microbik.ru
1
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Для решения этих задач необходимо:

  • Оказывать воспитывающее и обучающее воздействие на детей на занятиях и в свободной деятельности;

  • Организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой;

  • Создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми.

Для начала необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.

Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Наши дети приходят к нам в старшую группу и для того чтобы понять, что именно они знают, думают, чувствуют, мы используем беседы, дискуссии, что позволяет избежать передачи уже известных им знаний. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, мы выделяем направления, по которым необходимо провести специальное обучение, и выбрать адекватную методику (занятия, игра, чтение, беседа, мультфильм).

Программа по безопасности жизнедеятельности включает в себя 5 разделов.

I раздел. Ребёнок в общении с другими людьми.

II раздел. Ребёнок и природа.

III раздел. Ребёнок дома.

IV раздел. Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.

V раздел. Ребёнок на улицах города.

(Примерная тематика занятий по разделам в приложении)

1 раздел – «Ребенок в общении с другими людьми»

Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми, мы проводили с детьми специально подготовленные игры – драматизации, используя образы сказочных персонажей или сказки о животных с благополучным окончанием.

Целесообразно разыгрывать разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми. В игровые тренинги мы включали разного рода “уговоры”, привлекательные обещания. (пример с Сашей О.) Разыгрываемые для малышей ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например “Волк и семеро козлят”.

Для формирования более точного понимания того, кто является “своим” и “чужим” человеком, мы проводили небольшой тест - просили изобразить на одном рисунке тех людей, кого они считают “своими” (мама, папа, бабушка и т. д.), а на другом рисунке – чужих, посторонних (продавца, прохожего и т. д. ). Если ребёнок изобразил на первом рисунке, помимо членов семьи, кого-то еще, например: воспитателя, подругу мамы, друга – объясняли, что такие люди называются “знакомыми”. Потом предлагали нарисовать их на третьем рисунке.

Мы проводили аналогичную игру “Свой, чужой, знакомый” с мячом (дети в кругу, водящий бросает поочередно мячик каждому ребёнку, приговаривая: “ знакомый” или “чужой” или “свой”). Ребёнок называет соответствующего человека.

По этому разделу у нас в группе есть подборка иллюстраций, книги. У нас есть папка с подборкой иллюстрированного материала (общение – взрослые и дети).

В работе можно использовать такие дидактически игры: «Кто из этих людей твои родственники», «Кто лишний», «Как можно закончить предложение», «Угадай по признаку» (речевые игры из книги С.И. Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников», стр.83, лексическая тема «Дом. Семья»).

2 раздел «Ребенок и природа».

В процессе непосредственно образовательной деятельности и в свободное время мы знакомили детей с такими понятиями: живая природа, неживая природа, необходимость ее оберегать, знакомили с правилами поведения при отдыхе на природе.

В работе используем книгу «Жизнь без опасности», там представлен неплохой иллюстрированный материал. В разделе неживая природа мы знакомили детей с природными катастрофами - наводнение, ураган, лесной пожар, гроза. Использовали иллюстрации, мультимедийные презентации, знакомили детей с правилами поведения в различных ситуациях.

Мы познакомили детей со съедобными и несъедобными грибами (непосредственно организованная деятельность), лекарственными и ядовитыми растениями и ягодами (беседы в совместной деятельности). Проводили беседы о бездомных животных, правилами поведения при общении с ними: «Кошка и собака – наши соседи. А если они бездомные?». В этой беседе мы затрагивали такой нравственный аспект как ответственность за жизнь домашних животных.

В прошлом году мы проводили с детьми интегрированное занятие «Экологическая тропинка»- это было итоговое мероприятие, в которое мы включали различные ситуации, которые ребенок должен был решить (по теме «Ребенок и природа»), закрепляли знания о полезных и опасных растениях. Наши дети участвовали в региональном конкурсе рисунка «Земля глазами ребенка».

В группе мы оформляли стенгазету для родителей ***************

В работе по этому разделу мы пользовались играми по экологическому воспитанию такие как : «Что сначала, что потом» (периоды развития растения); «Опиши по схеме»; «Третий лишний»; «Кто, где живет»; «Что перепутано» и другие. В своей работе по этому разделу используем проведение экскурсий, наблюдения. Планируем провести весной с детьми и родителями итоговое мероприятие - праздник «День Земли».

Подобран материал для консультаций родителям « ПОСМОТРИ И ВПИШИ ТЕМЫ!!!! »

3 раздел «Ребенок дома»

Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

- предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы);

- предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож);

- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).

Это объясняем детям и родителям. Для предупреждения опасных ситуаций мы знакомили детей с основной группой пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться детям. Организуя беседу, использовали соответствующую детскую литературу (“Кошкин дом” С. Маршака, “Путаница” К. Чуковского, “Жил на свете слонёнок” Г. Цыферова или более сложные произведения Б. Житкова, Л. Толстого). Совсем недавно наши дети посмотрели спектакль Абаканского театра «День рождение кота Леопольда» как раз о правилах пожарной безопасности, после спектакля мы беседовали с детьми, нарисовали те моменты спектакля, которые больше всего запомнились детям.

Можно завести тетради для каждого ребёнка, в которых они должны нарисовать, что, по их мнению, делает пожарный, милиционер, врач. Там же написать соответствующий телефон (“01”, “02”, “03”). Обсуждать нарисованное. В результате работы над заданиями (по трём темам дети должны научиться громко и ясно называть свои имя, фамилию и домашний адрес, а также знать номера телефонов нужной службы спасения). Эту работу мы планируем провести позже, когда у детей уже будут накоплены знания. Мы используем игрушечный телефон, чтобы дети научились набирать “01”, “02”, “03”, разыгрываем в группе различные ситуации. К этому разделу можно отнести непосредственно организованную деятельность по теме «Профессии» - где мы говорили о профессии врача, пожарника, полицейского.

По этому разделу у нас есть презентация по теме «Электроприборы», мультфильм мудрой совы про электричество, которые мы использовали на занятиях. Так же по этой теме мы проводили занятие про «Доброе электричество»,(конспект этого занятия составляла Ю.В. Устюгова), которое очень понравилось детям – ведь там они проводили эксперименты – заставляли «прилипать» шарик к стене, могли как настоящие волшебники поднять бумажных бабочек в воздух. В прошлом году наши дети нашей группы принимали участие в мероприятии АБАКАЕЭНЕРГО . Участвовали в викторине, конкурсе рисунков, были награждены грамотами.

По пожарной безопасности составлен проект «Чтобы не было беды», работу по которому мы планируем провести после нового года.

Так же в группе есть подборка иллюстраций по этому разделу, конспекты занятий, дидактические игры «Кому, что нужно для работы», «Опасно или нет», «Что лишнее», «Можно - нельзя» и другие.

4 раздел «Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка».

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В.А.Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя".

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни

У нас составлены конспекты занятий, которые помогут расширить представления детей о состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботится о нем, помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических навыков. «Страна волшебная – здоровье!», « С утра до вечера» - о распорядке дня, «Красота тела и души», « Будем стройные и красивые» (осанка), «Чтоб родные зубки мог ты дольше сохранить», конспект развлечения «Хорошее настроение».

Родители нашей группы приняли участие в конкурсе стенгазет «О здоровье с пеленок», где поделились опытом семейного активного отдыха. В прошлом году наши родители принимали участие в городской конференции, где так же делились опытом по формированию здорового образа жизни.(семья Кривовяз «Путешествие – активный отдых»).

Эмоциональное благополучие это тоже очень важный аспект, и в этом плане мы так же проводим работу. Игры по эмоциям «Исправь ошибку» (Карабас веселый, Буратино - злой); «Угадай по признаку» (определение эмоции по описанию); «Азбука эмоций» (подборка иллюстраций, фотографий детей и животных); игры –тренинги «Как поступить» и многое другое.

5раздел «Ребёнок на улицах города»

Мы много внимания уделяем формированию знаний о безопасности на дорогах.

Были проведены ряд занятий «Улица и пешеход», «Проезжая часть», «Наш друг - Светофорик». В свободное время рассматривали с детьми иллюстрации , беседовали о различных ситуациях на дороге, в транспорте, решали проблемные ситуации, обыгрывали их на макете города. Одно занятие было посвящено знакам «Знаки дорожные – знать каждому положено!». Наши дети вместе с родителями выполняли следующее задание – нарисовать дорогу от дома до детского сада, нарисовать знаки, которые встречаются на пути, составить рассказ о том, как безопасно можно добраться до детского сада.

По этой теме у нас большое количество как методического материала, так и детской литературы, викторина с тестами- компьютерный вариант, конспекты занятий; развлечений. Макет для обыгрывания ситуаций, экскурсии, сценарии праздника по правилам дорожного движения.

Оформлена папка по правилам дорожного движения. Для родителей подобраны памятки о правилах поведения на дороге и в транспорте.

Итак, можно сделать выводы, что для проведения занятий по “Основам безопасности жизнедеятельности дошкольников”, можно использовать беседы, эксперименты, тренинги, наглядность, сюжеты из жизни, художественные произведения, игры, работы в тетрадях, рисование на различные темы.

Но нужно помнить, что главное – это личный пример воспитателей, родителей, и просто взрослых людей.