microbik.ru
  1 2 3

3 этап - подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.
Итоговое собеседование направлено на выявление степени готовности кандидатов принять на воспитание чужого ребенка, осознание ими реальных проблем, с которыми им предстоит столкнуться. Собеседование включает вопросы, оценивающие знания обучающихся по основному содержанию прослушанного курса; разбор практических заданий (ситуаций).

Обсуждение результатов освоения курса кандидатами в приемные родители. Оценка степени усвоения курса кандидатами в приемные родители.

Итоговая аттестация кандидатов в приемные родители проводится в форме собеседования (тестирование).

Выдача документа о прохождении курса подготовки кандидатов в приемные родители.
Кандидаты в приемные родители, проведшие курс обучение должны иметь четкие представления:

  • об ответственности за жизнь и здоровье ребёнка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приёмные родители берут на себя в связи с приёмом в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей;

  • о ребёнке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;

  • о правилах безопасного воспитания приёмных детей в зависимости от возраста ребёнка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности, как в доме, так и вне дома – на улице, в общественных местах;

  • о своей семье как о развивающейся системе, которая так же адаптируется к приёму ребёнка;

  • о воспитательских компетенциях (ценностях, знания и умениях), необходимых приёмному родителю;

  • о порядке контактов ребёнка с родителями и родственниками.


Кандидаты в приёмные родители, успешно освоившие программу, должны знать:

  • свои права и обязанности как приёмных родителей, как в отношении ребёнка, так и в отношении сопровождающей организации;

  • закономерности развития ребёнка в разные возрастные периоды;

  • важность удовлетворения потребности ребёнка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;

  • причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;

  • о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждам ребёнка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребёнка;

  • этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребёнку на разных этапах проживания горя;

  • особенности протекания периода адаптации ребёнка в приёмной семье;

  • о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к «трудному» поведению детей;

  • санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;

  • способы формирования социально-бытовых умений ребёнка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;

  • возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребёнка, методы и приёмы полового воспитания в семье.



Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, должны уметь:

  • использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приёма в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, его воспитания;

  • видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приёмного ребёнка;

  • рассматривать «трудное» поведение ребёнка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;

  • выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребёнка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;

  • осознать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения ребёнка;

  • быть готовым оказать поддержку, переживающему горе и потерю;

  • предотвращать риск жестокого обращения с ребёнком в своей семье;

  • оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребёнка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;

  • преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребёнка;

  • прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей;

  • понимать связи между потребностями ребёнка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;

  • оценивать воспитательский ресурс своей семьи;

  • быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребёнка;

  • ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приёмным родителям;

  • заботиться о здоровье ребёнка;

  • соблюдать конфиденциальность в отношении ребёнка;

  • понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.


7. Методическое и психологическое обеспечение программы:

1. Стандартизированные методы:

  • «Стандартизованное интервью для родителей» (модификация В.Н. Ослон).

  • Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ0 .Эйдемиллер Э.Г.)

  • «Измерение родительских установок иреакций» - методика PARI адаптирована в России Т.. В.Нещерет.

  • «Диагностика родительской тревожности» (Прихожан А.М.).

  • «Экспресс-диагностика семейного состояния» (Овчарова Р.В.).

  • «Подростки о родителях» - модификация опросника «Поведение родителей и отношение подростков к ним» («ADOR» . Шафер).

  • Опросник «Сенсорные предпочтения» (Васильева Н.Л.)

  • Методика «Незаконченные предложения»

  • Методика «Ценностных ориентаций» М. Рокича

  • Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

  • Методика Рене-Жиля.

  • Методика «Экологическая карта» Эттинив и Хартман.

  • «Системный семейный тест» Геринга.

  • Методика «Рисунок семьи» Г.Т. Хоментаускаса

  • «Цветовой тест отношений Люшера» Диагностика межличностных отношений «Социометрия»

  • Стандартизированное интервью для родителей (модификация В.Н. Ослон)

  • Диагностика родительства Р.В. Овчаровой


2. Анкеты и опросники для домашних заданий, направленные на изучение и самоанализ членов семей кандидатов в приемные родители:

  • «Моя семья сейчас»

  • «История моей семьи (детство)»

  • «Мой ребенок»

  • «Почему меня интересует замещающее попечение. Что я от этого жду»

  • «История моей учебы и работы»

  • «Дети разного возраста. Возможности и проблемы».

  • Диагностика: «Незаконченные предложения о семье».

  • «Ребенка, с какой предысторией я могу принять в семью».

  • «Мои ценности»

  • «Безопасность жилища для ребенка»



Психологическое обеспечение:

Методы, техники, упражнения, ролевые игры: «Эко-карта семьи», «Колесо судьбы», «История имени», «Цветик семицветик», «Нарисуй свое имя», «Как найти друг друга», «Семейный альбом», «Каким ты был в подростковом возрасте», «Плохой-хороший», «Приемлимо-неприемлимо», «Несохраненная тайна», «Тайны прошлого», «Гены и все остальное», «Переместитель», «Мои ценности», «Первое впечатление», «Традиции в моей семье» и другие.
Видеоматериалы: обучающие фильмы: «Ранние отношения и развитие ребенка», «Жди».
Литература:

  • Алексеева И.А, Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения. - М.: Издательство «Генезис», 2006.

  • Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации.- СПб.: Издательство « Питер пресс», 2009.

  • Андреева Ю. Усыновить ребенка…Психологические, юридические, бытовые проблемы и их решение. - М.: издательство « Вектор», 2008.

  • Б.С. Волков, Н.В.Волкова Психология общения в детском возрасте. Педагогическое общество России. Москва 2003

  • Базарова Г.Т., Белолипецкая Е.Н., Гарифулина Э.Ш. Подготовка ребенка к устройству в принимающую семью. Методическое пособие.- М.: ООО «Издательства Проспект», 2009.

  • Белолипецкая Е.Н, Гарифулина Э.Ш. Организация работы Регионального центра развития семейных форм устройства детей-сирот и профилактики социального сиротства. Методическое пособие.- М.:ООО «Издательства Проспект», 2010.

  • Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений. Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения. М, 2007.

  • Борьсон Б, Бриттен С, Добдня С, Морозова Т, Паркеринг К. Ранние отношения и развитие ребенка. Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения. - М.: ООО «Питер пресс», 2009.

  • Боулби Д. Привязанность.- М., 2003.

  • Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей.- М., 2004.

  • Гаврилова Т. П. Почему дети берут чужое. М. Академический проект, 2001. (Ты не один)

  • Гарифулина Э.Ш, Орлова Е.А, Островская О.Ю. Школа принимающих родителей. Методическое пособие.- М.: ООО «Издательства Проспект», 2010.

  • Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?. - М.: АСТ. ООО Издательство «Астель», 2009.

  • Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? - М.: АСТ. ООО Издательство «Астель», 2008.

  • Глас К.Б. Будь моей мамой. Искалеченное детство.: Пер.с англ. М.: РИПОЛ классик, 2010.

  • Доронова Т.Н., Жичкина А.Е., Голубева Л.Г., … Защита прав и достоинства маленького ребенка. Координация усилий семьи и детского сада. М. просвещение, 2003

  • Кехо Д. Фишер Н., Сила разума для детей. Минск ООО Попурри, 2005

  • Красницкая Г.С, Рудов А.Г. Работа с гражданами, желающими принять ребенка в семью. Методические материалы. - М, 2008.

  • Кривцова С.В. Мухаматулина Е. А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. ТОО «Инсайт-центр», - М, 1994.

  • Курчинка Мэри Ш. Ребенок с «характером». СПб, Пресс, 1996

  • Николаева Е.Я., Япарова О.Г. Навстречу ребенку. Пособие для принимающих родителей.- М.: ООО «Издательства Проспект», 2010.

  • Образцова Л.Н. Бить или не бить? М. АСТ, СПб, Сова, 2006

  • Ослон В.Н. Жизнеустройство детей сирот. Профессиональная замещающая семья. Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения.- М.: Издательство «Генезис», 2006.

  • Пат Патфорт, Защита без нападения. Сила ненасилия. – СПб.: Тускарора, 2007

  • Петрановская Л. В класс пришел приемный ребенок. - М.: Студио-Диалог,2009.

  • Петрановская Л.В. Что делать если…М.: Мир энциклопедий, 2010.

  • Прихожан А.М, Толстых Н.Н. Психология сиротства. Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения. М.: ООО «Питер пресс», 2007.

  • Пчелинцева Е.В. Коррекционно-профилактическая работа с дошкольниками, пережившими насилие. М. Издательство ГНОМ и Д, 2000

  • Райс Ф., Должин К. Психология подросткового и юношеского возраста.- СПб.: Питер, 2010.

  • Ричард Темплар. Правила родителей. Пер. с англ.- М.: ООО «Альпина нонфикшн», 2009.

  • Севостьянова Е.О. Дружная семейка. Программа адаптации детей к ДОУ. М. ТЦ Сфера. 2007.

  • Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. 2003

  • Система социально-психологического сопровождения детей-сирот в интернатном учреждении. Под ред. Н.М. Иовчук. – М,. 2003

  • Строганова Л.В. Нравственные основы применения наказания к ребенку. М. Педагогическое общество России. 2005 

  • Т.И. Шульга. Работа с неблагополучной семьей. Дрофа. Москва.2005

  • Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. М. Издательство ГНОМ и Д, 2000

  • Фабер Мазлиш. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили. Пер. с англ. - М.: Издательство «Эксмо», 2010.

  • Фесенко Е.В, Фесенко Ю.А. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. - СПб.: Издательство «Наука и техника», 2010.

  • Фирсов М.В, Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. Высших учебных заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.2000.

  • Хелингер Б. Источнику не нужно спрашивать пути. М. Институт консультирования и системных решений. М. 2010

  • Хелингер Б. Порядки любви: Как жизнь и любовь удаются вместе. М. Институт консультирования и системных решений. 2011

  • Хелингер Б. Порядки помощи. М. Институт консультирования и системных решений. 2011

  • Чумиков А.Н., Бочаров М.П., Носкова А.В., Хлопаева Н.А. Организация информационно-просветительских и социально-рекламных компаний, направленных на распространение семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Методическое пособие. – М.: ООО «Издательства Проспект», 2009.

  • Шигашов Д.Ю. Реабилитация детей и подростков, пострадавших от сексуального насилия. - СПб.: Издательство «Наука и техника», 2010.

  • Шнайдер Я. Р. Семейные расстановки. Основные принципы и способы действий. М. Институт консультирования и системных решений. 2009

  • Ю. С. Шевченко, В.П. Добридень. Онтогенетически-ориентированная психотерапия. М. российское психологическое общество, 1998


<< предыдущая страница