microbik.ru
  1 2 3 ... 16 17

Этикет (etuquette) - французское слово, означающее манеру, способ вести себя в обществе. Этикет – это внешняя форма этического, его конкретное выражение. Этика занимается тем, как быть (или стать) добродетельным; этикет же, скорее, есть руководство к тому, как выглядеть добродетельным и соответствующим ситуации. Это та «одежка», по которой «встречают» человека; и она зачастую просто необходима и очень важна; однако при этом, конечно, никогда не стоит забывать то, по чему «провожают» человека, – «ум», его, человека, внутренние, качества, его непосредственно этическое измерение.

Современные исследователи жизни общества и историки утверждают, что родиной этикета является Италия XIV в., которая не только отличалась от варварской Англии, Германии и даже Франции уважением к силе, богатству и родовитости, но также полагала обязательным наличие у богатых и знатных людей приятных манер, любезного обхождения, умения вести себя в обществе. Более того, весьма желательным считалась также образованность - и это тогда, когда, например, Франция не уважала представителей наук, презирала ученых, считала их занятия бессмысленными. Исторически этикет возник, прежде всего, во дворцах, поэтому и был назван дворцовым или государственным Естественным образом нормы поведения государей при встречах, развиваясь, дали жизнь дипломатическому этикету, поскольку дипломаты при переговорах выражали государственную точку зрения.

Одновременно развивался воинский этикет, поддерживающий стройность и строгость правил поведения в армии, без которого порядок просто был бы невозможен. Появились и другие виды этикета - светский, иногда сейчас называемый общегражданским. Самый "молодой" из них - деловой этикет.

Требования этикета, в том числе и делового, не носят абсолютного характера, они меняются с течением времени, под влиянием факторов, о которых упоминалось ранее. Современный деловой человек следует этим неписаным нормам поведения. Можно рекомендовать ему не просто слепо и безоговорочно исполнять требования делового этикета, но постараться понять их внутренний смысл и содержание, которое и делает их необходимыми в деловом общении.

Манеры отражают внутреннюю культуру человека, его истинное отношение к морали, его понимание моральных требований, а также - осмелимся сказать - его интеллект.

Деловой этикет - важная составляющая деловых отношений, базирующаяся на многовековой мудрости, определяющей представления о духовных ценностях (справедливости, честности, верности слову и ценностях материальных - организованности, высоком дизайнерском уровне). Можно сказать, что деловой этикет - это внешнее выражение внутренней моральности и культуры человека.

Деловой этикет базируется на следующих принципах:

1. Здравый смысл: нормы делового этикета не должны противоречить здравому смыслу, а здравый смысл подсказывает, что деловой этикет в целом направлен на поддержание порядка, организованности, экономию времени и другие разумные цели. Нормы этикета, нарушающие деловые взаимоотношения, устоявшиеся правила общения, здравым смыслом поддерживаемы быть не могут.

2. Свобода: имеется в виду то, что правила и нормы делового этикета, хотя и существуют и весьма ревностно исполняются, тем не менее, не должны препятствовать свободному волеизъявлению каждого делового партнера, свободе выбора партнеров по бизнесу, свободе подбора методов и способов исполнения договоренностей между сторонами.

Свобода предполагает также терпимое отношение к проявлению национальных особенностей, культурных национальных традиций, лояльность к свободно проявляемой точке зрения, к различным деловым позициям. Однако такой принцип делового этикета, как свобода, ограничен:

здравым смыслом;
климатическими условиями;
традициями;
национальными особенностями;
политическим режимом и др.

3. Этичность: весь комплекс норм, стандартов, требований, рекомендаций, составляющий деловой этикет, самой своей сутью и содержанием просто обязан быть этичным, моральным, т.е. деловой этикет целиком и полностью ориентирован на добро. Но как трактовать эту главную категорию морали, другими слова ми, что считать добром и что считать злом, в сфере бизнеса - вопрос сложный и неоднозначный. Все содержание данной области знаний, а также учебной дисциплины "Деловой этикет" имеет своей главной целью "окружить" бизнес множеством "этических фильтров", оставляющих аморальное поведение и поступки людей за рамками сферы деловых отношений.

4. Удобство: нормы делового этикета - не путы, не оковы, не кандалы на руках и ногах партнеров по бизнесу, они не должны сковывать деловых людей, мешая тем самым деловым отношениям и тормозя развитие экономики. Удобным для делового человека должно быть все - от планировки служебного помещения до размещения оборудования в нем, от деловой одежды до правил проведения презентации и требований, предъявляемых к деловым переговорам, причем эти удобства должны быть обеспечены в равной степени для всех участников деловых отношений.

5. Целесообразность: суть этого принципа в том, что каждое предписание делового этикета должно служить определенным целям. Виды деловых отношений - презентация, деловая беседа, ведение переговоров и т.п. - имеют разнообразные цели, и каждый аспект делового этикета должен им соответствовать.

6. Экономичность: этика деловых отношений не должна обходиться слишком дорого; высокая "стоимость" моральности в делах сама по себе не этична, поскольку представляет собой вычет либо из прибыли организации, либо из доходов отдельного сотрудника. Разумная стоимость - вот то соображение, которым следует руководствоваться протокольному отделу организации.

7. Консерватизм: этот принцип является само собой разумеющимся, так как корни делового этикета - в этикете государственном, имеющем многовековую историю, в этикете воинском, (столь же почтенного возраста), в светском (общегражданском) этикете, который хотя и не столь давно существует, однако его концепции завоевали прочное место в жизни общества и стали классическими.

Консерватизм во внешнем облике делового человека, в его манерах, склонностях, приверженности к тем или иным традициям невольно вызывает ассоциации чего-то незыблемого, прочного, надежного; а надежный партнер в делах - предел желаний для каждого делового человека. Можно понять многих российских бизнесменов, поспешивших, как только Россия вошла в мировую систему рыночных отношений, принять внешний облик дореволюционных финансистов, банкиров, купцов - борода, усы, неспешные движения, старинные речевые обороты и т.п. Надежность, фундаментальность, стабильность - весьма привлекательные в деловом мире черты (и не только в деловом!), и они имеют содержательную связь с консерватизмом.

8. Непринужденность: нормы делового этикета должны быть таковы, чтобы соблюдение их не превращалось в нечто навязываемое, отторгаемое психологически; они естественны, исполняемы с легкостью и без напряжения. (Внимание! Не путайте непринужденность с бесцеремонностью, расхлябанностью, невниманием к окружающим, невоспитанностью!)

9.Универсализм: это значит, что следует стараться, чтобы каждая рекомендация или норма делового этикета была направлена на многие стороны деловых взаимоотношений.

10. Эффективность: суть этого принципа в том, что стандарты деловых отношений должны способствовать сокращению сроков исполнения договоров, заключению большего числа договоров, уменьшению количества конфликтов в коллективе и т.д.

В конечном счете, использование деловой этики является экономически выгодным.
1.2 Этика общения в деловой сфере
Общение является видом жизнедеятельности людей, направленным на установление отношений, взаимодействие и образование социальных групп и сообществ. Оно реализуется как энергоинформационный обмен между отдельными личностями, независимо от того, являются ли они представителями какой-либо социальной общности или нет, главным образом, в форме информационных потоков.


Работать с людьми легко.
Трудно работать с живыми людьми.


Александр Кулич



Общение реализуется как совокупность сигналов, направленных на усвоение органами ощущений и сигналов прямого или непосредственного энергоинформационного воздействия на психосферу и энергосферу человека. При общении необходимо уметь различать его цели. В качестве целей могут выступать: установление взаимопонимания, расширение информационного обмена, управление поведением и сознанием, введение в истинную ситуацию, введение в заблуждение, разрушение взаимопонимания.

Для достижения целей общения ставятся и решаются задачи:

  • вступление в информационный контакт; установление каналов, методов и способов трансляции информационных сигналов и сообщений; установления и использования языка общения или знаковой системы;

  • осуществление передачи и приема информации; создание, хранение, обработка, извлечение информации, в том числе ее шифровка и расшифровка; использование информации.





Какой смысл лгать,
если того же результата можно добиться,
тщательно дозируя правду?


У. Форстер
Деловое общение как вид коммуникативности должно обладать, информативностью, адекватностью восприятия сигналов как вербальных, так и невербальных, благоприятностью протекания хода взаимодействия и обмена информационными потоками, эффективностью. Общение как энергоинформационный процесс может осуществляться как воздействие или взаимодействие и адресоваться как рассудку, так и внерассудочным сферам сознания, в частности подсознанию.

Все виды и формы общения образуют информационные потоки и могут подвергаться регулированию правового, нормативно-правового и нормативного характера. С точки зрения энергоинформационного благополучия общение должно быть направлено на обеспечение психического, духовного, а через это и физического здоровья, а также достижения комфорта в общении. Объем информационных потоков общения должен сообразовываться с реальными возможностями индивида участвовать в информационных процессах общения В качестве информационных потоков, используемых при общении, рассматривают:

- вербальные (текстовые), визуальные (зрительные), аудиальные (звуковые), тактильные (осязательные)
- невербальные, в том числе: образные, в том числе виртуальные; знаковые кинестетические (мимика, позы, жесты, поступки); средовые (тепловые, запахи, световые, цветовые); энергоинформационные.

Информационные потоки в общении формируются сигналами, определенной конструкции – знаками. Знак представляет собой образный символ, содержащий единичный смысл.

Граф Платов любил пить с Блюхером. Шампанского Платов не любил, но был пристрастен к цимлянскому, которого имел порядочный запас. Бывало, сидят да молчат, да и налижутся. Блюхер в беспамятстве спустится под стол, а адъютанты его поднимут и отнесут в экипаж. Платов, оставшись один, всегда жалел о нем:
— Люблю Блюхера, славный, приятный человек, одно в нем плохо: не выдерживает.
— Но, ваше сиятельство, — заметил однажды Николай Федорович Смирной, его адъютант или переводчик, — Блюхер не знает по-русски, а вы по-немецки; вы друг друга не понимаете, какое вы находите удовольствие в знакомстве с ним?
— Э! Как будто надо разговоры; я и без разговоров знаю его душу; он потому и приятен, что сердечный человек.



Знаковые совокупности, являющиеся простым связным набором знаков близкой модальности, являются знаковыми системами общения. Эти системы формируют простые смысловые сообщения – команды, которые могут реализовываться реципиентом (человеком который их воспринимает) как на рассудочном, так и подсознательном уровнях психосферы. Знаковые системы в общении образуют первичные базы информационных потоков. Знаковые системы, связанные дисциплинами их применения и способные образовывать сложные системные смысловые или командные, в том числе программирующие жизнедеятельность, комплексы, образуют языки общения.





Обидеть человека можно, ничего плохого ему не сделав, только повысив голос, можно обидеть человека и не только словом, тоном, криком, интонацией, но и молчанием: молчание бывает так же выразительно, как и интонация.
Обмен информацией может производиться в форме устной речи; письменной речи (текстов); знаковых текстов (пиктограмм); музыки; произведений изобразительного и иных жанров искусства; скрытых энергоинформационных сигналов и сообщений;жестов и поступков; комплексов указанных факторов. При этом сообщения, направленные на непосредственную передачу информации, считаются просто информационными продуктами, обладающими утилитарной информационной функцией, а информационные продукты, утратившие утилитарную функцию или содержащие дополнительную информацию, адресованную, как правило, чувственной сфере – художественными произведениями.

Информационный обмен является энергоинформационным взаимодействием и может осуществляться, непосредственно, через средства связи, через компьютерные системы, через информационные продукты и произведения, в том числе художественные, с применением средств усиления информационных сигналов.

Посредством общения могут устанавливаться устойчивые виды коммуникативных состояний - отношения. В зависимости от состава субъектов общения отношения могут быть: личностными (отношения личности к самой себе и окружающему миру), межличностными, групповыми (внутригрупповыми), межгрупповыми, этническими, международными, экосистемными. Деловые отношения строятся в соответствии с системой, регулирующей конкретный ход делового оборота.

Информационное взаимодействие персоны (лица, индивидуума) с самим собой (в форме сообщений, не предназначенных иному лицу или группе лиц, в том числе являющихся личной тайной) является личностным общением, с другими персонами (лицами) или группами - межличностным общением, если эта персона выступает как физическое лицо,не представляющее в данном взаимодействии какую-либо группу или организацию, как ее член или официальный представитель.

Информационные взаимодействие представителей каких-либо социальных групп, сообществ, организаций в качестве их официальных членов или неформальных представителей, но руководствующихся правилами и принципами общения таких объединений, следует считать групповым общением в пределах своей организации, и межгрупповым, если в общение вовлечены представители различных организаций.

Информативность общения определяется степенью оптимальности (необходимости и достаточности), полноты, своевременностью, оперативностью транслируемых смысловых сообщений, а также отсутствием информационных помех – сигнальных и смысловых «вирусов».






Синее море, голубое небо, белеет пароход. Капитан в белом, нарядные пассажиры. Вдруг под бортом всплывает ком грязи в тине и с перископом. Со скрежетом открывается люк и высовывается грязная рожа в солидоле, в рваном тельнике и кричит капитану:
- Кэп, где здесь Бермуды?
- Сейчас посмотрю в карту, милейший.
Уходит в каюту, через пару минут возвращается и отвечает:
- Искомые Вами острова, уважаемый коллега, находятся на 650 северной широты и 350 30’ западной долготы. Курс NW тень W (норд- вест тень вест).
- Не выпендривайся, пальцем покажи куда идти!



По механизму взаимодействия и общения отношения могут быть равноправными и неравноправными. Степень равноправности устанавливается исходя из социального статуса и социальной роли, занимаемых участниками общения. Требования, вытекающие из статуса и роли, основываются на правовых нормах, вытекающих из содержания действующего законодательства, принятых в соответствии с ним нормативных правовых документов и этнокультурных обычаев общества и формирующих его социальных групп. Неравноправность в общении реализуется в форме приоритетных прав общения. К таким правам относятся:

  • приоритет прохода (проезда) и движения;

  • приоритет обращения к партнеру по общению;

  • право занятия удобного места;

  • право быть приветствуемым и приоритет рукопожатия;

  • право давать и прекращать аудиенцию другим лицам;

  • приоритет первоочередного обслуживания;

  • приоритет высказывания и выбора формы общения.

Соблюдение общающимися приоритетных прав является проявлением вежливости.

В случаях, когда правила приоритетного общения не применимы или не применяются, следует всегда считать женщину обладающей таким правом по отношению к мужчине. Исключение составляют случаи:

  • когда мужчина существенно старше женщины;

  • когда женщина является откровенной феминисткой и не готова принять такое право;

  • в играх, где условия не допускают неравенство участников в возможностях их поведения.

Мужчины и женщины могут образовывать устойчивые группы, обладающие приоритетным правом общения, по отношению к другим лицам, называемые системой «кавалер-дама» в случаях:

  • когда они являются семейной парой или женихом-невестой;

  • когда они являются членами одной гостевой делегации или компании;

  • когда одно из этих лиц пригласило с собой другое лицо, в том числе и на танец;

  • когда они состоят в субординационных отношениях.


<< предыдущая страница   следующая страница >>