microbik.ru
1
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ:

УСЛОВИЯ, МЕХАНИЗМ И ВОПРОСЫ

С 2007 г. в Чукотском районе реализуется подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище".

Муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании Чукотский муниципальный район на 2011-2015 годы» утверждена решением Совета депутатов муниципального образования Чукотский муниципальный район 06 мая 2011 года № 210 во исполнение долгосрочной региональной целевой подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Чукотском автономном округе на 2011-2015 годы», федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Учет демографических показателей является важнейшим фактором при формировании государственной политики экономического развития страны. Демографическая ситуация в Российской Федерации характеризуется сокращением численности населения. Уменьшение населения страны, начавшееся в конце прошлого века, продолжается на фоне снижения рождаемости.

В результате проводимых в стране социологических исследований были выявлены основные причины, по которым молодые семьи не желают заводить детей. В подавляющем большинстве случаев это отсутствие перспектив улучшения жилищных условий и низкий уровень доходов.

Неудовлетворительные жилищные условия оказывают особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи. Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей. Установлено, что средний размер семей, занимающих отдельную квартиру или дом, значительно выше, чем семей, которые снимают квартиру или проживают в общежитии.

Молодые семьи, как правило, не располагают накоплениями и имеют меньший доход по сравнению с другими возрастными группами населения, что не позволяет им приобрести жилье за счет собственных средств. Кроме того, молодые семьи объективно нуждаются в большей государственной поддержке, поскольку вынуждены инвестировать часть средств в профессиональную подготовку и приобретение товаров длительного пользования.

В связи с этим для улучшения демографической ситуации Чукотского района необходимо, в первую очередь, обеспечить создание условий для решения жилищных проблем молодых семей.

Вопрос обеспечения жильем молодых семей приобретает особую актуальность в предстоящем периоде, когда вступают в действие структурные факторы изменения возрастного состава молодежи.

К настоящему времени функционирующие ранее механизмы не сохранились, и на текущий момент в районе нет сложившихся устойчивых экономических механизмов государственной поддержки молодых семей с целью обеспечения их жильем. На настоящее время в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства в муниципальном образовании Чукотский муниципальный район значится 199 молодых семьи.

В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении жилья, что, в свою очередь, позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи.

Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов исполнительной власти Чукотского автономного округа, органа местного самоуправления муниципального образования, что обуславливает целесообразность продолжения программно-целевого метода, поскольку эта проблема:

является одной из приоритетных, и ее решение позволит обеспечить улучшение жилищных условий и качества жизни молодых семей;

не может быть решена в пределах одного финансового года и требует бюджетных расходов в течение нескольких лет;

носит комплексный характер, и ее решение окажет влияние на рост социального благополучия и общее экономическое развитие.

Детально рассмотрим условия и механизм реализации подпрограммы.
I. Кто может стать участником подпрограммы
1. Участницей Программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет;

б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 1.7 Положения;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
II. Размер социальной выплаты
1. Социальная выплата предоставляется в размере не менее:

30 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящим Положением, - для молодых семей, не имеющих детей;

35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящим Положением, - для молодых семей, имеющих 1 ребенка или более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка или более.

2 Расчет размера субсидии производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, количества членов молодой семьи- участницы подпрограммы и норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию Чукотский муниципальный район , в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы. Норматив стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по муниципальному образованию Чукотский муниципальный район устанавливается нормативным документом администрации муниципального образования Чукотский муниципальный район.

3 Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер социальной выплаты, составляет:

Для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или 1 молодой родитель и ребенок) – 42 кв.м;

Для семьи численностью 3 и более человек, включающей помимо молодых супругов 1 и более детей (либо семьи , состоящей из 1 молодого родителя и 2 и более детей)- по 18 кв.м на 1 человека.

4 Расчетная (средняя) стоимость жилья, используемая при расчете размера социальной выплаты, определяется по формуле

СтЖ = Н х РЖ,

где:

СтЖ – расчетная (средняя) стоимость жилья, используемая при расчете размера социальной выплаты;

Н – норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья, определяемый в соответствии с п. 4.2 Положения;

РЖ – размер общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с п.4.3 Положения.

5 Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи свидетельства. Указывается в свидетельстве и остается неизменным в течение всего срока его действия.

6. Молодой семье – участнице Программы при рождении (усыновлении) ребенка предоставляется дополнительная социальная выплата за счет средств окружного бюджета в размере 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, исчисленной в соответствии с настоящим Положением, для погашения части расходов, связанных с приобретением (строительством) жилья.

Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты при формировании списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2011 г. установлен Постановлением администрации муниципального образования Чукотский муниципальный район от 15.02.2007 г. №27 в размере 11 121,7 рублей.

Социальная выплата предоставляется в размере не менее:

30 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с Положением, - для молодых семей, не имеющих детей;

35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с Положением, - для молодых семей, имеющих 1 ребенка или более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка или более.
С учетом приведенных данных таблица размеров социальных выплат для молодых семей Чукотского муниципального района выглядит следующим образом.


Состав семьи

Размер социальной выплаты (руб.)

2 человека (молодые супруги)

140 133

2 человека (один молодой родитель и ребенок)

163 489

3 человека (молодые супруги
и ребенок)

210 200

4 человека

280 267


III. Процедура получения социальной выплаты

молодой семьей - участницей подпрограммы
Схема приобретения жилого помещения

с использованием средств социальной выплаты
1. Молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление о включении в состав участников подпрограммы и документы.

2. Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктом 2.2 Положения, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей Программы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок.

3. Социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств на его банковский счет, открытый в банке, отобранном для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат, выделяемых молодым семьям - участницам подпрограммы (далее - Банк).

4. Банк проверяет соответствие данных, указанных в свидетельстве, данным, содержащимся в документе, удостоверяющем личность владельца свидетельства, а также своевременность представления свидетельства в банк.

В случае выявления несоответствия данных, указанных в свидетельстве данным, содержащимся в документах, банк отказывает в заключении договора банковского счета и возвращает свидетельство его владельцу, а в остальных случаях заключает с владельцем свидетельства договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет для учета средств, предоставленных в качестве социальной выплаты.

5. Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней с даты получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах и при их соответствии перечисляет средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты, банку. При несоответствии данных перечисление указанных средств не производится, о чем орган местного самоуправления в указанный срок письменно уведомляет банк.

Перечисление средств с банковского счета лицу, в пользу которого распорядитель счета должен осуществить платеж, осуществляется в безналичной форме в течение 5 рабочих дней со дня поступления средств из местного бюджета для предоставления социальной выплаты на банковский счет.

6. Социальная выплата считается предоставленной участнику Программы с даты исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств в счет оплаты приобретаемого жилого помещения, оплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, договора с уполномоченной организацией.

Перечисление указанных средств является основанием для исключения органом местного самоуправления молодой семьи – участницы Программы из списков участников Программы.
На приобретение какого жилья можно получить деньги по этой Программе?

Распорядитель счета имеет право использовать социальную выплату для приобретения у любых физических и (или) юридических лиц жилого помещения, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта на территории муниципального образования Чукотский муниципальный район, выбранного для постоянного проживания, в котором приобретается жилое помещение.

Приобретаемое жилое помещение должно находиться на территории муниципального образования Чукотский муниципальный район, орган местного самоуправления которого включил молодую семью – участницу Программы в список претендентов на получение социальной выплаты.

Общая площадь приобретаемого жилого помещения (создаваемого объекта индивидуального жилищного строительства) в расчете на каждого члена семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения (строительства) жилья.

Молодые семьи – участники Программы могут привлекать в целях приобретения жилого помещения собственные средства, а также средства ипотечных жилищных кредитов или займов, предоставляемых любыми организациями и (или) физическими лицами.
Какой документ подтверждает право на участие в данной Программе?

Право молодой семьи – участницы Программы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, которое не является ценной бумагой.
Кто выдает такой документ? Где его можно получить?

. Выдача свидетельства осуществляется Уполномоченным органом местного самоуправления, в котором молодая семья состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, в соответствии с выпиской из списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Есть ли у данного свидетельства ограничение по сроку действия?

Срок действия свидетельства составляет не более 9 месяцев с даты выдачи, указанной в свидетельстве.

Сколько раз молодая семья может получить помощь от государства на улучшение жилищных условий?

Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств бюджета предоставляется молодой семье только один раз.

Сейчас стоимость жилья - величина не постоянная. Если цена на жилье изменилась, можно ли получить доплату?

Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи свидетельства, указывается в свидетельстве и остается неизменным в течение всего срока его действия.

Какие факторы могут повлиять на изменение размера социальной выплаты?

Молодой семье – участнице Программы при рождении (усыновлении) ребенка предоставляется дополнительная социальная выплата за счет средств окружного бюджета в размере 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, исчисленной в соответствии с Положением, для погашения части расходов, связанных с приобретением (строительством) жилья.

Что нужно сделать молодой семье, чтобы стать участником Программы?

Для участия в Программе молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:

а) заявление по форме в двух экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);

б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;

в) копию свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);

г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении;

д) документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

От имени молодой семьи документы, могут быть поданы одним из ее совершеннолетних членов либо иным уполномоченным лицом при наличии надлежащим образом оформленных полномочий.

Как долго рассматриваются представленные документы?

Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей Программы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок.

По каким причинам могут отказать в участии в данной Программе?

Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей Программы являются:

а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 1.6 Положения;

б) непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 2.2 Положения;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств бюджета.

Можно ли подать документы повторно в случае отказа?

Повторное обращение с заявлением об участии в Программе допускается после устранения оснований для отказа, предусмотренных пунктом 2.5 Положения.