;

  • быть знакомым с основными проблемами становления и развития национального самосознания основных этносов Западной Европы;

  • иметь разносторонние представления о психологической составляющей этнических конфликтов в Западной Европе и других зарубежных странах;

  • уметь дать этноконфессиональную характеристику стран Западной Европы;

  • понимать особенности этносоциального и этнополитического развития западноевропейских стран и их влияние на трансформацию этнического самосознания, уметь анализировать современную этнопсихологическую ситуацию в регионе;

  • иметь углубленные знания по этнической психологии народов Великобритании, Франции и ФРГ;

  • овладеть навыками работы с географическими, историческими и специализированными этнопсихологическими картами и атласами, схемами, диаграммами, статистическими справочниками (навыки чтения кодированной информации, соотнесения ее с нарративными источниками);

  • уметь творчески мыслить, овладеть методами работы с исторической научной, справочной и учебной литературой.


Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (36 часов).


Виды учебной работы

всего часов 36

Аудиторные занятия (всего)

36

В том числе:




Лекции

14

Практические занятия

-

Семинары

22

Лабораторные занятия




Самостоятельная работа (всего)

36

В том числе:




Курсовая работа (проект)




Расчетно – графические работы

10

Реферат

10

Другие виды самостоятельной работы

16

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет

Общая трудоемкость: 2 зач. ед.

72





следующая страница >>