microbik.ru
1 2 ... 21 22
А.И. ВЛАСЕНКОВ Л.М. РЫБЧЕНКОВА



ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

10—11 классы

базовый уровень

Москва «Просвещение» 2010

УДК 373.167.1:811.161.1 ББК 81.2Рус-922 В58

Власенков А. И.

В58 Русский язык. Дидактические материалы. 10— 11 классы : базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. — М. : Просвещение, 2010. — — ISBN 978-5-09-020853-6.

Дидактические материалы, содержащие упражнения и тексты с заданиями по разделам курса русского языка в 10—11 классах (базовый уровень), — на основе учебника тех же авторов — на­правлены на совершенствование письменной грамотности уча­щихся, предоставляют дополнительный учебный материал для закрепления умений анализировать звуки речи, слово, предло­жение, текст, преобразовывать и создавать тексты различного назначения.

УДК 373.167.1:811.161.1 ББК 81.2Рус-922

ISBN 978-5-09-020853-6 © Издательство «Просвещение», 2010

© Художественное оформление.

Издательство «Просвещение», 2010 Все права защищены

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

Возможности совершенствоваться в русском языке без­граничны. Кто-то продолжает овладевать грамматикой и правописанием, кто-то, уже овладев ими, ставит своей за­дачей научиться анализировать и преобразовывать тексты разных стилей и жанров, добиваясь тем самым успехов в работе с книгой любого содержания, а кто-то идёт и даль­ше — учится создавать образцовые тексты, подражая признанным мастерам художественного слова, известным писателями, публицистам, учёным.

Мастерами слова становятся не сразу: всё начинается со школьной скамьи. Надо лишь захотеть и свои занятия русским языком сделать систематическими.

Предлагаемые дидактические материалы вместе с зада­ниями учебника помогут и тем, кто всё ещё преодолевает недостатки в правописании, и тем, кто стремится овладеть грамматикой, знаниями о языке, и тем, для кого глав­ное — мастерство в выражении своих мыслей и чувств, стилистическая грамотность, совершенство языковой фор­мы собственных творческих работ.

Упражнения и задания дидактических материалов до­полняют материал учебника по всем основным темам. Кроме того, в книгу включён раздел по итоговому повто­рению, который позволит учащимся самостоятельно про­верить свои достижения в ходе освоения программы по русскому языку.

При списывании текстов необходимо вставлять пропу­щенные буквы и недостающие знаки препинания, хотя в за­даниях не всегда говорится об этом. Большие по объёму тексты упражнений не предназначены для списывания, на них, как правило, отрабатываются навыки составления пла­нов, тезисов, конспектов, написания отзывов и рецензий.

Дополнительные задания к упражнениям обозначены условными значками и цифрами.

^— дополнительные задания к упражнению.

1 —произведите фонетический разбор слова.

2 — произведите словообразовательный разбор слова (по
составу).

3 —произведите морфологический разбор слова.

4 —произведите синтаксический разбор предложения.

5 — произведите орфографический разбор слова, сочета­
ния слов.

6 —дайте толкование слова.

1*



ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ

1. Выпишите ключевые слова. Озаглавьте текст.

У языка две основные функции: он является орудием человеческого мышления и орудием общения друг с дру­гом. И сам язык может существовать и развиваться толь­ко потому, что он одновременно выполняет обе эти функ­ции. (А. А. Леонтьев.)

^ Расскажите, что вы знаете о функциях языка.

2. Выпишите ключевые слова. Озаглавьте текст. Передайте (уст­
но) его содержание, используя лингвистические термины.

В том, что между человеческим обществом и языком существует связь, были убеждены ещё древние учёные. «Из всех живых существ только человек одарён речью», — писал Аристотель. И Аристотель, и его последователи ясно понимали, что язык присущ не просто индивиду, а общественному человеку: ведь основное предназначе­ние языка — служить средством общения между людь­ми. <...>

Всякое человеческое общество неоднородно по своему составу. Оно делится на слои, или классы, дробится на бо­лее мелкие группы, внутри которых люди объединены ка­ким-либо признаком, например по возрасту, профессии, уровню образования и т. д.

Это дифференцирование общества отражается в языке в виде тех или иных социально обусловленных подси­стем. <...>

Помимо объективного, не зависящего от воли отдель­ных людей влияния общества на язык, возможно и созна­тельное, и притом целенаправленное, воздействие государ­ства (и общества в целом) на развитие и функционирова­ние языка. Такое воздействие носит название языковой политики. <...>

Разумеется, никакое социальное воздействие на язык, стихийное или сознательное, не может отменить прису­щих языку внутренних закономерностей. <...> (Л. П. Кры­сий.)

^1. Как вы понимаете выражения подсистемы языка, социаль­но обусловленные подсистемы, функционирование языка?

2. Какие, по вашему мнению, могут быть сознательные воз­действия на язык, в частности на его нормирование? Какими средствами осуществляются эти воздействия? Что можно норми­ровать, упорядочивать в языке? Какова при этом роль печати, ра­дио, литературы, школы?

< 4

3. Составьте план текста. Воспроизведите содержание текста,
пользуясь планом.

Существует множество теорий о происхождении языка. В отечественной литературе наибольшее распространение имеет теория, согласно которой потребность людей в об­щении возникла в процессе труда. Совместный, коллек­тивный труд не мог быть эффективным вне общения ра­ботающих людей. Коммуникативная6 функ­ция и была, по-видимому, первой, характеризовавшей тот набор ещё примитивных6 знаков, который служил языком первобытным людям. С течением времени к этой функции добавились другие. (Л. П. Крысий,)

Служить орудием6 выражения мысли — вторая фундаментальная6 функция языка. Структура языка органически связана с категориями мышления. (Н.Д. Ару­тюнова.)

ьЩ1. Назовите основные функции языка.

  1. Какой единице языка соответствует логическая категория понятия?

  2. Какой единице языка соответствует логическая категория суждения?

4. Используя информацию, содержащуюся в приведённом текс­
те, составьте схему «Место русского языка среди других индоев­
ропейских языков».

Русский язык принадлежит (наряду с украинским и белорусским языками) к восточнославянской подгруппе славянской группы индоевропейской семьи языков. Рус­ский язык — язык русской нации и средство межнацио­нального общения многих народов, живущих в СНГ и других государствах, входивших в состав СССР. Русский язык является одним из официальных и рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций; входит в число «мировых языков».

В конце XX века в мире в той или иной мере владели русским языком свыше 250 миллионов человек. Основная масса говорящих на русском языке проживает в России и в других государствах, входивших в состав СССР. (Б. Б. Ло­патин, И. С. Улуханов.)

Справки. 1) В индоевропейскую семью языков вхо­дят индийская группа языков, иранская, греческая, роман­ская (французский, испанский, португальский, итальян­ский, румынский, молдавский и некоторые другие языки), германская, балтийская (литовский язык, латышский), славянская группа.



2) В славянской группе языков выделяют три подгруппы:

южнославянскую: старославянский язык (дошедший до нас в письменных памятниках X—XI вв. — переводах с греческого таких книг, как Евангелие, Псалтырь и дру­гая религиозная литература), болгарский язык, македон­ский, сербскохорватский (сербский и хорватский языки, использующие разные графические системы), словенский;

западнославянскую: польский язык, лужицкий, чеш­ский, словацкий;

восточнославянскую: русский язык, украинский, бело­русский.

Д1. Какая ещё важная информация содержится в тексте В. Ло­патина и И. Улуханова? (Письменно.)

2. Каково значение сложносокращённых слов, использованных в тексте?

5- Преобразуйте текст, упрощая предложения, заменяя непри­вычные для вас слова другими, более понятными (предваритель­но выяснив значение заменяемых слов).

Действующий русский алфавит — кириллица в граждан­ской модификации6. Кириллица появилась на Руси в X в. и получила широкое распространение с принятием хрис­тианства. Гражданский шрифт введён для светских6 книг Петром I в 1708 г. Дальнейшее упрощение графики и ор­фографии, подготовленное Орфографической комиссией наук в 1904—1912 гг., осуществлено декретами6 1917— 1918 гг. Современные правила русского правописания — продукт длительного процесса складывания орфографи­ческих и пунктуационных норм, продолжавшегося с сере­дины XVIII в.4 (В. В. Лопатин, И. С. Улуханов.)

М*1- Как образовано слово кириллица? Кто такие Кирилл и Ме-фодий? Что вы о них знаете?

  1. Сопоставьте русский алфавит, русскую графику с алфави­том, графикой изучаемого вами иностранного языка: сколько букв в том и другом алфавите, в какой мере они соответствуют зву­кам речи, какие есть другие графические знаки, каковы достоинства и недостатки того и другого алфавита (с вашей точки зрения)?

  2. Выскажите своё мнение о современной русской орфографии: что в ней хорошо, а что вам не нравится, как сделать её лучше?

  3. Сравните русское правописание с правописанием изуча­емого вами иностранного языка.

(По одному из четырёх заданий подготовьте письменный ответ.)

6. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы: как на­зывается наука о русском языке, что она изучает, каково широкое

< 6

понимание термина «русистика», в чём заслуги М. Ломоносова перед русистикой?

Русистика — наука о русском языке — о его истоках, истории, древней и новой, о языке его памятников и фольклора; об организующих его частных системах: о на­родных говорах, о литературном языке и его функцио­нальных разновидностях; о строе литературного языка — звуковом, грамматическом, лексическом, фразеологиче­ском — и о смежных с ним сферах (просторечии и соци­альных диалектах); о терминологических подсистемах; о языке русской художественной литературы, о связях русского языка с другими языками, их взаимодействиях и взаимовлияниях; об истории изучения русского языка. Русистика может пониматься и более широко — как весь комплекс наук о русской словесности и языке. <...>

Истоки русистики как науки относятся к середине XVHI в. <...> Основы современного научного знания о рус­ском языке заложены работами М. В. Ломоносова («Рос­сийская грамматика», 1755 г.; «Риторика», 1748 г.), а так­же 1-м изданием «Словаря Академии Российской» (ч. 1—б, 1789—1794 гг.). Этими академическими трудами первоначально определились основные направления русис­тики: описание грамматического строя русского языка и его словесного состава — создание словарей. <...> (Н.Ю. Шве­дова.)

й*1- Прокомментируйте текстуальный (авторский) смысл всех знаков препинания в первом предложении и употребление во всех случаях скобок и тире.

2. Каких учёных-русистов, кроме Ломоносова, вы знаете? Рас­скажите о них.

7. Воспринимая на слух фрагмент из статьи Т. В. Булыгиной и С. А. Крылова «Система языковая», передайте (устно) его смысл.

...Тезис о языке как о «системе систем» (созвучный ква­лификации языка как «сложной системы» в современной кибернетике и философии) получает двоякое развитие: система языковая как система уровней, каждый из кото­рых — тоже система (подсистема); система языковая как система своих разновидностей (функциональных стилей, профессиональных подъязыков, территориальных диалек­тов, социолектов), каждая из которых — тоже система (под­система).

й"1. Как вы понимаете слова и выражения: квалификация язы­ка, кибернетика, философия, профессиональные подъязыки, со-циолект^

2. Сформулируйте кратко, о каких двух языковых системах идёт речь в этом отрывке. (Письменно.)

7>

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК СИСТЕМА СРЕДСТВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ

Фонетика

8. На основе предлагаемого текста из статьи Л. В. Бондарко «Фонетика» дайте ответы на вопросы:

а) Каковы задачи фонетического изучения звуковых средств
языка?

б) Каковы основные фонетические единицы языка?

в) Какие ещё есть средства, кроме основных фонетических
единиц, участвующие в звуковой организации речи, в разграни­
чении некоторых слов-понятий или их форм?

г) Что такое фонетическое слово? (Приведите примеры.)

Фонетическое изучение звуковых средств подразумевает выявление основных единиц, описание их фонетических свойств и правил их употребления в языке. Основные фо­нетические единицы — звук речи, слог, фонетическое сло­во (то есть самостоятельное слово с примыкающими к не­му служебными словами, объединённые одним ударением: на горе, под гору), синтагма, высказывание. Выделение этих единиц имеет различные основания. Так, звуки ре­чи выделяются в результате фонемного анализа, синтаг­мы и высказывания — в результате анализа смысловых и интонационных отношений, слог и фонетическое слово — на собственно фонетических, не смысловых основаниях.

Справка. Под синтагмой в данном случае понимает­ся единица речи, образуемая группой слов в составе пред­ложения, объединённых в смысловом и интонационном отношениях. Например: Батюшка вошёл в то самое вре­мя, I как я прилаживал мочальный хвост / к Мысу Доб­рой Надежды (А. Пушкин). (Три синтагмы.)

9- Запишите слова, разделяя их на слоги, обозначая ударный слог. Подбирайте (устно) проверочные слова так, чтобы пропу­щенный в записываемом слове гласный оказался под ударением. Подчеркните буквы, обозначающие шипящие согласные звуки.

Деревья, гар..жи, ограждение, разговор, см..льчаки, противник, назначение, городской, гражданский, сжа­ть (картофель), ск..зать, пос.лить (суп), пл..сать, л..тать (на самолёте), управлять, зам..рзать, отщ..пить, выщипа­ть, зашелестело.

10. Подберите проверочное слово или форму слова (с ударе­нием на проверяемом гласном) для каждой из орфограмм в кор-

<8

не; соединительные гласные подчеркните. Проверочные слова и формы записывайте после проверяемого слова.

Г..л..ва, б..р..га, м..л..ко, д..р..вянный, з..л..чёное (кольцо), пом..л..деть, приг..род, ст..р..жить, ч..рнеть, л..п..тать, ч..совой, выс..коч..стотный, водонепроница­емый, з..мл..тр..сение.

11. Запишите слова, обозначая ударный слог.

Полог, знамение, значимость, хаос, сокол, портфель, комбайнер, упрочение, петля, филе, подол, ломота, избран­ник, посланец, ходатайство, престиж, дефис, стенография, иероглиф, диспансер, диалог, еретик, обеспечение.

^5 Дайте толкование слов.

12. Запишите текст, применяя правила правописания. Прочи­
тайте текст так, чтобы хорошо чувствовалась его ритмическая ор­
ганизация. Обратите внимание на сочетания звуков в словах и
при сочетании слов. Сделайте обоснованный вывод о роли зву­
ковых (фонетических) средств в создании художественной формы
произведения.

Я завернулся (в)бурку и сел у забора на кам..нь по-гляд..вая (в)даль предо мной т..нул..сь ночною бурею взволнован(?)ое море и однообразный шум его подобный рокоту засыпа..щего города напомн..л мне старые годы перенёс мои мысли (на)север в нашу холодную столицу. Волнуемый воспоминаниями я забылся... Так прошло око­ло часа может быть и более. Вдруг что(то) похож..е на песню пор..зило мой слух... Оглядываюсь никого нет кругом прислушиваюсь снов., звуки (как)будто падают с неба. Я поднял глаза на крыш., хаты моей стояла де­вушка в пол..сатом платье с распущен(?)ыми косами настоящая русалка. Защ..тив глаза л..донью от лучей солнца она пристально всматривалась вдаль то смеялась и рас(?)уждала сама (с)собой то зап..вала снова песню. (М. Лермонтов.)

Й1. Назовите все мягкие согласные в словах последнего пред­ложения.

  1. В словах третьего предложения подчеркните одной линией буквы, обозначающие звонкие согласные, двумя линиями буквы, обозначающие глухие согласные.

  2. Назовите шипящие звуки в словах этого текста. Мягкий или твёрдый каждый из них?

  3. Объясните постановку тире (в двух случаях) и двоеточия (в одном случае).


следующая страница >>