microbik.ru
1
В Московский районный суд г. Санкт-Петербурга

Заявитель:

Захаревич Ираида Александровна,
Адрес для почтовой корреспонденции:
Заинтересованное лицо:

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Адрес: 119200, г. Москва, Смоленская- Сенная пл., д. 32/34

Дело №2-4840/10

Судья: Чернявская Т. Е.
УТОЧНЕННОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

о признании незаконным решения органа государственной власти

(в порядке ч. 1 ст. 39 ГПК РФ)
В производстве Московского районного суда Санкт-Петербурга находится мое заявление о признании незаконным бездействия Министерства иностранных дел Российской Федерации в предоставлении мне информации по моим обращениям. В связи с поступившим в суд и переданным мне документом – Правилами работы пользователей в читальных залах государственных архивов Российской Федерации, утвержденные приказом Федеральной архивной службы России от 06 июля 1998 г. № 51, от заинтересованного лица по настоящему делу, прошу принять следующее уточненное заявление.

12 мая 2010 г. я обратилась в Министерство иностранных дел Российской Федерации (далее МИД России) с запросом о предоставлении информации. В запросе я просила предоставить мне следующую информацию:

    1. Сообщить, какими нормативными правовыми актами регулируются правила пользования гражданами архивными документами, содержащимися в Архивной службе МИД России.

    2. Предоставить копию действующих в настоящее время Правил оформления разрешения исследователям для работы в читальном зале Архива внешней политики Российской Федерации (АВП РФ) Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее- Правила).

    3. Сообщить, какими нормативными правовыми актами утверждены указанные выше Правила и во исполнение каких нормативных правовых актов они приняты.

Данный запрос был получен МИД России 21 мая 2010 г. о чем свидетельствует уведомление о вручении заказного письма (Приложение № 3). 1 июля 2010 г. я направила в МИД России телеграмму с содержанием аналогичным запросу от 12 мая 2010 г. (Приложение № 4), поскольку МИД России не ответило на мой запрос. К тому же я неоднократно звонила в канцелярию МИД России по работе с обращениями граждан, в которой интересовалась судьбой моего запроса от 12 мая 2010 г. и телеграммы от 1 июля 2010 г . Работники канцелярии каждый раз сообщали, что обращения от меня получены и ответы будут мне отправлены. Тем не менее, на настоящий момент ответа на свой запрос я так и не получила. Не было и уведомления об отсрочке предоставления ответа.

Полагаю, что в данном случае МИД России допустило незаконное бездействие, выразившееся в нерассмотрении моего запроса и последующей телеграммы, что подтверждается следующим:

1. В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

П. 6 ст. 18 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» устанавливает, что запрос подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае, если предоставление запрашиваемой информации невозможно в указанный срок, в течение семи дней со дня регистрации запроса пользователь информацией уведомляется об отсрочке ответа на запрос с указанием ее причины и срока предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать пятнадцать дней сверх установленного настоящим Федеральным законом срока для ответа на запрос

То есть указанные выше нормативные правовые акты обязывают государственные органы рассматривать поступающие к ним обращения в определенный срок, а если это невозможно, то они должны уведомить об отсрочке ответа на запрос. К тому же п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию, в частности, относит нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Следовательно, нерассмотрение моих обращений (запроса и телеграммы) МИД России в установленный законом срок, согласно Федеральным законам и Постановлению Пленума ВС РФ, указанному выше, является незаконным бездействием государственного органа.

2. П. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» гласит, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить:

соблюден ли порядок принятий решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.).

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием для удовлетворения заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В данном случае, содержание бездействия МИД России, выразившегося в нерассмотрении моего запроса о предоставлении информации и последующей телеграммы, не соответствует требованиям закона (п. 6 ст. 18 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»), что согласно Постановлению Пленума ВС РФ, указанному выше, является основанием для удовлетворения моего заявления.

3. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-то обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Бездействие МИД России нарушает мое право на свободный поиск и получение информации, гарантированное мне следующими нормативными правовыми актами:

Ч. 4 ст. 29 Конституции РФ закрепляет, что каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом.

Ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гласит, что граждане вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим федеральным законом и другими федеральными законами.

Ст. 8 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» устанавливает, что пользователь информацией имеет право:

1) получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

    1. не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен.

Согласно п. 6 ст. 6 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», одним из способов обеспечения доступа к указанной информации является предоставление пользователям информацией по их запросу.

В данном случае, реализуя положения п. 6 ст. 6 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», я обратилась в МИД России с соответствующим запросом о предоставлении информации. Однако заинтересованное лицо не предоставило мне информацию по моему письменному запросу, чем нарушило мое право на доступ к информации о деятельности государственных органов.

Несмотря на то, что при рассмотрении поданного мной первоначального заявления в Московский районный суд Санкт-Петербурга, заинтересованным лицом были представлены в суд Правила работы в читальных залах государственных архивов Российской Федерации, утвержденные приказом Федеральной архивной службы России от 06 июля 2998 года № 51 (далее - Правила), тем не менее я не считаю, что государственным органом при этом была исполнена надлежащим образом обязанность по рассмотрению моего запроса и предоставлению мне ответа по существу вопросов, поставленных в моем первоначальном запросе от 12 мая 2010 г. и телеграммы от 1 июля 2010 года, поскольку в своем запросе в МИД России я просила предоставить не названные Правила, а иной документ - а именно, Правила оформления разрешения исследователям для работы в читальном зале Архива внешней политики Российской Федерации (АВП РФ) Министерства иностранных дел Российской Федерации. Кроме того, в нарушение ч. 1 ст. 19 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», заинтересованным лицом так и не была до настоящего времени исполнена обязанность по предоставлению мне ответа на мои обращения, поскольку указанные Правила работы в читальных залах государственных архивов Российской Федерации поступили в адрес суда как приложение к отзыву МИД России и не были направлены мне как официальный ответ на мои обращения.

Таким образом, бездействие МИД России, выразившееся в нерассмотрении моего запроса о предоставлении информации и последующей телеграммы и непредоставлении ответа на них, является незаконным и нарушает мое право на свободный доступ к информации, в том числе к информации о деятельности государственных органов.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 254, ст. 258 ГПК РФ, принимая во внимание уточнение первоначально заявленных требований,
ПРОШУ:
1. Признать незаконным бездействие МИД России, выразившееся в нерассмотрении моих обращений - запроса от 12 мая 2010 г. и телеграммы от 1 июля 2010 г., и непредоставлении мне запрошенной информации.

2. Обязать МИД России рассмотреть мой запрос от 12 мая 2010 г. и телеграмму от 1 июля 2010 года и дать ответ по существу всех поставленных мной в данных обращениях вопросов в 30 - дневный срок с момента вступления в силу решения суда по настоящему делу.

3. В случае признания настоящего заявления подлежащим удовлетворению возложить на МИД России все судебные расходы по делу, взыскав их в мою пользу. На момент подачи настоящего заявления размер судебных расходов составляет 200 рублей.

01 февраля 2011 г. Захаревич И. А.