microbik.ru
1 2 ... 48 49
ИЗ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ

Быков, Александр Владимирович

1. Генезис волевой регуляции

1.1. Российская государственная Библиотека

diss.rsl.ru 2003

Быков, Александр Владимирович

Генезис волевой регуляции [Электронный ресурс]: Дис. ... д-ра псикол. наук : 19.00.07 .-М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки)

Педагогическая псикология

Полный текст:

http://diss.rsl.ruAiiss/03/0779/030779040 .pdf

Текст Воспроизводится по экземпляру, находящемуся В фонде РГБ:

Быков, Александр Владимирович

Генезис волевой регуляции

М. 2003

Российская государственная Библиотека, 2003 год (электронный текст).

411 oH-11/6-Х

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи УДК 159.955

БЫКОВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ

ГЕНЕЗИС ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ

Специальность 19.00.07- педагогическая психология (психологические науки)








АК РОССИИ

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени доктора психологических наук

Москва пзоз^

2003

: рисудил учену.. tcmtphi. ДО К '^ОР А

11ачальник управления ВАК России

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I

Теоретические и экспериментальные подходы к изучению волевой регуляции

  1. Проблемы воли и волевой регуляции в психологии 21

  2. Теоретические проблемы понимания волевой регуляции 25

  3. Исследования волевой регуляции в зарубежной психологии 42

  4. Подходы к генезису волевой регуляции 82

  5. Изучение волевой регуляции в отечественной психологии 94

ГЛАВА II

Теоретическая модель становления волевой регуляции

  1. Этапы становления волевой регуляции 116

  2. Понятие волевой регуляции 123

  3. Психологические механизмы волевой регуляции 142

  4. Генезис волевой регуляции 148

  5. Общие подходы к рассмотрению генезиса волевой регуляции 150

  6. Кризисы и развитие волевой регуляции 154

  7. Характеристика возрастных кризисов и генезиса

волевой регуляции 167

2.8 Генезис волевой регуляции в кризисные периоды личности 178

ГЛАВА III

Концепция волевой регуляции

3.1 Развитие волевой регуляции на протяжении

школьных возрастов 189

3.2 Развитие волевых качеств руководителя и их

взаимосвязь с карьерой 201

3.3 Стили волевой регуляции 216

ГЛАВА IY

Исходные теоретические посылки, методы, задачи и результаты экспериментального исследования

  1. Этапы становления волевой регуляции 228

  2. Экспериментальное исследование генезиса

волевой регуляции 233

4.2.1 Методы и задачи исследования 233

4.2.2 Психологические особенности детей,
воспитывающихся в учреждениях социальной и
психолого-педагогической поддержки детей
и подростков 249

4.3 Сравнительный анализ экспериментальных
исследований волевой регуляции у детей образовательной
школы и воспитанников социально-педагогических
учреждений 258

4.3.1 Характеристика становления мотивационно-

целевого звена волевой регуляции 260

4.3.2 Особенности становления исполнительского

звена волевой регуляции 279

4.3.3 Особенности становления оценочно-
результативного звена 298

  1. Экспериментальное исследование особенностей
    волевой регуляции руководителей 320

  2. Исследование социально-психологических
    особенностей руководителей 337

ВЫВОДЫ 347

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 350

БИБЛИОГРАФИЯ 369

ПРИЛОЖЕНИЯ 407

4 ВВЕДЕНИЕ

Анализ трудов исследователей в отечественной и зарубежной психологии, работающих в области психологии воли, становления субъектности и регуляции личности (КА. Абульханова - Славская,. 1991; Л.И. Божович, 1981; В А. Иванников, 1991; В.К. Калин, 1989; В.К. Котырло, 1978; В.И. Моросанова, 1994; Е.О.Смирнова, 1993; Чудновский В.Э, 1986; Е.Л. Яковлева, 1997; Т.И. Шульга, 1994; A. Bandura, 1982; С.Корр, 1982; J. Kuhl, 1985; L. Corno,1989; В. Zimmerman, 1989) показывает, что изучаются отдельные характеристики проявлений воли, волевой регуляции, волевых качеств или волевых стратегий личности в отдельные возрастные периоды развития. Редкостью являются исследования, в которых охватываются длительные возрастные периоды развития волевой регуляции личности. Авторы подробно изучают отдельные возрастные периоды детства и проявления воли в этих периодах. Особенности развития волевой регуляции во взрослые периоды жизни человека практически не исследовались.

Актуальность темы исследования связана с направленностью на решение одной из фундаментальных проблем психологии развития личности и возрастной психологии - развития у человека способности к овладению собственным поведением, преодолению трудностей в деятельности, успешному ее выполнению, самоизменению и т.д., то есть на раскрытие психологических условий формирования личности, активного субъекта собственной деятельности и поведения.

В психологической науке не сложилось целостного представления о генезисе волевой регуляции, начиная с первых ее проявлений до функционирования в зрелых формах, хотя попытки такого рассмотрения мы находим у ряда исследователей (ВА.Иванников, 1998; В.ЮСалин,1989; Е.О.Смирнова, 1992; Т.ИШульга, 1994). В то же время многие психологи проблему воли и волевой регуляции считают центральной для психологии личности и ее формирования

5

(Л.И.Божович, 1981; Л.С.Выготский, 1984; ВЛ.Иванников, 1999; Е.П.Ильин,2000; Д.Б.Эльконин, 1976).

Изучение проблем воли и волевой регуляции затруднено

, неоднозначностью трактовки феноменов, описываемых данными

понятиями. В контексте проблем саморегуляции психологи наделяют волю регулятивными функциями, изучая ее при этом в рамках проблем «овладения человеком собой», рассматривают волевую регуляцию как личностный уровень регуляции (КААбульханова-Славская, 1982; Л.К.Веккер., 1981; ВА.Иванников., 1999; В.КХалин., 1989; Т.ИШульга, 1994 и другие).

Л.С.Выготский (1984) подчеркивал необходимость изучения с самых ранних возрастов становления волевой регуляции и воли как необходимого условия овладения человеком собой. Важной задачей он считал исследование процессуальных сторон воли, то есть ее

^ регулятивных функций, особенностей их реализации в соотношении с

возрастными новообразованиями личности.

В психологической науке современные исследователи проблему волевой регуляции изучают в связи с овладением основными видами деятельности, обучением профессиональной деятельности, ее успешным выполнением. Практически не исследован вопрос о роли волевой регуляции в связи с переходом к новым видам деятельности, в том числе и профессиональным, сменой социальной ситуации развития в зрелых возрастах, влиянием кризисных периодов развития на проявление волевой регуляции во всех возрастах на протяжении жизни человека. В психологии накоплен значительный материал о становлении волевой регуляции в онтогенезе, охватывающий период до 17 лет. Вместе с тем, анализ психолого-педагогической практики показывает, что решение многочисленных практических проблем затрудняется недостаточной проработанностью вопросов, связанных с развитием волевой регуляции в зрелых возрастах, при переходе на

6 новые этапы возрастного развития.

В исследованиях многих авторов ( Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.А. Иванников, Е.О.Смирнова, Т.ШПульга и др.) убедительно показано становление волевой регуляции в онтогенезе, но нет исследований, которые бы раскрывали, по каким направлениям, законам идет становление волевой регуляции в зрелых возрастах, как оно связано с кризисами взрослых периодов жизни человека, влияет ли на ее дальнейшее развитие, карьерный рост и т.д.

Диссертация посвящена теории и практике исследования генезиса волевой регуляции на протяжении длительного периода возрастного развития человека ( от 3 до 65 лет). Ее содержание составляют: систематизация теоретических представлений отечественных и зарубежных психологов о роли и значении кризисов развития человека в становлении волевой регуляции, выявление и описание особенностей волевой регуляции в кризисные периоды жизни человека, разработка концепции становления волевой регуляции на протяжении всех возрастных периодов жизни человека, выявление механизмов становления волевой регуляции в разные возрастные периоды жизни человека, описание условий ее проявления в разных видах деятельности и овладении карьерой.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: психология волевой регуляции личности. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: психологические особенности генезиса волевой регуляции.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: комплексное теоретико-экспериментальное исследование генезиса волевой регуляции всех возрастных периодов развития личности человека и особенностей его становления в кризисные периоды жизни человека.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Волевая регуляция, являясь личностным уровнем произвольной регуляции, включена в процесс общего развития личности и направлена на овладение человеком собой; на протяжении

7

всех возрастных периодов волевая регуляция претерпевает значительные изменения в своих проявлениях, обусловленных кризисами личностного развития; в генезисе волевая регуляция имеет свои сензитивные периоды развития. В кризисные переходные периоды происходит наибольшее изменение единства волевой регуляции: ее отдельные звенья играют разную роль в успешности овладения деятельностью, карьерном росте, управленческих функциях. ЧАСТНЫЕ ГИПОТЕЗЫ

  1. Генезис волевой регуляции личности имеет свою траекторию
    развития, включающую продолжительные периоды относительно
    спокойного ее развития, линию плавных изменений, содержит и
    напряженные переходные моменты особо интенсивных ее
    трансформаций.

  2. В относительно спокойные периоды развития в структуре волевой
    регуляции происходят качественные преобразования, которые в
    дальнейшем начинают влиять на переструктурирование в ней
    устойчивых элементов и обеспечивают переход на новый уровень
    развития.

  3. Факторами, определяющими генезис волевой регуляции взрослых,
    являются: специфика деятельности, в которой она реализуется;
    стратегии, выбираемые субъектом при достижении ее целей; разная
    значимость целей и результатов волевой регуляции для человека.

  4. Генезис волевой регуляции подчиняется универсальному закону
    дифференциации и интеграции: слитные формы проявления ее
    составляющих, характерные для ранних этапов развития человека,
    заменяются дифференцированными формами их функционирования в
    школьных возрастах, в ранней юности - усилением интегративных
    тенденций ее проявления. На протяжении взрослых возрастов развития
    волевая регуляция в большей степени проявляется интегративными
    тенденциями, но в отдельные кризисные моменты происходит

8

дифференцирование ее форм, позволяющих личности адаптироваться, управлять собой и своей профессиональной деятельностью.

5. В зрелых возрастах волевая регуляция имеет собственный путь
развития: плавный, последовательный - с изменениями в
положительную сторону; неравномерный путь, со взлетами и падениями
проявлений волевой регуляции, проявляется значительно реже; с
интегративными тенденциями в волевой регуляции, определяющими
управление собой и своей деятельностью, направленный на
преодоление трудностей в разных видах деятельности человека.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  1. Провести ретроспективный анализ подходов к пониманию
    волевой регуляции в психологии и обосновать актуальность и
    значимость исследования.

  2. Обобщить современные подходы становления волевой
    регуляции и обосновать теоретико-методологические предпосылки
    исследования, раскрыв ее специфическое содержание.

  3. Разработать концепцию генезиса волевой регуляции как
    целостного интегрального образования и ее теоретическую модель.

  1. Провести эмпирическое исследование генезиса

волевой регуляции на протяжении всех возрастов, изучить и выявить особенности ее развития в разные возрастные периоды и в различных социальных ситуациях, ее сензитивные периоды .

  1. Рассмотреть особенности критических периодов возрастного
    развития в контексте становления волевой регуляции личности при
    переходе на последующие этапы онтогенеза.

  2. Выявить и описать психологические особенности генезиса
    волевой регуляции личности в кризисные периоды на протяжении всех
    возрастов.

8. Разработать принципы и основные направления
психопрофилактической работы практических психологов с людьми

9

разных возрастов в кризисные и стабильные периоды возрастного развития.

9. На основе разработанной модели сформулировать ряд

, практических рекомендаций по развитию волевой регуляции личности.

Методологическую основу исследования составили работы
отечественных и зарубежных психологов, раскрывающие

деятельностный (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.ГАнаньев, Л.И.Божович, А.В. Петровский), а также субъектный подход в развитии личности (КЛ.Абульханова-Славская, В.А.Петровский, В.И.Слободчиков и т.д.)., представления об условиях психического развития личности, основных характеристиках возрастных периодов детства, закономерности становления личности (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В. Запорожец, М.И.Лисина, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин), системный характер качеств личности ( Л.ИАнцыферова,

А В.А.Петровский, Н.И.Рейнвальд и др.), а также концепции четырех

культурно-исторически обусловленных реальностей существования человека (В.С.Мухина) способного самостоятельно решать проблемные ситуации в жизненно важных сферах через индивидуальную систему личностных смыслов. Человек как личность способен организовать свою волю и действовать сознательно.

В качестве теоретического основания исследования выступают основные методологические принципы отечественной психологии: единство сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев), принцип развития (П.П.Блонский, Л.С.Выготский), закономерности становления личности

(Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В. Запорожец, М.И.Лисина, А.В.Петровский, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин), основные характеристики возрастных периодов детства (И.В.Дубровина, А.В.Захарова, Л.Ф.Обухова, М.В.Осорина, В.А.Петровский, В.И. Слободчиков), представления об условиях психического развития

10

личности ( О.В.Дашкевич, В.А.Иванников, В.С.Мухина, А.В.Петровский).

Основу исследования составляют фундаментальные труды

С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, Л.И.Божович, их последователей, а

также взгляды на ход психического развития, проблему критических

периодов.

Этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось в

период с 1993 по 2002 г.г.

На первом этапе (1993-1996гг.) был осуществлен методологический

анализ психологических подходов к изучению становления волевой

регуляции у детей и взрослых, определена ее структура, выделены

звенья, созданы экспериментальные методики для изучения проявлений

волевой регуляции.

На втором этапе (1997 - 1999г.г.) осуществлена апробация методик,

получены психологические характеристики детей и подростков группы

риска, выделены особенности становления волевой регуляции и

развития воли у детей группы риска.

На третьем этапе (2000-2002 г.г.) были обобщены и сформулированы в

виде концепции, выдвинутые ранее теоретические положения и

полученные эмпирические данные по становлению волевой регуляции у

детей и взрослых. Одновременно проведено эмпирическое

исследование на выборке руководителей высшего звена, проходивших

курсы повышения квалификации и подготовки кадров Академии

народного хозяйства при правительстве РФ. Подготовлены учебные

пособия, книги, монографии, статьи по результатам проведенных

исследований. На этом этапе была завершена подготовка рукописи

диссертации.

Эмпирическая база исследования. На различных этапах исследования в

нем принимали участие следующие категории испытуемых. Дети группы

риска от 3 до 16 лет, попавшие в учреждения социально-педагогической

поддержки Люберецкого района - (690 человек). Руководители высшего

и

звена, слушатели курсов подготовки руководящих кадров и повышения квалификации - 270 человек. Психологи, учителя, социальные педагоги -500 человек. Эмпирическая часть исследования основана на психодиагностических данных в общей сложности более 1300 человек. НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ

Представлена целостная концепция генезиса волевой регуляции как процесса, характеризующегося функциональной своеобразной структурой и определенной логикой становления ее составляющих в разные возрастные периоды. Структурно - динамическая модель генезиса волевой регуляции отражает механизмы ее становления.

Проведено комплексное исследование психологических особенностей и условий становления волевой регуляции на протяжении длительного периода развития человека, рассмотрен и подробно описан переход на новый этап возрастного развития как целостного интегрального образования критических и стабильных периодов развития.

На основе анализа становления личности, выделения ее личностного уровня и полученного эмпирического материала нами разработана концептуальная модель генезиса волевой регуляции, которая объединяет личностный уровень регуляции, связанный со способностью субъекта «выходить за пределы»: «человек в собственной деятельности способен выходить за пределы непосредственной жизни» ( С..Л.Рубинштейн ), «выход за пределы собственной личности» (В.Э.Чудновский), «выход за пределы ситуации» (В.А. Петровский).

В исследовании подтверждено и расширено представление о том, что функциональная структура волевой регуляции представлена тремя звеньями: 1) мотивационно-побудительным, компонентами которого выступают намерения, мотивы и цели; 2) исполнительским, охватывающим разнообразные способы осуществления волевой регуляции; 3) оценочно-результативным, включающим глобальные и

12

парциальные результаты волевой регуляции и их оценки. Функциональная структура волевой регуляции является единой на протяжении всей жизни человека.

Впервые выстроена единая линия становления волевой регуляции; выявлены сензитивные периоды развития функционирования ее звеньев, определены особенности ее проявления в разных возрастных периодах развития, в том числе кризисных и стабильных.

Впервые показано, что в условиях возрастного кризиса личностного развития волевая регуляция отличается своеобразием проявлений, которые влияют на успешность выполнения любой деятельности.

Выявлена роль содержательных характеристик деятельности, целевых стратегий в становлении волевой регуляции, антиципации ее результатов, значимости на примере руководителей высшего звена.

Установлено, что становление компонентов волевой регуляции подвержено универсальному закону дифференциации и интеграции: их развитие происходит в направлении от слитного функционирования в более ранних и дошкольных возрастах к ярко выраженной дифференциации в школьных возрастах и к интеграции уже на новом уровне в целостную структуру в старших возрастах. Интеграция целостной структуры волевой регуляции взрослого человека не остается постоянной: в отдельные кризисные моменты развития личности она проявляется более выраженно, в другие - более дифференцированно. Выявлена особая роль в становлении волевой регуляции, начиная со старших школьных возрастов и в зрелых возрастах, ее исполнительского звена, обеспечивающего, с одной стороны, реализацию мотивов и целей волевой регуляции, с другой стороны, достижение ее результатов.

Впервые выявлена и описана специфика переходных периодов становления волевой регуляции, начиная с непроизвольного уровня регуляции к произвольному, переходя от произвольного к волевому, а

13

затем к личностному уровню ее развития.

Нами выделено, что внешними результатами волевой регуляции
являются конкретные достижения человека: победы, достижения,
* успехи и т.д. Внутренними результатами являются изменения,

произошедшие в самой личности: появляются определенные волевые
качества, новое отношение к себе, развитие своих возможностей,
повышение собственной компетентности, профессионализма,

эмоциональной устойчивости в профессиональной деятельности, в достижении изменений собственной личности. Человек, достигающий успеха в деятельности, преодолевая трудности, не только развивается и создает новые результаты, но и самореализуется в жизни, стремится к самоутверждению.

Предложена теоретическая модель волевой регуляции, которая
значительно расширяет и конкретизирует представления современной
^ психологической науки о генезисе волевой регуляции.

Полученные нами эмпирические результаты позволили

экспериментально проверить гипотезы становления волевой регуляции в отдельные возрастные периоды и дополнить ее особенности следующим новым содержанием:

  • мы ввели и конкретизировали характеристику личностного уровня
    регуляции как проявления волевой регуляции;

  • используя факторный анализ, мы охарактеризовали
    следующие виды стремления к самоутверждению, порождаемые
    волевой регуляцией: первый - стремление к совершенству в
    профессиональной деятельности, становлению карьеры, достижению
    успеха, высот в социальном статусе, что требует приложения сил,
    энергии, но проявляется через компромиссы, и второй - стремление к
    достижению личностного превосходства, признание личных заслуг
    окружающими, желание достичь более высоких результатов, жажда
    славы, уверенность в собственном превосходстве, то есть то, что

14

мешает выбору правильных стратегий самоутверждения и порождает стремление к риску, приводит к разрушению здоровья, эмоциональной неустойчивости, на которые человек идет осознанно. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Представленный в исследовании подход к генезису волевой регуляции и раскрытые особенности ее формирования в критические периоды, позволили определить, что детерминантой развития волевой регуляции у человека является потребность в самоизменении и усвоении способов мобилизации своих возможностей, выработка умения приспосабливаться к новым условиям трудовой деятельности, стремление быть конкурентноспособным, овладевать приемами успешной руководящей деятельности, а также научно обосновать пути и средства направленного влияния на становление этого личностного образования.

Выявленные в исследовании данные об особенностях становления волевой регуляции в критические и стабильные периоды возрастного развития человека прямо отвечают задачам практики, поскольку направлены на формирование активной, самостоятельной личности, готовой к встрече с новой жизненной ситуацией, умеющей управлять собой для достижения успехов в деятельности, преодолевать трудности, проявлять настойчивость в достижении поставленных целей.

Предложены диагностические методики и программы экспериментального изучения и определения уровней развития волевых качеств в разные возрастные периоды развития человека, которые могут быть использованы психологами в психологическом консультировании, в обучении и воспитании детей, при подборе руководящих кадров, подготовке специалистов, развитии конкурентноспособной личности.

Полученные в исследовании данные о генезисе волевой регуляции при переходе на новый возрастной этап развития как интегральном личностном образовании критических периодов могут стать основой

15

развивающих программ и решения целого ряда научно-практических, психолого-педагогических и практических задач.

Результаты десятилетнего исследования генезиса волевой регуляции и разработанная на их основе концептуальная модель были многократно использованы непосредственно автором в исполнении обязанностей руководителя высшего звена, а также для повышения квалификации руководителей высшего звена. Выводы и предложения, сформулированные на основе авторских исследований, являются базовыми для ряда программ обучения.

Результаты исследования послужили основой для разработок курсов лекций для студентов вузов и слушателей Институтов повышения квалификации по проблемам психологии управления, психологии развития, генезиса волевой регуляции. Материалы легли в основу составления лекционных курсов и спецкурсов по формированию психологических механизмов волевой регуляции в разные возрастные периоды, а также курсов общей, возрастной психологии и психологии личности, конфликтологии при подготовке педагогов - психологов, социальных педагогов, аспирантов, государственных служащих в МГОПУ, МОПУ, УРАО, ИГЖ и ПРНО МО, Академии народного хозяйства при правительстве РФ, Академии стандартизации РФ (учебной).

Разработаны и опубликованы методические рекомендации для руководителей по формированию у себя волевых качеств, умению владеть собой, выбору стратегий при достижении целей, приводящих к успеху деятельности. Данные методические рекомендации используются при аттестации руководящих работников государственной службы в управах, префектурах г. Москвы, управлениях, министерствах.

Основные положения и результаты исследования получили свое отражение в учебных пособиях «Социально-педагогическая поддержка детей группы риска» (2002) - для студентов, обучающихся по специальности «социальная педагогика», «Качества личности

16

руководителя и успех деятельности» (2001) - для студентов высших учебных заведений, «Волевая регуляция деятельности и поведения человека» (лекции спецкурса, 2001), монографии « Генезис волевой регуляции» (2002).

Теоретические положения, методические рекомендации, эмпирические факты исследования послужили основанием для консультационной и психокоррекционной работы автора с детьми и взрослыми; для чтения лекций, семинаров, выступлений перед учителями, родителями, врачами, руководителями среднего и высшего звена регионального и муниципального уровня, на августовских совещаниях руководителей образовательных учреждений и районного управления Москвы и Московской области.

Достоверность результатов исследования и обоснованность выводов обеспечивается: разработанностью адекватного методического аппарата, соответствием методик разработанному методологическому подходу; репрезентативностью и объемом выборки респондентов; качественной и количественной обработкой экспериментальных данных и статистической значимостью полученных закономерностей; использованием математических методов обработки материала на основе корреляционного и факторного анализа, а также t-критерия Стьюдента. ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Структурно-динамическая модель волевой регуляции, отражающая
понимание ее психологической природы, структуры и функций.

2. Личностный уровень произвольной регуляции - волевая регуляция -
который несет в себе такие ее особенности, как: осознанность,
намеренность, принятие решений, идущих от самого субъекта,
приобретая вместе с тем ряд дополнительных характеристик:
использование субъектом способов самоуправления в условиях
преодоления субъективных и объективных трудностей при наличии

17

содержательных и динамических изменений, происходящих в мотивационно-побудительной сфере волевой регуляции

  1. Генезис волевой регуляции осуществляется во всех возрастных
    периодах в трех направлениях: мотивационно-побудительном,
    исполнительском и оценочно-результативном. Каждое из этих
    направлений выступает определенным звеном функциональной
    структуры волевой регуляции и характеризуется комплексом
    специфических показателей, вносящих свой вклад в ее развитие;
    наибольшая функциональная нагрузка в осуществлении волевой
    регуляции падает на исполнительское звено, обеспечивающее субъекта
    средствами реализации целей и достижения запланированных
    результатов.

  2. Научное обоснование относительно стабильных и кризисных периодов
    становления волевой регуляции в отдельные возрастные периоды,
    которое доказывает, что кризисы развития личности существенно
    изменяют проявления волевой регуляции: они определяют
    относительно стабильные периоды становления волевой регуляции в
    деятельности и поведении человека, и периоды резкого изменения,
    разрушения установившейся стабильности ее воздействия, что и
    приводит к появлению новых механизмов ее действия, выводя человека
    на более высокий уровень личностного развития. Возрастные кризисы в
    каждом периоде развития человека являются своего рода
    препятствиями, которые личность может пройти более или менее
    успешно. Кризисы закаляют «волю» человека, способствуют умению
    овладевать собой, своим поведением, проявлять волевые качества,
    характеризуют его как личность, способную преодолевать трудности и
    препятствия, возникающие на пути.

5. Детерминантами генезиса волевой регуляции выступают: возраст,
социальная ситуация развития, содержание деятельности, статусное
положение человека. Неблагоприятная социальная ситуация

18

воспитанников социально-педагогических учреждений оказывает влияние на ее проявления на протяжении всех возрастов. У воспитанников более длительное время наблюдается влияние непроизвольной регуляции, отстает появление произвольной регуляции и новообразований, связанных с ней. Позднее у них появляется положительное влияние кризисов детства на становление волевой регуляции.

  1. Волевая регуляция играет важную роль в деятельности каждого
    человека, но особенно значителен ее вклад в деятельности
    руководителя. Чем более успешен руководитель, тем ярче в его
    личности проявляются волевые качества. Успех деятельности
    руководителя во многом определяется уровнем сформированности
    волевых качеств, его волевой сферы.

  2. Становление волевой регуляции в зрелых возрастах у руководителей
    высшего звена детерминировано влиянием возраста и их
    профессионализма. Молодые, с недостаточным опытом, так и зрелые,
    опытные руководители высшего звена являются успешными, если
    проявляют высокий уровень определенных волевых качеств
    (настойчивости, целеустремленности, решительности, смелости и др.).
    Выявлено два результата волевой регуляции, которые проявляются в
    самоутверждении. Внешний результат - получение конкретных
    результатов, достижений в профессиональной деятельности,
    становлении карьеры, достижении успеха, высот в обществе, что
    требует приложения сил, энергии, направленных на компромиссы,
    приспособление. Внутренний результат - изменение самой личности -
    направлен на достижение личностного превосходства, признание
    личных заслуг окружающими, стремление достичь высоких результатов,
    жажда славы и ее удовлетворенность, уверенность в собственном
    превосходстве, что затрудняет выбор эффективных стратегий
    самоутверждения и проявляется в склонности к риску, разрушению

19

здоровья, эмоциональной неустойчивости, постоянному напряжению, на которые взрослый человек идет осознанно.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для решения поставленных в исследовании задач применялся комплекс широко используемых в современной психологии методов и конкретных методик, охватывающий разные возрастные периоды развития человека: наблюдение, беседа, анкетирование, тесты, опросники, эксперимент.

В соответствии с методологией исследования был разработан и использован адекватный задачам методический инструментарий: методика «Нерешаемая задача» ( ТТИШульга), анкета «Определение волевых качеств» (Т.ИШульга) - основана на методе экспертных оценок, выявляет уровень развития 11 волевых качеств во всех возрастах; экспериментальные сочинения, тест «Волевой ли вы человек» для определения стратегий, направленных на достижение целей; самоанализ волевых качеств и индивидуальных стилей деятельности и руководства.

Для решения поставленных задач и подтверждения гипотез разработана экспериментальная программа изучения проявления волевых стратегий у руководителей разных звеньев, которая включала следующие методики: тест С.Томаса «Мы и конфликты», тест на выявление ассертивного поведения, тест на определение стратегий самоутверждения ( Р.А. Альберти и М.Л. Эммонса в обработке Е.П.Никитина и Н.Е.Харламенковой), тесты «Мотивация достижений», «Мотивация к успеху», «Мотивация к избеганию неудач», «Готовность к риску», «Настойчивость», тест «Смысложизненных ориентации» (Д.А. Леонтьева), тест Р.Кеттела, опросники «Личность госслужащего в кадровой работе» (И.А.Панарина), «Личность руководителя» ( А. Шестакова). Полученные экспериментальные данные подвергались математической

20

обработке (использовался корреляционный и факторный анализ, Т-критерий Стьюдента).

Надежность и достоверность результатов обеспечена адекватностью выбранных методов предмету и задачам исследования, взаимопроверкой полученных результатов с результатами других авторов, единством количественного и качественного анализа результатов исследования, использованием современных методов математической статистики. Результаты исследования апробированы в работе преподавателей вузов, факультетов повышения квалификации, специалистов учреждений образования, социальной защиты. АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ

Результаты исследования докладывались на 7 научно-практических конференциях по проблемам психологии управления, эмоционально-волевой регуляции деятельности руководителей в период 1998-2002 г.г. в Санкт-Петербурге, Москве. По материалам диссертации сделаны научные доклады на заседаниях кафедры психологии Московского открытого педагогического университета им. МЛШолохова, Академии стандартизации, метрологии и сертификации (учебная) гМосквы, на кафедре основ управления Академии народного хозяйства при правительстве РФ.

Основные положения и результаты исследований представлены в
учебной работе ряда вузов страны (Пятигорска, Нальчика, Санкт-
Петербурга, Москвы). На их основе разработаны программы курсов:
«Конфликтология», «Успех деятельности», «Волевая регуляции
деятельности и поведения человека», «Психология управления» для
^ Щ студентов Университета Российской академии образования (1999-

2002г.п), Московского государственного областного университета (1999-2001), а также для слушателей факультетов повышения квалификации.

Материалы исследования использованы в программах и учебных курсах, практикумах подготовки студентов психологических факультетов,

21

слушателей факультета повышения квалификации управленческого звена Академии стандартизации, метрологии и сертификации (учебной), на кафедре управления Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области. По материалам исследования опубликовано более 30 печатных работ, в том числе 1 книга на иностранном языке, общий объем научных публикаций автора составляет более 70 п.л.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, библиографии, включающей более 400 наименований, из них на иностранном языке около 100, и приложения. В приложении представлены методики, использованные в исследовании, данные корреляционного и факторного анализа, а также t- критерия Стьюдента. Диссертационное исследование включает 7 графиков, 4 рисунка.



следующая страница >>