microbik.ru
  1 ... 17 18 19 20

9.6. Формирование концепции равных прав и возможностей для женщин и мужчин
Во второй половине XX века проблема социального равенства людей была отнесена к числу глобальных проблем развития человечества. Мировое сообщество пришло к выводу, что равенство юридических прав, на достижение которого было затрачено так много времени и сил, в достаточной степени себя не оправдало. Равенство по закону — не есть равенство на деле. В этой связи общественная мысль предпринимает попытки расширить понимание равенства. На свет появляются новые концепции социального равенства: "равенство экономических условий", "равенство распределения доходов", "равенство результатов" и т.д. В ходе длительных дискуссий теория социального равенства была существенно дополнена. Во многих развитых странах в качестве важнейшего принципа общественной жизни выдвигается, наряду с идеей равных прав, идея равных возможностей. Ее суть состоит в следующем: общество обязано предоставить своим членам, независимо от цвета кожи, национальной принадлежности, места рождения, социального происхождения, половых различий и религиозных воззрений, равные возможности для осуществления своих жизненных планов. От самих людей зависит, насколько эти возможности будут использованы. Тем самым человеку предоставляется шанс устроить свою жизнь, как он сам того заслуживает.

Концепция равных возможностей нашла свое отражение прежде всего в сфере права. Она была изложена во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), других международных правовых актах, которые подтверждают, что все люди, невзирая на какие-либо различия, рождаются равными и свободными в своем достоинстве и своих правах. Эти правовые документы распространяются на все категории граждан, определяют правовой статус всех людей. Государства, ратифицировавшие международные пакты, берут на себя обязательства обеспечивать в равной степени каждому человеку пользование экономическими, социальными, культурными, гражданскими и политическими правами. В международном правоведении они получили название "первого и второго поколения прав человека" (до 1948 и с разработкой концепции).

Вместе с тем, общественная практика в области социального равенства показала, что даже при наличии всего комплекса юридических прав и свобод, определенные слои населения в силу социальных или физиологических причин, не могут иметь равных с остальными гражданами возможностей для осуществления своей жизнедеятельности. В связи с этим, они нуждаются в специальной правовой защите со стороны государства и могут выступать в качестве самостоятельного субъекта правовых отношений. В соответствии с этим, в международном праве появилась еще одна ветвь, так называемое "третье поколение прав человека", расширяющее жизненные возможности отдельных социальных групп.

В центре "третьего поколения прав человека" находятся женщины. Они нуждаются в особом внимании как в силу физиологических особенностей женского организма, так и в связи с необходимостью выравнивания социальных возможностей с мужчинами. Мировое сообщество утвердилось во мнении, что, несмотря на определенные сдвиги в сторону достижения равенства двух полов, в обществе продолжает существовать дискриминация женщин.

Жизнь показала, что международные правовые акты общего характера недостаточно эффективны в отношении реализации принципа равенства двух полов. Учитывая это обстоятельство, на международном уровне был принят ряд специальных правовых актов, призванных способствовать равноправному участию женщин во всех сферах общественной жизни. Наиболее важным документом в этом плане представляется международная Конвенция "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" (1979 г.). Конвенция является документом, который предлагает не идеальный вариант правового статуса женщин. Это всего лишь международный стандарт (приблизительно средний уровень) определения правового положения женщин и механизм его осуществления в реальной жизни. Основной принцип Конвенция1979 года — свобода жизненного выбора женщины. Исходя из этого, государства, подписавшие ее, обязуются обеспечить:

• равное право и равные возможности для женщин при найме на работу, продвижение по службе, профподготовку и переподготовку, равную оплату за труд равной ценности, запрет дискриминации в сфере труда по причине замужества и материнства,

• равные права мужчин и женщин при вступлении в брак, в период брака и при его расторжении,

• одинаковые права и обязанности, равную ответственность мужчин и женщин как родителей,

• предоставление социальных услуг, позволяющих родителям выполнять семейные обязанности в сочетании с трудовой деятельностью и участием в общественной жизни.

Конвенция "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" провозгласила для лиц обоего пола гражданскую правоспособность, одинаковые возможности ее реализации, в т.ч. и в отношении собственности, займов, ссуд и семейных пособий, равные для мужчин и женщин права в отношениях приобретения, изменения или сохранения гражданства и гражданства их детей, равного доступа для лиц обоего пола к образованию, устранения в учебных программах любой стереотипной концепции роли мужчин и женщин.

Более 100 стран сочли возможным присоединиться к Конвенции 1979 года. Россия присоединилась к данной Конвенции в 1980г. Многие из них приняли специальные законы по равноправию обоих полов, созданы национальные механизмы, обеспечивающие реализацию принципа равных прав и возможностей женщин в обществе на уровне ООН, Европейского сообщества и других международных организаций, образованы структуры, основная цель которых заключается в противодействии дискриминации по признаку пола, повышении общественного статуса женщины.

Осознавая, что в реальной жизни экономические и другие возможности женщин ограничены, страны, придерживающиеся принципа равенства и социальной справедливости, пытаются эти возможности расширить и предпринимают для этого специальные меры. Они направлены на стимулирование политической деятельности женщин, активизации их экономического поведения, повышение образования и семейную помощь. В условиях существующего социального неравенства мужчин и женщин вынуждено применяется так называемая «позитивная дискриминация», суть которой состоит в формировании системы компенсация, льгот, поощрений и запретов, призванных повысить общественный статус женщин. Политика «позитивной дискриминации» содействует достижению социального равенства двух полов, но только до некоторого уровня.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Влияние феминистской теории на исследование процесса социализации как усвоения социального опыта, закрепленного в культуре, в том числе и содержания понятий "мужское" и "женское", привело к формированию нового подхода в гуманитарном знании. Гендерный подход к изучению социализации дает понимание того, что в дополнение к биологической основе существуют социально-детерминированные представления о женщине и мужчине, которые оказывают мощнейшее влияние на культурный контекст развития мальчика и девочки, женщины и мужчины. Пока не найдены ответы на ряд принципиальных вопросов в рамках эгалитарной ориентации феминизма. Всякая ли социополовая асимметрия несправедлива? Подразумевает ли эгалитарность равенство возможностей или равенство конечного результата? Не ведет ли рост личностного начала к попытке присвоить каждым из полов только преимущества другого и отказаться от каких бы то ни было обязательств? Ответы на эти вопросы имеют непосредственное отношение к проблемам гендерной социализации.

Главными терминами, которые использованы для выявления особенностей социализации, объяснения поведения, личностных особенностей представителей разных полов, а также для анализа условий их развития и социального воспроизводства, являются "гендер", "гендерная система" и "гендерный контракт". Гендер - понятие, обозначающее социальный пол, по смыслу существенно отличается от термина "половая роль", так как определяет индивидуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, сексуальности, семейной роли и репродуктивном поведении. Социальный пол действует в рамках культурного пространства данного общества, следовательно, имеет исторические и культурно-этнические вариации. Это означает, что гендеру соответствует гендерная культура, что приводит к резко выраженной асимметрии в факторах и институтах социализации: языке как носителе культуры, средствах массовой информации, ближайшем социуме (семье и референтной группе), профессиональной и политической сферах.

Если понятие "гендерный контракт" применяется к анализу активности человека с учетом существующих в данном обществе требований к мужчине и женщине, "гендерная система" раскрывает совокупность взаимодействия полов во всех сферах жизнедеятельности (экономической, политической, социальной, духовной) и определяет все многообразие проявлений, связанных с предписанными обществом нормами мужского и женского поведения -гендерный дисплей.

Гендер как технология прежде всего конструирует определенные

женские и мужские идентичности посредством резкой гендерной асимметрии разов в средствах массовой информации, а также через закрепление иерархии в отношениях между полами в языке, формируя стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям "мужское" и "женское". Ограничительная функция гендерных технологий проявляется в создании и репрезентации определенных, патриархатных по содержанию гендерных образов мужчин и женщин с целью закодировать их как гендерные стереотипы и добиться их усвоения в процессе социализации, что ведет к подавлению индивидуальных особенностей личности.

Семья и референтная группа как институты первичной социализации оказывают мощнейщее воздействие на процесс усвоения гендерного дисплея, причем и мальчики, и девочки испытывают определенные затруднения в освоении ролевых моделей. Современные девочки имеют вполне конкретный гендерный "контракт работающей матери" как образец поведения, но большинство из них не испытывают желания ему следовать, так как его минусы очевидны: двойная нагрузка на работе и дома, минимум возможностей продвинуться по служебной лестнице и т.п. Поэтому в последнее время они усиленно расширяют сферу своей реализации и спектр ролевых моделей.

Трудности мальчиков более серьезны как из-за недостатка моделей поведения взрослых мужчин вследствие кризиса роли отца, ярким примером которого является "контракт отца без детей", и конкретных примеров для подражания, так и из-за отсутствия необходимых для проявления мужских черт условий. Такое положение приводит к серьезным последствиям: мальчики либо становятся пассивными, либо приобретают преувеличенно грубоватые представления о мужественности и скептическое отношение к женственности.

Своеобразный компромисс между традиционной полоролевой сегрегацией и современными требованиями автономии, эмансипации, профессиональной и иной самореализации в таких институтах, как "родительство" и "супружество" является результатом противоречивой смеси различных идеологий, где представления о равенстве полов уживаются с патриархальными стереотипами, характерной для значительной части населения.

В сферах экономики и политики гендерная асимметрия оказалась наиболее ярко выраженной. В обществе существуют как явные, так и скрытые формы дискриминации по признаку пола, которые проявляются в преимущественно женской безработице при высоком уровне образования и квалификации женщин, в принижении роли и значимости домохозяйки в процессе воспроизводства новых поколений людей, в трудностях при приеме на работу и в доступе женщинам руководящих должностей, более низкой по сравнению с мужчинами оплате труда, особенно в частном секторе.

Кроме того, включенность женщин в политический процесс характеризуется как низкая и не силовая, что рельефно проявляется в их электоральном поведении. Наконец, отсутствие полноценной государственной политики относительно женщин ведет к углублению их кризисного положения. Несмотря на то, что большинство рассматривает эти проблемы как чисто женские, давно пора признать, что это больные вопросы нашей общей -мужской и женской - нелегкой жизни и истории.

Мужчины оказываются в не менее сложном положении из-за кризиса традиционной роли кормильца семьи и ее главы как вследствие увеличения активности женщин на профессиональном поприще и, соответственно, большей самостоятельности и независимости, так и, в случае сохранения патриархального уклада в семье, из-за трудностей выполнения этой роли в условиях общего спада в экономике.

Четко выделяются несколько направлений развития гендерной системы в современной России: наблюдается значительное распространение традиционных представлений о мужчине и женщине, причем рост патриархальных настроений достаточно интенсивен, особенно в слоях с высокими доходами и в сельской местности; одновременно отмечается некоторое снижение жесткости полоролевых стандартов и увеличение вариативности моделей поведения как для женщин, так и для мужчин практически во всех институтах социализации; резко выросла активность девушек и женщин в получении образования и стремлении сделать карьеру; выявлена пока незначительная тенденция в переориентации мужчин на семью; мужская социализация сопровождается значительными трудностями в связи с нарушением традиционного баланса ролей.

Безусловно, результаты анализа определяются особенностями выборки (население крупных городов России) и не учитывают специфику регионов, а также влияние этнических и религиозных аспектов, что является предметом дальнейших исследований.

И полоролевые стереотипы как система правил поведения в обществе по признаку пола, и гендер как социальный конструкт являются неотъемлемой составляющей социализации и выполняют на данном этапе развития общества одну синтетическую функцию - функцию ограничения ролевого дисплея, задавая стандарты образа жизни, таким образом ограничивая развитие, самоактуализацию и самореализацию человека как личности, приводя к внутри- и межличностным конфликтам. Социализация будет более успешной, а индивид - более адаптированным, если учитывать не только стереотипные требования к мужчинам и женщинам, но и индивидуально-психологические особенности, способности и склонности личности. В современном обществе все труднее провести границу между биологической предопределенностью пола и его социальным моделированием. Разнообразность социальных условий и современные требования ведут к расширению вариативности гендерных конструктов.

Таким образом, гендерная социализация в российском дискурсе на современном этапе характеризуется сложностью и противоречивостью. Очевидно, что "мужские" и "женские" культуры - ранее традиционно четко деленные – сближаются и перемешиваются. Поэтому границы стереотипных мужских и женских ролей постепенно разрушаются, теряют жесткость и определенность, что создает дополнительные трудности в социализации. Представляется весьма вероятной дальнейшая трансформация взглядов относительно мужских и женских ролей в сторону их эгалитаризации, хотя, судя по невысоким темпам развития демократии, феминистская идеология в ее наиболее рациональных и гуманных проявлениях вряд ли найдет легкие пути к массовому общественному сознанию.

Однако имеющаяся информация по проблемам гендерной социализации в России недостаточна для глубокого и системного анализа конструирования современного/ых гендера/ов. Достаточно перечислить лишь несколько вопросов, требующих более пристального внимания:
определение типов семейных отношений, которые существуют на данном этапе, и связанных с ними проявлений гендерной социализации; исследование того, насколько разные типы социализации, социальные условия и обусловленное гендерами поведение распространены в различных социальных слоях и регионах России, с учетом этнической, поселенческой и профессионально-образовательной структуры;

изучение варьирования поведения мужчин и женщин на разных этапах жизни и в различных гендерно-обусловленных ситуациях; влияние исторических событий и явлений, оказавшихся важными в формировании способов социализации, гендерных ролей и стереотипов (влияние православия и других религий, последствия двух мировых войн, политических репрессий, культурного, политического и социального кризиса);

влияние развития технологий на распределение половых ролей и т.д. Поэтому эвристический потенциал гендерных исследований чрезвычайно высок и обещает богатство концептуальных подходов и решений.

Еще не полностью осмыслены гносеологические истоки социокультурных концепций взаимодействия полов. Необходимо подчеркнуть, что на российской почве практически не возникало радикальных научных идей, которые принижали бы "женское", и даже западные теории такого рода не получили значительной поддержки.

В анализе социальных проблем пола достаточно продуктивен и биопсихосоциальный подход, причем речь идет не о линейном биодетерминизме половых ролей, а о сложном взаимовлиянии, в том числе и социального на биологическое. Таким образом, оценка роли биологического и социального в развитии человека далека от однозначных выводов.Учитывая трудности в социализации, неудивительно, что так непросто протекает процесс освоения молодыми россиянами, как мужчинами, так и женщинами, новой парадигмы ментальности. Отступление от нормативов, закрепленных в культуре, приводит к противостоянию не только самих полов, но и социума, и индивидуума как внешне, так и на глубинном психологическом уровне сознания.

Современный мир потрясает множество кризисов: экономических, социальных, политических... Все они - лишь проекция более глобального кризиса, а именно - кризиса сознания. И, возможно, возросший ныне интерес к гендерным исследованиям свидетельствует о том, что они могли бы сыграть не последнюю роль в выходе из социокультурного тупика.

<< предыдущая страница