microbik.ru
1 2 ... 8 9
Приложение 2.

Диагностические методики.

Автор-составитель Н. Б. Вершинина
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

1.Уровень знаний о ближайшем окружении.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Игра «Четвертый лишний».

Материал: предметные картинки с изображением различных предметов.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель раскладывает предметные картинки по принципу «Четвертый лишний», просит ребенка найти лишнюю картинку и объяснить почему.

Критерии оценки

  1. балл - ребенок затрудняется в определении четвертого
    лишнего.

  2. балла - ребенок самостоятельно определяет лишний
    предмет, но объяснить, почему он лишний, может только с по
    мощью наводящих вопросов воспитателя, пользуется ситуатив
    ной речью, жестами.

  3. балла - ребенок самостоятельно определяет лишний
    предмет и объясняет, почему он лишний (объясняет функции,
    назначение предметов, выделяет признаки и называет их (цвет,
    форма, материал).

2. Уровень сформированности умений устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическая игра «Помоги Незнайке».
Материал: два конверта с символами «человек», «бабочка»,

предметные картинки с изображением природы и предметов, сделанных руками человека (солнце, облако, дерево, река, птичка; стул, кукла, кастрюля, шапка, сапоги, платье и др.).

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает ребенку поиграть. Поясняет, что в конверт, где изображен человек, нужно сложить картинки предметов, сделанных руками человека, а в конверт с изображением бабочки сложить картинки с изображением природы.

2. Дидактическая игра «Разложи картинки».
Материал: предметные картинки с изображением мебели,

посуды, одежды, игрушек, обуви (по 4-5 шт.).

Содержание диагностического задания:

Инструкция. Найди картинки, где нарисована одежда, (посуда, обувь) и т. д.

  • А теперь скажи, из чего сшито платье?

  • Из бумаги, дерева или ткани?

  • А посуда стеклянная или деревянная? И т. п.

Критерии оценки

  1. балл - ребенок затрудняется группировать и классифицировать хорошо знакомые предмета, не справляется с заданиями
    даже при активной помощи воспитателя.

  2. балла - ребенок выполнил задания с незначительной по
    мощью воспитателя. Группирует и классифицирует хорошо знакомые предметы.

  3. балла - ребенок легко справляется с заданиями, правильно обосновывает свои действия. Знает материалы, из которых
    сделаны предметы (дерево, ткань, бумага). Делает простейшие
    обобщения.

3. Уровень знаний о явлениях общественной жизни.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Беседа по сюжетной картинке «Моя семья». Материал: сюжетная картинка с изображением семьи (бабушка, дедушка, папа, мама, дочь, сын).

Содержание диагностического задания: Инструкция. Посмотри внимательно на эту картинку. Как ты думаешь, кто здесь нарисован?

  • Что делает бабушка?

  • Дедушка?

  • Остальные?

  • Как заботится о тебе бабушка? Мама? Папа?

  • С кем ты живешь?

2.Беседа по вопросам.

  • Попробуй вспомнить название города, в котором ты живешь.

  • Ты часто гуляешь по городу с мамой (папой)?

- Ты благодаришь родителей за интересные прогулки?
И т. п.

Критерии оценки

1 балл - перечисляет членов семьи, не давая пояснения их действиям. Затрудняется назвать, как заботятся друг о друге. , Не знает названия своего города.

" 2 балла - ребенок называет членов семьи, но с трудом отвечает на поставленные вопросы, пользуется ситуативной речью. Знает название города.

3 балла - ребенок знает каждого члена семьи. Знает название своего города, с доверием относится к взрослым, которые заботятся о нем.

Высокий уровень - 8-9 баллов.

Средний уровень - 6-7 баллов.

Низкий уровень - 3-5 баллов.
4. Уровень знаний о некоторых домашних животных.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическая игра «Кто в домике живет?».

Материал: домик с окошечками и ставенками. В окна вставлены иллюстрации с изображением домашних животных.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель показывает ребенку домик с закрытыми ставенками и предлагает, открывая каждое окошко, называть животных.

Например:

- Посмотри, какой чудесный домик. Хочешь узнать, кто в нем живет? Открывай окошечки и называй животных, которых ты увидишь.

2. Дидактическая игра «Чьи детки?».

Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей (корова - теленок, лошадь - жеребенок, свинья - поросенок, коза - козленок, кошка - котенок, собака - щенок), фланелеграф.
Содержание диагностического задания:

Воспитатель, выставляя на фланелеграф картинки детенышей животных, просит найти взрослое животное - маму.

Например:

  • На лужок будут приходить детеныши разных животных,
    которые потеряли своих мам. Постарайся помочь им.

  • Нужно найти и поставить то животное, чей детеныш поте
    рялся.

  • Как зовет детеныш коровы свою маму?

  • А лошади? И т. п.

Критерии оценки

  1. балл - ребенок не справляется с заданием.

  2. балла - ребенок называет животных, знает, как они кричат.
    Самостоятельно находит картинку с детенышем, но называет
    не всех.

  3. балла - ребенок правильно называет всех домашних жи-
    вотных. Знает, как они кричат, самостоятельно находит картин
    ку с детенышем и называет его.

5. Уровень первоначальных знаний о диких животных и их отличительных особенностях.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактическая игра «Кто где живет?».

Материал: предметные картинки с изображением домика и леса и набор предметных картинок с изображением домашних и диких животных (лиса, медведь, заяц, волк, белка).

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением домика и леса, а затем просит расселить животных.

Ребенок под картинкой с изображением леса должен разложить диких животных, под картинкой с изображением домика -домашних.

После того как ребенок «расселил» животных по домикам, воспитатель просит перечислить всех животных, живущих в лесу и назвать их одним словом (дикие).

Затем педагог просит ребенка назвать отличительные особенности внешнего вида животных (лиса рыжая, у нее длинный пушистый хвост).

Критерии оценки

1 балл - ребенок не справляется с заданием без помощи
взрослого.

2 балла - ребенок имеет первоначальные представления
о диких животных (живут в лесу). Затрудняется назвать отличительные особенности.

3 балла - ребенок имеет первоначальные представления
о диких животных (живут в лесу). Называет отличительные особенности внешнего вида знакомых животных.

6. Уровень сформированности элементарных представлений о хороших и плохих поступках.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

  1. Наблюдение за ребенком во время прогулки, во время выполнения простейших поручений

2. Наблюдение за ребенком во время организованной деятельности: полив растений.

Содержание диагностического задания: Предшествующая беседа.

  • Чем поливают цветы? (Водой.)

  • Из чего поливают цветы? (Из лейки.)

  • Где мы будем брать воду?

- Сколько воды нужно наливать в лейку? (Половину.)
Педагог предлагает ребенку полить цветы, при необходимо
сти оказывает помощь

Обращает внимание ребенка, что в горшок с растением необходимо наливать небольшое количество воды, стараясь не пролить.

Критерии оценки

  1. балл - ребенок имеет представления о хороших и плохих
    поступках, но не выполняет их систематически, с поручениями
    взрослых не справляется.

  2. балла - ребенок имеет представления о хороших и плохих
    поступках, во время беседы правильно анализирует ситуации, но не всегда принимает посильное участие в охране окружающей среды. Выполняет поручения при помощи взрослого, но не
    всегда охотно и заинтересованно.

  3. балла - ребенок принимает посильное участие в охране
    окружающей природы (без надобности не срывает растения,
    не ломает ветки деревьев и кустарников, не пугает животных и
    т. п.), охотно выполняет простейшие поручения, умеет планировать свою деятельность.

Высокий уровень - 8-9 баллов.

Средний уровень - 6-7 баллов.

Низкий уровень - 3-5 баллов

7. Словарный запас ребенка.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическая игра «Назови, что покажу».

Материал: предметные картинки с изображением посуды, одежды.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель показывает ребенку картинки и просит их назвать.

  • А теперь назови все предметы одним словом (воспитатель
    показывает предметы посуды).

  • Что это?

Затем показывает картинки предметов одежды и просит назвать одним словом.

- Что это?

Затем воспитатель предлагает показать части предметов.

Например:

  • Покажи носик у чайника.

  • Покажи крышку.

  • Что есть у платья? (Рукава, воротник, карманы, пуговицы.)
    И т. п.

2. Дидактическое упражнение «Каждой вещи свое
место».

Материал: предметные (мелкие) картинки с изображением одежды, обуви, фруктов, овощей, птиц. Крупные картинки с изображением шкафа, обувной полочки, вешалки для головных уборов, дороги, корзинки, грядки, деревьев.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинки и поместить каждую картинку на свое место.

Инструкция.

«Сложи всю одежду в шкаф».

«Поставь обувь на полочку».

«Повесь головные уборы на вешалку».

«Расставь посуду на столе».

«Помести мебель в комнату».

«Расположи машины на дороге».

«Положи фрукты в корзину».

«Посади овощи на грядку».

«Посади птиц на деревья».

3. Дидактическая игра «Когда это бывает?».

  • Показ сюжетных картинок с изображением частей суток. Воспитатель просит ребенка показать, где день, а где ночь. Вопросы:

  • Когда мы играем?




  • Когда мы кушаем?

  • Что мы делаем ночью?

  • Критерии оценки

  1. балл - допускает ошибки в назывании предметов. Не различает существенные детали и части предметов. Путает названия частей суток.

  2. балла - все предметы называет правильно, определяя назначение предмета, но не называет обобщающего слова. Правильно различает и называет контрастные части суток с помощью наводящих вопросов.




  1. балла - все предметы называет правильно, определяет назначение предмета; понимает, различает и называет существенные детали и части предметов. Знает обобщающее слово. Различает и называет части суток.

8. Уровень сформированности грамматической стороны речи.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическая игра «Чего не стало?».
Материал: предметные картинки.
Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает рассмотреть и запомнить ряд из 3-4 картинок. После чего воспитатель предлагает ребенку закрыть глаза, чтобы убрать одну из картинок. Ребенок должен ответить на вопрос: «Чего не стало?»

2. Упражнение «Прятки».
Материал: мелкая игрушка.

Содержание диагностического задания: Воспитатель прячет игрушку и просит назвать место, куда спрятал игрушку.

Например: в шкаф, за спину и т. д.

3. Дидактическая игра «Кто это?». Материал: предметные картинки с изображением одного и нескольких животных и их детенышей.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель показывает картинки и задает вопрос: Кто это?

Утка - утенок - утята.

Заяц - зайчонок - зайчата.

Критерии оценки

  1. балл - не справляется с заданиями. Допускает большое
    количество ошибок даже при активной помощи взрослых.

  2. балла - ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей. Неверно употребляет в речи существительные множественного числа в роди
    тельном падеже. Путает пространственные предлоги.

  3. балла - ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей, и форму множественного числа в родительном падеже. Понимает предлоги
    в, под, на, за, около.


9. Уровень развития связной речи

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Беседа по сюжетной картинке.

Материал: любая сюжетная картинка (например, играющие дети).

Содержание диагностического задания: Например:

  • Посмотри, Мишутка нарисовал картинку.

  • Тебе она нравится?

  • Кто нарисован на картинке?

  • Что делают дети? И т. д.

2. Инсценировка русских народных сказок «Теремок»,
«Репка», «Волк и козлята».

Педагог предлагает участвовать в драматизации сказок, используя фигурки настольного театра.

Критерии оценки

1 балл - на вопросы отвечает с помощью жестов или одним
словом. Затрудняется в инсценировке сказки. Ребенок договаривает за взрослым отдельные слова.

Воспитатель. Жили-были дед и ... Ребёнок. Баба.

Воспитатель. И была у них курочка ... Ребёнок. Ряба.

2 балла - в речи преимущественно простые предложения
из 2-3 слов. Инсценирует отрывки из знакомых сказок с незначительной помощью взрослого, соблюдая логичность и последовательность.

Воспитатель. Жили-были ... Ребёнок. Дед и баба. Воспитатель. И была у них... Ребёнок. Курочка Ряба.
3 балла - самостоятельно отвечает на все вопросы, пользуется простыми нераспространенными предложениями и предложениями с однородными членами. Инсценирует отрывки из знакомых сказок, соблюдая логичность и последовательность, передаёт содержание текста.

Высокий уровень - 8-9 баллов.

Средний уровень - 6-7 баллов.

Низкий уровень - 3-5 баллов.
10. Уровень знаний о количестве: много, один, ни одного.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактическое упражнение «Один, много, ни одного».

Содержание диагностического задания:

Воспитатель на полках шкафчика расставляет игрушки в следующем порядке:

  • на одной много игрушек,

  • на второй - одна,

  • на третьей - ни одной.

Просит ребенка показать полочку, где стоит много игрушек (одна, ни одной).

Критерии оценки


следующая страница >>