microbik.ru
1
В.В. ЖЕРДЕВ
ПОНЯТИЕ «ПАТРИОТИЗМ» В АСПЕКТЕ СОВРЕМЕННОЙ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
Новый этап в жизни нашего общества, начавшийся с 1991 года внес значительные коррективы в понятие «патриотизм», что существенным образом отразилось и на сущности военно-патриотической подготовки курсантов военных вузов.

Понятие «патриотизм» развивалось в виде многоэтапного исторического процесса. Зарождаясь как чувство привязанности и любви к родным местам, создание неразрывной связи с ближайшей социальной и культурной средой, патриотизм вырастает в глубокое чувство любви к Родине и народу, привязанности и верности ему, поднимается до более или менее выраженного сознательного отношения к различным сторонам материальной и духовной жизни общества; к существующему общественному и политическому строю, к родному языку и культуре своей страны.

Впервые понятие «патриотизм» получило правовое закрепление при Петре I в «Уставе ратных и пушечных дел» и стало нормой отношений к родной земле, поведения русского воина. Оно восходит к греческому patriots – соотечественник, земляк и лат. patria – родина, Отечество. Буквально: патриотизм – любовь к Отечеству, преданность ему [10, 13, 17]. В толковом словаре В.И. Даля говорится, что патриотизм – это любовь к отчизне, а патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его [6]. Патриотизм как любовь, преданность и привязанность к отечеству и своему народу рассматривают С.И. Ожегов и Д.Н. Ушаков [11, 20]. Достаточно емкое определение патриотизма дает Большой энциклопедический словарь: «патриотизм (от греч. patriotes – соотечественник, patris – родина) любовь к родине, привязанность к месту своего рождения, месту жительства, одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями» [3].

Философский словарь трактует патриотизм как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является: любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины» [21]. Как эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать от врагов, определяют патриотизм в энциклопедическом словаре по политологии [12]. Авторы словаря по этике под редакцией А.А. Гусейнова и И.С. Кона патриотизм рассматривают как общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, проявляющееся в любви к ней [18]. В Военном энциклопедическом словаре патриотизм рассматривается как «преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов» [4].

Анализ литературы по проблеме патриотизма позволяет констатировать отсутствие принципиальных различий во взглядах на данную проблему: все источники едины в том, что патриотизм означает любовь к своему Отечеству, своему народу.

Большой интерес представляют идеи и теоретические положения о патриотизме, сформулированные революционными демократами России. Высшее проявление патриотизма А.Н. Радищев видит в борьбе за свободу своего народа, в бескорыстном служении Отечеству, в заботе о его действительном величии, процветании и славе. «Твердость в предприятиях, неутомимость в исполнении – суть качества, отличающие патриотизм русского народа», подчеркивал А.Н. Радищев [14]. Н.Г. Чернышевский пишет о том, что историческое значение человека измеряется его заслугами перед родиной, его человеческое достоинство – силой его патриотизма [24].

Значительное внимание разработке проблемы патриотизма уделяли русские мыслители и философы Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, В.С. Соловьев [2, 7, 19]. Им присуще рассмотрение патриотизма как неотъемлемой и в то же время важнейшей составляющей нашего бытия, одной из основ жизни российского общества, имеющей большое значение для его эволюции и дальнейшей судьбы. Патриотизм рассматривается как внутренне присущее русскому народу духовно-нравственное состояние, от уровня развития и степени реального проявления которого во многом зависят ход отечественной истории, важнейшие события не только в нашей стране, но и за ее пределами. Эти мыслители разрабатывали теоретические основы патриотизма в тесной связи с русской идеей, в ее общем русле.

В современной науке существует многообразие и неоднозначность трактовки термина «патриотизм». Во многом это объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания, неординарностью структуры, различными формами проявления. Все многообразие исследований проблемы патриотизма, имеющихся в научно-исследовательской литературе, можно условно дифференцировать по нескольким направлениям.

К первому из них можно отнести исследования П.М. Рогачева, М.А. Свердлина и др., которые определяют патриотизм как возвышенное чувство любви к Родине, Отечеству. Зачастую он отождествляется с национальной гордостью, и главным его объектом объявляется национально-особенное [15]. Эту точку зрения можно проследить и в монографических изданиях советского периода (Н.Г. Голотвин, Р.Я. Мирский, М.Н. Росенко) [5, 16].

Второе направление основано на исследовании патриотизма как одного из высоких, наиболее значимых чувств, как явление общественного сознания. Однако наряду с эмоциональной стороной данное направление включает в себя также деятельностный момент, характерной чертой которого является необходимость конкретных действий, поступков в интересах Отечества (О.А. Бельков, И.С. Кон, И.Т. Фролов) [1, 8, 23]. Государство как главный объект патриотизма выступает и у В.И. Лутовинова [9].

В рамках третьего направления патриотизм рассматривается как общественное явление, составная часть общественного сознания, содержание и характер которого обусловливаются особенностями исторического развития общества, государства, политикой правящей элиты. В условиях советской общественной системы патриотизм представлял собой одну из важнейших педагогических основ – направление воспитания подрастающего поколения.

В советский период отечественной истории (конец 1917 г. и до начала 90-х годов ХХ столетия) работы по различным проблемам патриотизма были подвержены воздействию господствующей идеологии и весьма односторонне и идеологизированно отражали сущности явления. Было создано большое количество работ по самым различным аспектам рассматриваемой проблемы (Л.А. Бублик, Ю.С. Васютин, Д.А. Волкогонов, К.А. Воробьев, А.А. Крупник, В.В. Макаров и др.).

Понимание феномена «советский патриотизм» ограничивало его объект лишь одним из компонентов Отечества – Советской Родиной, что сводилось, главным образом, к основам социалистической системы, общественного и государственного строя. Вследствие этого, исследование советского патриотизма сводилось, прежде всего, к его конкретно-историческому содержанию, оторванному, благодаря глубоко укоренившимся в официальную науку идеологемам, от реальной действительности. По этой причине объективное, подлинно научное исследование патриотизма на основе гносеологического, методологического и онтологического подходов практически не осуществлялось.

Вместе с тем, в целом ряде исследований, особенно фундаментальных, были достигнуты определенные теоретические и практические результаты. Среди представителей официальной науки, уделявших большое внимание изучению патриотизма как одного из многих и социально значимых явлений советской действительности, выделяются А.Н. Вырщиков, В.Т. Ганжин, С.Д. Емец, В.П. Зинченко, В.В. Макаров, Р.Я. Мирский, П.В. Петрий, А. Пинт, П.М. Рогачев, М.А. Свердлин, В.Я. Слепов, А.А. Слепцов и др. В работах этих авторов, в частности, рассмотрены некоторые стороны, особенности и закономерности исторического развития патриотической идеи, разработаны отдельные подходы к уяснению ряда существенных признаков патриотизма, большое внимание уделено анализу его содержания и структуры. Применительно к задачам социалистического строительства и проблемам развития общества и государства был осуществлен функциональный подход к пониманию патриотизма с учетом его роли и значения в конкретных исторических условиях.

Нарастание негативных процессов в обществе в середине 90-х годов ХХ вв., стремление отдельных политических сил дискредитировать патриотизм вызвало публикацию ряда материалов, где предпринимались попытки объективно осмыслить происходящие процессы, восстановить ценность патриотизма в общественном сознании. Проблемы формирования патриотизма в новых исторических условиях, особенно в армии, рассмотрены В.Я. Гожиковым, М.И. Дьяченко, В.П. Ивановым, Н.М. Конжиевым, В.И. Лутовиновым и др.

Четвертое направление характеризуется тем, что государство рассматривается как объект патриотизма (О.А. Бельков, О.В. Золотарев, В.П. Иванов и др.), поэтому его с полным основанием можно назвать «государственным патриотизмом». Появление такой разновидности патриотизма было востребовано определенными историческими условиями, а именно: необходимостью консолидации усилий для создания, укрепления государства, различных форм государственной власти.

Пятое направление альтернативно предыдущему, связано с личностью, которая является для авторов Г.А. Кочколды, А.А. Крупника, Н.Х. Мухтарова, В.В. Прозоровского, В.Я. Слепова и др., высшей ценностью. Сущность патриотизма определяется как духовно-творческий акт возвышения личности, обладающей нравственными и другими качествами, осознания ее неразделенности, единства с Отечеством, необходимости служения Родине и своему народу. Идея понимания патриотизма в личном плане получила свое теоретическое обоснование также у Г.О. Флоровского. Он рассматривал патриотизм как культурное творчество и национальное напряжение собственных сил. Именно этот личностный факт, а не голая военная мощь создает, по мнению Г.О. Флоровского, величие России, формирует праведную и благословенную любовь к Родине 22. Сущность этого направления состоит в выявлении взаимодействия двух активных сил: целенаправленной системы воспитательных воздействий и деятельности самой личности.

В шестом направлении субъектом патриотизма выступает личность. Сам же патриотизм рассматривается как важнейший этап развития личности. Сущность этого направления состоит в выявлении взаимодействия двух активных сил: целенаправленной системы воспитательных воздействий и деятельности самой личности.

Рассмотрение основных направлений в понимании сущности патриотизма способствует более глубокому представлению о нем, что позволяет сформулировать определение патриотизма. Патриотизм внутреннее присущее народу духовно-нравственное состояние, обусловленное особенностями исторического развития общества, выражающееся в любви и преданности Отечеству, готовности служить ему и защищать его, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития, формирующий гражданскую позицию, проявляется в сопричастности с историей, культурой, достижениями Родины.

Из данного уточненного определения понятия «патриотизм» можно сделать вывод, что патриотизм представляет собой сложное и многоаспектное социально-психологическое явление, в котором можно выделить следующие основные моменты: осознание объекта, его эмоциональная оценка, выявление чувства симпатии или антипатии и последовательное поведение по отношению к данному объекту.
___________________

  1. Бельков О.А. Родину готовы защищать. – М.: Изд-во ДОСААФ, 1988. – 118  с.

  2. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. Избранные труды. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. – 310 с.

  3. Большой энциклопедический словарь: в 2-х т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – Сов. энциклопедия, 1991. – С. 120.

  4. Военный энциклопедический словарь / Сост. А.П. Горкин. Изд-во: большая российская энциклопедия, 2002. – 1664 с.

  5. Голотвин Х.Г., Мирский Р.Я. Традиции советского патриотизма. – М.: Мысль, 1975. – 199 с.

  6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4т. – М.: Терра, 1995.

  7. Ильин И.А. Путь духовного обновления: Собр. соч. в 10 т. – Т. 1. – М.: Русская книга, 1993. – С. 328-341.

  8. Кон И.С. Личность как субъект общественных отношений. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.

  9. Лутовинов В.И. Патриотизм и его формирование в обществе и Вооруженных Силах // Военная мысль. – 2000. – № 4. – С. 38-42.

  10. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней / Сост. А.Д. Михельсон, 1865.

  11. Ожегов С.И. Словарь русского языка – М., 2004.

  12. Политология. Энциклопедический словарь / Под ред. Ю.И. Аверьянова. – М.,1993.

  13. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке / Сост. М. Попов. 3-е издание, 1907.

  14. Радищев А.Н. Сокращенное повествование о приобретении Сибири: Полное собр. соч. в 3 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941. Т. 2. – С. 145-163.

  15. Рогачев П.М., Свердлин М.А. Патриотизм и общественный прогресс. – М.: Политиздат, 1972.

  16. Росенко М.Н. Патриотизм и общенациональная гордость советского народа. – Л.: Лениздат, 1977. – 175 с.

  17. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка / Под ред. А.Н. Чудинова. – СПб., Издание В.И. Губинского, 1910.

  18. Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. – 6-е изд. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.

  19. Соловьев В.С. Национальный вопрос в России // Философская публицистика. – М., 1989. – Т.1. – 514 с.

  20. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000.

  21. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Республика, 2001. – 720 с.

  22. Флоровский Г.О. О патриотизме праведном и греховном. На путях. – Кн. 2. Геликон. – Берлин, 1922. – 250 с.

  23. Фролов И.Т. Судьба России и «великая потребность человечества ко всемирному и всеобщему единению» // Вопросы философии. – М., 2003, №3. – С. 117-139.

  24. Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения: в 2 т. T.1. M.: ГосПолитиздат, 1950. – С. 575-578.