microbik.ru
1
Бизнес-план


Бизнес-план, наряду с другими финансовыми документами, служит для обоснования необходимости инвестиций, дает представление о том, каким образом предполагается решить задачи выхода на рынок с новыми товарами, продуктами, проектом, или достигнуть других целей, намеченных инвестиционным проектом.

  Бизнес-план, является, подобно технико-экономическому обоснованию, четко структурированным, требующим тщательной проработки документом, описывающим цели предприятия и способы их достижения.
Особенность бизнес-плана состоит не столько в точности и достоверности количественных показателей, сколько в содержательном, качественном обосновании идей проекта.

    Подготовка бизнес-плана позволяет предприятию оценить эффективность инвестиционного проекта в условиях конкуренции, определить перспективы развития производства и сбыта продукции. Бизнес-план служит важным инструментом привлечения финансовых ресурсов, а для инвесторов - гарантией надежного и выгодного помещения капитала.

    Виды бизнес-планов:

    По целям разработки - бизнес-планы, предназначены для:

      • получения внешнего финансирования

      • выработки стратегии развития

      • планирования деятельности компании

    По используемым методикам - бизнес-планы, подготовленные с использованием различных методик. Среди них:

      • международная методика ЮНИДО (UNIDO-United Nations Industrial Development Organization)

      • российские методики

      • новые западные методики

    По объекту планирования - в бизнес-плане может планироваться деятельность следующих субъектов:

      • инвестиционного проекта

      • иного проекта

      • компании

      • группы компаний

      • малого предприятия

      • бизнес-единицы (направления бизнеса)


В составлении бизнес-планов нет строго установленных шаблонов.
Данный макет учитывает максимальный перечень возможных вопросов.


    Макет бизнес-плана, основные разделы:

      • Резюме компании, инициатора проекта

      • Меморандум о конфиденциальности

      • Концепция, обзор, резюме проекта, введение

      • Обращение к инвестору (Предложение инвестору) (концепция участия инвестора в проекте, необходимость привлечения кредита, акционерного капитала, проектное финансирование, план выхода инвестора из проекта, привлечение инжиниринговых услуг, поставки оборудования, иное предложение участия инвестора в проекте)

      • Проект, Продукт, продукция, услуги, изделие

      • Анализ рынка, маркетинг и продажи

      • План производства продукции

      • Организационный план реализации (внедрения) проекта

      • Календарный (общий итоговый) план реализации проекта

      • Окружение, нормативная информация, лицензии, патенты, разрешения, квоты, лимиты, юридическое сопровождение

      • Управление проектом (производством), менеджмент, персонал

      • План инвестиций

      • Финансовый план

      • Риски проекта и их минимизация

      • Анализ чувствительности проекта

      • Аудит проекта, отчеты аудиторов, оценка бизнеса (Due diligence)

      • Приложения

      • Рекламные буклеты, презентации, видеофильмы, иное

      • Гарантии, страхование инвестиционных рисков, прединвестиционные затраты инициатора проекта

    В рамках выполнения предпроектной работы (в прединвестиционный период) может потребоваться представление более значительная информация для инвестора о предполагаемом проекте и соответствующие заключения по каждому из вышеприведенных разделов.

Резюме компании, инициатора проекта

  • Резюме инициатора проекта (краткая история, форма собственности, акционеры )

  • Юридический адрес и фактический адрес

  • Данные по регистрации (номер, дата, основания)

  • Контакты (тел., факс, email, мобильные телефоны)

  • Ф.И.О. руководителя

  • Год, месяц составления Бизнес-плана

  • Имена составителей и кураторов

Меморандум о конфиденциальности

  • Произвольный текст меморандума, где поясняется принадлежность Бизнес-плана к его собственнику и, что текст документа содержит конфиденциальную информацию

Концепция, обзор, резюме проекта, введение

  • Резюме проекта составляется по итогам составления Бизнес-плана и дается краткая его часть с основными данными, темой, потребностью и содержанием проекта

  • Сумма инвестиций

  • Срок окупаемости и возврата инвестиций

  • Средняя прибыль на инвестиционный капитал

Предложение инвестору (Обращение к инвестору)

Концепция участия инвестора в проекте, необходимость привлечения кредита, акционерного капитала, проектное финансирование, план выхода инвестора из проекта, привлечение инжиниринговых услуг, поставки оборудования, иное предложение участия инвестора в проекте

  • Опишите суть предложения к инвестору

  • Способ участия инвестора в проекте

  • Доли прибыли инвестору

  • Проценты акций инвестору в акционерном капитале

  • Управление в составе Совета Директоров или иной способ, допустим организация управляющей компании, внешнее корпоративное управление

  • Инжиниринговые услуги силами и средствами инвестора

  • Производство и поставка оборудования, технологий, обучение персонала, иное

  • План выхода инвестора из проекта на период окупаемости, возврата инвестиционных средств и прибыли инвестора

  • Иное предложение

Проект, Продукт, продукция, услуги, изделие

  • Дайте полное описание продукции

  • Объем производства каждого продукта

  • Потребность в сырье

  • Наличие отходов, их применение

В этот раздел следует включить полное описание продукта или услуги с анализом их конкурентных преимуществ и недостатков.
Описание продукта или услуги включает их отличительные черты и особенности и причины отличия.


  • Наименование предприятия-изготовителя

  • Ассортимент продукции и услуг.

  • Себестоимость продаж и прибыль.

  • Покупатели и конечные потребители продукта или услуги.

  • Патенты и права собственности.

  • Стратегические возможности и планы расширения или модернизации продукта или услуги. (Если разработка продукта является важной частью стратегии бизнеса, в этом случае необходим особый подраздел плана).

  • Планируемые изменения в ассортименте продаж, себестоимости продукции, продаж и прибыли, а также причины изменений.

  • В некоторых случаях необходим подраздел по модернизации продукта.

Анализ отрасли, рынка, маркетинг и продажи

  • Полный анализ отрасли и рынка

  • Законодательное регулирование, факторы влияющие на выполнимость проекта

  • Экономические тенденции в регионе и отрасли

  • Прогноз роста производства и сбыта продукции

  • Конкуренция на рынке

  • Системы продаж продукции и маркетинг

  • Покупатели и поставщики сырья (наличие и потенциал)

  • Реклама продукции и продвижения продукции

  • Ценовая политика

  • Наличие прогнозов соглашений с покупателями продукции

  • Иное

АНАЗИЗ ОТРАСЛИ: Важно оценить отрасль или отрасли, в которых функционирует бизнес. В частности, бизнес-план оценивается потенциальными инвесторами по ряду критериев, одним из которых является отрасль, в которой компания конкурирует. К примеру, быстро растущий рынок может рассматриваться потенциальным инвестором как более благоприятный. Желательно включить обзор отрасли, в том числе тенденции развития и историю становления бизнеса. Важной частью этого раздела является анализ конкуренции. Следует определить всех основных конкурентов, с описанием их сильных и слабых сторон, особенно то, как они могли бы способствовать потенциальному успеху нового дела.

Следовало бы детализировать информацию об основных поставщиках и покупателях.

В этом разделе освещается:


  • размер, зрелость и характер конкуренции в отрасли;

  • препятствия вхождения в отрасль, выхода и роста;

  • инновации и технологические изменения;

  • законодательное регулирование;

  • экономические тенденции;

  • общие объемы продаж отрасли в течение последних лет;
    ожидаемый рост отрасли;

  • количество новых фирм, вошедших в отрасль в течение нескольких последних лет;

  • новые продукты, полученные в последнее время в отрасли;
    основные конкуренты;

  • тенденции продаж основных конкурентов;

  • сильные и слабые стороны каждого конкурента;

  • финансовое положение главных конкурентов;

  • профиль деятельности каждого покупателя.


В рыночной экономике источниками информации о базисном периоде, тенденциях, сегментах, сильных и слабых сторонах конкурентов, поставщиках, соответствующем государственном регулировании могут быть публикации в печати, периодические деловые издания, аналитические исследования подготовленные специализированными фирмами.

Данные этого раздела более открыты для независимой проверки, чем данные, относящиеся непосредственно к предприятию. Вот почему важно, чтобы управленческая система предприятия показала в этом разделе свое собственное видение и понимание отрасли. Это также одна из сфер, где управление часто теряет свою объективность, то к чему очень восприимчивы и бдительны инвесторы.
МАРКЕТИНГ: Этот раздел бизнес-плана следует рассмотреть особо тщательно и внимательно. Маркетинговый анализ должен быть, по возможности, сконцентрирован на правдоподобных, взаимосвязанных и сопоставимых сведениях. Этот раздел должен продемонстрировать возможности фирмы на целевых рынках. Успех в способности продукта войти в рынок не менее важен чем развитие самого продукта.

При представлении маркетинговой стратегии следует обсудить следующие вопросы.

  • Определение целевого рынка.

  • Сегменты целевого рынка.

  • Размер и рост целевого рынка.

  • Тенденции развития целевого рынка.

  • Конкуренты: название, размер, доля рынка, конкурентные преимущества и недостатки, тенденции бизнеса. Необходимо оценить прямую и непрямую конкуренцию. Это должно показывать насколько компания конкурентоспособна. Конкурентов следует оценить по местоположению, доле рынка и истории бизнеса.

  • Определение покупателей, их отношение к продукту (услуге) и причины покупки.

  • Анализ продаж и прибыли по сегментам рынка и покупателям.

  • Текущая и прогнозируемая доля рынка компании.

  • Политика в области послепродажного и гарантийного обслуживания.

  • Ценовая и кредитная политика.

  • Стратегия рекламы и продвижения.

  • Затраты на маркетинг продукта или услуг.

  • Размещение - выбор размещения связан с целевым рынком, что также следовало бы включить в данный раздел бизнес-плана.

  • Ценообразование - ценообразование может быть определено в результате исследования рынка и определения издержек на продукт или услугу. Структура ценообразования может быть обращена к соответствующим действиям на демонстрации ценности, полученной покупателем, относительно цены оплаты за эту ценность.

  • Дизайн продукта - следует ответить на ключевые вопросы относящиеся к конструкции продукта и упаковке, включая графическое изображение и право собственности на информацию.

  • Время проникновения на рынок - должен быть представлен период проникновения на рынок.

  • Методы распределения - способы, которые смогут позволить продуктам и услугам достичь покупателя. Это следовало бы сопроводить статистическими отчетами, оценками прессы и т.д.

  • Стратегия планирования каналов сбыта и продаж (т.е. комиссионные, возможности распределения) для различных регионов, рынков.

  • Покупатели - как много их и где они расположены.

  • Обслуживание покупателей - какие рынки могут быть охвачены прямыми продажами, какие посредством дистрибьюторов, представителей или перекупщиков.

  • Особенности подходов к извлечению выгоды в каждом канале и как они соотносятся с практикой работы в отрасли.

  • План рекламы и продвижения - как реклама могла бы формировать целевой рынок. Ранг газет, продвигаемый материал и время, необходимое для рекламной компании.

  • План маркетинга является важной частью бизнес-плана, так как он описывает как может осуществляться распределение, устанавливаться цена и продвигаться продукты, услуги.

Потенциальные инвесторы рассматривают план маркетинга как критическую точку успеха нового предприятия. Таким образом, следует уделить достаточно времени для того, чтобы гарантировать эффективное внедрение намеченной стратегии. Маркетинговое планирование будет ежегодной потребностью (с тщательным наблюдением и фиксированием изменений, происходящих в течение недели или месяца) для компании и может рассматриваться как путеводитель при принятии оперативных решений. Одним из первоначальных и важнейших информационных элементов, необходимых при подготовке логичного бизнес-плана - это потенциал рынка, так же как и рыночные тенденции и сегменты могут быть извлечены из сведений о промышленных ресурсах и демографических обзоров.

Информация о текущих продажах и состоянии рынка могут быть использованы для оценки доли рынка, покупательских предпочтений, политики ценообразования и обслуживания покупателей. Информация, используемая при изучении рыночной возможности поможет компании принять решение, относительно маркетинга, в бизнес-плане. Если позволяют средства, можно провести дополнительные исследования потенциала различных рынков или рыночных ниш. Эти исследования могут быть очень полезны как самой компании, так и финансисту для оценки масштабов и перспектив рассматриваемого проекта.

Исключительно важно, чтобы рассуждения и аргументы, представленные в этом разделе, были в полном согласии с деталями предыдущего раздела, посвященного анализу индустрии. Выбор маркетинговой стратегии очень сильно зависит от существующей обстановки, поэтому стратегия должна быть приспособлена к тем возможностям, которые открываются в данных условиях.

Как и в предыдущем разделе, степень понимания рынка менеджерами является предметом анализа для внешних инвесторов, которые имеют доступ к другим источникам информации для независимого подтверждения.

План производства продукции

  • Общий план производства продукции

  • Потребность в сырье и возможность поставки сырья

  • Календарный план производства

  • План поставок сырья

  • Хранение сырья и продукции

  • Иное

Здесь описываются существующие и предполагаемые процедуры и средства, необходимые фирме для выпускаемой продукции или предоставляемых услуг.

Если компания является производящей, то необходим производственный план.

Этот план должен полностью описывать производственный процесс. Оперативные планы должны быть очерчены для разных стадий, например, при создании нового продукта, предварительной стадии производства, отработки маркетинга, первого серийного выпуска продукта.

Более того, должны быть также включены описание производственных мощностей, персонала (по категориям), источников сырья и компонентов, а также стратегия последующего сервиса. Если какие-то части производственного процесса (или весь процесс) предполагается передать субподрядчикам, нужно включить описание всех субподрядчиков, с указанием их местоположения, соображений, обусловивших их выбор, затрат и всех заключенных контрактов.

Этот раздел должен также содержать описание помещений, машин и оборудования, необходимого для производства, информацию о поставщиках сырья и компонентов - адреса и условия, производственные затраты и все будущие затраты на оборудование.

Если речь идет о бизнес-плане не для производителя, а для торгового или обслуживающего предприятия, этот раздел должен описывать процессы закупки товара, хранения и контроля запасов.

Ниже перечислены некоторые ключевые элементы этого раздела бизнес-плана.

  • Производственный процесс -- определение механических и сборочных процессов, какие из них будут переданы субподрядчикам. Если какую-то часть производства планируется передать субподрядчикам, кто они? (Дать список имен и адресов.) Почему именно эти субподрядчики были выбраны? Каковы при этом ваши затраты? (Приложите копии всех заключенных контрактов.)

  • Процедуры контроля производственного процесса и качества продукции.

  • Потребности в запасах и закупочная политика.

  • Потребности в сырье и затраты, связанные с этим.

  • Основные поставщики различных материалов: имена, адреса, материалы, условия поставок, преимущества, недостатки, предполагаемые изменения.

  • Помещения -- необходимо определить полную потребность в помещениях, отмечая, является ли каждое собственным, арендованным, и т.д.

  • Производственные мощности -- расположение, использование, стоимость, площадь, преимущества, недостатки, предполагаемые изменения.

  • Оборудование -- список оборудования, непосредственно необходимого для производства, будущие капитальные затраты на оборудование, нужно ли его покупать или достаточно арендовать.

  • Персонал -- описание всех необходимых навыков, количество сотрудников на каждом необходимом квалификационном уровне, уровни заработной платы, где и как будет организовано необходимое обучение. Кроме того, описание имеющегося персонала, планируемые потребности, текучесть кадров, рынок рабочей силы, компенсации, влияние профсоюзов, потребность в обучающих программах.

  • Себестоимость продукции

  • Выручка от реализации продукции

  • Прибыль от реализации продукции


Каждый пункт может потребовать дополнительных исследований и сбора информации, но это считается совершенно необходимым для тех, кто будет изучать бизнес-план и рассматривать возможности его финансирования.

Невозможно переоценить значение этого раздела как для внешнего инвестора, так и для самой организации.

Действительно, информация, которая здесь содержится, совершенно необходима для понимания того, способно ли предприятие нормально существовать, принося прибыль.

Внешние инвесторы заинтересованы в стратегических элементах производственного плана, таких как нынешняя и планируемая степень использования производственных мощностей, состояние инфраструктуры, трудовые отношения в данной отрасли промышленности, стратегические союзники и технологические возможности.

Для инвестора очень важно оценить величину нового капитала, необходимого для поддержания долгосрочного роста, и убедиться в достаточной гибкости предприятия для освоения новых прибыльных рынков и выхода из старых рынков, когда они становятся неприбыльными.

Используя запроектированный состав продукции и ожидаемую выручку в производственном плане и рассматривая соответствующие затраты, становится возможным планирование доходов и денежных потоков.

Это позволяет предприятию предсказать, какие специальные меры финансового контроля следует предпринимать и когда это нужно делать, а также спланировать внешнюю поддержку, например, банковский кредит.

Организационный план реализации (внедрения) проекта

  • Общий план организации выполнения проекта, строительства объектов, промплощадок, складов, зданий и сооружений, коммуникаций, систем инфраструктуры, технологические циклы, этапы выполнения, этапы внедрения инвестиций, этапы производства, поставки, монтажа, пуско-наладки оборудования, обучения персонала, пуска производства

  • Общие данные и прогнозы внедрения проекта

  • Подрядные работы и подрядчики

Календарный (общий итоговый) план реализации проекта

  • Схема, календарный план организации проекта

Окружение, нормативная информация, лицензии, патенты, разрешения на строительство, квоты, лимиты, юридическое сопровождение, административная поддержка, законодательная поддержка, льготы, иное

  • Указать наличие и состав каждого раздела

Управление проектом (производством), менеджмент, персонал

  • Совет директоров (Схема)

  • Менеджмент (Схема)

  • Персонал (Схема)

  • Управление производством и процесс принятия решений (Схема)

В этом разделе описываются структура организации и ключевые работники-управленцы. Во-первых, должна быть описана форма собственности (товарищество, акционерное общество и т.д.).

Если предприятие является корпорацией (акционерной компанией_, то важно включить сведения о выпущенных акциях, имена, адреса и послужные списки директоров и основных сотрудников компании. Полезно также составить схему организации с обозначенными уровнями ответственности членов организации.

Инвестор инвестируют в людей, которые способны успешно управлять операциями фирмы. Поэтому потенциальные инвесторы будут пристально изучать команду менеджеров.

Анализ сотрудников должен содержать поименный состав по функциям или по отделам за определенный промежуток времени. Команда должна обладать опытом и знаниями в наиболее важных областях менеджмента, таких как разработка и внедрение, маркетинг и продажа, производство и финансы.

Данный раздел бизнес-плана должен, таким образом, представить членов команды менеджеров, освещая подробно стадии их роста. Детальные послужные списки должны быть вынесены в приложение.

Должны быть также описаны лица, стоящие за их спиной. Для каждого из владельцев следует также дать информацию об их возможностях и ответственности.

Должно быть также дано описание персонала, распределение функций, анализ квалификации, зарплата, круг обязанностей всех сотрудников.

Такой анализ не только позволит менеджерам лучше планировать кадровую политику, но и продемонстрирует потенциальным инвесторам чувствительность бизнес-плана к важной проблеме найма ключевых сотрудников.

Этот раздел можно представить в приведенном ниже порядке:

      • Нынешняя организационная структура и ожидаемые изменения. Форма собственности организации.

      • Если это товарищество - кто партнеры, и на каких условиях.

      • Если акционерное общество - кто главные акционеры и какова их доля.

      • Типы и количество выпущенных акций с правом голоса и без него.

      • Процесс принятия решений и его философия.

      • Ключевые менеджеры и владельцы: образование, навыки, опыт, круг обязанностей и вознаграждение.

      • Члены совета директоров: имена, адреса, послужные списки.

      • Кто имеет полномочия подписывать счета и контролировать.

      • Основные факты биографии всех членов команды менеджеров (образование, возраст, особые способности, сфера интересов и т.д.).

      • Роли и круг обязанностей каждого члена команды менеджеров.

      • Зарплаты, льготы и поощрения для каждого из менеджеров.


Критическим аспектом этого раздела является демонстрация соответствия организационной структуры с задачами бизнеса.

Например, необходимо сопоставить организационные обязанности с соответствующими вопросами отчетности, так чтобы ресурсы направлялись в те области, которые в них более всего нуждаются.

Предприятие должно признавать существование иных продуктов и рыночных ниш, организуя при этом стратегические подразделения с максимально возможной автономией и возможностью децентрализованно принимать решения.

Рост современных организаций и уровня их сложности, разнообразие выполняемых операций привели к тому, что рациональное осуществление функций управления и руководства стало исключительно трудным делом, важным для успешной деятельности любого предприятия.


Для принятия экономически обоснованных управленческих решений нужно рассмотреть различные сценарии развития предприятия и подобрать оптимальный по многим параметрам вариант его развития.

Чтобы справиться со всевозрастающей сложностью бизнеса, предприятие должно основывать свою деятельность на системном подходе.

Все бизнес-процессы предприятия можно объединить в некоторую финансово-производственная систему, которая представляет экономическую модель предприятия.

Эта модель будет средством для  автоматизации планирования и управления предприятием в области экономики и финансов.


Для организации полного мониторинга рабочего и производственного процесса необходимо привлечь компанию в области компьютерного программирования, владеющей знаниями и программными компьютерными комплексами.
Эта специализированная компания должна разработать компьютерный программный комплекс (База рабочего цикла и производства, движение товара, поставки сырья и материалов, мониторинг продаж, мониторинг покупателей и поставщиков, мониторинг движения финансовых средств по продажам, по покупке сырья, общий баланс производства, финансового актива и пассива, мониторинг прибыли, мониторинг производственных расходов).
Компьютерная программа должна одновременно описывать и связывать основные экономические бизнес-процессы и системы.

Программа разрабатывается на основании следующих представлений о предприятии:


  1. Описание технологии производства и нормы расхода сырья и материалов




  1. Задание запасов сырья и материалов, полуфабрикатов и готовой продукции




  1. Движение материальных потоков в натуральном виде от закупок до реализации




  1. Производственные и финансово-производственные циклы по каждому виду продукции




  1. Прогноз рыночных цен на сырье, материалы, энергию и готовую продукцию




  1. Программа производства и реализации по каждому виду продукции




  1. Графики закупок и выбытия основных средств, нормы амортизации




  1. Организационная структура предприятия, бюджет расходов подразделений и заработная плата




  1. Учетная политика предприятия и налоги, согласованные с налоговой инспекцией и действующим законодательством




  1. Основные решения по управлению предприятием, принимаемые руководством




  1. Представление результатов должно соответствовать стандартам финансовой отчетности (прибыли-убытки, движение финансовых средств, баланс)


В результате, можно анализировать деятельность компании: рассчитать себестоимость продукции, потребность в оборотных средствах, определить необходимое финансирование, подсчитать прибыль и дивиденды на акцию, оценить стоимость предприятия, а также оптимизировать материальные и финансовые потоки.

План инвестиций

  • Общий план инвестиций по этапам внедрения проекта и график инвестиций

  • Общий план возврата инвестиций, процентов и прибыли, график

Финансовый план

  • Общий финансовый план

  • Прогноз потока наличности

  • Баланс (прогноз с учетом инвестирования)

  • Отчет о прогнозной прибыли

  • Отчет погашения задолженностей

  • План выплат дивидендов акционерам и инвесторам

  • Показатели эффективности инвестирования

Финансовый план, равно как и маркетинговый, производственный и организационный, является важной частью бизнес-плана. Он определяет потенциальные инвестиции, которые необходимы для бизнеса и показывает является ли бизнес-план экономически выполнимым.

Эта информация определяет размер потребной инвестиции и обеспечивает основу для инвестора в отношении определения будущего значения инвестиции. Поэтому, перед подготовкой бизнес-плана менеджер должен иметь полную оценку прибыльности предприятия.

Эта оценка прежде всего показывает потенциальным инвесторам, будет ли бизнес прибыльным, сколько денег необходимо, чтобы запустить бизнес и встретить краткосрочные потребности в деньгах, как эти деньги могут быть получены (т.е. акции, займы и т.п.).

Для оценки выполнимости бизнес-планов существует три области финансовой информации:

  1. Отчет о прибылях и убытках (показывает операционную деятельность предприятия по периодам)

  2. План движения денежных средств (Кэш-Фло)

  3. Балансовая ведомость (финансовое состояние предприятия в определенный момент времени).

Финансовые отчеты и прогнозы представляют собой краткое описание (в денежных единицах) истории и будущих планов организации.

Финансовые документы должны сопровождаться соответствующими документами и объяснениями.

Во-первых, в бизнес-плане должны быть приведены прогнозируемые объемы продаж и соответствующие расходы в течение, по крайней мере, трех-пяти лет, с помесячным прогнозом в течение первого года. Сюда должны быть включены прогнозируемые объемы продаж, стоимость проданных товаров, а также общие и административные расходы.

Затем с помощью оценки налогов может быть спрогнозирована чистая прибыль после налогообложения. Определение ожидаемых значений объемов продаж и величин расходов для каждого из первых 12 месяцев и каждого последующего года базируется на маркетинговой информации, рассмотренной ранее.

Вторая важная область финансовой информации - это значения денежных потоков в течение времени проекта, с помесячным прогнозом в течение первого года. Оценки денежных потоков показывают способность бизнеса обеспечить расходы в подходящие времена года.

Прогноз денежных потоков должен определить начальное значение денежных средств на балансе, ожидаемые счета дебиторов и другие приходы, а также все выплаты для каждого месяца в течение всего года.

Поскольку счета должны оплачиваться в разные времена в течение года, важно определить помесячные потребности денег, особенно в течение первого года.

Так как продажи могут быть нерегулярными и получение денег от клиентов может быть также рассредоточено во времени, становится необходимым краткосрочный заем для погашения постоянных расходов, такие как зарплата и коммунальные услуги.

Последний пункт финансовой части - прогнозируемые балансы. Они показывают финансовое состояние бизнеса в определенное время.

Они определяют средства бизнеса, его обязательства, инвестиции владельцев и некоторых партнеров, а также остаточную прибыль (или накопленные потери).

Потенциальному инвестору должны будут продемонстрированы допущения, на основе которых составлены балансы и другие части финансового плана.

Финансовый план бизнес-плана должен дать возможность оценить способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для обслуживания долга (или выплаты дивидендов, когда речь идет об инвестициях).

Следует подробным образом описать потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий.
Особое значение следует уделить описанию текущего и прогнозируемого состояния окружающей экономической среды.
Должны быть отражены трудно прогнозируемые факторы, их альтернативные значения для различных вариантов развития событий.
Требуется четкая разбивка расходов по проекту и использования средств.
Должны быть описаны условия всех остальных относящихся к проекту или уже находящихся на балансе кредитов.
Необходимо четко показать, как и кем (самим предприятием или независимым подрядчиком) составлялась смета расходов; предполагаемая степень четкости сметы.
Должны быть описаны условия, оценки и предположения, базируясь на которых, рассчитывались финансовые результаты проекта.
Также необходимо указать показатели эффективности проекта

  • Чистый дисконтированный доход (ЧДД); другие названия: чистая приведенная стоимость, чистый приведенный доход. Net Present Value (NPV).

  • Индекс доходности (ИД); другие названия: индекс прибыльности, Profitabily Index (PI)

  • внутренняя норма доходности (ВНД); другие названия: внутренняя норма рентабельности, возврата инвестиций, Internal Rate of Return (IRR).

  • Срок окупаемости дисконтированный (Discounted payback period; (PBP) мес.)

Риски проекта и их минимизация

Каждая бизнес активность сопряжена с определенными рисками, связанными с особенностями отрасли промышленности, конкурентами, а также общим политическим и экономическим положением страны.

Бизнес-план должен рассмотреть трудности в ближайшие 2-5 лет. Важно, чтобы менеджер установил потенциальные риски и подготовил эффективную стратегию борьбы с ними.

В этом разделе должны быть рассмотрены критические риски и потенциальные проблемы, которые могут препятствовать реализации предложенных компанией стратегий.

Главный риск для бизнеса может появиться как следствие реакции конкурента,
слабостей персонала, занимающегося маркетингом, производством или менеджментом,
современные достижения в технике, которые могут привести к жизнеспособности продукции.

Если даже не ожидается риск от этих факторов, они все равно должны быть обсуждены и должно быть показано, почему они не вызывают риска. Для каждой из рассматриваемых составляющих риска должен быть представлен план ее минимизации.

Точно также, должна быть рассмотрена стратегия преодоления каждого узкого места (проблемы) из числа выявленных.

Эти непредвиденные планы и стратегии показывают потенциальному инвестору, что менеджер ощущает наиболее важные компоненты риска и готов их встретить, если они появятся.

Несмотря на то, что цель этого раздела очевидна, необходимо еще раз отметить, что способность понимания рисков и разработки соответствующего плана действий является решающей для оценки качества менеджмента.

Этот раздел является важным индикатором способности менеджмента эффективно реагировать на ситуации, которые вызывают опасность для достижения целей предприятия.
Анализ чувствительности проекта

  • Общий анализ, схема, график


Необходимо проанализировать устойчивость проекта к возможным изменениям как экономической ситуации в целом (изменение структуры и темпов инфляции, увеличении сроков задержки платежей), так и внутренних показателей проекта (изменение объемов сбыта, цены продукции).
Степень устойчивости проекта по отношению к возможным изменениям условий реализации может быть охарактеризована показателями границ безубыточности (предельных уровней) объемов производства, цен производимой продукции и иных параметров.
Эти и им подобные показатели по существу отвечают сценариям, предусматривающим соответствующее снижение объемов реализации, цен реализуемой продукции и т. д., но они не являются показателями эффективности самого проекта.
Граница безубыточности (предельный уровень) параметра проекта для некоторого шага расчетного периода определяется как такой коэффициент к значению параметра, при применении которого чистая прибыль участника на данном шаге становится нулевой.
Наиболее часто граница безубыточности определяется для объема производства. Она рассчитывается только в период эксплуатации предприятия и носит название уровня безубыточности (точки безубыточности, break-even point).
Уровнем безубыточности называется отношение "безубыточного" объема УБ продаж (т. е. объема, которому отвечают нулевая прибыль и нулевые убытки) на некотором шаге т к проектному.
При определении этого показателя принимается, что полные текущие издержки производства продукции на шаге т могут быть разделены на условно-постоянные не зависящие от объема производства, и условно-переменные, изменяющиеся прямо пропорционально объемам производства.
Уровень безубыточности может определяться также и для цены продукции, или, например, для цены основного используемого в производстве сырья.

Аудит проекта, отчеты аудиторов, оценка бизнеса (Due diligence)

  • Наличие аудита проекта, отчеты и оценки аудиторов

  • Аудиторы класса: KPMG, PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, иные подобного международного класса

Приложения

  • Отчеты аудиторов (Due diligence)

  • Соглашения и письма о намерениях

  • Лицензии, разрешения, согласования

  • Анкеты инициаторов проектов

  • Экологические отчеты (ОВОС) и иные

  • Карты, планы, схемы, чертежи

  • Договоры аренды или собственности на землю

  • Маркетинговый отчет от аудиторов

  • Контракты с поставщиками сырья (намерения)

  • Контракты с покупателями продукции (намерения)

  • Ноу-Хау, патенты, изобретения, прочие

  • Иное, по согласованию с инвестором

Рекламные буклеты, презентации, видеофильмы, иное

  • Каждый вид презентаций готовится в зависимости от направленности проекта, продукции

  • Посредством печати в типографии

  • Электронный вид

  • Видеофильмы

  • Иное

Гарантии, страхование инвестиционных рисков, предварительные затраты инициатора проекта

  • Виды гарантий (Российские банки + банки корреспонденты АА+ и выше, Государственные (Правительственные) гарантии, залог ценных активов, финансовые инструменты, страхование финансовых рисков через страховые российские компании и перестрахование через западные компании класса АА+ или выше, иные виды гарантий и обеспечений в счет страхования инвестиционных рисков)

  • Предварительные гарантийные письма, образцы, подтверждения возможности обеспечения тех или иных гарантий

  • Предварительные соглашения на обеспечения гарантий

  • Перечень затрат, которые Инициатор проектов берет на себя (на подготовку предварительных проектных документов, проведение аудита, обеспечения гарантий, разрешений, согласований, предварительных проектных исследований, иные виды работ и затрат)

  • Обеспечение 15-30% средств за счет инициатора проектов (если имеется такая возможность)

  • Иное

ПРИМЕЧЕНИЕ: НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ, ЧТО СОСТАВ БИЗНЕС-ПЛАНА ЯВЛЯЕТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ДЛЯ КАЖДОГО ВИДА ПРОЕКТА. ПОЭТОМУ РАЗРАБОТЧИК ПРОЕКТА ДОЛЖЕН УЧИТЫВАТЬ СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНО. ВАЖНО СОБЛЮСТИ ГЛАВНОЕ, ЭТО ЧЕТКОСТЬ И ЯСНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОЕКТА И ОБОСНОВАНИЯ ИДЕИ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА И ПРИГЛАШЕНИЯ ИНВЕСТОРОВ В ПРОЕКТ



Бизнес-план (общая структура) 2009 NSA