microbik.ru
1 2 3
Утверждена

приказом Министерства образования Республики Карелия

от_____________№___________

Программа

подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах




г. Петрозаводск

2012

Программа

подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством

Российской Федерации формы «Школа принимающих родителей»

(далее - Программа)


  1. Пояснительная записка.


О необходимости специализированной подготовки принимающих родителей свидетельствует как зарубежный, так и российский опыт семейного устройства детей - сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. Люди, желающие взять ребенка на воспитание в семью, часто не предполагают, какие изменения ждут их семью, с какими трудностями им предстоит столкнуться. В Карелии около десяти лет активно развивается система семейного устройства. Службы по отбору, подготовке и сопровождению замещающих семей действуют во многих районах республики. Важнейшим этапом работы службы, является подготовка кандидатов в принимающие родители. Однако на протяжении ряда лет это обучение носило рекомендательный характер. В связи с изменениями в законодательстве Российской Федерации, касающимися введения обязательной профессиональной подготовки кандидатов в замещающие родители (усыновители, опекуны, приемные родители) разработана единая Программа подготовки кандидатов в замещающие родители в Республике Карелия.

Реализация данной Программы должна способствовать повышению эффективности и качества семейного устройства детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Карелия.

Основной целью Программы является помощь гражданам в осознанном выборе стать принимающими родителями, повышение воспитательных компетенций граждан, принимающих в семьи детей, оставшихся без попечения родителей, а также организация психологической поддержки семьи.

Данная цель достигается посредством решения следующих задач:

  • Побудить будущих родителей задуматься над тем, действительно ли они готовы принять на воспитание чужого ребенка.

  • Помочь кандидатам стать более восприимчивыми по отношению к возможным чувствам и реакциям ребенка.

  • Привести будущих родителей к осознанию реальных проблем, с которыми им предстоит столкнуться, чтобы дать им возможность в полной мере оценить ответственность, которую они на себя берут.

  • Развить у будущих воспитателей бóльшую уверенность в себе, помочь им узнать свои слабые и сильные стороны.

  • Создать условия, в которых участники обучения смогут почувствовать себя более уверенно в роли замещающих родителей.

  • Помочь принимающим родителям понять свое место в системе социальной защиты детей, почувствовать себя членом команды.

  • Поощрять участников обращать внимание на работу других родителей, стимулировать их к совместной работе и решению возникающих проблем в сотрудничестве со службами по отбору, подготовке и сопровождению принимающих семей.

  • Поощрять желание участников к дальнейшему обучению.

  • Дать возможность каждому участнику проявить себя в процессе тренинга для более полной оценки его личностных качеств.


Концепция Программы строится на принципах экзистенциализма, что подчеркивает уникальность и значимость личного опыта конкретного ребенка и взрослого. В практическом плане программа основывается на интегративном подходе, основанном на использовании методов гуманистической, когнитивно-поведенческой терапии.


  1. Содержание программы.


Профессиональные компетенции:
Программа подготовки граждан реализуется в три этапа. Первый этап включает в себя проведение общего информационного собрания граждан, заявившими о желании принять ребенка в семью и лекционные занятия. Затем проводится индивидуальное интервью, психологическое консультирование кандидатов, которое предлагается и другим членам семьи слушателя.

На втором этапе для граждан проводится обучающий психологический тренинг и лекционный курс. В ходе лекций, сопровождающихся презентациями и обучающими фильмами, слушатели углубляют имеющиеся знания и приобретают новые по вопросам воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В процессе тренинга отрабатываются навыки, необходимые для воспитания ребенка. Методика проведения данного тренинга предполагает активное включение каждого участника через использование интерактивных методов обучения. Воспитание чужого ребенка – особый вид работы, который требует не только знать и уметь, но и чувствовать и сочувствовать, поэтому тренинг, направлен также на развитие рефлексии, развитие сензитивности по отношению к различным ситуациям, чувствам и реакциям детей, повышение личной и профессиональной эффективности. Большое внимание уделяется актуализации чувств, эмоциональному состоянию слушателей, а так же профилактике эмоционального выгорания родителей. Значительное место занимают ролевые игры, отражающие реальные ситуации, связанные с поведенческими особенностями детей и родителей на всех этапах семейного устройства. Так же в процессе прохождения тренинга, кандидаты в замещающие родители выполняют разнообразные домашние задания. Тесты, анкеты и опросники направлены на самоанализ кандидатов, психологическую диагностику их личностных особенностей, изучение внутрисемейных отношений и отношения всех членов семьи к перспективе появления в семье приемного ребенка.

Данный вид взаимодействия позволяет не только подготовить родителей к принятию ребенка в семью, но и способствует развитию мотивации на дальнейшее сотрудничество со службами по отбору, подготовке и сопровождению принимающих семей.

Третий этап включает в себя подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.


  1. Опыт реализации программы.



При разработке данной программы использовались материалы программы, разработанной Центром «Наша семья» и Детским домом №19 г. Москва, программы «ПРАЙД» для приемных семей и усыновителей, действующей в Европейских странах. При составлении программы также учитывался теоретический и практический анализ работы служб по подбору, подготовке и сопровождению граждан в Республике Карелия и других регионах. Данная программа в той или иной мере используется специалистами муниципальных служб в течение семи лет.
4. Тематическое планирование.
Категория слушателей: граждане, выразившие желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, а также к занятиям могут по желанию привлекаться другие члены семьи слушателя без последующего получения свидетельства.

Режим занятий:

I этап – вводно-мотивационный – 31 час:

Информационное собрание - 2 часа.

Лекционные занятия – 9 часов.

Индивидуальные интервью и индивидуальное психологическое консультирование - 20 часов.
II этап - обучающий психологический тренинг и блок домашний заданий – 48 часов.
III этап - итоговое собеседование: 3 часа.
Всего часов: 80 ч.
Обучение граждан не может длиться менее 1,5 месяцев и более 3-х месяцев.

В группу обучающихся могут входить от 5 до 25 участников. В исключительных случаях, обучение возможно проводить в индивидуальном порядке.

Форма обучения: очная или очно-заочная. При очно-заочной форме могут использоваться дистанционные методы обучения: этап 1 тема 1- 4 и этап 2 темы лекционных занятий.

По завершению курса подготовки в объеме 80 часов, слушателям выдается свидетельство.

Требования к специалистам, осуществляющих подготовку граждан.

К проведению подготовки кандидатов в приемные родители, в частности, рекомендуется привлекать социальных педагогов (социальных работников), юристов, психологов, медицинских работников (врачей-педиатров, детских психиатров, психотерапевтов и других). Целесообразно отдавать приоритет специалистам, имеющим базовое профильное высшее образование, а также практический опыт работы с принимающими семьями и детьми, владеющим навыками обучения взрослых и имеющих документ о повышении квалификации по программе «Организация деятельности служб по развитию семейных форм попечения».
5. Учебно-тематический план.




п/п

Наименование этапов и разделов

Всего часов

В том числе:

Лекции Тренинг Другое

1.

Вводно-мотивационный этап обучения

31

9

-

22




Информационное собрание-

первичное информирование группы лиц, выразивших желание стать приемными родителями

«Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители»


2



2











Тема 1. «Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан»

5

3




2 (индивидуальное консультирование)




Тема 2. «Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям»

2



2











Тема 3. «Обеспечение безопасной среды для ребенка. Охрана здоровья ребенка»

1


1











Тема 4. «Механизмы и возможности медицинской реабилитации и коррекции отклонений в развитии детей. Оказание детям доврачебной помощи»

1

1










Индивидуальное интервью и индивидуальное психологическое консультирование «Выявление готовности семьи принять ребенка, оставшегося без попечения родителей»


20







20

труктурированное

интервью)

2.

Обучающий психолого-педагогический тренинг

48

18

27

3





Тема 1. «Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителях. Понятие о мотивации приемных родителей»

5

2

3







Тема 2. «Этапы развития ребенка.

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращении. Диспропорции развития ребенка»

5

2

3







Тема 3. «Особенности полового воспитания приемного ребенка»

5

2

3







Тема 4. «Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестоко обращения и причинения вреда здоровью ребенка»

5

2

3







Тема 5. «Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)»

5

2

3







Тема 6. «Адаптация приемного ребенка и приемной семьи»

5

2

3







Тема 7. «Кровная семья»

5

2

3







Тема 8. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка»

5

2

3







Тема 9. «Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка»

5

2

3







Блок домашних заданий для кандидатов в замещающие родители.

3







3

3.

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.

1







Собеседование




Итого:

80

25

27

28



6. Содержание тем программы:
I этап - вводно-мотивационный.

Информационное собрание

Первичное информирование группы лиц, выразивших желание стать приемными родителями:

  • Знакомство участников.

  • Создание групповой атмосферы, условий способствующих групповой работе.

  • Введение в курс подготовки.

  • Содержание и цели программы.




следующая страница >>