microbik.ru
  1 ... 3 4 5 6 7
Тема: Имя прилагательное как часть речи.

Цели:

  • Углубление понятия о роли имени прилагательного в речи;

  • формирование умения правильного употребления прилагательных в речи, умение обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных.

  • Развитие навыков выразительного чтения.

  •   Развивать навыки устного ответа.

Оборудование

  • Доска;

  • Презентация;

  • Учебник: Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М. Шанский]. – 30-е изд. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.- 254 с.


ХОД УРОКА

  1. Орг. момент (2 мин). Объявление темы урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами должны повторить всё, что вы учили раньше об имени прилагательном. Само прилагательное говорит о своей сути следующее:

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня Вам надо знать, беречь! (слайд 2)


  1. Повторение изученного (3 мин).

Ребята, вспомните, что такое имя прилагательное? Часть речи.

На какие вопросы отвечает имя прилагательное?     Какой?

                                                                                        Какая?

                                                                                        Какие? ...

Что обозначает имя прилагательное? Признак предмета.

Как изменяются имена прилагательные? По родам, числам, падежам.

От чего в предложении зависят прилагательные?  От существительных.

Каким членом предложения бывает прилагательное?  Определением.

  1. Выполнение задания (3 мин). (Слайд 3)

Перед Вами имена прилагательные. Прежде чем вставить пропущенную букву, подберите проверочное слово.

                            Грус...ный – грусть

                            извес...ный – ...

                            опас...ный – ...

                            ненас...ный – ...

облас...ной – ...

Проверка и запись в тетради

  1. Задание (3 мин) (слайд 4)

Проверка и запись в тетради

составьте словосочетания с прилагательными. Род можно менять.
Грустный – грустный взгляд, грустное настроение;

известный – ...

опасный – ...

ненастный – ...

областной – ...


  1. Задание. Подберите к предложенным прилагательным краткую форму (слайд 5) (3 мин)

Хороший – хорош

горячий – ...

колючий – ...

шипучий – ...

летучий – ...
Что нужно знать, чтобы правильно записать прилагательное в краткой форме? После шипящих у кратких прилагательных Ь не пишется.

  1. Работа с текстом (3 мин) (слайд 6)

А какую речь мы называем хорошими? Когда слова красивые,  яркие, выразительные.

Имена прилагательные делают речь яркой и выразительной. Послушайте, как звучат имена прилагательные в стихотворении Константина Бальмонта:

Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не в высь лазурную,

На землю просится.

Обратите внимание, что снежинка может быть не только светлой, белой, пушистой, но и чистой и ещё смелой. Снежинка смелая – это образное выражение, которое называется... Как? (эпитет).

Спросите у любого человека: трава, какая? Снег? Ночь? Человек ответит: трава ... , снег..., ночь ... . А всегда ли снег белый? На закате он красный, а может серебристый. Снег бывает тёмно-голубой, а ещё пушистый, рассыпчатый. А если потрогать, то холодный, мокрый, свежий, колючий, жгучий. Вот сколько прилагательных участвует в описании снега. Когда мы научимся пользоваться этим богатством, вдумчиво подбирать эпитеты, тогда наша речь станет ярче и выразительней.


  1. Поиск ответа на проблемный вопрос (6 мин).

Попробуем ответить, для чего нужны в русском языке прилагательные.

(Раздаточный материал). Перед вами два текста. Прочитайте сначала первый, затем второй, сравните их.

№1. Вечер. Синь становится все незаметнее в зареве заката. Дымкой сгущаются по горизонту сумерки. На отмелях голосят хоры, слышатся всплески рыб, крики чаек. На отмель опустилась стая ласточек. Каждая в сюртуке с манишкой. И трудно поверить, что для своих гнезд эти птички роют норы в обрывах.

№2. Летний вечер. Поднебесная синь становится все незаметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо-каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнезд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах.

• Чем эти тексты отличаются друг от друга?
Первый текст некрасочный, сухой. В первом тексте нет имён прилагательных. Второй насыщен прилагательными.
• Какова тема и главная мысль?
Тема – летний вечер.
Главная мысль – показать красоту и тайны летнего вечера.

• Какое настроение создаётся от прочтения первого и второго тестов? (1-обычное, 2- радость, спокойствие.)
• Определите стиль текста №2. (художественный).
• Определите тип речи. (описание)
• Какой из текстов больше понравился и почему?
Попробуйте представить себе картину, описанную во втором тексте.
За счет чего создается такая яркая, образная картина, которую легко себе представить? (За счёт имён прилагательных)
-Как вы понимаете выражения звонкие сумерки, голосят лягушачьи хоры?

Вывод: Имена прилагательные нужны для точности описания и уточнения, придают тексту красочность, эмоциональную окраску.

Давайте попробуем наиболее точно и выразительно описать зимний снег и весенний снег.

  1. Задание по вариантам (3 мин).

1 вариант: записать в тетрадь прилагательные, которые помогут описать зимний снег.

2 вариант: записать в тетрадь прилагательные, которые помогут описать весенний снег.

  1. Проверка. Коллективное обсуждение (3 мин)

Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.

  1. Загадки (5 мин) (Слайды 7-15)

Давайте проверим наше предположение. Ребята, угадайте, что описывают прилагательные?

  1. Серый, хищный, жадный... Волк

  2. Рыжая, хитрая, ловкая...

  3. Косой, слабый, трусливый...

  4. Большой, косолапый...

  5. Дождливая, холодная...

  6. Серое, хмурое...

  7. Полосатый, сладкий, красный...

  8. Снежная, морозная...

  9. Зелёная, колючая, пушистая...

  1. Работа с учебником (10 мин) (слайд 16)

Из упр. 271 выпишите 15 любых словосочетаний сущ. + прил. Обозначьте главное и зависимое слова. Обозначьте род, число и падеж прилагательных.

  1. Подведение итого урока (2 мин)

  • Выставление оценок

  • Домашнее задание: Упр. 272



Дата: 6.12.11

Учебная дисциплина: Русский язык

Класс: 6

Тема: Степени сравнения прилагательных

Цели:

  • Знакомство со степенями сравнения имен прилагательных;

  • Формирование орфографической зоркости;

  • Развивать навыки устного ответа.

Оборудование

  • Доска;

  • Учебник: Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М. Шанский]. – 30-е изд. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.- 254 с.


ХОД УРОКА

  1. Орг. момент (1 мин).

  2. Синтаксическая пятиминутка (5 мин).

Синтаксическая роль прилагательных в превосходной степени (подведение к теме урока). Разобрать синтаксически предложение:

Любовь к родной природе – вернейший признак любви к своей стране.
Объяснить постановку тире. Прокомментировать высказывание К.Паустовского.

  1. Проблемное задание: исправление ошибок (3 мин).

Записать предложения в исправленном виде.
Эта задача более легче.

К середине река более глубже.

Летом солнце более жарче.
Ребята, во всех этих предложениях у прилагательных есть особенность – они все имеют степень сравнения. Что это такое - мы сейчас узнаем.

 

  1. Объявление и запись темы урока (1мин)

  2. Чтение параграфа 49 учебника (2 мин).

  3. Выполнение упр. 281 (5мин)

  4. Чтение параграфа 49 учебника (продолжение)(2 мин).

  5. Выполнение упр. 282 (5 мин)

  6. Чтение параграфа 49 учебника (продолжение)(2 мин).

  7. Выполнение упр. 284 (5 мин)

  8. Чтение параграфа 49 учебника (продолжение)(2 мин).

  9. Выполнение упр. 287 (5 мин)

  10. Раздача таблиц (3 мин)

Приведите примеры для каждой степени сравнения

http://festival.1september.ru/articles/530821/img1.gif

  1. Задание (4 мин)

Дополните цепочку слов простой формой степеней сравнения. Обозначьте степень сравнения (сравнительная или превосходная)

Сладкий - … - … .

Вежливый - … - … .

Интересный - … - … .

Строгий - … - … .
Сладкий - слаще - сладчайший.

Вежливый - вежливей - вежливейший.

Интересный - интереснее - интереснейший.

Строгий - строже - строжайший.


  1. Подведение итогов урока (1 мин)

  • Выставление оценок

  • Домашнее задание: параграф 49, упр. 288



Дата: 7.12.11

Учебная дисциплина: Русский язык

Класс: 6

Тема: Разряды имен прилагательных
Цели и задачи:

• первичное ознакомление учащихся с разрядами прилагательных;
• воспитание интереса к предмету;
• формирование умений выдвигать предположения, проводить наблюдение, сравнивать, обобщать, извлекать информацию из сообщения учителя.

Оборудование:

  • распечатанные шаблоны таблицы;

  • презентация;

  • учебник: Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М. Шанский]. – 30-е изд. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.- 254 с.


Ход урока
1. Орг. момент. (1 мин)
2. Повторение изученного. Устный ответ на вопросы (5 мин)


Имя прилагательное – это ……, которая обозначает……, отвечает на вопросы……, в предложении является…………
Какова начальная форма прилагательного?

Какие морфологические признаки прилагательного вам известны?
Для чего необходимы прилагательные в речи?

Какие бывают степени сравнения у прилагательных? Как они образуются?

На доске написаны слова. Нужно быстро и безошибочно от прилагательных образовать степени сравнения, если это возможно.

Светлый, Яркий, Тонкий, Глубокий, Красный, Широкий, Хороший, Плохой, Тёмный, Чёрный, Узкий, Бедный, Холодный, Высокий, Хитрый, Весёлый, Кривой, Толстый, Маленький, Смелый, Горячий, Молодой, Рыжий, Острый, Красивый.

Дети по цепочке образуют прилагательные.

3. Сообщение темы урока. Обозначение цели урока (Слайд 1) (1мин)

Сегодня мы продолжаем с вами знакомиться с прилагательным. А именно с разрядами прилагательного по значению. Откройте тетради, запишите число, тему урока.

Что такое разряд?

4. Изучение нового материала (Слайды 2-21)(15 мин)

(На столах у учеников шаблоны таблиц. При объяснении материала ученики заполняют таблицу)

Слайд 2. Можете ли вы предположить, почему так названы разряды прилагательных?

- Как же мы будем их распознавать? У каждого разряда есть свои отличительные особенности.

Слайд 3. Начнем заполнять таблицу.

Слайды 4-20. (учитель комментирует слайды, учащиеся заполняю таблицу)

Слайд 21. Проверка заполнения таблицы

5. Закрепление. Слайды 22-27. (3 мин)

Ребята, давайте определим разряд прилагательного.

Садовое яблоко, вкусный торт, волчья пасть, удобное кресло, бабушкины тапочки, железная дорога.

6. Кроссворд (5 мин) (Слайд 28-36)

Ребята, перед вами кроссворд. Давайте попробуем угадать прилагательные, которые обозначают качество. А как называются такие прилагательные?

Находящийся в состоянии покоя. (Спокойный)

Существующий с давнего времени. (Старый)

Совершенно верный ответ. (Точный)

Любящий безделье. (Ленивый)

Не знающий страха. (Смелый)

Доставляющий удовольствие. (Приятный)

Сохраняющийся на очень долгое время, навсегда. (Вечный)

Полный злобы. (Злой)

7. Работа с текстом (9 мин) (слайд 37).

Запишите текст, вставляя вместо точек относительные прилагательные. Укажите значение прилагательных. (Время, место, материал и т.д.)

В (летние) дни хорошо бродить в (березовой) роще. Теплый ветер шелестит над головой зеленой листвою. Пахнет (лесными) грибами, спелой душистой земляникой. Сквозь густую листву прорываются (солнечные) лучи. Хорошо лежать в (цветочной) поляне, закинув под голову руки, смотреть в высоту, где над вершинами берез по голубому небу плывут и плывут, точно белые лебеди, высокие облака.

8. Исключи лишнее (слайды 38-43)(4мин)

Среди пар картинок выберите ту, к которой можно было бы применить данное сочетание слов как притяжательное прилаг. + сущ.

*Что означают данные сочетания слов в другом варианте? (см. Приложение)

Крокодиловы слёзы, анютины глазки, воронье гнездо, мышиные глазки, волчий аппетит, конский хвост.

9. Подведение итогов урока (1 мин).

Выставление оценок

Домашнее задание: выучить таблицу, прочитать параграфы 50-52, упр. 296.
Приложение к уроку

Выражение "крокодиловы слезы" означает лицемерное сожаление, лживость, обман. Оно применимо к людям, притворяющимися огорченными несчастьями тех, кому готовят уж если не погибель, то основательную гадость. Возникло сие выражение в связи с древним поверьем, что у крокодила перед сытным обедом текут слезы, коими он оплакивает грядущую кончину невинно съедаемой жертвы. По другой версии, крокодил жалобным плачем зазывает жертву, после чего хватает ее и пожирает. Еще считалось, что рыдать крокодил начинал уже под конец обеда, когда от жертвы оставалась лишь голова. Так или иначе, крокодил был символом вероломства, хитрости и коварства. Крокодилий плач оказался чисто физиологическим процессом – таким образом животное избавляется от избытка соли в организме, только и всего.
Воронье гнездо – волосы у человека торчат в разные стороны, объем не держится.

Волчий аппетит – поедание человеком необычайно больших количеств пищевых продуктов.

Анютины глазки – цветы.

Мышиные глазки – очень маленькие глаза, как у мыши.

Конский хвост – причёска, волосы завязаны в хвост. Хвост похож на конский.

Конспект внеклассного занятия

Класс: 9



<< предыдущая страница   следующая страница >>