microbik.ru
1
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
Главной целью любого общества, претендующего на гуманизм в отношении составляющих его людей, является создание условий для раскрытия возможностей человека, актуализации его способностей творчески проявить себя, самовыразиться, самоутвердиться, реализовать свою потребность быть личностью принятой и признанной обществом, стать подлинным субъектом своей судьбы.

В настоящее время резко изменилась ситуация развития детства. Напряженная социальная, экономическая, демографическая, экологическая ситуация обуславливает нарастание негативных тенденций в становлении личности подрастающих поколений. Среди них особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность детей, возрастание их жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности.

Проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы. Новое качество работы школы невозможно без ее решения, а гуманная идея педагогического сотрудничества может превратиться в очередной лозунг, если не будут найдены конкретные пути ее реализации.

……………………..

В отечественной психологии конфликт рассматривается в рамках нескольких направлений. В теории деятельности конфликт интерпретируется с помощью структурных компонентов деятельности (мотив, отношение, цели), являющихся основаниями для конфликта, и с позиции деятельности как условия возникновения конфликта (А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, В. С. Мерлин). В рамках теории развития личности конфликт описывают как психологическое явление, сопровождающее процесс развития личности и проявляющееся в ситуациях, когда человек переживает возрастные кризисы (Л. С. Выготский, Л. И. Божович). 

Интерес для исследования представляет работа Ж.А. Мугаловой «Педагогическая конфликтология». В работе теоретически и методически обоснованы причины, виды педагогических конфликтов, позиции, занимаемые педагогом. Даются практические рекомендации педагогам по предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций.

…………………………………..

Объектом исследования является ……………..

Предмет исследования – ………………………….

Целью исследования является выявление факторов, влияющих на возникновение конфликта между участниками педагогического процесса; поиск путей разрешения конфликта.

В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:

…………………………..

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов научного исследования: …………………………………

Методологической и теоретической основой исследования явились идеи развития личности и сознания в деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев), ………………………………

Также теоретическими источниками исследования являются работы отечественных авторов, ………………………………

Практическая значимость. …………………………

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ И КОНФЛИКТЫ
1.1 Особенности проблемных ситуаций и конфликтов участников педагогического процесса
 Взаимодействие участников педагогического процесса обусловливает возникновение противоречий, которые служат источником развития и личностного роста его участников. Управляемые противоречия играют позитивную роль. Они стимулируют овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, способствуют взаимодействию учителя и учащихся. В этом случае поставленные педагогами цели и задачи, предъявляемые требования принимаются учащимися как личностные. Умелое преодоление противоречий сближает учителя и учащихся, ведет к доверительным отношениям и взаимопониманию. Если цели и задачи учителя и учащихся не согласуются, предъявляемые к ним требования не оказываются личностно значимыми, то возникают проблемные ситуации, которые в последствии могут перерастать в конфликты. Часто они усугубляются авторитарным стилем

Конфликтная ситуация – это сложная объективно-субъективная реальность педагогического процесса, где объективные составляющие представлены в виде субъективного восприятия и личной значимости ситуации для ее участников. В.И. Андреев определяет конфликтную ситуацию как ситуацию «скрытого или открытого противоборства двух или нескольких сторон-участников, каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы разрешения проблемы, имеющей личную значимость для каждого из его участников»1. Многие исследователи выделяют простые и сложные конфликтные ситуации. Как правило, простые ситуации разрешаются значительно проще. Противоречия в них носят не существенный характер, реализации мотивов ничто не угрожает. Участники простой конфликтной ситуации часто находят консенсус в решении проблемы. Например, в одной из школ г. Минска между ученицей и учителем физики назревала конфликтная ситуация. Учитель перед всем классом заявил ученице 9 класса, которая по всем предметам имела высокие отметки, что она не знает учебный материал по физике выше, чем пять баллов. В ответ ученица резко возразила, что она дополнительно занималась физикой и может доказать что знает учебный материал больше, чем на пять баллов. Видимо, учитель почувствовал возможность возникновения конфликтной ситуации, в которую могли быть вовлечены и родители ученицы. Он предложил ей после занятий сдать весь материал за целую четверть. Ученица с честью сдала экзамен: ответила на все вопросы, решила четыре задачи и получила 8 баллов. Учитель на следующем уроке сказал перед классом, что он ошибался: ученица успешно выдержала испытание и заслуженно получила оценку в восемь баллов. Конфликтная ситуация была исчерпана.

Сложная конфликтная ситуация отличается взаимодействием учителя и учащихся в сложной обстановке, когда наблюдается рассогласование цели, задач, мотивов и личных возможностей учащихся. Степень рассогласования определяет и уровень сложности и трудности конфликтной ситуации. Часто это рассогласование вызывает плохое поведение школьников в связи с отсутствием внимания учителя к ученику. Ученику, по его мнению, требуется особое внимание учителя, а его иногда нет. Школьнику хочется, привлечь к себе внимание. Если его требования остаются без внимания, то учащийся выбирает и соответствующее поведение. Как часто в школьной практике мы наблюдает такую ситуацию. «Иванов ничего не делает на уроке и мешает всему классу, грубит в ответ на сделанные замечания», – говорит Надежда Петровна. «Да? А у меня прекрасно работает, с интересом выполняет все задания, даже хочет получить за четверть отметку 9 баллов!» – отвечает Мария Павловна. Однако часто учащиеся, подобно Иванову, на глазах преображаются: только, что кричал, ругался, дерзил учителю, кому-то угрожал, но, услышав голос Марии Павловны, моментально изменялся, иными становились голос, интонация, выражение лица, не говоря уже о лексике. От казавшейся конфликтной ситуации не осталось и следа. Ученики действительно выбирают поведение, и это означает, что учителя могут и должны влиять на их выборы, предупреждать возникновение сложных конфликтных ситуаций.

Конфликтная ситуация часто создается из-за стремления учащихся к властолюбивому поведению. ……………………….

…………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конфликт в переводе с латыни означает столкновение. Конфликтологи утверждают, что бесконфликтных взаимоотношений не бывает.

Родители часто обращаются на консультацию к психологу – их беспокоят конфликты, которые возникают у детей в школе. Конфликты можно отнести к категории педагогических, когда они связаны косвенно или напрямую с обучением, воспитанием детей, с влиянием на психологический климат учебного заведения.

Существуют следующие виды педагогических конфликтов:

  • конфликты деятельности, возникающие по поводу невыполнения учеником учебных заданий, неуспеваемости, вне учебной деятельности;

  • конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы;

  • конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

Учащиеся в процессе обучения в школе переживают четыре конфликтных периода:

      1. Первый класс – происходит смена игровой деятельности на учебную, появляются новые требования и обязанности. Адаптация может длиться от 3-х месяцев до 1,5 лет.

      2. Переход из 4-го в 5-й класс. Вместо одного учителя появляются учителя-предметники и новые школьные предметы.

      3. ……………………….

      4. ………………………………….

В младших классах: переживания носят кратковременный характер; ребенок нуждается в защите и поддержке учителя; конфликты часто связаны со стилем и тактикой учителя на поступки учащихся.

В подростковый период: наступает потеря интереса к учебе; проявляется недисциплинированность учащихся; конфликты чаще возникают при ошибках в методике оценивания знаний и умений со стороны педагогов.

В старших классах: завышение требований ко взрослым при снисходительном отношении к себе; характерна эмоциональная неустойчивость; отстаивание своей точки зрения в ответ на доминантную позицию педагога – приводит к конфликтам.

Для девочек более характерны вербальные формы разрешения конфликтов. Мальчики склонны к выраженной телесной агрессивности в разрешении конфликтов.

Пути и методы разрешения конфликтных ситуаций:

  • ………………………………….

Важно уметь правильно общаться и знать: что сказать (содержание); как сказать (эмоциональное сопровождение); когда сказать (время и место); при ком сказать и зачем сказать (уверенность в ситуации).

Можно по-разному относиться к конфликту. Конфликт – это неизменный атрибут нашей жизни, объективная реальность, данность, от которой нам никуда не деться. Хороши они или плохи, но они были, есть и будут. С этой мыслью человек должен примириться. Бесперспективно и опасно игнорировать зреющий конфликт, закрывать на него глаза и убеждать всех и себя в том, что его нет. Отрицание существования конфликта лишает противоборствующие стороны возможности его разрешить. Напротив, признавая имеющийся конфликт и обнаруживая его корни, причины, участники получают шанс разрешить его и изменить ситуацию к лучшему.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Андреев В.И. Конфликтология: искусство ведения спора. Ведение переговоров и разрешения конфликтов. Казань, 1999.

  2. Анцуков А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник. М., 2002.

  3. Борисова Л.Г., Солодова Г.С., Фадеева О.П., Харченко И.И. Неформальный сектор: экономическое поведение детей и взрослых. Новосибирск, 2001.

  4. Вишнякова Н.Ф. Конфликт – это творчество? Минск, 1996.

  5. Громова О.Н. Конфликтология / ГАУ им. С.Орджоникидзе. М., 1993 .

  6. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. Учебник. М., 1995.

  7. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988.

  8. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М., 1989.

  9. Конвенция о правах ребенка (справочные материалы). СПб., 1994.

  10. Кравченко А.И. Введение в социологию. М., 1995.

  11. Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. М., 1997.

  12. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. М., 1993.

  13. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М., 1988.

  14. Мальковская Т.Н. Учитель-ученик. М., 1977.

  15. Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003.

  16. Мугалова Ж.А.  Педагогическая конфликтология: Учебно-методи- ческое пособие. Ярославль, 2001.

  17. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе. М., 1991.

  18. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Минск, 1998.

  19. Станкин М.И. Если мы хотим сотрудничать. М., 1996.

  20. Темина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? (Введение в конфликтологию образования). М., 2002.




1 Андреев В.И. Конфликтология: искусство ведения спора. Ведение переговоров и разрешения конфликтов. Казань, 1999. С. 82.