microbik.ru
1 2 ... 54 55


 



 



 





 



 



 



 



УДК 14

ББК 87.3.-4 Ит

АР.31

Охраняется Законом об авторском праве.

Воспроизведение всей книги или любой ее части будет преследоваться по закону.

G. Reale — D. Antiseri, Il pensiero occidentale dalle origini ad oggi © Copyright by Editrice LA SCUOLA, Brescia (ITALIA) 1983-1994 D. Antiseri — G. Reale, Storia della filosofia © Copyright by Editrice LA SCUOLA, Brescia (ITALIA) 1997

АР.31

Дж. Реале и Д. Антисери

Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней (4) / В переводе с итальянского и под редакцией С. А. Мальцевой — Издательство «Пневма», С-Петербург, 2003, 880 с, ил.

ISBN 5-901151-06-2

Издание «Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней» является переводом заключительной книги данной серии. Итальянскими авторами подытожены результаты исследований европейских историков философии. Книга имеет контрольно-обучающий характер, включает в себя материалы справочного характера, биографии, хронологическую таблицу, именной указатель. Предназначается для студентов, аспирантов, преподавателей вузов и лицеев, а также для всех, самостоятельно изучающих историю развития научных и философских идей.

© С. А. Мальцева

© Издательство «Пневма»

Электронное оглавление


Электронное оглавление. 6

Список иллюстраций и таблиц. 19

Книга 4. Оглавление. 20

От редакции. 31

От переводчика. 32

Предисловие. 33

ЧАСТЬ 1. РОМАНТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕАЛИЗМА.. 35

Иоганн Вольфганг Гёте (1749—1832) 36

Глава 1. Романтизм и преодоление просветительства. 36

1. ДВИЖЕНИЕ РОМАНТИЗМА И ЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛИ.. 36

1.1. Первая ласточка романтизма: «Буря и натиск». 36

1.2. От классицизма к романтизму. 37

1.3. Неоднозначность феномена романтизма и его основные характеристики. 37

Фридрих Шлегель (1772—1829) 39

2. ОСНОВАТЕЛИ РОМАНТИЗМА: БРАТЬЯ ШЛЕГЕЛИ, НОВАЛИС, ШЛЕЙЕРМАХЕР И ГЁЛЬДЕРЛИН.. 39

2.1. Образование кружка романтиков, журнал «Атеней» и распространение романтизма. 39

2.2. Фридрих Шлегель, понятие иронии и трактовка искусства как высшей формы духа. 40

2.3. Новалис: от магического идеализма к христианству как универсальной религии. 40

Фридрих фон Гарденберг (Новалис) (1772—1801) 41

2.4. Шлейермахер: романтическая интерпретация религии, новый взгляд на Платона и герменевтика. 41

Фридрих Даниил Эрнст Шлейермахер (1768—1834) 42

2.5. Гёльдерлин и обожествление природы.. 43

Фридрих Гёльдерлин (1770—1843) 44

Фридрих Шиллер (1759—1805) 45

3. ПОЗИЦИЯ ШИЛЛЕРА И ГЁТЕ. 45

3.1. Шиллер: понятие «прекрасной души» и эстетическое воспитание. 45

3.2. Гёте и его отношение к романтизму. 46

4. ДРУГИЕ МЫСЛИТЕЛИ ЭПОХИ РАСПАДА «ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО РАЗУМА». 47

4.1. Гаман: религиозный протест против просвещенного разума. 47

4.2. Якоби: полемика вокруг Спинозы и переоценка веры.. 47

Фридрих Генрих Якоби (1743—1819) 48

4.3. Гердер: антипросветительская концепция языка и истории. 48

4.4. Гумбольдт, идеал человечества и лингвистика. 49

5. СПОРЫ О КАНТИАНСКИХ АПОРИЯХ И ПРЕЛЮДИЯ К ИДЕАЛИЗМУ (РЕЙНГОЛЬД, ШУЛЬЦЕ, МАЙМОН И БЕК) 49

Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814) 51

Глава 2. Обоснование идеализма: Фихте и Шеллинг. 51

1. ФИХТЕ И ЭТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ... 51

1.1. Жизненный путь и сочинения. 51

1.2. Фихтеанский идеализм как изложение «основания» кантианского критицизма. 52

1.3. «Наукоучение» и структура фихтеанского идеализма. 53

1.3.1. Первый принцип: Я полагает самое себя. 53

1.3.2. Второй принцип фихтеанского идеализма: Я противополагает себе не-Я.. 53

1.3.3. Третий принцип фихтеанского идеализма: взаимное ограничение и противопоставление Я ограниченного и ограниченного не-Я   53

1.3.4. Идеалистическое объяснение познавательной деятельности. 54

1.3.5. Идеалистическое объяснение морали. 54

1.4. Мораль, право и государство. 54

1.5. Вторая фаза фихтеанства (1800—1814) 55

1.6. Заключение: Фихте и романтики. 56

2. ШЕЛЛИНГ И РОМАНТИЧЕСКИЕ СТРАДАНИЯ ИДЕАЛИЗМА.. 56

2.1. Жизненный путь, эволюция и сочинения Шеллинга. 56

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775—1854) 58

2.2. Фихтеанские начала у Шеллинга и новые ферменты (1795—1796) 58

2.3. Философия природы Шеллинга (1797—1799) 59

2.4. Идеализм трансцендентальный и идеализм эстетический (1800) 59

2.5. Философия тождества (1801—1804) 61

2.6. Теософия и философия свободы (1804-1811) 62

2.7. «Позитивная философия», или Философия мифологии и Откровения (с 1815 г.) 62

2.8. Заключение. 63

ЧАСТЬ 2. АБСОЛЮТИЗАЦИЯ ИДЕАЛИЗМА У ГЕГЕЛЯ.. 64

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) 64

Глава 3. Гегелевская абсолютизация идеализма. 64

1. ЖИЗНЬ, СОЧИНЕНИЯ И ГЕНЕЗИС МЫСЛИ ГЕГЕЛЯ.. 64

1.1. Жизненный путь. 64

1.2. Сочинения Гегеля. 65

1.3. Теологические сочинения раннего периода и генезис гегелевской мысли. 66

2. ОСНОВЫ ГЕГЕЛЕВСКОЙ СИСТЕМЫ.. 67

2.1. Необходимость предварительного определения первооснов философии Гегеля. 67

2.2. Действительность как Дух: предварительное определение гегелевского понятия Духа. 67

2.3. Диалектика как высший закон реального и как способ развертывания философской мысли. 69

2.4. Пространство «спекулятивного», значение «Aufheben» и «спекулятивное» утверждение. 70

3. «ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА». 72

3.1. Значение и направленность «Феноменологии духа». 72

3.2. Схематика и «фигуры» «Феноменологии». 73

3.2.1. Этапы феноменологического пути. 73

3.2.2. Сознание (чувственная достоверность, восприятие и рассудок) 73

3.2.3. Самосознание (диалектика господина —раба, стоицизма — скептицизма и несчастного сознания) 73

3.2.4. Разум.. 75

3.2.5. Дух. 76

3.2.6. Религия и абсолютное Знание. 76

3.3. Поливалентная природа и двусмысленность «Феноменологии духа». 76

4. ЛОГИКА.. 77

4.1. Новая концепция логики. 77

4.2. Логика бытия. 77

ЛОГИКА И ВСЕОБЩНОСТЬ ЕЕ КАТЕГОРИЙ.. 79

4.3. Логика сущности. 80

4.4. Логика понятия. 80

5. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ.. 81

5.1. Природа, ее место и значение в гегелевской системе. 81

ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ И ЕЕ КАТЕГОРИИ.. 82

5.2. Преодоление возрожденческого и романтического взгляда на Природу. 82

5.3. Ступени и диалектические моменты философии Природы.. 83

6. ФИЛОСОФИЯ ДУХА.. 83

6.1. Дух и три его момента. 83

6.2. Субъективный Дух. 83

ФИЛОСОФИЯ ДУХА И ЕГО СТРУКТУРА.. 84

6.3. Объективный Дух. 84

6.3.1. Гегелевская концепция объективного Духа. 84

6.3.2. Три момента объективного Духа и смысл истории. 85

6.3.3. Природа государства и истории и философия истории. 85

6.4. Абсолютный Дух: искусство, религия и философия. 86

7. НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ.. 87

ЧАСТЬ 3. ОТ ГЕГЕЛЬЯНСТВА К МАРКСИЗМУ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МАРКСИЗМА   88

Карл Маркс (1818—1883) 88

Глава 4. Правое и левое гегельянство. 88

1. ПРАВОЕ ГЕГЕЛЬЯНСТВО.. 88

Людвиг Фейербах (1804—1872) 89

2. ЛЕВОЕ ГЕГЕЛЬЯНСТВО.. 89

2.1. Давид Ф. Штраус: человечество как единство конечного и бесконечного. 89

3. ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И СВЕДЕНИЕ ТЕОЛОГИИ К АНТРОПОЛОГИИ.. 90

3.1. От Бога к человеку. 90

3.2. Теология — это антропология. 90

Клод Анри Сен-Симон (1760—1825) 91

4. УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ... 92

4.1. Сен-Симон: наука и техника как основа нового общества. 92

4.2. Пьер Жозеф Прудон. 93

5. КАРЛ МАРКС.. 93

5.1. Жизнь и творчество. 93

5.2. Маркс как критик Гегеля. 94

5.3. Маркс как критик левогегельянства. 94

5.4. Маркс как критик экономистов-классиков. 94

5.5. Маркс как критик утопического социализма. 95

5.6. Маркс как критик Прудона. 95

5.7. Маркс и критика религии. 95

5.8. Отчуждение труда. 96

5.9. Исторический материализм. 96

5.10. Классовая борьба и «Капитал». 97

6. ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС И ДИАМАТ.. 98

7. ОТКРЫТЫЕ ПРОБЛЕМЫ.. 98

ЧАСТЬ 4. ВЕЛИКИЕ НИСПРОВЕРГАТЕЛИ ГЕГЕЛЕВСКОЙ СИСТЕМЫ: ГЕРБАРТ, ТРЕНДЕЛЕНБУРГ, ШОПЕНГАУЭР, КЬЕРКЕГОР.. 100

Иоганн Фридрих Гербарт (1776—1841) 100

Глава 5. Великие ниспровергатели гегелевской системы.. 100

1. РЕАЛИЗМ ИОГАННА ФРИДРИХА ГЕРБАРТА.. 100

1.1. Задача философии. 100

1.2. Бытие едино, но путей познания бытия множество. 101

1.3. Душа и Бог. 101

1.4. Эстетика и педагогика. 102

2. ПСИХОЛОГИСТИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ НА ИДЕАЛИЗМ: ЯКОБ ФРИЗ. 102

3. АДОЛЬФ ТРЕНДЕЛЕНБУРГ, КРИТИК ГЕГЕЛЕВСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ.. 102

4. АРТУР ШОПЕНГАУЭР: МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. 103

4.1. Против Гегеля, «убийцы истины». 103

4.2. В защиту «невыгодной истины». 103

Артур Шопенгауэр (1788—1860) 104

4.3. «Мир — это мое представление». 104

4.4. Категория каузальности. 105

4.5. Мир как воля. 105

4.6. Жизнь между страданием и скукой. 106

4.7. Освобождение через искусство. 107

4.8. Аскеза и раскрепощение. 107

5. СЁРЕН КЬЕРКЕГОР: ИНДИВИД КАК «ПРИЧИНА ХРИСТИАНСТВА». 108

5.1. Жизнь «того, кто не играл в христианство». 108

Сёрен Кьеркегор (1813—1855) 109

5.2. Кьеркегор как «христианский поэт». 109

5.3. «Смехотворное обоснование» гегелевской системы.. 110

5.4. «Единичный» перед Богом. 110

5.5. Принцип христианства. 111

5.6. Возможность, страх и отчаяние. 111

5.7. Кьеркегор: наука и сциентизм. 112

5.8. Кьеркегор и «научная теология». 112

ЧАСТЬ 5. ИТАЛЬЯНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ЭПОХУ РИСОРДЖИМЕНТО.. 114

Глава 6. Итальянская философия эпохи Рисорджименто. 114

1. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ.. 114

2. «ГРАЖДАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»: ДЖАН ДОМЕНИКО РОМАНЬОЗИ.. 114

Карло Каттанео (1801—1869) 115

3. КАРЛО КАТТАНЕО: ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА «АССОЦИИРОВАННЫХ УМОВ» И ПОЛИТИКА ФЕДЕРАЛИЗМА.. 116

3.1. Карло Каттанео: философия как «милиция». 116

3.2. Философия как «наука ассоциированных умов». 116

3.3. Теория и политика федерализма. 116

Джузеппе Феррари (1811-1876) 117

4. ДЖУЗЕППЕ ФЕРРАРИ И «ФИЛОСОФИЯ РЕВОЛЮЦИИ». 117

5. ПАСКУАЛЕ ГАЛЛУППИ И «ФИЛОСОФИЯ ОПЫТА». 118

5.1. Реальность Я и существование внешнего мира. 118

Антонио Розмини (1797—1855) 119

6. АНТОНИО РОЗМИНИ И ФИЛОСОФИЯ ИДЕАЛЬНОГО БЫТИЯ.. 119

6.1. Жизнь и сочинения. 119

6.2. Критика эмпиристского сенсуализма и кантианского априоризма. 120

6.3. Идея бытия. 120

6.4. «Фундаментальное телесное чувство» и «реальность внешнего мира». 120

6.5. Личность, свобода и собственность. 121

6.6. Государство, церковь и принцип моральности. 121

Винченцо Джоберти (1801—1852) 122

7. ВИНЧЕНЦО ДЖОБЕРТИ И ФИЛОСОФИЯ «РЕАЛЬНОГО БЫТИЯ». 122

7.1. Жизнь и сочинения. 122

7.2. Против психологизма в современной философии. 122

7.3. «Идеальная формула». 123

7.4. «Моральное и гражданское превосходство итальянцев». 123

ЧАСТЬ 6. ПОЗИТИВИЗМ... 125

Огюст Конт (1798-1857) 125

Глава 7. Позитивизм.. 125

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.. 125

2. ОГЮСТ КОНТ И ПОЗИТИВИЗМ ВО ФРАНЦИИ.. 126

2.1. Закон трех стадий. 126

2.2. Учение о науке. 127

2.3. Социология как социальная физика. 128

2.4. Классификация наук. 128

2.5. Религия человечества. 128

2.6. «Обоснования» Конта. 129

3. ДЖОН СТЮАРТ МИЛЛЬ И АНГЛИЙСКИЙ УТИЛИТАРИСТСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ... 129

3.1. Мальтузианские проблемы.. 129

3.2. Классическая политэкономия: Адам Смит и Давид Рикардо. 129

3.3. Роберт Оуэн: от утилитаризма к утопическому социализму. 130

3.4. Утилитаризм Иеремии Бентама. 130

3.5. Джон Стюарт Милль: кризис двадцатилетнего философа. 131

Джон Стюарт Милль (1806—1873) 132

3.6. Критика теории силлогизма. 132

3.7. Принцип индукции: единообразие природы.. 133

3.8. Науки о морали, экономика и политика. 133

3.9. Защита свободы индивида. 134

4. ЭВОЛЮЦИОНИСТСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ ГЕРБЕРТА СПЕНСЕРА.. 135

4.1. Религия и наука «коррелятивны» ,, 135

4.2. Эволюция вселенной: от гомогенного к гетерогенному. 135

4.3. Биология, этика и общество. 136

5. ПОЗИТИВИЗМ В ИТАЛИИ.. 137

5.1. Общие положения. 137

5.2. Чезаре Ломброзо и социология преступления. 137

5.3. Медик-позитивист Сальваторе Томмази. 138

5.4. Аугусто Мурри: научный метод и логика диагноза. 138

5.5. Паскуале Виллари и позитивистская историография. 138

5.6. Аристид Габелли и обновление педагогики. 139

5.7. Роберто Ардиго: от сакральности религии к сакрализации факта. 139

Роберто Ардиго (1828—1920) 140

5.8. Непознанное не есть непознаваемое. Эволюция от неразличимого к различному. 140

5.9. Мораль и общество. 141

ЧАСТЬ 7. РАЗВИТИЕ НАУКИ В XIX ВЕКЕ.

следующая страница >>