microbik.ru
  1 ... 4 5 6 7
ТЕМА: Экология языка, речи информации1
ЦЕЛЬ УРОКА: - познакомить учащихся с новым понятием – «лингвоэкология»;

- рассказать о культуре речи;

- развивать внимание;

- формировать навык составления устного ответа;

- воспитывать уважение к чужой точке зрения;

- способствовать формированию ценностного отношения к родному/русскому языку, т.е. к языку как ценности.
ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Компьютер

  • Проектор

  • Презентация


ХОД УРОКА:


  1. Организационный момент (1 мин.)

  2. Слово учителя (5 мин)


Учитель: В последнее время повысился интерес к проблеме экологии нашей страны. Люди, занимающиеся этим, побуждают других заботиться о природе. Это хорошо, но помимо экологии природы необходимо позаботиться и об экологии языка, речи и информации. Эта проблема заслуживает особого внимания.

У каждой эпохи свои особенности речи, свои нормы. Язык каждый раз поворачивается своими гранями таким образом, как требуется этой именно эпохе. Из бесконечной практики речи рождается обновленный язык. Каждый язык меняется, и русский язык не является исключением. Однако культура речи должна быть всегда.


  1. Беседа с учениками (26 минут)

Учитель: Одинаковы ли понятия языка и речи? (предположения учащихся)

Учитель: Конечно, эти понятия различаются. В чем же их различие? (предположения учащихся) (слайды 2,3)
Учитель: Что вы понимаете под «культурой речи»? (предположения учащихся) (слайд 4)

Учитель: В современной лингвистике различают два уровня речевой культуры человека — низший и высший. Для низшего уровня, для первой ступени овладения литературным языком, достаточно правильности речи, соблюдения норм русского литературного языка. Если человек не допускает ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложении, речь его мы называем правильной. Однако этого мало. Речь может быть правильной, но плохой, то есть не соответствовать условиям общения. В понятие хорошей речи включаются как минимум три признака: богатство, точность и выразительность речи. Если человек обладает правильной и хорошей речью, он достигает высшего уровня речевой культуры. Это значит, что он не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается.

Однако сегодня очень многие не соблюдают нормы культуры речи. Лексика среднестатистического москвича насыщена такими словами, как «биг-мак», «фотография», «хот-дог» (что в переводе с английского языка буквально означает «горячая собака»!), «стар-дог», «барби», «пати» («вечеринка»), «кетчуп», «стикер» («наклейка»). Оправдано ли такое заимствование? Или нам следует употреблять исконно русские слова? (предположения учащихся) (слайд 5)

Учитель: На самом деле здесь не может быть однозначного ответа, все мнения одинаково верны. Мы должны придерживаться «золотой середины, не засорять свой язык (и свою речь в частности) заимствованиями из иностранных языков.

Учитель: А что вы думаете об употреблении ненормативной лексики? Допустимо ли это? (ответы учащихся)

Учитель: Ребёнок с трёх лет, а порой и раньше, начинает узнавать сленговые слова, ненормативную лексику. И впитывает эти «знания», как губка. А разве трёхлетний ангелочек может понимать значение этих слов? Нет, он просто говорит эти слова в моменты обиды. От него эти слова воспринимает кто-то другой. И так по цепочке.

А откуда всё это узнаётся? От других людей или через средства массовой информации. Информация занимает в жизни каждого человека важное место. Сложно представить жизнь без информации. Она необходима. Что сегодня является источниками информации? (ответы учащихся)

Учитель: Информация - это телевидение, газеты, журналы, радио и прочее. Но что предлагают нам все эти средства массовой информации? Замечали ли вы нарушения нормы в различных СМИ? (ответы учащихся)

Учитель: Что, как Вы думаете, можно сделать для того, чтобы люди произносили и употребляли слова и выражения правильно, исключили из своей лексики ненормативную речь? (ответы учащихся)

Учитель: Хорошо. А теперь, пожалуйста, выскажите свое личное отношение к поднятой теме (ответы учащихся).

  1. Составление и доказательство тезиса (10мин)

Учитель: Спасибо. Вы все говорите верно! А теперь я прошу вас записать ваши предположения в идее тезиса. Итак, Ваше задание: сформулировать тезис по затронутой проблеме (нужно ли соблюдать чистоту русского языка?), привести 2-3 доказательства или опровержения своего тезиса и сделать вывод. Сделайте работу на листочках. Время на выполнение работы -10минут.

  1. Итог урока (3 мин) (слайд 6)

Учитель: Высокий уровень речевой культуры — неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь — задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложений. Нужно постоянно обогащать свой словарный запас, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции.

«Мои откровения»

Мне понравилось работать в школе, хотя и были некоторые трудности. Дети очень спокойно восприняли появление практикантов, пытались поддержать нас. Преподаватели также оказывали поддержку, тактично комментировали уроки, указывали на ошибки, давали советы. Причем делала это не только Громова С.В., мой методист, но и другие учителя. Очень помогала поддержка класса, у которого я вела уроки. Очень милые и отзывчивые дети, они не боялись задавать вопросы и поправлять учителя, если он ошибался.

На мой взгляд, это очень хорошая школа, однако порой было жаль детей: несколько учителей, уроки которых я посетила, относились к детям некорректно, резко обрывали их на полуслове. Было видно, что некоторых детей обижало такое отношение, они обижались и боялись потом отвечать.

Тяжело было работать с таким большим классом (26 человек). Хотелось познакомиться со всеми ребятами, каждого включить в работу. Но это было достаточно сложно сделать хотя бы потому, что на уроке трудно уделить каждому ребенку должное внимание. Впрочем, нередко это компенсировалось беседами после урока или парой слов, сказанных до урока. Приятно удивило то, что некоторые ребята обращались ко мне с вопросами не только по тем темам, которые я с ними проходила, но и по другим темам.

Самым интересным было, конечно, проведение первого урока и непосредственно общение с детьми, посещение внешкольного мероприятия «Живые картины». Также было интересно применить теоретические знания на практике в реальной, живой ситуации. Иногда ребята сами несколько меняли ход урока, заставляя меня импровизировать. Это был хороший опыт.

В целом меня все устроило, однако я понимаю, что это было лишь частичное погружение в работу учителя: многое нас как практикантов не затронуло. Я бы предложила разрешить практикантам сделать несколько рабочих документов, потренировать в заполнении журналов и т.п. Это важно, потому что многие практиканты не знают, что работа учителя предполагает заполнение и составление различных документов, отчетов. Мне кажется, было бы неплохо включить хотя бы элементы такого вида работы.

В любом случае, это было интересно и полезно. За эти несколько недель я привязалась к своим детям, и мне было нелегко расставаться с ними. Надеюсь, у них осталось хорошее впечатление от моих уроков.


1 Урок может быть включен в цикл уроков, посвященных различным проблемам современного общества.


<< предыдущая страница