microbik.ru
1




Глава 17. Денежное обращение, финансы и кредит

в плановой экономике

§ 1. Денежное обращение и кассовый план

До этого момента мы изучали плановую экономику, лишь предполагая, что в ней имеются деньги. Теперь же денежный сектор становится непосредственным предметом нашего рассмотрения.

Вы помните, что исходная функция денег — измерять стоимость. Стоимость же выступает в двух основных формах — ценовой и объемной. В условиях капитализма доминирует ценовая форма, в условиях плана — объемная. Следовательно, в условиях плана основная задача денег — служить измерению объема.

Исторически, как отмечалось в предшествующих главах, товарные деньги формировались в ходе осуществления бесчисленных товарных сделок. Плановые же деньги явились результатом дезагрегирования объема в номенклатуру и агрегирования номенклатуры в объем. Все сказанное привело нас в свое время к выводу (глава 7), что деньги в плановой экономике имеют совершенно иную природу, нежели в рыночной. В плановой экономике деньги являются плановыми квитанциями, отражающими переход объема в номенклатуру обратно.

На индустриальной стадии, которую мы и рассматриваем, объем приобрел законченную денежную форму, соответственно, деньги получают максимальное развитие, которое возможно в плановом хозяйстве.

В рыночном хозяйстве, где торговая сделка является универсальным средством решения всех экономических проблем, деньги выступают столь же универсальным средством осуществления торговых сделок. Если у тебя есть деньги, то в рыночной экономике ты можешь купить все.

В плановом хозяйстве, где торговые сделки носят очень ограниченный и в большинстве случаев формальный характер, деньги предназначены для обслуживания номенклатурно-объемного механизма. Отсюда, свободное хождение денежных единиц ограничено. Деньги оказываются привязанными к определенным агрегированным номенклатурным позициям плана. Первое и самое важное ограничение — это изоляция друг от друга налично-денежного и безналичного оборота денег. Наличные деньги обслуживают только номенклатуру товаров народного потребления и рабочую силу. Безналичный денежный оборот — номенклатуру средств производства.

Однако и внутри наличного и безналичного оборотов деньги оказываются «мечеными». Такого рода «метками» внутри налично-денежного оборота являются различного рода карточки, магазины и столовые спецобслуживания. Допустим, вы получили заработную плату в виде определенной суммы наличных денег и к этой заработной плате карточки, устанавливающие максимально допустимые нормы покупки хлеба, масла, мяса и т. д.

Это будет означать, что сумма наличных денег у вас в кармане незримо помечена. Заведомо понятно, что такая-то часть наличности предназначена для оплаты хлеба, такая-то для оплаты мяса.

Безналичные деньги разделены на деньги для текущего приобретения материалов и топлива и деньги для осуществления капиталовложений. Причем и эти безналичные деньги тоже помечены фондами на приобретение тех или иных видов средств производства.

Казалось бы, в условиях совершенного плана реальный оборот денег вообще не нужен. Нужны лишь идеальные деньги для агрегирования качественно разнородной номенклатуры. И действительно, в примитивных плановых обществах деньги отсутствовали. Однако в индустриальной плановой экономике совсем без денег не обойтись. Если бы вам вместо денежной зарплаты выдали набор карточек, то в них должна была бы содержаться полная регламентация вашего потребления, вплоть до вашего посещения выставок и поездок в отпуск. Такой абсолютной регламентации ни один центр добиться не может, поэтому удовлетворение жизненно важных потребностей периодически регулируется, а остаток денежной заработной платы вы можете тратить по своему усмотрению, значит, налично-денежный оборот нужен.

В сфере безналичного денежного оборота та же ситуация. Допустим, вы имеете фонд на приобретение стали в таком-то количестве. Однако в рамках этого фонда предприятие может приобретать стали разных марок по разной цене, приобретать их в разное время в разном количестве. Все эти конкретные передвижения стали от поставщика к потребителю учитываются для центра посредством безналичных платежей.

Поэтому реальный денежный оборот, как наличный, так и безналичный, отражает неспособность центра полностью регламентировать все движение номенклатуры. Следовательно, оказывается производным от дефицита, ибо дефицит проистекает из неполного номенклатурного контроля.

Связь дефицита и денежного обращения в плановом хозяйстве хорошо заметна, если сравнить роль денег при капитализме и в условиях плана. При капитализме всегда есть избыточное предложение. Оно избыточно по отношению к денежным средствам, имеющимся у потребителя. Купить товар не проблема, проблема заиметь соответствующую сумму денег.

В плановом хозяйстве наблюдается избыточное количество денег на руках у потребителя и недостаточное по отношению к этим деньгам предложение продуктов. Проблема всегда не в деньгах, а в отсутствии необходимых продуктов. Как пишет Я. Корнаи: «в процессе многоструктурного регулирования и принятия решений выбор производственных инвестиционных программ, подлежащих реализации, делается независимо от имеющихся в наличии денежных средств. Намеченные программы, в свою очередь, формируют определенный денежный спрос. Денежное предложение пассивно приспосабливается к денежному спросу сферы предприятий и учреждений»1.

Денежное обращение в плановой экономике, соответственно, идет по плану. Налично-денежный оборот регулируется кассовым планом. Кассовый план проходит обычный цикл, состоящий из трех обычных фаз.

Безличный денежный оборот регулируется финансовым и кредитными планами, которые тоже осуществляют свои циклы. Кроме регулирования денежного обращения, финансовый и кредитные планы выполняют присущие им финансовые и кредитные функции.

Кассовый, финансовый и кредитные планы, взаимодействуя, образуют монетарный сектор плановой экономики.

Кассовый план разрабатывается Центральным банком плановой хозяйственной системы, на основе баланса финансовых доходов и расходов населения. Доходы населения определяют расходную часть кассового плана, расходы — доходную. Если доходная часть кассового плана меньше расходной, Центральный банк принимает решение об эмиссии. Если наоборот — наличные деньги изымаются из оборота.

Конкретная сумма необходимых наличных денег определяется банком на основе данных о запланированном фонде заработной платы на текущий период, представленных конкретным исполнителем. Банк проверяет эти данные, сверяя их со сведениями, поступившими из центра. Эти данные и являются основанием для определения плановой потребности в наличных деньгах.

Доходная часть определяется, исходя из планов предприятий, продающих населению товары и услуги. В плановой экономике все торгующие организации обязаны хранить свою наличность в местных отделениях Центрального банка. Соответственно, планируемая ими выручка есть одновременно денежная наличность, которая будет поступать в банковскую систему.

Остается только сбалансировать для текущего периода потребность в наличности для выплат заработной платы и поступления наличности от предприятий, продающих товары и оказывающих услуги. Нехватка наличности будет покрыта запланированной эмиссией, избыток подлежит плановому изъятию.

В процессе выполнения кассового плана исполнители изымают средства на заработную плату, а банк следит, чтобы изъятия соответствовали плану. Исполнители, получающие наличную выручку, регулярно сдают ее в банк. В процессе отчета о выполнении кассового плана исполнители отчитываются перед банком о расходовании и приходовании находившихся в их распоряжении наличных денег.

Кассовый план связан с кредитным, о котором подробно речь будет идти в § 3. Если исполнителю не хватает запланированной наличности для выплаты заработной платы, он может взять наличность в кредит в том же государственном банке. Процент по кредиту никогда не будет служить препятствием, так как он фиксированный и низкий. Если превышение фонда заработной платы против запланированного будет признано центром правомерным, то кредит под заработную плату будет вообще списан. То есть, денежная система пассивно приспособится к динамике плана производства.

В свою очередь, деньги, полученные населением в виде зарплаты, могут частично сберегаться и помещаться в банк. Эти сбережения будут учтены в кредитном плане и использованы как кредитные ресурсы. Однако по сбережениям выплачивается фиксированный, низкий процент, который никак не стимулирует их рост. Сбережения населения определяются а) общим объемом заработной платы; б) удельным весом предметов длительного пользования в структуре потребления; в) уровнем дефицита на товары народного потребления.
§ 2. Финансовый план

Система финансовых отношений охватывает отношения по поводу образования и расходования денежных фондов на основе безвозвратности бесплатности и бессрочности. То есть, если некий субъект вносит свои средства в денежный фонд, то они ему не возмещаются, не возвращаются через какое-то время и он не получает по ним процента. То же относится и к расходованию денежных средств из некоего фонда.

В плановом хозяйстве денежные фонды образуются по плану. Финансовый план выполняет троякую функцию. Во-первых, он регулирует сферу безналичного денежного оборота, во-вторых, — собственно финансовые отношения, в-третьих, влияет на кредитный план.

Разработка финансового плана начинается с составления сводного финансового баланса, ниже приведена его укрупненная схема.

В сводном финансовом балансе учитываются все денежные доходы и расходы плановой хозяйственной системы. Однако сводный финансовый баланс еще не финансовый план. Основным финансовым планом центра является государственный бюджет.

Государственный бюджет разрабатывается и утверждается одновременно с другими разделами государственного плана. Он охватывает примерно 80 % средств, отраженных в сводном финансовом балансе. Остальные 20 % — финансовые ресурсы, которые остаются в распоряжении исполнителей и входят в их финансовые планы. В распоряжении исполнителей остаются часть прибыли, амортизация.

Обратите внимание в схеме 17.1. на пункт 6 расходной части «Прирост оборотных средств». Эта статья расходов имеет прямое отношение к безналичному денежному обороту. Мы помним, что исполнитель плана (например, промышленное предприятие) покупает факторы производства и продает готовую продукцию другим предприятиям в порядке безналичных расчетов.

Укрупненная схема сводного финансового баланса


Расходы (направление использования финансовых ресурсов)


  1. Капитальные вложения

  2. Геологоразведочные работы

  3. Формирование основного стада рабочего и продуктивного скота

  4. Приобретение оборудования и инвентаря бюджетными организациями и расходы на благоустройство городов

  5. Капитальный ремонт

  6. Прирост оборотных средств

  7. Увеличение государственных резервов

  8. Расходы на социально-культурные мероприятия (без капитальных вложений и капитального ремонта)

  9. Отчисления от прибыли в поощрительные фонды

  10. Расходы на оборону

  11. Расходы на государственное управление

  12. Резервные фонды по бюджету

  13. Увеличение кредитных ресурсов банков

  14. Прочие расходы

  15. Превышение доходов над расходами (+), недостаток финансовых ресурсов (–)

Баланс

Доходы (финансовые ресурсы)


  1. Накопления государственных предприятий и организаций, в том числе прибыль и налог с оборота

  2. Средства государственного социалистического страхования

  3. Доходы от внешней торговли

  4. Амортизационные отчисления

  5. Подоходный налог с кооперации и колхозов

  6. Поступления средств от населения: налоги, прирост вкладов в сберкассах и др.

  7. Прочие поступления

  8. Всего финансовых ресурсов


Баланс



Схема 17.1. Свободный финансовый баланс
В сводном финансовом балансе учитываются все денежные доходы и расходы плановой хозяйственной системы. Однако сводный финансовый баланс еще не финансовый план. Основным финансовым планом центра является государственный бюджет.

Государственный бюджет разрабатывается и утверждается одновременно с другими разделами государственного плана. Он охватывает примерно 80 % средств, отраженных в сводном финансовом балансе. Остальные 20 % — финансовые ресурсы, которые остаются в распоряжении исполнителей и входят в их финансовые планы. В распоряжении исполнителей остаются часть прибыли, амортизация.

Обратите внимание в схеме 17.1 на пункт 6 расходной части «Прирост оборотных средств». Эта статья расходов имеет прямое отношение к безналичному денежному обороту. Мы помним, что исполнитель плана (например, промышленное предприятие) покупает факторы производства и продает готовую продукцию другим предприятиям в порядке безналичных расчетов.

Допустим, что построено совершенно новое предприятие. Исходя из составленных и утвержденных производственных планов этого предприятия, ему рассчитывается сумма наличных денег необходимая для покупки сырья, материалов и топлива. Эти деньги поступают из государственного бюджета и закрепляются за предприятием. Затем, производя и реализуя готовую продукцию, предприятие получает безналичную выручку и восполняет запас оборотных средств в соответствии с установленным нормативом.

Таким образом, эти безналичные денежные средства перечислены предприятию безвозмездно, бессрочно и бесплатно, и они начинают участвовать в общем безналичном денежном обороте.

Если предприятию по каким-либо причинам не хватает оборотных средств (допустим, закупки дополнительного сырья), оно берет кредит в банке, о чем мы поговорим позже. Однако если центр принимает увеличение расходов предприятия, то предприятию увеличивают норматив оборотных средств, и из бюджета ему приходит дополнительная сумма в вечное пользование. Таким образом, финансовый план лежит в основе безналичного денежного оборота.

Однако кроме регулирования безналичного денежного оборота финансовый план выполняет собственно финансовую функцию — образовывать и расходовать денежные фонды (запасы денег) в соответствии с движением плановых объемов. Допустим, имеется план капиталовложений, где сбалансированы их источники и направления использования. Финансовый план дополняет план капиталовложений тем, что регулирует накопление и расходование денежных средств в соответствии с планом капиталовложений.

Специфика финансового плана состоит в том, что, в отличие от других планов, финансовый план центра и финансовый план исполнителя — разные планы, правда пересекающиеся между собой. План центра — это государственный бюджет, в который по определению не входит часть прибыли исполнителя, его амортизационный фонд. Финансовый план исполнителя — это не часть государственного бюджета, а план формирования и расходования остающейся у него доли прибыли и амортизации.

Пересекаются государственный бюджет и финансовый план исполнителя, как в доходной, так и в расходной частях.

Центр, планируя доходы государственного бюджета, должен отталкиваться от размеров прибыли и других финансовых показателей исполнителя. Ведь именно общий плановый размер прибыли исполнителя является основой бюджетных изъятий.

Расходная часть государственного бюджета также должна согласовываться с расходами исполнителя. Если он может жить в режиме самофинансирования, из бюджета ему ничего не положено. Если его плановые расходы превышают плановые доходы, в расходной части бюджета должны быть запланированы соответствующие дотации.

Мы уже знаем, что в плановой экономике объем затрат исполнителя совсем не обязательно покрывается объемом результата. Это покрытие и превышение результата над затратами должно осуществляться в рамках всей хозяйственной системы. В денежной сфере это предполагает постоянное и массированное перераспределение средств через государственный бюджет. Поэтому бюджет в плановой экономике оказывается гораздо большим, чем в рыночной. Через бюджет перераспределяется существенная часть национального дохода.

Когда государственный бюджет проходит фазу формирования и утверждения, он как правило бездефицитный, то есть сумма доходов и сумма расходов сбалансированы.

Однако в процессе исполнения бюджета расходы могут превысить доходы. Из бюджета финансируются львиная доля капиталовложений, вся оборона и существенная доля расходов на НИОКР. Все соответствующие заявители на стадии планирования своих программ занизили стартовые суммы расходов на их реализацию. Когда выполнение оборонных, строительных или научных программ началось, они оказываются дороже, чем планировалось. Отсюда, у лиц, ответственных за выполнение соответствующих программ, возникают финансовые трудности. Специфика плановой экономики состоит в том, что если трудовых или материальных ресурсов можно и не найти, то деньги найдутся всегда.

Основные способы решения финансовых проблем следующие:

а) Перегруппировка расходов во времени. Если возникает необходимость, деньги, которые предусматривалось истратить позже, могут быть израсходованы раньше.

б) Инвестор может просить у центра скорректировать первоначальную сумму финансирования в сторону увеличения. Подобные просьбы почти всегда удовлетворяются.

в) Инвестор может задержать платежи и задолжать предприятию, предоставляющему ресурсы для программы.

г) Инвестор может взять кредит с тем, чтобы убедить в дальнейшем центр списать этот кредит за счет бюджета.

В результате подобных действий фактически бюджет может быть и дефицитным. В этом случае центр сам себе предоставляет кредит. То есть государственный банк выдает кредит министерству финансов.

Понятно, что чем сильнее номенклатурный контроль, тем в большей степени фактический бюджет совпадает с плановым. Чем сильнее дефицит, тем сильнее и тенденция к образованию дефицита фактического бюджета.

Однако и в этом и в другом случае остается верным одно — в плановой экономике деньги не являются эффективным ограничением для осуществления хозяйственной деятельности. Финансовая сфера пассивно приспосабливается к динамике реального сектора.
§ 3. Кредитный план

Третьим элементом монетарного сектора плановой экономики является кредит, который, естественно принял форму кредитного плана. Кредитный план разрабатывается для разных периодов, но основной период — квартал. Ниже приведена упрощенная схема кредитного плана (схема 17.2). Кредитный план, как и любой другой разрабатывается и утверждается, выполняется, затем осуществляется отчет о выполнении.

Мы видим, что в кредитном плане, так же как и в финансовом, балансируются ресурсы и направления их расходования. Однако, чтобы сбалансировать обе части кредитного плана, надо сначала определить, как объем ресурсов, так и объем кредитования.

Планирование кредитных ресурсов осуществляет сам государственный банк. Если государственному банку нужны дополнительные сведения по отдельным статьям, он может привлечь свои периферийные подразделения.

План

Государственного банка СССР по краткосрочному

кредитованию народного хозяйства

Ресурсы

Фонды (уставный, резервный и др.) и прибыль банка

Средства государственного бюджета:

союзного бюджета по исполнению за прошлые годы

союзного бюджета по исполнению за текущий год

республиканских бюджетов

местных бюджетов

Итого средств государственного бюджета

Средства хозяйства:

на расчетных счетах предприятий и организаций

на расчетных счетах колхозов

на специальных счетах заказчиков в Госбанке СССР для кредитования незавершенного производства строительно-монтажных работ в расчетах

на особых счетах при кредитовании по обороту материальных ценностей и затрат на заработную плату

Итого средств хозяйства

Средства на текущих счетах бюджетных, профсоюзных, общественных и других организаций

Вклады населения:

привлекаемые сберкассами до начала планируемого периода

привлекаемые сберкассам в планируемом периоде

привлекаемые учреждениями Госбанка

Итого вкладов

Средства сберегательных касс

Средства стройбанка СССР

Средства Госстраха СССР

Деньги в обращении

Средства и кредиты, привлекаемые по иностранным операциям

Прочие пассивы

Всего ресурсов

Направление ресурсов

Краткосрочные ссуды:

под товарно-материальные ценности

на затраты производства

на затраты по незавершенному производству строительно-монтажных работ

под расчетные документы в пути

платежные кредиты

на временные нужды

на выплату заработной платы

на временное восполнение недостатка собственных оборотных средств

отсроченные

просроченные

резерв нераспределенных кредитов, выделяемый в распоряжение Правления Госбанка СССР

Вложения в расчеты с бюджетом по разницам в ценах на сельскохозяйственную продукцию и некоторым другим операциям

Краткосрочные кредиты, предоставленные иностранным государствам, и другие вложения по иностранным операциям

Прочие активы

Всего вложений
Схема 17.2. Структура кредитного плана
Какие основные виды кредитных ресурсов планируются?

Во-первых, средства государственного бюджета. Это могут быть а) государственные сбережения за предыдущий плановый цикл, б) временно неиспользуемые средства государственного бюджета.

Во-вторых, в ходе текущей хозяйственной деятельности исполнителей у них могут временно высвобождаться денежные средства. Например, накапливаемый амортизационный фонд, свободная часть прибыли и т. д.

Временно свободные средства исполнителей — величина неустойчивая. Поэтому ее планируют укрупненно в масштабах экономики. При этом берут фактическую сумму этих средств за предшествующий плановый цикл, и корректируют в зависимости от планируемого изменения безналичного денежного оборота.

В-третьих, средства, выделенные на капиталовложения, но временно неиспользуемые, тоже используются в качестве кредитных ресурсов.

В-четвертых, сбережения населения.

В-пятых, средства запланированные под налично-денежный оборот, но тоже не используемые в данный момент.

Итак, предположим, что государственный банк определил сумму кредитных ресурсов. Теперь надо определить сумму кредитов.

Центр (государственный банк) имеет общую сумму кредитных ресурсов как контрольную ограничительную цифру.

Исполнители составляют кредитные заявки, в которых обосновывают свою потребность в кредите на предстоящий плановый цикл.

Возникает вопрос, что является в плановой экономике средством ограничивающим спрос исполнителей на кредитные ресурсы?

В классическом капиталистическом хозяйстве ограничителем спроса на кредиты является колеблющаяся ставка процента. В плановой экономике, как уже отмечалось, ставка процента не колеблется — она фиксирована центром. Кроме того, она фиксирована на низком уровне. Но даже если бы она была фиксирована на высоком уровне, это не оказало бы существенного влияния на кредитный спрос. Мы знаем, что процент — это цена денег, а цена в плановом хозяйстве не является эффективным ограничителем спроса, особенно в сфере безналичного оборота.

Учитывая феномены инвестиционного голода и стремления исполнителей к завышенному потреблению текущих ресурсов, их спрос на кредиты ограничен только общим объемом кредитных ресурсов, находящихся в распоряжении центра.

Центр может распределить имеющийся в его распоряжении ссудный фонд, только дезагрегировав его в номенклатуру кредитных лимитов для конкретных исполнителей.

Выполнение кредитного плана сводится к тому, что исполнители получают кредиты согласно выделенному лимиту, а банк следит, чтобы этот лимит не был превышен. Однако у банка всегда есть нерасписанный по номенклатуре лимитов резерв на случай непредвиденных обстоятельств. Естественно, любой исполнитель стремится добраться до этого резерва, ссылаясь на свои особые обстоятельства, и как в случае с финансовым планом, это ему удается тем лучше, чем слабее номенклатурный контроль и сильнее дефицит.

Напрашивается вопрос, а что будет, если исполнитель не вернет кредит? Это, конечно, плохо и центр может покарать руководство предприятия или министерства. Однако банкротство исполнителя вследствие не возврата кредита в плановом хозяйстве немыслимо. Это еще раз подтверждает пассивную роль денежного сектора по отношению к реальному. Если субъект не может вернуть кредит, кредит превращается в форму безвозмездного финансирования из бюджета.

Это высвечивает еще одну закономерность монетарного сектора в условиях плана. Если при капитализме кредит доминирует над государственным финансами, то в условиях плана финансовый план господствует над кредитным.

1 Корнаи Я. Дефицит. — С. 534–535.