microbik.ru
1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Дубны Московской области»


Выступление на Рождественских чтениях: «Духовно – нравственное воспитание младших школьников»

Учитель начальных классов

Кушнерёва Ирина Ивановна

г. Дубна

2011 год


Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее.

И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно – нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом « Об образовании». Статья 9, пункт 6.

Вопрос духовно – нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью, страданьем, минутами счастья и горя.

Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности, закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему , что их окружает, а достичь им нужно очень многое…

Чтобы стать добрым к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте природы, бережно относится к ней. Конечно, трудно пересчитать все нравственные качества человека будущего, но главное, что эти качества должны закладываться.

Очень хочется, чтобы детство было счастливым.

Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее – синее небо, густая зеленая трава.

Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.

Важной педагогической задачей является формирования личности, выработка учащимися культуры, духовной жизни, что так актуально сегодня.

Переступив порог школы, первоклассники сразу же встречаются с игрой. На уроке знаний ребята путешествуют через весь земной шар на веселом корабле знаний с островами школьных предметов.

Родная школа вместе с новыми учениками начинает новую жизнь – творческую, интересную, плодотворную.

Дети, пришедшие за парты уже не те, что были 50, 30, даже 10 лет назад.

Они более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее, нередко у многих детей встречается переоценка своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других.

Содержательность и осознанность нравственного «образа - Я» у второклассников – четвероклассников в их высказываниях – самоопределениях ( « хороший – не очень хороший») существенно не различаются. Характеристики национальной и гражданской принадлежности являются для младших школьников малозначительными.

Но зато в школьной микросреде недостаточно корректируется сознательное вырабатывание детьми нравственных норм, включая взаимоотношения со сверстниками . Часто ребята стараются решить все споры с помощью физической силы.

Слабее влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учитель, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В частности, стремятся быть похожими на учителей 9% младших школьников, а на литературных героев 4 %, зато 40 % выпускников начальной школы кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных боевиков: «Я хочу быть таким , как Рембо. Он хорошо владеет боевыми искусствами. Этот человек сметает все на своем пути».

Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.

В нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

В этом плане я, как классный руководитель с 1 класса стала проводить различные мероприятия. Это и беседы на нравственно – духовные темы. В этом мне помогают книги Бориса Ганаго «Детям о вере», методические пособия.

Хочется познакомить с небольшим рассказом из книги Бориса Ганаго «Гриб» стр.11

Это и участия в конкурсах. В первом классе учащиеся вместе с родителями участвовали в городском конкурсе «Моя семья». Дети сами на уроке труда приготовили рамки для фотографий, а потом вместе с родителями написали рассказ о своей маме.

Активными помощниками в формировании детского коллектива в 1 классе являлась социальная служба в лице логопеда Дедневой Ж.Н. и психолога Коноревой Д.В.

Социальные педагоги часто проводили исследовательские работы и давали нужные рекомендации для родителей и учителей.

Во втором классе учащиеся, перейдя в школу, стали испытывать немало трудностей. Дети плохо вели себя на переменах, не умели правильно обратиться к учителям, часто вступали в конфликтные ситуации с другими учащимися школы и со своими одноклассниками.

На помощь мне пришла Волощенко Мария Владимировна, молодой педагог из студии «Рапсодия». Она предложила вести факультатив «Основы православной культуры» и «Ритмику».

На занятиях «Основы православной культуры» учащиеся узнавали: Какая вера лежит в основе русской культуры? Можно ли отнести древний Храм к памятникам культуры? Какой Святой изображен на гербе нашей Родины и нашей столицы? Как Господь заповедовал относиться к природе? Какой самый большой колокол, как его называют? Как называется изображение Бога, Божьей Матери или Святых. Для чего нужна икона, какие иконы вы знаете?

Задачами факультатива являются



  1. Приобщение к православной традиции религиозной жизни.

  2. Познакомить с основными догмастическими положениями вероучения Православной церкви.

  3. Развивать нравственные чувства.

  4. Познакомить с основами Ветхого и Нового Завета.

  5. Сообщить некоторые события из истории Православной церкви.


На занятиях дети со второго класса выступали с докладами «Царь – колокол» , «Икона Божьей Матери».

На факультативе учащиеся много рисовали, слушали аудио кассеты с церковными песнопениями, с трезвоном колоколов, смотрели мультфильмы «Как произошел, Всемирный потоп и кому удалось спастись»?

У каждого учащегося была заведена папка. В ней была указана тема занятий, притча, рассказ и вопросы, а еще рисунок с героем рассказа, его можно было разукрасить дома и ли на занятиях, если оставалось время.

В Рожественские дни Волощенко М.В.организовала экскурсию в Храм, с ребятами побеседовал Батюшка и рассказал о Рождении Иисуса Христа, о празднике Святого Рождества.

Всем классом дети еще и стали посещать кружок «Ритмика и танец». Эта дисциплина является первой ступенью в хореографическом образовании. Ее освоение способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности.

Во втором классе к 25 января ребята подготовили праздник «Рождественская Ёлка» для родителей, в конце апреля показали еще одно представление «Гостевая Масленица», для учащихся начальных классов и родителей.

В третьем классе ребята продолжили посещать факультатив «Основы православной культуры», «Ритмику».

Силами родителей были приобретены учебники, и ребята с интересом продолжили занятия.

В третьем классе мы вновь подготовили праздник «Почему на Руси на Пасху красят яйца», показали представление для учащихся начальных классов и родителей.

В 4 классе в этом году была проведена беседа, посвященная празднованию Дня Единства и иконы Казанской Божьей Матери. Ребята узнали, почему этот день теперь отмечает вся Россия. Была подготовлена интересная информация руководителем кружка «Основы православной культуры» - Волощенко М.В., она не только рассказала о значении праздника, но и подготовила интересную презентацию.

Девочки из Воскресной школы показали сценку о народном герое Иване Сусанине.

В конце беседы перед ребятами выступил священнослужитель. Он рассказал об иконе Казанской Божьей Матери, о том, что в самые тяжелые годы она помогала православным переносить все тяготы жизни.

Ребята активно участвовали в беседе, задавали вопросы на волнующие их темы.

Беседа оказалась очень нужной для развития духовно – нравственного воспитания школьников и развитию учебно – познавательных способностей.

В конце доклада хочется подчеркнуть, что взаимодействие семьи и школы содействует духовно – нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только детей, и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально – педагогическую технологию нравственного оздоровления общества, формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Очень много нужно сделать, чтобы воспитывать в детях нравственное чувство. Вести их к подлинной духовной жизни.