microbik.ru
  1 2 3 4 ... 6 7
ТЕМА: Д.Г. Байрон "Паломничество Чайльд-Гарольда"

УЧИТЕЛЬ: Антонова В.А. (руководитель: Евтеева О.В.)
ПЛАН УРОКА:

1. Организационный момент

2. Повторение пройденного материала

3. Работа с учебником

4. Творческое задание

5. Проверка и комментирование

6. Работа с текстом

7. Беседа по вопросам учителя

8. Подведение итогов урока

9. Домашнее задание
КОММЕНТАРИЙ:

Начался урок с нестандартного повторения пройденного материала: учащиеся задавали вопросы друг другу и самостоятельно отвечали на них. Таким образом развивались навыки составления вопроса и устного ответа на вопрос. После повторения ученики читали биографию Байрона в учебнике, а потом составляли синквейн по прочитанному материалу. Далее Валерия Александровна объяснила, что такое паломничество, обратив внимание на написание слова.

Во время работы с текстом ученики вместе с учительницей разбирали внутренний и внешний конфликты в произведении, предварительно дав определение каждому из этих понятий. Ребята обсудили содержание поэмы, образ главного героя, отношение к нему автора, самих учащихся; было проведено разграничение понятий эгоцентризм и индивидуализм, после чего учащимся был предложен вопрос: можно ли назвать Чайльд-Гарольда индивидуалистом? На этом урок закончился, Валерия Александровна подвела итоги и выставила оценки.

Было заметно, что ребятам нравится урок: они очень активно включились в работу, почти все решили прочитать свой синквейн всему классу. Озвучила свой синквейн и сама учительница, которая на протяжении всего урока держалась очень уверенно, была артистична и доброжелательна. На уроке была использована мультимедийная презентация, что добавило разнообразия занятию и сделало его более увлекательным.
Литература

ДАТА: 17.11.11

КЛАСС:6

ТЕМА: Трехсложные размеры стихотворений

УЧИТЕЛЬ: Остапова Е.Г. (руководитель: Громова С.В.)
ПЛАН УРОКА:

1. Организационный момент

2. Постановка проблемной задачи

3. Повторение

4. Изучение нового материала

5. Самостоятельная работа по определению размера стихотворений

6. Проверка

7. Подведение итогов урока

8. Домашнее задание
КОММЕНТАРИЙ:
В начале урока ребята прочитали стихотворение "Узник" А.С. Пушкина и попытались определить стихотворный размер. Елена Геннадьевна спросила, какие еще стихотворения поэта знают ребята. Ребята не смогли правильно определить размер стихотворения, и учительница озвучила правильный ответ, после чего приступила к изучению новой темы. Было бы лучше, если бы кто-то из учеников (или сама учительница) сделал схему на доске. Не совсем получилось подведение к теме урока.

Далее работа пошла по следующей схеме: ребята читали стихотворение, текст которого раздавала Елена Геннадьевна, составляли схему первых строк или слов. Потом учительница называла стихотворный размер, давала под запись его определение. После того как ребята записали определение какого-либо размера, Елена Геннадьевна давала вспомогательное слово, которое поможет вспомнить определение стихотворного размера (например, для дактиля - золото). Это прекрасная идея, которая сделает запоминание простым, однако учительница не сказала, как именно надо использовать это слово, а некоторые дети этого не поняли. Недостатком было и то, что, определяя размер, Елена Геннадьевна просила учеников записать схему только первой стопы и на основании этого делала вывод о размере всего стихотворения. Это не совсем корректно, ведь в стихотворении могут быть пиррихий или спондей, которые могут ввести в заблуждение при определении размера стихотворения. Поэтому целесообразнее было бы сделать разбор хотя бы первых двух строк (лучше - первого четверостишия). После записи вспомогательного слова, Елена Геннадьевна просила учеников прочитать стихотворение о стихотворном размере, который они только что изучили (раздаточный материал). Объяснение темы сопровождалось мультимедийной презентацией, которая упростила изучение материала.

В качестве закрепления материала ученики определили размеры стихотворений, которые предложила учительница. Здесь были стихотворения не только на новую тему, но и на прошлую. В ходе разбора ученики записывали схему первой строки на доске и на розданных листках.

Понравилась структура урока. Дважды были повторены двусложные размеры стихотворений. Очень хорошо построено изучение новой темы: учительница давала возможность учащимся самим сделать схему стихотворения; отличная идея с вспомогательными словами и хорошее закрепление материала. Однако при закреплении материала было бы неплохо сказать или написать на раздаточном материале (вывести на слад), стихотворения каких авторов разбирались.

Хорошее домашнее задание: выучить определения, найти 1-3 стихотворения на каждый стихотворный размер; прочитать "Железную дорогу" Н.А. Некрасова.

Русский язык

ДАТА: 21.11.11

КЛАСС:6

ТЕМА: НЕ с существительными

УЧИТЕЛЬ: Остапова Е.Г. (руководитель: Громова С.В.)
ПЛАН УРОКА:

1. Организационный момент

2. Постановка проблемной задачи

3. Работа с текстом

4. Запись алгоритма в тетради

5. Закрепление

6. Выполнение упражнений из учебника

7. Подведение итогов урока

8. Домашнее задание
КОММЕНТАРИЙ:
Прекрасное начало урока: Елена Геннадьевна раздала учащимся текст забавного стихотворения, в котором пропущена частица НЕ. Чтение стихотворения развеселило учащихся и подготовило их к восприятию новой темы. Ученики исправили стихотворение и записали слова с НЕ в тетради (один ученик записывал на доске). Далее Елена Геннадьевна вместе с учащимися записала алгоритм определения написания существительных с НЕ (слитное или раздельное), объясняя и устно приводя примеры. После записи алгоритма учительница попросила учеников подобрать синонимы к некоторым словам (устно). Потом Елена Геннадьевна продиктовала несколько предложений; ученики записывали их на доске и в тетрадях, объясняя написание существительных с НЕ.

Были выполнены несколько упражнений из учебника: 2 устно и одно письменно. Каждое упражнений Елена Геннадьевна комментировала и исправляла ошибки. Урок был закончен раньше, без подведения итогов и выставления оценок.

Несомненным плюсом было использование мультимедийной презентации. Было видно, что дети хорошо усвоили тему: они почти не допускали ошибок и с удовольствием отвечали при выполнении заданий.
Русский язык

ДАТА: 22.11.11

КЛАСС:8

ТЕМА: Главные и второстепенные члены предложений. Обобщение.

УЧИТЕЛЬ: Кузьмина В.С. (руководитель: Евтеева О.В.)
ПЛАН УРОКА:

1. Организационный момент

2. Работа с текстом

3. Разбор предложений на доске

4 .Проверка

5. Устная характеристика последнего предложения

6. Разбор трех словосочетаний из последнего предложения

7. Подведение итогов урока

8. Домашнее задание
КОММЕНТАРИЙ:
На уроке был использован очень хороший текст А. Вознесенского, на примере которого проводилось повторение изученных тем. Валентина Сергеевна вывела текст на экран проектора и попросила учеников списать его, вставив пропущенные буквы и знаки препинания. В это время сама учительница переписала несколько предложений из текста на доску. Когда ребята списали текст, Валентина Сергеевна задала им несколько вопросов по содержанию текста и попросила озаглавить текст. Далее Валентина Сергеевна, используя презентацию, рассказала о личностях, чьи имена упоминаются в тексте (В.Даль, В. Хлебников), и об авторе, предварительно спросив учеников, что они знают об этих людях.

После обсуждения текста, учащиеся занялись разбором предложений на доске. В это время Валентина Сергеевна задавала классу различные вопросы по пройденным темам. Далее учительница проверила весь текст (учащиеся устно объясняли постановку знаков препинания и пропущенные орфограммы). После ученики дали характеристику последнего предложения и нашли и разобрали 3 словосочетания из него.

В конце урока учительница спросила, есть ли вопросы, и подвела итоги урока.

Валентина Сергеевна подобрала прекрасный текст, проработала его с разных точек зрения, однако можно было уделить время на его обсуждение. Прекрасно, что была использована презентация, которая помогла сделать культуроведческий комментарий. На уроке в полной мере был реализованы принципы последовательности, сознательности, наглядности. Также Валентина Сергеевна продемонстрировала междисциплинарную связь (с литературой); помимо обобщения заявленной на уроке темы учительница повторила и несколько других.

Конспекты проведенных уроков
Дата:11.11.11

Учебная дисциплина: литература

Класс: 6

ТЕМА: Мотив одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова (на примере стихотворений «Тучи», «Утес»)
ЦЕЛЬ УРОКА: - повторить основные факты биографии М.Ю. Лермонтова;

- продолжить работать над анализом стихотворений;

- формировать навык составления устного ответа;

- развивать внимание;

- способствовать воспитанию художественного вкуса учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Компьютер

  • Проектор

  • Презентация с фотографиями, текстами стихотворений

  • Тексты стихотворений «Тучи», «Утес»

  • Репродукции картин



ХОД УРОКА:


  1. Организационный момент (1 мин.)

  2. Учитель читает отрывок из стихотворения «Смерть поэта» (1 мин).

Учитель: Это стихотворение было написано 29 января (6 февраля) 1837г., когда в России прогремел злодейский выстрел в А.С. Пушкина. Автором стихотворения был 23-х летний М.Ю. Лермонтов. Так Россия узнала имя нового поэта.


  1. Сообщение темы и цели урока (3 мин). Запись в тетради.

  • Тема урока

  • Эпиграф (слайд 2).


Вереницей идут года,

И не видно их черты конечной.

Лермонтов…. Он с нами, навсегда.

В строй живых записан он навечно!

(П. Алдахин)
Учитель: Ребята, я не случайно эпиграфом взяла именно эти слова из стихотворения Павла Алдахина. А почему - мы постараемся ответить в конце урока.


  1. Рассказ-напоминание учителя о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова с использованием презентации (5 мин)


Учитель: М.Ю.Лермонтов родился в 1814г. Он прожил очень короткую, трагичную жизнь, но успел написать много прекрасных стихотворений, поэм и даже роман. Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, ссорой его отца с бабушкой, разлукой с отцом (слайд 3). Детские годы будущий поэт провёл в имении бабушки в Тарханах (Пензенская губерния) (слайд 4). Бабушка дала любимому внуку хорошее образование: Лермонтов учился в Благородном пансионе при Московском университете.

Известно ли вам, что, кроме поэтического дарования, Лермонтов был ещё и превосходным художником? Его троюродный брат Аким Петрович Шан-Гирей вспоминал о детских годах в имении Тарханы: «Мишель…был счастливо одарён способностями к искусствам: уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно…» (слайд 5). После окончания пансиона М.Ю.Лермонтов учился в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Кумиром Лермонтова был А.С.Пушкин. Когда Пушкин погиб на дуэли Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», за которое был сослан на Кавказ. Однако именно это стихотворение принесло ему наибольшую известность.

В 1841 году за дуэль с сыном французского посла де Баранта М.Ю.Лермонтов был во второй раз сослан на Кавказ. Одинокий, страстный поэт поссорился со своим сослуживцем Мартыновым и на дуэли с ним погиб. Ему не было ещё и 27 лет…
В лирике Лермонтова мы находим основные темы русской поэзии 19-го века: любви, природы, поэзии. Но один из основных мотивов его лирики – мотив одиночества.

Мы можем ясно проследить этот мотив в стихотворении «Утес».

 

  1. Чтение стихотворения «Утёс» (Слайд 6). Читает учитель (1 мин)

  2. Частичный анализ поэтического текста (11 мин).

Беседа по вопросам:

  • Каково ваше первое впечатление от этого стихотворения: вам радостно или грустно? Почему?

  • Какой художественный прием лежит в основе этого стихотворения?

  • Какие качества, свойства олицетворяют образы Тучки и Утёса?

  • Как соотносятся эти образы? Они похожи или противопоставлены? Приведите примеры из текста.

  • Как Вы думаете, почему дан именно Утес, а не скала, гора?

  • Только ли о природе это стихотворение?

Есть ли здесь пейзажные зарисовки?

Много ли контрастов в этом стихотворении?

(контраст есть:

  • ночь - утро,

  • статика утёса - движение тучки,

  • весёлость - грусть,

  • великан-утёс - маленькая тучка).

- О чём же ещё это стихотворение? Какие образы есть?

утёс

тучка (суффикс -к-)

огромный, великан

стоит, задумался, плачет

старик

одиночество

маленькая (уменьшительный суффикс)

умчалась, играя весело

молодость (ребёнок)

беззаботность

- Поэт увидел в неживых предметах черты человека, т.е. он увидел лицо Утёса, Тучи, определил их характер.

Слово учителя. Мы видим, что это стихотворение также посвящено непростым взаимоотношениям молодости (с ее подвижностью, жаждой новых впечатлений, изменчивостью характера) и старости (с ее опытом, способностью помочь, уберечь, но, к сожалению, с одиночеством).

  1. Анализ стихотворения «Тучи». 11 минут (слайд 7)




  1. Анализ стихотворения «Тучи».

  1. Чтение учителем первой строфы. (Чтение с остановками).

- Предположите, как будут развиваться события дальше?

- О чем будут дальнейшие строфы?

- Может быть, скажете, сколько их будет?

  1. Лексическая работа.

Определение значений слов «лазурь, лазурный» – светло-синий цвет; «жемчужный» – светло-серый с перламутровым оттенком.

- Какая картина предстает перед вами? Какое настроение, чувство она вызывает?

Учитель: Прекрасная картина, замечательные краски; поэт употребляет «ласковые» слова: «тучки» - с уменьшительно-ласкательным суффиксом; слово «милый».

- Но что нарушает эту прекрасную картину? Какое слово вносит дискомфорт, грусть? («изгнанники»)

- С каким словом оно рифмуется? («странники»)

- Кого называют изгнанником? Кто такой странник? В чем их главное различие? (свобода выбора: изгнанник вынужден покинуть страну, а странник делает это по собственной воле)

  1. – С чьей судьбой сравнивается судьба туч? (с судьбой самого поэта).

- Как вы поняли это? При помощи чего, какими словами выражает автор это сравнение? (союзы «как», «будто»).

  1. Запись в тетрадь определения:

Сравнение – изображение одного предмета путем сравнения, сопоставления его с другими.


  1. Анализ 2 и 3 строф.

Чтение строф учителем, дети следят по тексту.

- Как развивается стихотворение дальше?

- Из каких по цели высказывания предложений состоит вторая строфа? Что она собой представляет? (Вопрос. Поэт будто спрашивает тучи, в чем их вина).

- Что представляет собой третья строфа? (Ответ, т.к. прямой вопрос предполагает ответ. Здесь яркое сравнение поэта с тучами).

- Каков же ответ: есть ли сходство в их судьбах? (Разные. Противопоставлены.)

- Какой еще прием использован Лермонтовым в этом стихотворении? (инверсия)

  1. Коллективная работа.

Поиск примеров употребления инверсии, антитезы.

- С какой целью использует автор эти приемы?

Вывод: в целом все стихотворение построено по принципу антитезы, поэт сравнивает свою судьбу с судьбами туч.

- Знакомо ли Вам чувство, которое испытывает человек, преданным близкими ему людьми? Опишите это чувство. Похоже ли оно на то чувство, которое вы испытали после прочтения стихотворения?


  1. Вывод (3 мин)

Учитель: Итак, проанализировав всего два стихотворения М.Ю.Лермонтова, мы можем сделать вывод, что одним из ведущих мотивов его лирики является мотив одиночества. Давайте почитаем и другие стихотворения одинокого поэта (если остается время).

Чтение стихотворений подготовленными учениками (слайды 8.9)


  1. Вывод по теме (4 мин)

Учитель: Ребята, давайте снова обратимся к эпиграфу урока (возвращение к слайду 2).

Согласны ли вы со словами Павла Алдахина?

Можно ли сказать, что творчество М.Ю. Лермонтова будет интересно на протяжении еще долгого времени?

  1. Итог урока (4 мин)


Домашнее задание: (слайд 10)

  1. Прочитать стихотворение «Парус»;

  2. Прослушать романс «Белеет парус одинокий» и посмотреть репродукции картин на сайте http://poetslife.ucoz.ru/ (Разделы: Аудио и видео - > Аудио и Фотоальбомы-> Иллюстрации к стихотворению «Парус»)Сопоставить стихотворение с иллюстрациями и романсом. Письменно ответить на вопрос: Что вызывает наиболее сильные впечатления: стихотворение, романс или картины? («Мои впечатления»)

  3. Прочитать балладу «Воздушный корабль»

*Подумать, почему сайт назван именно так, «Жизнь поэта».
Выставление оценок

Дата: 14.11.11

Учебная дисциплина: Русский язык

Класс: 6



<< предыдущая страница   следующая страница >>