microbik.ru
1 2 3 4
Главной формой народного образования в допетровской Руси было обучение у частных «мастеров» грамоты. В этом отношении Сибирь не представляла какого-либо исключения. Под руководством своих родителей или специально приглашённых учителей из числа священников, подьячих или просто грамотных людей дети купцов, зажиточных людей учились читать, писать, считать. Таким образом, образование было примитивным, и имело целью практически прикладную грамотность. Об этом факте свидетельствует широкое хождение у сибиряков рукописных и печатных книг и упоминание среди товаров купцов, торгующих в Сибири, бумаги и «учительной» литературы.

Первые школы в Сибири появились в начале XVIII века. Толчком к этому послужили реформы Петра I, так как проведение их в жизнь было возможным лишь при наличии грамотных специалистов – офицеров, инженеров, артиллеристов, врачей, поэтому школы, создаваемые государством, носили профессиональный характер и были ориентированы на определенный социальный уровень населения.

Ещё в 1697-1698 годах Петр I указывает митрополиту Тобольскому и Сибирскому Игнатию открыть школу для обучения «тобольских дворян, детей боярских и иных детей чинов их»*.Но Игнатий попал в немилость к царю и открытие школы затянулось. И, тем не менее, в 1701 году к приезду нового митрополита Филофея, здание нового училища было построено. На учительские должности рекомендовалось подыскать «искусных мирских добрых людей» на месте или в каком-либо другом городе. Тобольский воевода М. Черкасский в 1701 году написал в Сибирский приказ, что построена и что находится она на Софийской стороне при Троицкой церкви.** В школу принимали детей священнослужителей, так как церковь стремилась использовать её для подготовки миссионеров из детей местных народов. Таким образом, школьное обучение в Сибири началось с открытия духовной школы.

Значительные сдвиги в народном образовании произошли в середине XVIII века. В это время появляются казачьи и гарнизонные школы, в которых обучаются дети солдат и казаков, а также навигацкие и геодезические школы, готовившие специалистов для морской и геодезической службы, горнозаводские школы, квалифицированных рабочих для заводов и рудников. Позже появляются Главные и Малые народные училища.

В 1748 году митрополит Тобольский Антоний преобразовал школу в семинарию и при Екатерине II она была одной из восьми в России с полным восьмилетним курсом, кроме того, здесь были классы татарского языка. Срок обучения составлял от 10 до 20 лет. В 1765 году в Тобольской семинарии обучалось 200 учащихся, а в 1781 – 285. В первый класс поступало до 100 человек, а в старших оставалось – 8-9 человек. Большой отсев учащихся объясняется трудностью обучения и высоким спросом грамотных людей со стороны церкви и гражданских ведомств.

В Омске в 1789 году открылась «Азиатская» школа для подготовки переводчиков с татарского, калмыцкого, монгольского и маньчжурского языков.

* Зверев В. А., Зуев В. С., Кузнецова Ф. С. «История Сибири» часть 2 «История в составе Российской Империи»,учебное пособие для 8-го класса, с.279.

** «История Сибири» том 2 с. 165

При Екатерине II была предпринята попытка ввести в стране всесословную образовательную школу. Был разработан устав двухступенчатой народной школы. Он предусматривал открытие в уездных городах двухклассных Малых, а в губернских – Главных народных училищ. Главные народные училища дожили до преобразования их в начале XIX века в гимназии, а малые в большинстве своём закрылись, так как в уездных городах не хватало средств на их содержание.

В 1803-1804 годах царское правительство провело новую школьную реформу. Россия была разделена на 6 учебных округов, возглавлявшихся университетами. Западная Сибирь вошла в состав Казанского учебного округа. С начала 1803 года было введено новое положение об устройстве учебных заведений, которым создавалась система мужской общеобразовательной школы. Все учебные заведения были разделены на 4 разряда: приходские, уездные, губернские училища или гимназии, университеты. Приходские училища должны были создаваться в каждом приходе в городах и селах, и их программа соответствовала первому классу бывших Малых начальных училищ и была рассчитана на один год. Здесь обучали катехизису, церковному пению, чтению, письму, арифметике. Все расходы на организацию приходских училищ возлагались на население, поэтому их росло очень медленно: за четверть века в Западной Сибири их было создано всего 6. Сеть уездных училищ росла быстрее, так как часть расходов на их содержание выделяло государство. Программа их была рассчитана на два года. В уездном училище преподавались такие предметы: Закон божий, грамматика, арифметика, Российская и всеобщая история, математическая география, рисовальное искусство, начала латинского языка, чистописание о правописание. В 1810 году генерал-губернатор Западной Сибири Силифонтов просил об открытии в городе Тобольске гимназии. «Государь император указать соизволил ускорить заведение гимназии».* Но только 12 марта 1810 года гимназия в Тобольске была открыта. Количество учащихся было небольшим. К 1819 году в Тобольской губернии были такие учебные заведения: 1 гимназия, 8 уездных, 4 приходских училища.** Такое число училищ сохранялось до начала 50-х годов XIX века. Министерство Просвещения следило за тем, чтобы не допустить ни одного случая обучения в гимназии детей простого народа.

Главной задачей обучения юношества признавалась «более всего повиновение». Эти качества смирных и покорных граждан воспитывались страхом. В училищах «долбёжка и телесные наказания пользовались самым широким правом гражданства и составляли … заурядные явления».*** О том, что школа воспитывала грубые инстинкты и широко применяла телесные наказания, писали в своих заметках о школе Г. Н. Потанин, Н. Н. Ядринцев. Основным методом обучения в сибирской школе в позапрошлом веке была зубрёжка, поэтому усвоение знаний было чисто механическим. Это было обычным для большинства училищ и только с 50-х годов XIX века, наиболее подготовленные учителя пытались отказаться от порочных прежних методов.

* /Реформа школы и учебных заведений в Западной Сибири в первой половине XIX века / под ред. Сергеевой Н. А.; выпуск 78, Омск 1973

** Сергеева Н. А. Указанное сочинение с. 74

*** Сергеева Н. А. Указанное сочинение, с. 75
С конца 40-х годов XIX века многие приходские училища испытывали большие трудности с введением ланкастерской системы (системы взаимного обучения). При отсутствии значительной прослойки дворянства уездные и приходские училища оказались основной школой для получения образования, поставлявших чиновников для государственных учреждений Сибири.

Какие же знания можно было получить в этих учебных заведениях? В начальных школах всё ограничивалось навыками письма, чтения, началами арифметики, основами христианского вероучения. В училищах преподавали письмо, чтение, рисование, основы грамматики и арифметики, а также история христианства. Большое внимание уделялось воспитанию. С этой целью преподавались христианский закон и «добронравие», правила для учащихся и «должности человека и гражданина». В гимназиях добавляли следующие предметы: всеобщая и отечественная история, география Европы и России, основы геометрии, механики, физики, биологии, архитектуры, навыки составления деловых и личных документов, а также более подробно стали преподавать арифметику и грамматику. Желающие могли изучать латынь и иностранный язык. Для обучения использовались соответствующие учебники, прописи, географические карты, глобусы.

Таким образом, за первую половину XIX века в развитии просвещения в крае были достигнуты значительные успехи. Растёт тяга к образованию среди населения Западной Сибири, особенно в тех городах, где успешно развивались промышленность и торговля. Увеличивалось и число учащихся. В двух губерниях Западной Сибири, Тобольской и Томской, во второй половине XIX века было 2 гимназии, 11 уездных и 15 приходских училищ. В сельской местности таковых училищ не было, и только к началу 60-х годов они постепенно открываются. Кроме того, открываются училища ведомства государственных имуществ. В сложных условиях приходилось работать учительству. Велики заслуги в деле организации школ замечательного сибирского просветителя П. А. Словцова, плодотворной была работа директоров Тобольской гимназии И. С. Менделеева и П. П. Ершова.

В 1828 году был издан новый школьный устав, усиливавший наблюдение царских чиновников за школами. В них укреплялась система муштры и зубрёжки, в учебном процессе возрастала роль православного духовенства, хотя расходы государства на народное образование были минимальны. В 1837 году они составляли 0,7% всей расходной части бюджета.*

Известно, что в крупных городах местные власти немного заботились об обеспечении училищ печатной продукцией, но в небольших и отдалённых городках учебников катастрофически не хватало, поэтому грамоте учили по религиозным книгам, которых тоже было мало.

Женского школьного образования в то время не было. В училища и гимназии брали только мальчиков, да и большинство отцов очень скептически относились к обучению своих дочерей. Они считали, что девушку незачем учить грамоте, её дело – знать хозяйство. Но в середине XIX века в среде высшего чиновничества и богатого купечества отношение к женскому образованию меняется, и прогрессивно мыслившие купцы стали вкладывать
* История Сибири, том 2 с. 482
деньги в образование. К середине XIX века в Сибири насчитывалось 24 женских школы с 3,18 тысячами учащихся

В целом, существовавшие в Сибири школы и училища не обеспечивали всеобщей грамотности. В Тобольской и Томской губерниях в это время во всех учебных заведениях (гимназиях, семинариях, уездных, приходских, духовных, горнозаводских училищах) обучались всего 4,5 тысячи человек. Население же этого региона составляло 1,5 миллиона человек, поэтому неудивительно, что уровень грамотности, даже в городах, был весьма низким (в Омске – 10%, в Томске – 8%, в Тюмени – 6%, в Тобольске – 5%, в Барнауле – 5%, в Красноярске – 2%)

Грамотность крестьянства была ещё ниже. Попытки отдельных чиновников-энтузиастов открыть школы в сельской местности в первой половине XIX века, не принесли успеха, поскольку все расходы на их содержание возлагались на крестьянские общины, а последние не спешили раскошеливаться, видя в школах лишнюю обузу. К тому же крестьяне долгое время скептически относились вообще к образованию.

Под влиянием социально-экономических преобразований в стране и демократических веяний в 60-80-х годах XIX века царское правительство вынуждено было встать на путь школьных реформ, в итоге которых произошёл пересмотр «Положений о начальной школе» и уставов высших учебных заведений, но просвещение и в это время не стало полным достоянием народа. Эпоха реформ 60-х годов «оставила крестьянина нищим, забитым, темным, подчиненным помещикам-крепостникам и в суде, и в управлении, и в земстве».* Но тяга народа к образованию возрастала, увеличились пожертвования на школы, как в городе, так и в сельской местности. Газета «Томские губернские ведомости» за 1882 год №33 отмечала: «Теперь и безграмотный начинает сознавать великую пользу обучения, и спешит, если только возможность, послать сына или дочь в школу».

В предреформенные годы школьная сеть «характеризовалась ничтожными количественно размерами и крайней пестротой в отношении ведомственной принадлежности школ».** В число учебных заведений края входили Тобольская гимназия, уездные училища, Омский кадетский корпус, а также духовные семинарии, духовные училища, приходские, сельские и казачьи начальные школы, приюты и частные школы. Средние школы были недоступны для детей рабочих и крестьян.

В 1860 году в Тобольской губернии насчитывалось всего 15 сельских училищ, в которых обучалось 891 мальчик и только 6 девочек.***

Во второй половине 19 века количество школ возрастает. Только в Западной Сибири было построено 409 школ. Начальные школы способствовали распространению грамотности ,но они не могли в достаточной степени удовлетворить действительные запросы в знаниях .

«Школ в сельской местности было мало, а в переселенческих селениях они вообще были редкостью, и большинство детей в них не учились. Если кто и
* Ленин В. И. Полное собрание сочинений, том 20 с. 173

** История Сибири, том 3 с. 67

*** Там же с. 368

ходил в школу ,то всего год – два ,чтобы только уметь читать ,писать ,считать ,да выучить несколько молитв .Считали ,что всему ,что нужно для жизни ,можно научиться и без всякой школы ,в семье ,в общине .Многие родители полагали ,что их чадо став грамотным ,отойдёт от крестьянской жизни .Существовало мнение ,что «неграмотный сын крепче за соху держится» («История Сибири» М .Зуев ,стр. )

При недостатке официальных училищ, и удаленности их от многих деревень получают распространение домашние или «вольные» школы ,то есть обучение на дому .Качество обучения в этих школах зависело только от самих учителей .Уровень его был низким ,особенно когда учителями были малограмотные ссыльнопоселенцы или отставные солдаты .В роли прогрессивных педагогов выступали политические ссыльные ,как правило ,выходцы из разных слоёв общества ,а также учителя по профессии, попавшие в опалу ссылку, или вышедшие в вынужденную отставку.

Большую роль в развитии народного образования в Сибири сыграли церковно–приходские школы. Открытие первых приходских школ в Западной Сибири связано с указом 1839 года, которым предписывалось духовенству завести в сельских местностях школы для обучения населения и воспитания его в соответствующем религиозно- нравственном духе. Указ не представлял никаких материальных средств ,не создавал специальной организации для духовно – школьного дела ,а потому оставался лишь декларационным по существу .Тем не менее он послужил стимулом для появления в России церковно–приходских школ .Они были немногочисленными и кратковременными по своему существованию .(вст.оК С 1860-х годов в системе начального образования на первое место выдвигаются одноклассные и двухклассные училища Министерства народного образования.

В последующие годы Святейшему Синоду всё же предоставляется возможность для развития церковно – приходских школ .В1882 году из сметы Министерства народного просвещения выделили небольшой кредит на поддержку церковно –приходских школ ,находившихся в ведомстве Священного Синода .

В июне 1884 года император Александр III и Священный Синод утвердили «Правила о школах грамоты». Уже в ноябре 1884 года в Тобольской духовной семинарии был учрежден епархиальный училищный совет, а возглавил его председатель этого совета протоиерей Пётр Головин.

В Тобольской епархии первые церковною – приходские школы появились к 30 января 1885 года .К тому времени в 15 приходах школы уже открылись с достаточным числом учащихся ,а в 28 приходах планировалось открыть школы в церковных сторожках при получении учебников .Постепенно стали выделять средства на покупку пособий ,учебников и устройство церковною –приходских школ .В январе 1886 года в Тобольской губернии действовала 71 школа с 809 учащимися. Школы размещались в церковных сторожках ,а в некоторых селениях – наемных домах .К концу года стало 105 школ с 801 учеником ,в том числе 35 школ грамотности и 70 одногодичных школ .

Большинство учителей работали безвозмездно, или при самом низком пособии от совета (20-40 рублей в год) или от прихожан ,которые либо предоставляли учителям помещение ,либо плату 1-3 рубля в год за ученика или 30-50 копеек в месяц .Преподавание велось по учебникам ,одобренным Синодом .Школы делились на одноклассные и двухклассные ,хотя из этого не следует ,что обучение в их длилось один или два года .До 1902 года одноклассные церковно – приходские школы имели двухгодичный срок обучения ,двухклассные – четырёхгодичный .В этих школах учили Закону Божьему ,церковному пению ,чтению церковной и гражданской литературы ,письму ,началам арифметики .В двухклассных школах учебные программы дополнялись краткими сведениями из церковной и отечественной истории .

Школы грамоты были организованы по типу одноклассных церковно – приходских школ ,но содержались только на средства крестьян и поэтому находились в худших материальных условиях .в них работали менее квалифицированные учителя .Как правило ,учителями были те же священники или дьяконы ,исполняющие свои обязанности на ниве просвещения безвозмездно .Отсутствие материальной базы привело к тому ,что эти школы стали закрываться ,либо числились лишь в отчётах.


следующая страница >>