microbik.ru
1

УДК 621.382(06) Электронные измерительные системы

А.И. ДУБИНИН, В.Д. ЗАЯЦ1, В.П. ХУДЯКОВ1

Московский автомобильно-дорожный институт

(государственный технический университет)

1ФГУП «ЦНИРТИ им. академика А.И.Берга», Москва
ДИАГНОСТИКА ПРОПУСКОВ ВОСПЛАМЕНЕНИЯ

В ДВИГАТЕЛЯХ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

СИСТЕМОЙ ЗАЖИГАНИЯ

С МНОГОИМПУЛЬСНЫМ ИСКРОВЫМ РАЗРЯДОМ
Обсуждаются результаты исследований по диагностике пропусков воспламенения смеси в бензиновых автомобильных двигателях по характеру колебаний напряжения на первичной обмотке катушки зажигания.
Для обеспечения требований экологической безопасности современные автомобильные бензиновые двигатели оснащены дорогостоящей системой каталитического дожигания отработавших газов [1].

В процессе эксплуатации отклонения в работе отдельных подсистем двигателя приводят к пропускам воспламенения смеси. Попадая в каталитический дожигатель, несгоревшая бензо-воздушная смесь воспламеняется и, сгорая с высокой температурой, приводит к разрушению платиновой поверхности дожигателя и необходимости его замены.

В современных двигателях выявление пропусков воспламенения обычно осуществляется по снижению мгновенной скорости вращения коленчатого вала двигателя. Однако достоверность определения таким способом пропусков воспламенения резко снижается при движении автомобиля по дороге с некачественным покрытием из-за передачи неравномерностей вращения колёс через трансмиссию автомобиля на коленчатый вал двигателя.

Известно, что после воспламенения смеси в цилиндре межэлектродный зазор свечи зажигания становится проводящим, а в случае отсутствия воспламенения проводимость в зазоре отсутствует, что влияет на параметры индуктивности первичной обмотки катушки зажигания.

Различия в параметрах индуктивности возможно диагностировать по различиям колебательных процессов в первичной обмотке катушки зажигания при наличии и отсутствии воспламенения смеси.

Измерения, проведенные в условиях моторного стенда на двигателе ЗМЗ-406 с многоимпульсной системой зажигания, показали, что пропуски воспламенения смеси снижают в 2-3 раза амплитуду напряжения колебательного процесса на первичной обмотке катушки зажигания, возникающего в паузах серии искровых импульсов.

Амплитудное значение напряжения указанного колебательного процесса измеряется микроконтроллером, управляющим работой системы зажигания с многоимпульсным искровым разрядом, и по результатам измерения с высокой достоверностью фиксируются пропуски воспламенения смеси.
Список литературы
1. Морозов К.А. Токсичность автомобильных двигателей. М.: Легион-Автодата. 2001. С 33-37.


ISBN 978-5-7262-0883-1. НАУЧНАЯ СЕССИЯ МИФИ-2008. Том 13