microbik.ru
1
Система показателей статистики цен представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей, характеризующих уровень цен, а также их динамику во всех секторах экономики, которая позволит в достаточной степени осуществить комплексный анализ ценовых процессов не только в целом по экономике, но и внутри конкретного сектора экономики.

Цены в статистике классифицируются и формируются по различным направлениям:

Цена производителя (или оптовые) – это цены, по которым предприятия производственной сферы реализуют свою продукцию. По своему составу она включает в себя издержки производства и прибыль и не включает налог на добавленную стоимость и акцизы. Уровень ее, как правило, зависит от затрат на производство, объема реализации, конъюнктуры рынка и т.п.

Цена приобретения (цена покупателя) – это цена конечного использования товаров и услуг, в которую включены полностью: цена производителя, транспортно-сбытовые расходы, налоги и акцизы. Цены приобретения складываются в результате согласования интересов продавца и покупателя, под воздействием спроса – предложения и других факторов рыночной экономики.

Потребительские цены – это розничные цены по которым товары и услуги за наличный расчет продаются населению.

В настоящее время органы статистики осуществляют разработку следующих показателей статистики цен

в потребительском секторе:


  • Средние потребительские цены и индексы потребительских цен на товары и платные услуги населению. В этой области наблюдается 500 наименований товаров и платных услуг. Осуществляется расчет регионального, индивидуальных и групповых индексов потребительских цен, характеризующих инфляционные процессы в потребительском секторе.


рассчитываются:

  • средние цены по перечню из традиционных для населения потребительских товаров и услуг. Он используется статистикой цен для оперативного еженедельного отслеживания изменения цен на основные для населения товары и услуги, а также для межрегионального сопоставления;

  • стоимость минимального набора продуктов питания, служащий для ежемесячного отслеживания изменений цен на наиболее важные и социально-значимые продукты питания, а также для межрегиональных изменений, включает 37 наименований продовольственных товаров, исчисляется по минимальным объемам потребления, определенным для мужчины трудоспособного возраста установленные в целом по Российской Федерации;

  • стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг* исчисляется на основе единых объемов потребления. В набор включены 83 наименования товаров и услуг. Показатель позволяет охарактеризовать в определенной мере уровень материального благосостояния населения и служит для межрегиональных сопоставлений.

  • величина прожиточного минимума на душу населения и минимальный потребительский бюджет на члена типовой семьи в целом по республике и по основным социально-демографическим группам. Используется как в рамках законодательных актов, регламентирующих их назначение, так и в текущем анализе уровня жизни населения;

  • Кроме того, по потребительскому сектору осуществляется разработка уровней цен, складывающихся на первичном и вторичном рынках жилья;

в производственном секторе разрабатываются индексы и уровни цен:

  • производителей промышленной продукции. В наблюдение входят, порядка черехсот наименований промышленной продукции, выпускаемых предприятиями нашей республики. Рассчитываются индексы цен как в целом по промышленности, так и по видам деятельности, по видам и группам продукции;

далее,

  • на реализованную сельскохозяйственную продукцию. По всем основным видам, продукции растениеводства и животноводства, производимой у нас в республике;

рассчитываются индексы цен:

  • в строительстве и в т.ч. по строительно-монтажным работам, на основе ресурсно-технологической модели;

  • на услуги по грузовым перевозки по всем основным видам транспорта;

отслеживается уровень тарифов:

а также индексы и уровни цен приобретения:

  • промышленными предприятиями основных видов топливно-энергетических ресурсов, зерна;

  • сельскохозяйственными организациями промышленной продукции для основного производства;

  • строительными организациями основных материалов, деталей и конструкций;

Единые методологические подходы при расчете индексов цен позволяют создать логически стройную и внутренне непротиворечивую систему индексов цен, которая строиться из следующих этапов:

  • формирование перечня товаров (услуг) - представителей;

  • отбор базовых организаций для наблюдения за ценами (тарифами) на товары (услуги);

  • организация наблюдения за ценами (тарифами) по выборочной совокупности базовых организаций;

  • единые временные параметры регистрации цен (тарифов) на товары и услуги (в конце отчетного месяца);

  • единые принципы формирования базисных весов с ежегодным их пересмотром;

  • расчет индивидуальных, групповых, региональных индексов цен и тарифов;

Кроме того, построение всей системы индексов цен (тарифов) в разрезе субъектов Российской Федерации позволяет проводить межрегиональный анализ.

Расчеты индексов цен производятся за месяц:

  • к предыдущему месяцу, что характеризует изменение цен за отчетный месяц;

  • к декабрю предыдущего года, показывает изменения цен, которые произошли с начала отчетного года;

  • к соответствующему месяцу предыдущего года, показывающий изменение цен, произошедшие за 12 месяцев, начиная с аналогичного периода предыдущего года.

На основании месячных индексов можно рассчитать индекс цен за определенный период с начала года к соответствующему периоду предыдущего года, который используется для пересчета стоимостных объемных показателей, оцененных в действующих ценах в постоянные цены – т.е. без учета роста цен.

Рассмотрим индекс потребительских цен на примере июля 2009 года по регионам Приволжского Федерального округа:
Индекс потребительских цен в июле 2009г. составил 100,7%, в том числе на продовольственные товары – 100,5%, непродовольственные товары – 100,5%, платные услуги – 101,4%. Дифференциация темпов роста потребительских цен среди регионов ПФО в июле месяце была небольшой 0,4 процентных пункта. Минимальный индекс 100,4% сложился в Кировской области, максимальный – 100,8% в Пензенской области.

С начала года (июль к декабрю предыдущего года) наибольший рост потребительских цен. т.е. ИПЦ был в Пермском крае – 108,7%, наименьший – 106,2% в Чувашской Республике. В Республике Татарстан ИПЦ за этот период составил 107,1%.
Таким образом, система показателей статистики цен содержит обширную, всестороннюю информацию которую вы можете использовать для анализа социально-экономического положения вашего района или при разработке прогнозных показателей.

Все разрабатываемые в статистике цен показатели публикуются на нашем сайте, более детально информация представлена в выпусках экспресс-информаций

.