microbik.ru
1
Мой мастер класс

Подарите незнакомому человеку шоколадку. Повод - придумайте.

Вступительное слово

Конкурентоспособность становится преобладающим качеством человека в мире жёстких социальных условий. Век коммуникации требует от каждого умения общаться. Коммуникативная компетентность, в отличие от других компетентностей, воспринимается не только как профессиональное качество, но и как качество, необходимое человеку в ежедневных ситуациях общения. Поэтому можно говорить о том, что развитие речи способствует развитию личностного потенциала.

Коммуникативная компетентность - «слабое звено» в современной школе. Часто выпускники школ, даже обладая знаниями по предмету, не могут их продемонстрировать, связно и логично изложить, теряются перед необходимостью самопредставления.

Поэтому на первый план в подготовке конкурентоспособной личности, ориентированной на самореализацию в процессе общения, я ставлю необходимость формирования коммуникативной компетентности - важнейшего качества, которое необходимо человеку во всех жизненных ситуациях.

Задаю вопрос: Чего Вы больше всего боитесь на свете? (Выслушиваю ответы)

- А знакомо ли вам состояние тревоги и даже паники, которое охватывает Вас после того, когда Вам предлагают выступить перед коллективом коллег завтра на совещании? Бессонная ночь, тревожное утро, пугающая, даже зловещая тишина в зале для совещаний, чужой, дрожащий голос и утешающие реплики коллег после выступления: «Ничего! В следующий раз будет легче...».
- В ходе социологического исследования группе людей был задан вопрос: Чего вы больше всего боитесь?

Знаете, какие были ответы?

52% опрашиваемых ответили:

  • Беседовать с группой людей;

48% боятся всего остального:

  • Высоты;

  • Финансовых проблем;

  • Глубокой воды;

  • Болезней;

  • Смерти;

  • Путешествий на самолёте;

  • Одиночества;

  • Собак и др.

Как видите, люди меньше боятся одиночества, смерти, болезней.

И более 50% боятся публично выступать.
- Как вы думаете, можно ли от публичного выступления получать удовольствие? Можно ли научиться блестяще подготовить и провести презентацию?

- Как называется человек, который может говорить публично, и не испытывает затруднений в общении с группой? /Оратор/

- В каких ситуациях нам и нашим детям пригодились бы ораторские умения, т.е. умения говорить публично? (Выслушиваю ответы)

- Делаем вывод: Публичное выступление – это… (слайд)

  • развёрнутый ответ ученика на уроке или экзамене,

  • лекция учителя,

  • защита рефератов,

  • поздравительное слово и т.д.

Ораторское мастерство давно перестал быть модной штучкой для делового человека. Может быть, потому, что само понятие "деловой человек" изменилось, стало шире и включает в себя не только бизнесменов и топ-менеджеров. Любой человек, сталкивающийся с необходимостью публично выражать свои мысли, спорить, смело может считать себя деловым человеком. От того, насколько умело он владеет инструментами речи, зависит как сложится его карьера, взаимоотношения с коллегами, партнерами, друзьями.

Итак, моя цель: познакомить детей с основными законами публичного выступления, научить общаться с аудиторией, для того чтобы не испытывать знакомой многим дрожи в коленях.


Моей задачей является сопровождение учащихся в том пространстве человеческой деятельности, которое становится значимым для всё большего числа профессий в современном мире. И пытаться избегать публичного пространства сегодня просто невыгодно: человек, не избегающий его, а эффективно использующий будет иметь гораздо больше конкурентных преимуществ, в итоге оказываясь неизменно впереди тех, кто этого ещё не осознаёт

Я не замахиваюсь сделать из них Цицеронов, но азам учу. После подобных занятий все учащиеся ощущают себя увереннее.

- Общение с аудиторией состоит из двух частей: вербальной (слайд), т.е. того, что мы произносим словами, и невербальной (слайд),, того, что за нас говорит наше тело, мимика, жесты.

А знаете ли вы, что от невербальной части зависит успех нашего выступления на 93%.

- Почему оказалось, что невербальная часть общения столь информативна? (Потому, что связь тела и психики неразрывна).

- Давайте проведем известный всем эксперимент, описанный в книгах психологов (Упражнение для участников мастер класса)

Разверните плечи, закиньте руки за голову, откиньтесь на спинку стула и … почувствуйте себя несчастным. /Получается?/

А теперь опустите плечи и голову и … вызовите состояние радости.

- Не получается? И не получится, потому что несчастье нас сгибает, а радость заставляет раскрыться.

Вот почему наше появление перед аудиторией и первые впечатления являются решающими.

Итак, создаем «Ситуацию успеха».:

  • Спина прямая

  • Плечи расправлены

  • Опора на обе ноги /иначе происходит зажим диафрагмы и вам может не хватить воздуха для выступления/

  • Подбородок параллельно полу/

- Всё это говорит о том, что вы успешны!

- Следующей задачей является установление контакта с аудиторией

- Как привлечь к себе внимание аудитории? (Репликой или ожиданием тишины). Не начинайте говорить, пока вас не начнут слушать

- Как установить зрительный контакт? (слайд) (Мысленно разделить аудиторию на 3 сектора и попеременно переводить взгляд на каждый сектор. Не “блуждайте” взглядом поверх голов, не смотрите постоянно на одного человека

- Как вы думаете, с чего начинается публичное выступление? (Выслушиваю ответы)

/Окончательный вариант: (слайд) Публичное выступление начинается с подготовки. Удачным выступление бывает тогда, когда оно хорошо продумано и подготовлено.

- Но даже хорошо продуманное и подготовленное выступление не будет иметь должного эффекта, если мы не затратим некоторое время на разминку, это необходимо, чтобы не производить впечатления усталого человека, не поправлять одежду и не прочищать горло на глазах у изумлённой публики. Плохая дикция затрудняет понимание сути произносимого.

Слайд

«Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных звуков и слогов то же, что выбитый глаз или зуб» (К.С.Станиславский).

- Хотите ли вы быть похожим на этого человека?

- Тогда я предлагаю вам упражнения, которые служат хорошей артикуляционной гимнастикой.

- Но прежде чем мы начнем выполнять упражнения, я предлагаю кому-нибудь из вас прочитать выразительно текст. А потом его же прочтем после упражнений.

Гласных звуков 6: слайд

[И], [Э], [А], [О], [У], [Ы].

Произносим звуки с ударение на 1 (2,3,4…)

Из этих звуков составим таблицу, которая будет взята за основу тренировки:

Слайд

И – Э, И – Э, И – Э;

Э – А, Э – А, Э – А;

А – О, А – О, А – О.

У – Ы, У – Ы, У – Ы;

О – У, О – У, О – У;

Согласные звуки более трудны для произношения. Они придают речи четкость, выразительность, помогают формировать слова.

Пример упражнений на согласные звуки.

Слайд
Звук [П] - глухой, звук [Б] - звонкий.

1.      Чередовать: П, Б (несколько раз).

2.      ПИ – ПЭ – ПА – ПО – ПУ – ПЫ.

3.      БИ – БЭ – БА – БО – БУ – БЫ.

4.      ПЕ – ПЯ – ПЕ – ПО.

5.      БЕ – БЯ – БЕ – БО.

6.      ПИББ – ПЭББ – ПАББ – ПОББ – ПУББ – ПЫББ.

7.      БИПП – БЭПП – БАПП – БОПП – БУПП – БЫПП.

8.      ПИББИ – ПЭББЭ – ПАББА – ПОББО – ПУББУ – ПЫББЫ.

9.      БИППИ – БЭППЭ – БАППА – БОППО – БУППУ – БЫППЫ.
- Для достижения выразительности речи необходимо четко и ясно говорить с равной быстротой. Этому способствует работа над скороговорками.

Не нужно стремиться сразу быстро произносить скороговорки. Сначала произносим ее медленно, выговаривая каждый отдельный звук, останавливаясь после каждого слова.

При произнесении скороговорки следим за полнотой всех проговариваемых звуков, не допуская нечеткости и смазанности.

Слайд

1.      «Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой».

2.      «Протокол про протокол протоколом запротоколировали».

3.      «Расскажите про покупки!

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

про покупочки мои».

Этим нужно заниматься систематически, постепенно усложняя их.

- Но не всегда у нас есть время для этих упражнений, и если вам необходимо быстро разогреть голосовые связки, то есть упражнение, которое за полминуты может это сделать. Чтобы моментально разогреть голосовые связки, нужно высунуть язык как можно дальше и произнести часть текста, добиваясь максимальной ясности звучания. Это упражнение можно повторять перед уроками. (Выполнить упражнение с участниками)

А ещё это упражнение помогает усиливать кровоснабжение сердца, горла, активизировать работу щитовидной железы, снять усталость, следовательно, выполнять его нужно систематически.

- И последний, но архиважный совет. Можно досконально повторить все рекомендации и не получить нужного результата. Не забывайте вкладывать душу в своё выступление! Как это делает герой следующих слайдов. (слайды)

Повторное чтение текста.

Почувствовали ли вы разницу? ( Вопрос сначала задается чтецу, затем слушателям) Если да, то какую?

Из чего же складывается успешное публичное выступление

  1. Начинать с подготовки

  2. Необходимо размяться, чтобы не производить впечатления усталого человека, не поправлять одежду и не прочищать горло на глазах у изумлённой публики

  3. Создавать самому себе «ситуацию успеха»

  4. Установить зрительный контакт с аудиторией

  5. Не забывать вкладывать душу в своё выступление

В настоящее время эти упражнения являются сопутствующими на уроках русского языка и литературы, параллельно я разрабатываю предпрофильный курс риторики «Искусство публичного выступления». Для этого у меня есть основа. Находясь в творческом отпуске в 2007-2008 учебном году, я дважды ездила в Москву для прохождения обучения в бизнес-академии. Один из модулей назывался, Знания полученные мною при обучении, я применяю при его разработке

Основная цель курса - сформировать уверенную личность, владеющую элементарными навыками публичного выступления.

Считаю данную тему актуальной, т.к. любому человеку необходимо уметь входить в контакт с разными людьми, комфортно чувствовать себя в любой среде, не быть одиноким, знать свои возможности и трезво оценивать их, чувствовать моральную силу и уверенность. Также этот материал поможет учащимся научиться выступать публично, подготовиться к экзаменам, в конце концов, пригодится в трудовой деятельности.

Рассмотрите диагностическую карточку и выразите свое отношение к мастер - классу.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА
проведения мастер класса

g:\мастер класс 2\мастер-класс работа учителя по развитию речевой деятельности… фестиваль «открытый урок».files\image8.jpg