microbik.ru
1 2 3 4


федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова – Ленина
«Утверждаю»

Проректор

Р.Г. Минзарипов

_____________________________
«__6__»____февраля______2008 г.

.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

повышения квалификации профессорско-преподавательского состава

по направлению «Гуманитарные проблемы современности»

(«Человек. Общество. Культура»)

ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ И ВИДЫ ОТЧЕТНОСТИ.


Лекции

60

Практические занятия

6

Индивидуальные занятия с преподавателем

2

Самостоятельные занятия

4

Всего

72

Итоговая аттестация

Зачет, Круглый стол


Казань

2008 г.
1. Цели и задачи.
Цель курса:

– изложение современных взглядов на положение человека в мире, в обществе и в культуре с позиций философии, социологии культуры и психологии;

– ознакомление с общими современными методологическими установками исследования человека в современном мире;

– углубление представлений о единстве и взаимодействии отраслей современного социально-гуманитарного знания;

– обоснование гипотезы, согласно которой гуманитарное знание в современном мире ведет за собой научную ситуацию; прояснение гуманитарной составляющей естественнонаучного знания.
Задачи курса:

– ознакомление с общей проблематикой современных философских, социологических и психологических исследований человека в культуре и общественной жизни;

–рассмотрение истории учений о человеке в философии, социологии культуры и в психологической науке;

– анализ современных методов исследования человека в пространстве социально-гуманитарного знания;

– рассмотрение смены облика теории в ситуации постмодерна: путь от классической теории универсума к неклассической модели мира.

2. ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН И РАЗДЕЛЫ (НАИМЕНОВАНИЕ ТЕ)М
Тема 2.1.1 Человек в современном мире: актуальность философии как гипотеза
2.1.1. Человек в ситуации диалога культур. Проблема возможности диалога культур в условиях глобализации.

2.1.2. Идея «смерти субъекта» и разрушение категории «личность». Фрагментарное общество и фрагментированный индивид.

2.1.3. Глобализация и индивидуализация всего. Философия как защита человеческого в человеке. Выбор философии как частное дело каждого.

2.1.4.Основные направления современной философии (феноменология, герменевтика, экзистенциализм) как мотивы внутреннего мироощущения современного человека.
Тема 2.1.2 Проблема сущности человека в философской антропологии
2.1.2.1.Философская антропология, ее предмет и задачи. Антропологический ренессанс современной философии. Философская антропология и другие виды антропологий.

2.1.2.2. Человек как предмет осмысления и главная забота философии. Понятие «человек» в науке и философии. Антропологический принцип в философии.

2. 1.2.3. Рефлексия в философской антропологии. Двойственный смысл принципа «познай самого себя»: познание себя через познание мира и познание себя в себе.

2. 1.2.4. Антропологизм, антропоцентризм, антропоморфизм, гуманизм как методологические и мировоззренческие позиции, принципы и «идолы человеческого рода». Сущность антропологического подхода к бытию, познанию, обществу. Кризис гуманизма.

2. 1.2.5. Философская антропология в поисках природы и сущности человека. Понятие и контексты человеческой природы (биологическое и социальное, гуманизм и антропогенез). Первая и вторая природа человека. Человек как принципиальная незавершенность. Проблема антропогенеза как современная проблема каждого человека. Человек как усилие быть человеком. Человек: творение и рождение. Социализация и трансценденция как два пути становления человека. Метафизическое рождение человека.

2. 1.2.6. Философия о человеческой сущности. Определение человека как понимание себя. Вопрошание о себе как момент человеческой сущности. Природа, сущность и существование человека. Универсальность как родовая сущность человека.

2. 1.2.7. Человек – не абстракция от людей. Как возможно человеческое: собирание человека, лиминальность, пограничная ситуация. Человек как «простой смертный». Человек вне социальных масок. Островки очищенной человечности.

2. 1.2.8. Человек и человеческое. Человеческое в вещи, в природе, в безличном социальном институте. Человек как целостное существо. Проблема собранности человека. Разные степени адекватности человеческой сущности: человек, недочеловек, слишком человек, сверхчеловек. «Человеческое, слишком человеческое»
Тема 2. 1. 3. Современные основания западного образования и воспитания
2. 1.3.1. Восток и Запад как культуро-логические категории.

2. 1.3.2. Основания западного образования и современные культурологические установки: интеллектуализм (теоретизм); непрерывность (эволюционизм); универсализм (транскультурность); специализация (прагматизм) и др.

2. 1.3.3.Система воспитания на Древнем Востоке: традиционализм (догматизм); консерватизм (реставрационность); ритуализм (символизм); драматизм (избыточность) и др.

2. 1.3.4. Инициация в традиционалистком обществе: превращение мальчика в мужчину (обряд австралийских аборигенов).

2. 1.3.5. Система воспитания у ариев. Варнашрама. Брахманчарья.

2. 1.3.6. Афинская пайдейа и приватный характер современной западной жизни.



следующая страница >>