microbik.ru
1

Дисциплина «Системная технология – целостный подход»


М.М. ТЕЛЕМТАЕВ, Н.Н. НУРАХОВ1

Российская экономическая академия, Москва

1Российский научный центр «Курчатовский институт», Москва
ДИСЦИПЛИНА «СИСТЕМНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД»
Предложена апробированная в других отраслях инновационная дисциплина, направленная на формирование целостности мышления и практики обучаемого в высшем, дополнительном и послевузовском образовании. Сформирована на основе соответствующего научного направления, содержащего целостный метод, целостный подход, метод системной технологии. Могут быть сформированы программы дополнительного и послевузовского образования для подготовки профессиональной элиты.
Требования к квалификации выпускника по направлению «Ядерные физика и технологии» известны. Они описывают комплекс объектов профессиональной деятельности выпускника, в том числе таких, как технологии применения, взаимодействие с окружающей средой, системы управления, математическое моделирование.

Обучаемые подготавливаются к выполнению таких видов профессиональной деятельности, как научно-исследовательская, проектная, экспертная, технологическая.

Дисциплины, обеспечивающие эти требования, разделены, как известно, на циклы:

цикл ГСЭ – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН – общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД – общепрофессиональные дисциплины;

цикл СД – специальные дисциплины, включая дисциплины специализации.

Для решения каждой конкретной профессиональной проблемы выпускник должен уметь объединять знания, полученные из различных дисциплин всех указанных циклов, и получать новое знание, пригодное для решения данной проблемы.

Основная трудность для выпускника при построении такого проблемно ориентированного объединения знаний связана с тем, что по факту в вузах имеет место многодисциплинарная подготовка.

Задача преподавания всех дисциплин как единого комплекса профессиональных знаний объективно существует всегда и, конечно, решается. Ее решение помогает выпускнику в отдельных случаях получать искомое новое знание.

В то же время для будущих условий профессиональной работы студенту необходимо сформировать свой способ продуктивного мышления. Такое мышление позволит ему с учетом вновь получаемых знаний создавать новое знание для решения будущих конкретных профессиональных проблем.

Такой способ мышления нужен и объективно.

В практике любой профессии каждая конкретная профессиональная проблема уникальна, представляет собой комплекс проблем. Для ее решения нет готовой методики, нет готовой теории, нет, зачастую, и профессионального мировоззрения. Следовательно, здесь малопригодно репродуктивное мышление, основанное на применении только ранее полученных знаний для решения проблем. Основные инструменты, применяемые для формирования разных способов мышления, – системы, технологии, модели.

Усилить эффект формирования продуктивного целостного мышления может предлагаемая здесь дисциплина, объединяющая возможности систем, технологий и моделей. В качестве такой основы использовано авторское научное направление «Системная технология – целостный подход» или «системная технология – complete-подход», содержащее философию и методологии теории и практики целостной продуктивной деятельности [1,2]. Конечный результат применения – целостная продуктивная деятельность в форме системной complete-технологии.

Научно-философское определение направления: развитие целостной картины продуктивной деятельности и соответствующих ей воззрений на науку и практику целостной продуктивной деятельности.

Общий тезис: от картины научного и прикладного знания требуется, чтобы это знание приводило к целостной и продуктивной деятельности.

Общая проблема – из-за отсутствия целостности решений, проектов, программ, политик огромные затраты на их создание и реализацию непродуктивны. Значительную часть полученных решений, проектов, программ, политик невозможно реализовать, даже если строго следовать разработанному регламенту. Нужна методология целостности деятельности по формированию и реализации решений, проектов, программ, политик (внешний методологизм).

Образовательная проблема – из-за отсутствия целостности мышления и практики выпускника огромные затраты на образование (его собственные и государственные) непродуктивны. Значительную часть полученных знаний выпускник не сможет использовать, даже если он будет работать строго по специальности. Нужна, конечно, целостность образовательных программ и дисциплин, но более важна целостность мышления и практики выпускника (внутренний методологизм).

Вопросы целого, целостности, продуктивности деятельности рассматриваются во многих теоретических и прикладных направлениях и теориях:

- диалектическая триада Гегеля; труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина;

- субъектно-деятельностный подход С.Л. Рубинштейна; деятельностный подход А.Н. Леонтье­ва; культурно-исторический подход Л.С. Выготского;

- имеющиеся целостные подходы в философии, кибернетике, педагогике, психологии, биологии, социологии, культурологии, управлении;

- теория происхождения жизни А.И. Опарина; труды А.И. Берга; математические модели Н.Н. Моисеева и В.И. Чернецкого; концепция ноосферы В.И. Вернадского и Э. Леруа;

- теории систем, технологий, моделирования; системный подход, системный анализ; технологический подход, технологическое прогнозирование; прикладные модели процессов и структур, систем и технологий;

- продуктивное мышление и гештальтпсихология М. Вертгеймера; мир-системный анализ Валлерстайна, системная социология И. Лумана;

- холизм, элементаризм, эклектизм, редукционизм, внутренний и внешний методологизм.

Наиболее продуктивным оказался анализ следующих концепций и теорий:

- теоретико-философских: гегелевская триада «тезис – антитезис – синтез»; деятельностный подход; целостный подход;

- теоретико-прикладных: продуктивное мышление, теории систем, технологий и моделирования и прикладные работы в этих областях.

Этот анализ привел к выводу о возможности создания методик теории и практики целостной деятельности (решение проблемы внешнего методологизма). Показано также, что для реализации теории и практики целостной деятельности возможно формирование продуктивной целостности мышления и практики специалиста (решение проблемы внутреннего методологизма).

Дополнительно были созданы отсутствовавшие ранее теоретико-философская основа в виде целостного метода, а также методологические подходы к созданию на основе целостного метода целостной продуктивной деятельности с совокупным использованием возможностей систем, технологий, моделей.

При построении структуры целостного метода использована совокупность стадий продуктивного мыслительного процесса по гештальтпсихологии М. Вертгеймера: возникновение темы – осознание проблемы – работа над решением проблемы – возникновение идеи решения – исполнительская стадия.

Работа была направлена не на обобщение имеющихся результатов с целью получения более общего знания, а на интеграцию имеющихся результатов и разработку недостающих фрагментов знания для формирования продуктивного мышления специалиста, применимого в практике.

Формирование продуктивного мышления должно сочетаться с созданием целостности мышления и практики специалиста, означающей целостное единство профессионального мировоззрения, методологии и методик практического решения профессиональных проблем.

Целостный метод содержит дескриптивную и нормативную части, которые дают возможность формировать соответствующие части методологий теории и методологии практики.

Показано, что целым является совокупность частей среды, имеющая собственный код и метод выживания, сохранения и развития. Разработаны представления о части целого, понятие ядра целого, видов целого и целостности.

Разработан комплекс постулатов целого и целостности, а также структура целостного метода.

Целостный подход как методология целостной теории содержит Принцип и Закон целостности, Закон и Принципы развития целого, совокупность общих моделей целого. В качестве методической основы содержит комплексы процедур восприятия и воздействия.

Метод системной технологии как методология целостной практики включает в себя типовую модель этапа построения практической системной технологии, ключевую процедуру метода, общую конструкцию метода системной технологии, его блоки и модули.

Включает в себя также процедуры конструирования прикладного метода системной технологии для решения практических задач целостности решений, проектов, программ, политик, идей, замыслов, систем, технологий.

Рабочее название дисциплины «Системная технология – целостный подход».

Цель – формирование инновационного качества исследователя, инженера, менеджера, экономиста в сфере ядерных физики и технологии – целостности мышления и практики.

Достижимые результаты:

- навыки и компетенции продуктивного целостного решения профессиональных проблем;

- практическое искусство создания и развития целостности исследовательских, инженерных, социальных и бизнес-проектов;

- умение интегрировать полученные знания для решения профессиональных проблем и дифференцировать их для решения локальных задач.

Освоение дисциплины способствует:

- повышению профессиональной и социальной мобильности специалиста;

- ускоренному освоению новых практик деятельности;

- коммерциализации полученных ноу-хау и других результатов.

Метод преподавания – совместная работа преподавателя и обучаемого в следующей форме.

Преподаватель в интерактивном режиме проводит лекции и семинары для изучения теории и практики системной технологии, адаптированные к обучаемой группе.

Обучаемый для выполнения самостоятельной работы по плану выбирает определенную профессиональную проблему, для которой он находит целостное решение в процессе обучения.

Каждый этап решения проблемы обсуждается на семинарах, на лекциях преподаватель адаптирует изложение материала к наиболее важным для данной аудитории вопросам методики целостного решения проблемы.

Самостоятельная работа проверяется преподавателем с выставлением оценки. Дополнительно к СРС может выполняться курсовая и научная работа при необходимости более глубокого решения проблемы.

Оптимальный объем курса: лекции – 32 ч, семинары – 32 ч, самостоятельная работа студента, курсовой проект, научная работа.

Оптимальное место дисциплины в учебном плане:

- бакалавра – цикл Общепрофессиональные дисциплины,

- магистра – цикл Дисциплины направления,

- специалиста – цикл Общепрофессиональные дисциплины.

Имеется разработанная рабочая программа дисциплины «Системная технология – целостный подход», включающая учебно-методическое обеспечение, подробное содержание изучаемых разделов, задания на выполнение самостоятельных и курсовых работ, научной работы, вопросы для самоконтроля знаний, вопросы к экзамену, зачету, тематический план.

Учебные задачи дисциплины: обучаемый в результате изучения дисциплины должен овладеть практическим искусством создания и развития целостности исследовательских, инженерных, социальных и бизнес-проектов; навыками и компетенциями целостного решения профессиональных проблем исследователя, инженера, менеджера, для чего необходимы:

- знание основ целостного подхода, возможностей метода системной технологии для целостного решения профессиональных проблем и задач исследователя, инженера, экономиста, менеджера в различных предметных областях;

- умение целостно ставить и решать профессиональные проблемы и задачи исследователя, инженера, экономиста, менеджера;

- навыки владения методиками системной технологии формирования и реализации целостных профессиональных решений исследователя, инженера, экономиста, менеджера.

Обучаемый в результате изучения дисциплины должен также изучить опыт целостности мышления и практики в различных предметных областях.

При преподавании предлагается использовать примеры практического внедрения системной технологии в инженерной, управленческой, экономической, социальной, экологической, нормативно-правовой сферах.

Тематический план изучения дисциплины включает следующие разделы.

1. Целостный метод. Основные сведения. Изучается структура целостного метода, постулаты целого и целостности. Задания для самостоятельной работы и на подготовку к практическим занятиям ориентированы на развитие умений и навыков адаптации структуры и содержания целостного метода применительно к профессиональным задачам. Изучаются примеры практического применения теоретических результатов.

2. Системы, технологии, модели. Изучаются возможности построения целостных решений и проектов с применением систем, технологий и моделей для реализации целостного метода.

3. Целостный подход. Изучается Принцип целостности, правила Закона целостности, возможности применения подходов восприятия и воздействия для реализации Принципа целостности и правил Закона целостности. В этом разделе изучаются также правила Закона развития целого и Принципы развития целого. Задания для самостоятельной работы и на подготовку к практическим занятиям ориентированы на развитие умений и навыков применения Принципов целостности, развития целого и правил Закона целостности, Закона развития целого для решения профессиональных задач. Изучаются примеры практического применения Принципов целостности и развития целого, правил Закона целостности и Закона развития целого.

4. Моделирование целого. В этом разделе изучаются Принцип целостности моделирования и общие модели целостной деятельности: модель целенаправленного процесса, общая модель целостного процесса деятельности, общая математическая модель целостной и целой системы, модель жизненного цикла целого, модель грамотности и доступности, модель вложенности сфер деятельности. Изучаются примеры практического применения изучаемых моделей.

5. Метод системной технологии. Изучаются особенности построения метода, его нормативный и дескриптивный разделы, типовая модель этапа, три основные задачи построения целостности деятельности, ключевая процедура метода, формула ключевой процедуры, особенности их решения. Большое внимание уделяется конструированию прикладного метода системной технологии из модулей и блоков общей конструкции, возможности осуществления блочной модели системной технологии. Изучаются примеры практического применения метода.

В процессе возможного взаимодействия с другими дисциплинами и результатами научной деятельности НИЯУ МИФИ могут появиться новые примеры. Например, при решении проблемы выживания, сохранения и развития знания в сфере ядерных физики и технологий.

Один из возможных путей решения этой проблемы – формирование и поддержание целостной модели знания в данной сфере, чему могут способствовать и специалисты, обученные по данному курсу.

Имеющийся задел позволяет сформировать общеуниверситетский образовательный проект 2010 года реализации Программы создания и развития НИЯУ МИФИ «Системная технология – целостный подход», направленный на формирование целостности мышления и практики обучаемых. В данном проекте мог бы быть обобщен опыт преподавания Системной технологии для разных специальностей и созданы методики внедрения соответствующих дисциплин в программы подготовки кадров для:

- ядерно-энергетического и оружейного комплексов,

- фундаментальной и прикладной науки,

- обучения иностранных студентов,

- повышения квалификации и переподготовки кадров,

- развития послевузовской подготовки (аспирантуры, докторантуры).

Могло бы быть предусмотрено и внедрение в дистанционное образование.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Телемтаев М.М. Целостный метод – теория и практика. М.: МСТ, 2009.

2. Телемтаев М.М. Системная технология (системная философия деятельности). Алматы: Интелсервис, 1999.

3. Системная технология – целостный подход [Электронный ресурс]. Сайт профессора Телемтаева М.М. – Режим доступа к ресурсу: http://systemtechnology.ru/


ISBN 978-5-7262-1280-7. НАУЧНАЯ СЕССИЯ НИЯУ МИФИ-2010. Том VI