microbik.ru
1 2 ... 4 5
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6»

У меня есть права

Александрова Елена Владимировна
воспитатель ДОУ «Детский сад №69»


f:\фото\ss851665.jpg

г. Санкт-Петербург – 2012 г.

Содержание работы:

  1. Введение.

  2. Методическая разработка «У меня есть права»

  3. Конспект занятия «У меня есть права»

  4. Заключение.

  5. Список используемой литературы.

  6. Приложения.

  7. Справочный материал.


Введение

Дети - будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества. Как сказал польский педагог Януш Корчак,- «Дети не будущие личности- они уже личности. Дети - существа, в душах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью»

Тема правового воспитания детей является актуальной, так как на сегодняшний день во всем мире обострилась проблема защиты детей. Социально-экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на них. Увеличивается беспризорность, наркомания, насилие. Растет количество детей, оставшихся без родительского присмотра. И главной задачей нашего государства является защита прав ребенка, сохранение тем самым генофонда нации.

Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями. Важнейшие события и международные документы последних лет подтверждают необходимость правового воспитания детей в духе мира, толерантности и взаимного уважения. Так как детям свойственно вырастать и становиться взрослыми, следовательно, усвоенные ими установки, идеи и правила поведения они будут впоследствии воплощать в практическую деятельность и передавать будущим поколениям.

Поэтому мы считаем необходимым знакомить детей с их правами и обязанностями. И основой этого процесса является Конвенция о правах ребенка. Это возможно в дошкольном возрасте, так как дошкольное детство - не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это ещё и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых: родителей и педагогов.
Методическая разработка «У меня есть права»

В последнее время данной проблеме уделяется большое внимание и разработаны методические пособия для правового воспитания детей дошкольного возраста. Но изучив и проанализировав их, мы пришли к выводу об их неполноте. Представляем методическую разработку, которую можно применить в занятиях с детьми дошкольного возраста в разных группах, незначительно изменив (дополнив) содержание.

Для начала работы следует выявить уровень знания детей по правовой культуре с помощью мониторинга «Права ребенка»

(Приложение 1)

Исходя из полученных диагностических результатов следует наметить содержание работы, цель которой является формирование основ правового сознание дошкольников.

Для достижения поставленной цели следует решить задачи:

* ознакомить детей с основными документами по защите прав ребенка.

* формировать чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.

* воспитать уважение к достоинству и личным правам другого человека, формировать основы толерантности.

* уточнить, закрепить и углубить знания родителей о Конвенции прав ребенка и в доступной форме знакомить с ними своего ребенка и других родителей.

Для этого разрабатывается тематический план работы (Приложение 2).Темы выбираются доступные, знакомые детям, так и новые. Вначале желательно познакомить детей с основными документами, защищающими права ребенка, сформировать понимание того, что права есть у всех детей. Далее обучение целесообразно планировать по принципу постепенного движения от собственного «Я» к окружающему миру.

Весь предлагаемый материал следует тщательно изучить и адаптировать к уровню понимания детей конкретной группы. Предоставляемые теоретические знания обязательно должны быть закреплены посредством игровой деятельности. Важно не только давать знания, но и создавать условия для практического применения. Большую пользу могут оказать сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Школа», «Детский сад»; Театрализованные игры: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Айболит», «Волк и семеро козлят»; дидактические игры: «Слушай свое имя», «Чей инструмент», «Разрешено-запрещено», «Я имею право»; упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков: «Скажи другу комплимент», «»Пойми меня, «Как поступят дети».

Включение дидактической игры «Найди пару» в занятие по изучению «Право на имя» позволит детям глубже усвоить этот сложный материал. Занятие «Права детям через сказки», построенное на основе знакомых сказок поможет им обобщить и закрепить свои знания по правам ребенка.

Хорошие результаты даст организация проблемно - поисковой деятельности детей, в которой они воспроизводят усвоенные знания, могут увидеть со стороны как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает.

Всему предшествует предварительная работа. Ее желательно включить в повседневную совместную и самостоятельную деятельность детей, что позволит избежать их излишней заорганизованности. Работу целесообразней проводить с небольшими подгруппами, что поспособствует не только познавательному общению и взаимодействию, но и взаимообучению и взаимопроверке.

Одним из важных звеньев по правовому воспитанию дошкольников является взаимодействие педагога и родителей детей, так как значение семьи в формировании основ правового сознания и поведения ребенка трудно переоценить, так как родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать правовое сознание ,если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Для этого необходимо раскрыть взрослым важность работы по правовому воспитанию детей, познакомить их с Конвенцией о правах ребенка и что сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка.

Далее нужно определиться формой работы с родителями:

1.Анкетирование.

2.Информация в уголке родителей.

3.Папки-передвижки.

4.Родительские собрания.

5Беседы.

6.Консультации.

Начиная работу с родителями по правовому воспитанию ребенка проводится анкетирование с целью определения преобладающего типа воспитания в семье. (Приложение 3)

Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнения. Его право, как и право любого человека, нужно уважать и не нарушать. И в этом большую пользу родителям окажет памятка «Искусство быть родителем» (Приложение 4)

Следующим этапом работы может быть оформление уголка для родителей: “Правам ребенка посвящается” (Приложение 5), где помещается теоретический материал о Конвенции по правам ребенка. Кроме того, широко используются консультации, например, «Жестокое обращение с детьми: что это такое» (Приложение 6), буклеты для родителей «Конвенция о правах ребенка» листовки – памятки на такие темы как: “Четыре заповеди мудрого родителя” (Приложение 7), “Три способа открыть ребенку свою любовь” (Приложение 8), « Наказывая, подумай: «зачем?» Семь правил для всех. (Владимир Леви)» (Приложение 9), Письменная консультация «Понимаем ли мы друг друга?» (Приложение 10)

Наиболее интересна такая форма работы с родителями как выполнение домашних заданий:

Изготовление генеалогического древа: “Моя семья ”

Оформление выставки: “Конвенция о правах ребенка, глазами детей» (Приложение 11)
Конспект занятия по правовому воспитанию «У меня есть права» в подготовительной группе.

Цель: Формирование основ правового сознания дошкольников.

Программные задачи:

-обобщить знания детей об их правах;

-способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;

-развивать умение рассуждать, сопоставлять и делать выводы;

-воспитывать самоуважение и уважение к другим людям.

Предварительная работа:

-чтение худ. произведений;

-разучивание стихотворений о правах ребенка;

-рассматривание иллюстраций;

-рисование на тему «мои права»;

-проведение цикла занятий «Конвенция о правах ребенка».

Материал: иллюстрации к сказкам, рисунок генеалогического древа, свидетельство о рождении, кроссворд на листе ватмана, карточки-липучки, папка с рисунками детей «Конвенция о правах ребенка, глазами детей»дипломы, магнитофон, кассета с записью отрывков из сказок, музыка к песне.

Ход занятия.

Люди появились на Земле давным - давно, тысячи лет назад. Тогда же и появились и Главные вопросы: что могут делать люди и что не могут? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что имеют право и на что не имеют? Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека»,в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя. А заботясь о детях, написали вторую книгу «Конвенция о правах ребенка». И сегодня наш КВН посвящаем правам детей. У нас две команды. Выберем жюри. Они будут оценивать наши конкурсы. Конкурсы оцениваются по пятибалльной системе. Итоги подведем в конце.

Первое задание для команд- это приветствие.

Капитан: наша команда называется-

Все: «Солнышко»

Капитан: наш девиз-

Все: -Мы, ребята- дошколята!

Очень умные ребята.

Мы покажем на делах,

Что мы знаем о правах.

В-ль:- хорошо, с одной командой мы уже познакомились. Теперь ваша очередь.

Капитан: Наша команда!

Все: «Улыбка»

Капитан: наш девиз!

Все: А мы тоже хороши,

Вам расскажем от души:

Есть права у всех детишек,

Например, на чтенье книжек.

Также на заботу, ласку

Жизнь похожую на сказку.

В-ль: Молодцы. Жюри оценивает приветствие команд.

В небе солнышко взошло

И всем улыбнулось.

Всем нам стало хорошо

И больше не взгрустнулось!

В-ль: второй конкурс «Домашнее задание». Вам нужно было вместе с родителями приготовить сообщение о правах. Команде «Солнышко» -Право на имя. А «Улыбке» - Право на семью. (Слушаем сообщения детей с применением свидетельства о рождении и Генеалогического древа)

В-ль: Внимание! Следующий конкурс «Разминка».Давайте прогуляемся по страницам любимых книжек и посмотрим, где героев обижают, а где они веселы, счастливы, смеются. Где нарушены права и какие? Сейчас будет зачитан отрывок из сказки, а вам нужно отгадать название произведения и назвать какое право здесь нарушено.Готовы? Первый отрывок для команды «Солнышко» (Включаю магнитофон с записью).

«…Идет она лесом ,а навстречу ей –Серый Волк. Очень ему захотелось съесть девочку, да только не посмел- где-то близко стучали топорами дровосеки….»

(Сказка «Красная Шапочка».Право на жизнь)

«…Жил-был дровосек с женой, и было у них семеро детей, все мальчики Самый младший мальчик был очень маленького роста- он был не больше пальца. Однажды в той стране случился страшный голод. Дровосек не знал чем кормить своих детей и решил как-нибудь от них избавиться…»

(Сказка «Мальчик - с пальчик» Право на достаточное питание и достойную жизнь)

«…Вот идет Гиппопотам

Он идет из Занзибара,

Он идет к Килиманджаро-

И кричит он, и поет он:

«Слава добрым докторам!»…»

(Сказка Корнея Чуковского «Айболит» Право на медицинский уход)

«…Есть на свете люди хорошие, есть похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К таким то и попала девочка. Она осталась сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили…»

(Сказка «Хаврошечка» Право - Дети не должны использоваться в качестве рабочей силы)

«…Самый старший и самый трудолюбивый из братьев решил построить крепкий дом. Он привез на тачке целую груду кирпичей. Стройка началась…»(Сказка «Три поросенка» Право на жилище)

«….Теперь сядьте, положите руки перед собой, не горбитесь,- сказала девочка и взяла кусочек мела. Мы займемся Арифметикой…»

(Сказка «Приключения Буратино» Право на образование)

«…А Маша с братцем вылезла из печки и пустилась домой во весь дух. Прибежала домой, умыла братца, причесала, посадила на лавочку, сама рядом с ним села .Тут скоро и отец с матерью вернулись из города, гостинцы привезли…»

(Сказка «Гуси-лебеди» Право жить и воспитываться в семье)

«…Мачеха невзлюбила падчерицу и взвалила на нее самую грязную работу. Однажды в королевском дворце решили устроить бал. Мачеха и сестры отправились на праздник, а ее не взяли. Бедняжка принялась снова за работу»

(Сказка «Золушка» Право на отдых)

В-ль: дети имеют право на отдых. Сейчас мы с вами тоже отдохнем.

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

-Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево- вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

-Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Красной Шапочки совет:

-Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Дала нам сказка отдохнуть?

Отдохнули- снова в путь.

(Дети повторяют движения по тексту)

В-ль: Следующий конкурс «Решение проблемных ситуаций»

Команде «солнышко» такая ситуация:

«Маленького Антона родители называют Мишуткой, потому, что он похож на мальчика из рекламы сгущенного молока «Мишутка».В детском саду он Антон, дома- малыш и Мишутка.» Вопрос: Нарушено ли в этой ситуации право ребенка? (Размышления детей)

Команде «Улыбка» другая ситуация: «Меня зовут Маринка»,-сказала новенькая девочка, придя в группу детского сада. «Ну, Маринок у нас уже много, будешь Инкой»,-уверенно сказала воспитательница. Спустя неделю мама придя в детский сад, увидела детей, играющих на участке. Она решила окликнуть свою дочь. «Маринка, Мариночка!», - зовет она. Девочка увлеченно продолжает играть. «Инка, за тобой мама пришла», сообщают ей дети, играющие рядом. Девочка поднимает голову и радостно бежит к маме» Вопрос: Можно ли так самостоятельно менять имена? (Рассуждения детей)

В-ль: И последний конкурс- это конкурс капитанов. Капитаны с помощью своей команды будут отгадывать кроссворд.



















1































1
















4











































2










2







3











































3




























































































































4





















































По вертикали:

1.Документ, защищающий права детей? (Конвенция) 2.Злой,жестокий человек с длинной бородой, который использовал труд детей? (Карабас)

3.Как звали мальчика, которого похитила Снежная Королева? (Кай)

4.Добрый дедушка, который лечил зверей? (Айболит)

По горизонтали:

1.Девочка,у которой были нарушены права на отдых? (Золушка)

2.Животное,посягнувшее на жизнь Красной Шапочки и ее бабушки? (Волк)

3.Деревянный мальчик, который боролся за права детей? (Буратино)

4.Злая баба, которая похищала детей у родителей, тем самым нарушала их права на семью? (Яга)

В-ль: Молодцы, капитаны! Вы быстро справились с этим заданием. Хорошо усвоили свои права ,теперь сможете постоять за себя и за своих друзей. А сейчас дорогие гости нашего КВНа, мы вам споем песню про права, а жюри тем временем подведет итоги. (Включается музыка к песне)

Лишь появится ребенок

И дышать начнет едва,

У него уже с пеленок

Очень веские права.

Он имеет право жить,

Развиваться и дружить,

И иметь просторный дом

Видеть тихий мирный сон.

Быть веселым и здоровым

Восхищаться чем-то новым

И любить и быть любим.

Он на свете не один!

Вот так! Жюри подводит итоги и вручает дипломы.

Заключение.

Данная методическая разработка окажет практическую помощь воспитателям дошкольных учреждений при воспитании у детей правового сознания. Каждый дошкольник будет знать свои права и обязанности, если педагог выполнит два условия: доброжелательный интерес взрослого к знаниям ребенка и систематичность занятий. Разработанное анкетирование родителей поможет педагогам, работающим по этому направлению сделать правильные выводы о том, насколько соблюдаются права ребенка в семье, насколько гармоничны отношения между членами семьи, родственниками, соседями, а впоследствии грамотно спланировать и проводить соответствующую работу с семьей воспитанников. Тематическое планирование поможет им в составлении собственного плана работы по данному направлению.

Практическая ценность работы в том, что в процессе ее реализации в дошкольном учреждении создаются условия, дающие возможность сформировать активную, творческую и свободную личность. Предлагаемые методы и формы деятельности помогут взрослым по-новому взглянуть на значение и роль каждого члена семьи в становлении личности ребенка.

Новизна в том, что представлен комплекс работы по воспитанию у детей правовой культуры, что является достаточно сложным и новым направлением в дошкольном воспитании.
Литература:

1. Журнал «Дошкольное воспитание», № 6,8 2005

2. Т.А Шорыгина «Беседы о правах ребенка» Москва –Сфера 2008

3. Н.С. Голицына, Л.Д. Огнева «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка» Москва 2009

4. О.И. Давыдова, С.М. Вялкова «Беседы об ответственности и правах ребенка» Москва-Сфера 2008

5. М.Р Мирошкина «Мое право- мой выбор- моя ответственность» Москва- Аркти 2008

6. С.А.Соловей, Т.Н.Львова Г.И. Дубко «Реализация Конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях» Москва 2005

7. Т.А. Харитончик «Правовое воспитание» Волгоград- Учитель 2009

8. Г.М. Блинова «Познавательное развитие детей 5-7 лет» Москва- Сфера 2006

9. М.Н. Лентина, Т.Н. Романченко «Мои права» Владивосток-Дальпресс 2009

10. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Я ребенок, и я… и я имею право!..»Москва-Скрипторий 2007

11. С.В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду» Москва-«Вако» 2008

12. О.Д.Ушакова. «Пословицы и стихи о семье и детях» Санкт- Петербург – Литера 2008


Приложение 1

Мониторинг детей «Права детей».

Ф.И.

ребенка

1

2

3

4

5

6

7

1.






















1. Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?

2. Как ты думаешь, что такое право?

3. Какие права есть у тебя и других детей?

4. Какие права ты считаешь самыми важными?

5. Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?

6. Кто защищает права детей?

7. Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей?

Правильные ответы ребенка на 5-7 вопросов свидетельствуют о высоком уровне правовой культуры; 3-4 вопроса - о среднем уровне; если ребенок ответил менее чем на 3 вопроса, то это говорит о низком уровне сформированности правовой культуры данного дошкольника.

Приложение 2



следующая страница >>