microbik.ru
1
О КЛАССИФИКАЦИИ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ СО СТОРОНЫ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ

Довгополов Е.Ю.


Центр исследования проблем российского права «Эквитас» (г. Москва)

e-mail: Degor@pochta.ru
Незаконная миграция населения, являясь частью международной миграции, представляет собой «индивидуальное или коллективное нарушение порядка въезда в страну, порядка передвижения, выбора места пребывания и жительства, порядка выезда из страны, установленного российским законодательством для иностранных граждан и лиц без гражданства, а также использование российскими гражданами нелегальных способов пересечения Государственной границы Российской Федерации» [13, с. 7 – 8]. Незаконная миграция тесно взаимосвязана с другими правонарушениями различной степени общественной опасности. Разнообразные проявления незаконной миграции затрагивают все жизненно важные интересы личности, общества и государства в наиболее значимых сферах (экономика, государственная целостность, демография, религия, экология, политика и т.д.). Незаконная миграция за последние двадцать лет стала одним из направлений деятельности транснациональных организованных преступных формирований. Отлаженные каналы незаконной миграции зачастую используются для трафика наркотиков, контрабанды оружия, перемещения средств террористической деятельности и т. д. [4]. Совокупный доход преступных сообществ от незаконной миграции, по некоторым данным, составляет от 10 до 12 миллиардов долларов США в год. Исходя из этого, представляется весьма актуальным научно-теоретическое и научно-практическое изучение вопросов влияния незаконной миграции на национальную безопасность России. Наиболее распространенным подходом в данной сфере является исследование такого влияния через рассмотрение угроз национальной безопасности со стороны тех или иных явлений и процессов [2; 5; 11, с. 27 – 45; 12]. Как отмечает В.П. Кириллов, угрозы безопасности – это процессы, предшествующие наступлению вредных для личности, общества и государства последствий [6, с. 18]. «Следовательно, понятие угрозы национальным интересам можно определить как процесс наступления таких изменений в состоянии личности, общества и государства, которые оцениваются, как создающие помеху или делающие невозможной реализацию жизненно важных для населения страны интересов» [6, с. 18].

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации со стороны незаконной миграции представляется целесообразным классифицировать и, значит, охарактеризовать по следующим основаниям: по сферам общественных отношений, по степени распространенности, по источнику нанесения вреда, по месту нахождения источника угрозы, по характеру процесса нанесения вреда, по степени сформированности, по степени вероятного ущерба, по степени соответствия реальности.

По сферам общественных отношений угрозы Российской Федерации со стороны незаконной миграции в настоящее время можно различать:

1. В политической и духовной сферах:

1) попытки формирования при помощи международной миграции населения на территории Российской Федерации анклавов по этническому принципу, эскалация межнациональной напряженности. В приграничных пространствах формируются этнические поселения. Представлены они, в основном, национальностями сопредельных с Российской Федерацией государств [14, с. 15];

2) изменение международной миграцией традиционного конфессионального состава населения Российской Федерации.

Конфессиональная экспансия осуществляется за счет притока в традиционно христианские регионы России международных мигрантов нехристианского вероисповедания. Наблюдается рост числа международных мигрантов, исповедующих ислам. Только официально в 1996 году в Российскую Федерацию въехало из стран ближнего зарубежья чуть более 34 тыс. человек, исповедующих ислам, а в 1997 году эта цифра уже составила более 60 тыс. человек.

Вместе с тем, если поток мусульман на территорию России с каждым годом возрастает, то количество международных мигрантов-христиан идет на убыль. Это объясняется тем, что, в основном, христиане иммигрируют в Российскую Федерацию из государств ближнего зарубежья (так называемое русскоязычное население). На государственном уровне принята программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом [1].

2. В экономической области:

1) образование зависимости внутреннего рынка труда от иностранных работников по некоторым видам профессий;

2) обострение конкуренции между отечественными и иностранными работниками на российском рынке труда;

3) вывоз денежных средств из Российской Федерации иностранными работниками;

4) незаконная экономическая деятельность (без уплаты соответствующих налогов и пошлин) и ее криминализация;

5) подрыв экономического сотрудничества на уровне приграничных регионов России с сопредельными государствами;

6) увеличение масштабов контрабандной деятельности;

7) неконтролируемый вывоз финансовых средств и сырья;

8) занятие рабочих мест незаконными мигрантами в условиях безработицы местного населения;

9) дезорганизация торговой деятельности и др. [8, с. 62 – 82].

Так, например, незаконные иммигранты из числа китайских граждан на российском Дальнем Востоке [10, с. 66 – 67] создали неконтролируемый рынок товаров и услуг, уклоняются от уплаты налогов, ведут противоправную коммерческую деятельность вплоть до поставки и сбыта наркотиков, оружия, изготовления и продажи фальсифицированных спиртных напитков, поддельных документов, справок, печатей, занимаются незаконной переправкой людей в другие страны, контрабандным вывозом за рубеж валюты, цветных и редких металлов, лекарственных трав и растений, редких животных и птиц.

3. В социальной области:

1) углубление социальной поляризации населения, накопление взрывоопасного потенциала социальных конфликтов [3];

2) рост числа криминальных группировок, образованных по этническому признаку из числа международных мигрантов;

3) усиление социальной напряженности в обществе;

4) пользование несоздаваемыми социальными благами;

5) образование и активизация радикальных националистических движений, расширение национального и религиозного сепаратизма;

6) возрастание вероятности конфликтов на этнической и религиозной почве.

4. В экологической области: незаинтересованность в соблюдении правил природопользования и, как следствие, нарушение экологического равновесия, возможность возникновения эпидемий и эпизоотий.

Многие из незаконных мигрантов прибывают из стран с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой, где зарегистрированы такие заболевания как чума, холера, малярия, ВИЧ-инфекция, СПИД, брюшной тиф, туберкулез, дифтерия, кожно-венерологические болезни, желтая лихорадка и другие особо опасные и социально значимые инфекционные заболевания. Примером могут служить вспышки эпидемий в приграничных с Китаем районах [9].

5. В демографической области:

1) скрытое перенаселение, демографический рост за счет увеличения рождаемости у международных мигрантов, психологический дискомфорт коренного (титульного) населения.

Снижение рождаемости и рост смертности приводит к убыли титульного населения страны. По данным Госкомстата России, например, с 1970 по 1985 гг. наблюдался рост рождаемости, а с 1990 стабильно снижение: каждый год население сокращается на 700 тыс. человек.

По прогнозам правительства до 2015 года в Российскую Федерацию может переселиться около 4 миллионов человек. Активнее всего переселяются жители Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и др. Во многом это обусловлено сравнительно высоким уровнем жизни в Российской Федерации по сравнению с другими республиками бывшего СССР, а также особенностями внутренней политики указанных стран по отношению к лицам – представителям нетитульной нации. В большей степени угрозу представляет не этот поток международных мигрантов, потому как он реально контролируем и изменяем. Скрытая иммиграция увеличивается быстрее и спектр ее угроз шире, так как она неконтролируема. С другой стороны, продолжается отток населения из Российской Федерации. Пик эмиграции пришелся на 1980-е годы, продолжается отток населения из Российской Федерации. Так, только в 1998 году на постоянное место жительства в наиболее привлекательные в иммиграционном отношении страны выехало около 70 тыс. человек. В 2003 году Россию уже покинули чуть более 54 тыс. человек;

2) более быстрый рост мигрантского населения, высокая рождаемость и в дальнейшем постепенное преобладание численности мигрантов над коренными жителями, вытеснение местного населения из районов компактного проживания мигрантских общин.

В отдельных дальневосточных районах России численность китайцев сопоставима с численностью местного населения, что достигается и за счет незаконно находящихся на нашей территории граждан Китая [7].

6. В правовой области:

1) нарушение требований законодательства Российской Федерации, ослабление правовой системы государства;

2) дискредитация России в глазах международного сообщества по поводу выполнения взятых на себя обязательств в отношении мигрантов и, как следствие, осложнение правовых взаимоотношений между Россией и сопредельными государствами.

7. В области обеспечения безопасности государства: связь мигрантских общин со специальными службами иностранных государств, террористическими и религиозными организациями.

8. В пограничной сфере. Применительно к приграничным регионам страны, осуществление незаконной миграции через Государственную границу Российской Федерации на протяжении последних лет является одним из основных факторов, характеризующих складывающуюся в регионе обстановку, и оказывает непосредственное влияние на охрану рубежей России. Наиболее напряженными с точки зрения потенциальных угроз последствий незаконной миграции являются Северо-Западный, Западный, Кавказский и Дальневосточный регионы России, а также российско-казахстанский участок государственной границы.

По степени распространенности, по мнению автора, угрозы со стороны незаконной миграции можно считать затрагивающими национальный уровень (поскольку они захватывают как интересы государства, так и интересы общества и личности), а также – межгосударственный региональный уровень (это объясняется деятельностью транснациональных организованных преступных формирований, специализирующихся на незаконной миграции).

По источнику нанесения вреда незаконная миграция обусловливается действием антропогенного фактора.

По месту нахождения источника угрозы незаконная миграция представляет собой, как правило, внешнюю угрозу, что следует из приведенного в начале статьи определения незаконной миграции, которая осуществляется главным образом иностранными гражданами и лицами без гражданства.

По характеру процесса нанесения вреда незаконную миграцию представляется целесообразным отнести к социальной угрозе (сущность незаконной миграции заключается в территориальном перемещении лиц и групп лиц через государственную границу, осуществляемом с нарушениями норм права). Вместе с тем, различные конкретные последствия территориального перемещения лиц и групп лиц, выражающиеся, например, в совершении ими преступлений (криминальная миграция), могут давать основания говорить не только о деятельности людей, но и о работе машин, механизмов и т.д.

По степени сформированности угрозы со стороны незаконной миграции, как видится, могут быть как потенциальные, так и реальные в зависимости от того, к какой сфере общественных отношений относится та или иная угроза, в чем она заключается и какова степень ее опасности в рассматриваемый период времени.

По степени вероятного ущерба угрозы от незаконной миграции можно назвать первостепенными либо второстепенными, смотря, какая сфера общественных отношений затрагивается. Так, например, непосредственные угрозы безопасности отдельной личности или угрозы территориальной целостности государства будут отнесены к первостепенным, обострение конкуренции между отечественными и иностранными работниками на российском рынке труда – к второстепенным.

По степени соответствия реальности (объективные и субъективные угрозы) незаконная миграция, по мнению автора, может быть оценена с наибольшей достоверностью только на основе статистического анализа и посредством использования иного научного инструментария. Весьма наглядным здесь представляется пример численности граждан сопредельного государства, проживающих в приграничных с ним регионах Российской Федерации [10, с. 66].

Таким образом, как видно из изложенного в настоящей статье, классификация угроз национальной безопасности России позволяет видеть многообразие процессов, ею порождаемых. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации со стороны незаконной миграции могут быть классифицированы по различным основаниям. Наиболее отражающей содержание негативных социальных процессов, являющихся следствием незаконной миграции, является классификация угроз по сферам общественных отношений (политическая, экономическая, социальная и др.). Исходя из этого, по мнению автора, в качестве угрозы национальной безопасности России можно называть как непосредственно незаконную миграцию, так и различные ее проявления в разных сферах общественных отношений.

Список литературы

  1. Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 26. – Ст. 2820.

  2. Джафаров, С. Незаконная миграция как угроза национальной безопасности России / С. Джафаров // Российская миграция. – 2007. – № 5. – С. 28 – 31.

  3. Дмитриев, А.В. Миграция: конфликтное измерение / А.В. Дмитриев. – М.: Альфа-М, 2006.

  4. Евланова, О.А. Взаимосвязь миграционных процессов и организованной преступности в России / О.А. Евланова // Организованная преступность, миграция, политика / Под ред. А.И. Долговой. – М.: Российская криминологическая ассоциация, 2002. – С. 30 – 44.

  5. Егоров, В.П. Угрозы национальным интересам и безопасности России на внешних границах СНГ / В.П. Егоров // Сборник статей отделения погранологии Международной Академии информатизации. Вып. 6. Часть I. – М.: Отделение погранологии МАИ, 1999. – С. 30 – 35.

  6. Кириллов, В.П. Национальная безопасность, военная и пограничная политика Российской Федерации / В.П. Кириллов. – М.: МВИ ФПС России, 2000.

  7. Колташев, А.И. Миграционная политика России по обеспечению национальных интересов и пограничной безопасности в Дальневосточном регионе / А.И. Колташев // Защита и охрана Государственной границы Российской Федерации: состояние и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции 23 апреля 2008 года. Часть 2. – Хабаровск: ХПИ ФСБ России, 2008. – С. 111 – 126.

  8. Кононов, А.А. Правовое регулирование международной миграции населения и его учет в деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук / А.А. Кононов. – М., 2006.

  9. Косарев, В. Нелегальная миграция / В. Косарев // Независимое военное обозрение. – 1998. – № 7.

  10. Минаков, В. Актуальные проблемы защиты экономических интересов России в пограничном пространстве / В. Минаков // Вестник границы России. – 2009. – № 1. – С. 64 – 70.

  11. Мохов, Е.А. ФСБ: борьба с организованной преступностью / Е.А. Мохов. – М.: Вузовская книга, 2007.

  12. Просандеева, Н.В. Правовые основания деятельности органов безопасности Российской Федерации / Н.В. Просандеева // Актуальные проблемы правового обеспечения обороны страны и безопасности государства: материалы межведомственной научно-практической конференции. – М.: МПИ ФСБ России, 2008. – С. 67 – 73.

  13. Прудников, А.С. Правонарушения в сфере миграции / А.С. Прудников, В.Д. Самойлов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007.

  14. Сухаренко, А.Н. Преступность иностранных граждан в России: состояние и тенденции / А.Н. Сухаренко // Преступность в разных ее проявлениях и проблемы организованной преступности. – М.: Российская криминологическая ассоциация, 2004. – С. 10 – 17.