microbik.ru
  1 2 3 ... 22 23

План неотложных действий по обновлению ФАО

Резюме


  1. В ходе независимой внешней оценки (НВО) сделан вывод о том, что «в интересах стран мира необходимо повысить практическую значимость, эффективность и результативность деятельности ФАО и уточнить ее приоритеты». В ходе оценки внесено более 100 рекомендаций. На их основе члены приняли решение о пакете мер, опираясь на которые можно обеспечить «реформу в сочетании с ростом». Конференция ФАО 2007 года приветствовала результаты оценки и управленческие меры, предложенные Генеральным директором. Она учредила Конференционный комитет, участие в котором открыто для всех членов Организации, и поручила ему в течение года подготовить предложения по плану неотложных действий (ПНД), в том числе элементы новой рамочной стратегии и среднесрочного плана ФАО, с целью осуществления этой реформы. Доклад Конференционного комитета подготовлен в соответствии с этим поручением.

  2. За десять месяцев интенсивной работы комитет, в рамках трex рабочиx групп и при активной поддержке со стороны руководства ФАО, подробно проанализировал выводы НВО и ответы руководства и подготовил комплекс рекомендаций, которые в настоящее время выносятся на рассмотрение специальной сессии. Они являются существенно важными компонентами процесса обновления ФАО, единогласно одобрены всеми членами и всецело поддержаны руководством ФАО.

В плане неотложных действий подробно излагаются меры, которые надлежит принять для осуществления реформы ФАО в сочетании с ростом; указываются ориентировочные сроки их реализации и потребности в ресурсах с учетом расходов и экономии средств.

План включает четыре основных раздела и приложение:

  • приоритеты и программы Организации. В этом разделе подробно говорится о новой системе деятельности по результатам, предложенной для целей разработки всех программных положений Организации, включая ее миссию и глобальные цели, стратегические цели и подход к установлению приоритетов и управлению ресурсами. В результате в центре внимания ФАО будут находиться не вопросы содержания деятельности, а ее воздействие на страны-члены как на национальном, так и на глобальном уровне;

  • реформа в сфере общего руководства. В этом разделе рассматриваются вопросы действенности, эффективности и реальной заинтересованности членов. Сформулированы меры по усилению роли управляющих органов ФАО в обеспечении согласованности нормативных и директивных мер на глобальном уровне, а также их роли в сфере надзора за выполнением мероприятий при соблюдении ролей, закрепленных непосредственно за управляющими органами и руководителями среднего звена;

  • реформа систем, программирования и бюджетирования; изменение культуры деятельности и структуры Организации. В данном разделе изложена развернутая серия мер по реформе цикла программирования, бюджетирования и по привлечению добровольных взносов на цели единой программы, приоритеты которой четко определены членами. В нем также предлагаются меры по передаче полномочий и установлению соответствующей подотчетности; усилению кадрового состава; рационализации административных процедур и повышению эффективности как в штаб-квартире, так и в децентрализованных подразделениях при одновременном высвобождении ресурсов для технической работы;

  • осуществление плана неотложных действий, включая последующие мероприятия в сфере общего руководства и оперативного управления, и

  • Приложение: краткие сведения о расходах и экономии средств, потребности в ресурсах и график осуществления в 2009-2011 гг.


Планирование и осуществление по результатам

  1. Одним из основополагающих компонентов плана неотложных действий является предложенная для ФАО новая система работы по результатам. Она заложит прочную основу для “реформы в сочетании с ростом”, определит приоритеты и нацелит работу на обеспечение потребностей членов, а также даст четкое представление о взаимосвязях “средствo-цель”, с учетом которых ФАО будет участвовать в работе по согласованным областям воздействия внутри стран-членов и в их интересах. Система деятельности по результатам будет содержать соответствующие четкие положения и обеспечит структуру, в рамках которой главным для ФАО станет не то, как распорядиться начисленными взносами, а результат, который она хочет получить, распоряжаясь как начисленными взносами, так и добровольными внебюджетными средствами, что повысит прозрачность и улучшит условия для текущего контроля.

  2. Новая рамочная стратегия, среднесрочный план и программа работы и бюджет будут опираться на единую ориентированную на результат систему, включающую следующие соподчиненные части:

а) миссия и три глобальные цели ФАО, отражающие для каждой области мандата ФАО основные задачи воздействия на развитие, выдвигаемые странами-членами (врезка 1);

b) стратегические цели, способствующие достижению глобальных целей и отражающие то воздействие в странах, регионах и повсюду в мире, которого члены будут стремиться достигнуть за десять лет при содействии ФАО;

с) результаты работы Организации (организационные результаты), т.е. тот практический итог, которые страны-члены и партнеры хотели бы получить от использования продукции и услуг ФАО в процессе достижения стратегических целей;

d) ключевые функции, которые являются для ФАО главным средством достижения результата и опираются на ее сравнительные преимущества.

Приоритеты и программы Организации

  1. Определение приоритетов и направлений концентрации усилий ФАО: Система работы по результатам позволит наметить основные приоритеты, обеспечит конкретность и целенаправленность действий, что существенно важно для всей деятельности ФАО. На уровне организационных результатов этот аспект приобретает решающее значение в деле повышения оперативности и эффективного обслуживания членов и других субъектов деятельности. ФАО должна соблюдать взятые ею обязательства по содействию деятельности по всем аспектам ee мандата, а ресурсы должны направляться на достижение организационных результатов, явно способствующих достижению стратегических целей. В связи с этим абсолютно приоритетными следует считать существующие потребности членов и назревающие новые проблемы. Достижение намеченных oрганизационныx результатов будет включать решение практических задач, касающихся освоения как обязательных взносов, так и внебюджетных ресурсов.

  2. Формулирование результатов – это именно тот уровень, на котором приобретают конкретную форму главные практические итоги деятельности ФАО в таких основных областях, как «право на обеспечение продовольствием» и связаннoе с этим созданиe благоприятных условий для увеличения выпуска продовольствия и обеспечения к нему доступа тем, кто более всего в этом нуждается. Эта работа включает оказание поддержки в формировании основных директивных принципов и национального организационно-административного потенциала.

  3. Столь существенная рационализация способов планирования, выполнения и оценки работы ФАО обеспечит обратную связь с процессом принятия управленческих решений и облегчит задачу управляющих органов по надзору за тем, чтобы ресурсы использовались в соответствии с согласованными приоритетами и эффективно обеспечивали положительное воздействие на ситуацию в отдельных странах-членах и в мировом сообществе. Чтобы обеспечить оценку достигнутого прогресса, по каждому результату организационной работы подготавливаются соответствующие целевые задания и показатели и формируется система текущeго контроля за достижением намеченных результатов. Эта система и поступающие от нее данные помогут и в проведении оценке воздействия в том, что касается стратегических целей.

  4. Для последующей деятельности по итогам НВО в 2009 г. будет создан новый конференционный комитет. Он будет тесно сотрудничать с руководством в процессе дальнейшей разработки в 2009 году приоритетов среднесрочного плана на 2010-13 годы и программы работы и бюджета на 2010-11 годы. В рамках анализа потребностей стран-членов будут изучены возможности использования преимуществ Организации, воплощенных в ключевых функциях, для выполнения которых в каждом случае будет разработана стратегия, обеспечивающая согласованные коллективные подходы организационных подразделений и достижение наивысших показателей. При этом будут учитываться достигнутый уровень организационной эффективности в каждой области работы; имеющийся технический потенциал, в том числе для работы на междисциплинарной основе, и необходимость комплексной реализации преимуществ в плане разъяснительной работы, нормотворчества и технического сотрудничества. ФАО будет учитывать, что в ряде областей ей необходимо укрепить свой потенциал по оказанию членам необходимых им услуг. Ввиду масштабов мандата ФАО и ограниченности имеющихся ресурсов становится очевидным то существенное значение, которое приобретают наличие у стран-членов альтернативных источников получения услуг или продуктов и соответствующие сравнительные преимущества ФАО. Важным критерием становится способность не допускать дублирования и налаживать рабочие партнерские отношения, в частности с другими организациями системы ООН, но также и с не входящими в нее государственными и частными субъектами деятельности.

    Миссия и глобальные цели ФАО: Миссия ФАО заключается в создании мира, свободного от голода и недоедания, где продовольствие и сельское хозяйство1 вносят вклад в повышение уровня жизни всех, особенно самых бедных категорий населения, в условиях обеспечения устойчивого экономического, социального и экологического благополучия. Для ускорения выполнения этой миссии и достижения Целей развития Декларации тысячелетия, ФАО будет содействовать обеспечению дальнейшего вклада производства продовольствия и устойчивого ведения сельского хозяйства в достижение трех глобальных целей:

    • сокращение абсолютного числа людей, страдающих от голода, постепенное создание мира, в котором все люди в любое время получают в достаточном количестве безопасные и питательные пищевые продукты, которые отвечают их потребностям с точки зрения рациона и предпочтений в области продовольствия для ведения активного и здорового образа жизни;

    • искоренение нищеты и содействие экономическому и социальному прогрессу для всех людей за счет увеличения производства продовольствия, активного развития сельских областей и обеспечения устойчивых источников средств к существованию;

    • устойчивое регулирование и потребление природных ресурсов, включая землю, воду, воздух, климат и генетические ресурсы, на благо нынешнего и будущего поколений.

    Стратегические цели ФАО:

    • устойчивая интенсификация производства сельскохозяйственных культур;

    • увеличение устойчивого производства продукции животноводства;

    • устойчивое управление ресурсами рыбного хозяйства и аквакультуры и их использование;

    • устойчивое рациональное использование лесных и древесных ресурсов;

    • устойчивое использование земельных, водных и генетических ресурсов и улучшение реагирования на глобальные экологические проблемы, затрагивающие производство продовольствия и сельское хозяйство;

    • повышение качества и безопасности продуктов питания на всех этапах продовольственной цепочки;

    • создание благоприятных условий для того, чтобы рыночные механизмы использовались для повышения благосотояния;

    • повышение продовольственной безопасности и улучшение питания;

    • повышение готовности к преодолению угрожающих и чрезвычайных ситуаций в области продовольствия и сельского хозяйства и эффективное реагирование на них;

    • обеспечение гендерной справедливости в доступе к ресурсам, товарам, услугам и принятию решений в сельских областях;

    • увеличение и повышение эффективности государственных и частных инвестиций в сельское хозяйство и развитие сельских областей.

    Ключевые функции:

    • мониторинг и оценка долго- и среднесрочных тенденций и перспектив;

    • сбор и распространение информации, знаний и статистических данных;

    • разработка международной политики, норм и стандартов;

    • политические и законодательные варианты и рекомендации;

    • оказание технической поддержки в получении доступа к техническим знаниям и созданию потенциала;

    • пропаганда и коммуникация;

    • использование междисциплинарных и инновационных подходов;

    • осуществление работы в рамках партнерских связей и объединений.

  5. Oсуществление плана неотложных действий потребует всестороннего пересмотра программ ФАО, что будет сделано в соответствии с ключевыми руководящими принципами, которые со стороны Oрганизации призваны обеспечить:

    1. оказание странам поддержки в выработке политики и создании потенциала для принятия мер в областях, которые могут стимулировать устойчивое развитие производства продовольствия, обеспечение продовольственной безопасности и экономического роста в интересах неимущих;

содействиe в улучшении глобальных и региональных условий развития путем обеспечения согласованности мер политики и регулирования и распространения информации, закладывающей основу для национального развития; и

    1. оказание мировому сообществу и отдельным странам-членам помощи в решении новых вопросов, связанных, в частности, с изменением климата и высокими продовольственными ценами.

  1. К числу других основных средств информационной поддержки в разработке организационных результатов и стратегических целей принадлежат:

    1. национальные системы среднесрочных приоритетов, разработанные совместно с государственными ведомствами стран для концентрации усилий ФАО на обеспечение национальных потребностей; и и

    2. определение приоритетных областей деятельности на субрегиональном и региональном уровне.

  2. Области целенаправленного воздействия. В плане неотложных действий также сформулированы несколько областей целенаправленного воздействия, работа в которых облегчит достижение стратегических целей и соответствующих организационных результатов. Деятельность в этих областях:

    1. поможет мобилизовать ресурсы на достижение приоритетных групп результатов, в работе над которыми можно будет использовать дополнительные источники финансирования, с тем чтобы эти приоритетные группы результатов выступали в качестве «флагманских», обеспечивая инструментарий для коммуникации и разъяснительной работы с целью более эффективного привлечения добровольных внебюджетных ресурсов и налаживания партнерских связей в дополнение к использованию обязательных взносов;

    2. постепенно создаст возможности для коллективного и менее жестко обусловленного финансирования за счет добровольных источников внебюджетных взносов;

    3. будет в первую очередь направлено на решение вопросов, имеющих приоритетное значение для развивающихся стран, причем особое внимание будет уделяться созданию потенциала и правильной ориентации нормативно-правовой базы; и

    1. облегчит надзор со стороны Управляющего органа за использованием внебюджетных ресурсов в соответствии с согласованными приоритетами.

  1. Функциональные задачи. Для того чтобы все аспекты работы Организации, включая ее административное управление и процессы, формулировались на основе системы работы по результатам, определены две функциональные задачи. Они будут включать задания и показатели, касающиеся соответствующих результатов, и помогут Организации постоянно усиливать не только прогрессивность и воздействие ее технических функций, но и результативность, а также участие в достижении стратегических целей. Они помогут отделить административные функции от собственно технической работы, а это повысит прозрачность и позволит руководству и членам осуществлять более пристальный контроль. В плане предусмотрены следующие функциональные задачи:

    1. обеспечение эффективного взаимодействия с государствами-членами и субъектами деятельности (налаживание партнерских связей и коммуникация); и

    2. обеспечение результативности и эффективности в сфере административного управления.

Улучшение работы в сфере общего руководства и надзора

  1. В плане предусмотрены важные изменения в функционировании управляющих органов ФАО, цель которых:

    1. сконцентрировать усилия на создании условий для согласованных действий в сфере глобальной и региональной политики и регулирования и на решении новых проблем;

    2. расширить участие членов в определении политики и надзоре за работой Организации и, в частности обеспечить реальную заинтересованность в выполнении их собственных планов;

    3. свести к минимуму дублирование работы и уточнить соответствующие обязанности и функции Конференции, Совета и комитетов, а также включить региональные конференции в систему общего руководства;

    4. повысить гибкость методов работы и оперативность их адаптации к меняющимся условиям;

    5. обеспечить всестороннее информирование членов для принятия решений в процессе выборов Генерального директора; и

    6. создать условия для эффективного проведения оценки и ревизорских проверок.

  2. Конференция является высшей директивной инстанцией Организации и выполняет в сфере общего руководства двойную функцию. Она занимается глобальными вопросами продовольствия и сельского хозяйства и осуществляет властные функции внутри самой Организации. В последние годы стало высказываться мнение о том, что Конференция концентрирует усилия на оперативном руководстве Организацией в ущерб решению главных директивных вопросов. В будущем в своей работе Конференция будeт получать информационную поддержку на двух четко сформулированных направлениях общего руководства. Концентрируя усилия на освещении вопросов глобальной и региональной политики и соответствующих систем регулирования, Конференция будет руководствоваться рекомендациями, поступающими преимущественно от технических комитетов и региональных конференций. В том, что касается общего руководства Организацией, Конференция будет получать четкие и направленные на конкретные действия рекомендации Совета. Вместо ноября второго года соответствующего двухлетнего периода сессии Конференции будут проводиться в июне с тем, чтобы упорядочить планирование и надзор за процессом работы по программе и бюджету ФАО.

  3. Совет. В полной мере соблюдая распределение обязанностей между руководителями среднего звена и управляющими органами, Совет будет расширять свою роль в сфере общего руководства, опираясь на конкретные рекомендации комитетов по программе и финансам. Он будет проводить совещания в гибком режиме и различной продолжительности и теснее увязывать график своих сессий с сессиями Конференции и комитетов по программе и финансам. Совет усилит эффективность надзора и текущего контроля за использованием внебюджетных и кадровых ресурсов. В свою очередь Совет будет обязан вносить на рассмотрение Конференции конкретные рекомендации по программе работы и бюджету Организации.

  4. Выборы Генерального директора. Срок полномочий Генерального директора будет изменен и составит четыре года с возможностью лишь однократного переизбрания. Соответствующие процедуры будут усовершенствованы, дабы кандидатуры доводились до сведения соответствующих государств, что обеспечит членам, встречающимся в Совете и Конференции, более широкие возможности для оценки кандидатур до начала выборов.

  5. Оценка и аудит. План также содержит рекомендации о мерах по усилению независимости и прозрачности функций оценки и аудита, а также по усилению роли управляющих органов в каждой из этих областей.

Совершенствование работы

  1. Процесс работы над программой и бюджетом и рациональное использование ресурсов: Цикл совещаний управляющих органов будет скорректирован, чтобы обеспечить проведение всесторонних консультаций и неразрывность процесса работы, а это позволит членам принимать четкие своевременные решения по бюджету, приоритетам и ожидаемым результатам организационной работы. Усиление комплексного подхода к рациональному использованию средств из различных источников создаст стимулы для добровольных взносов по основным приоритетам, в дополнение к обязательным, и обеспечит надзор старшего руководства за их использованием.

  2. Системы административного регулирования и оперативного руководства: В Организации сложилось общее мнение о том, что строгий предварительный контроль и недостаточное делегирование полномочий отрицательно сказываются и на эффективности, и на рабочем настрое сотрудников. За счет делегирования властных функций за кратчайшие сроки удалось добиться определенных улучшений. Руководство принимает предварительные меры по ряду других предложений, относящихся к ведению Генерального директора. В 2009 г. одна из ведущих консалтинговых фирм в сфере управления завершит проведение всестороннего обзора, который, как предполагается, заложит основу для дальнейшего повышения эффективности и производительности в сфере административного регулирования.

  3. Политика и практика кадровой работы: Авторы плана рассматривают персонал Организации в качестве одного из главных ресурсов и предлагают провести преобразования, направленные на повышение прозрачности, профессионализма и конкурсности в сфере набора и продвижения сотрудников на всех уровнях, в том числе в отношении высших руководителей и консультантов. План также предусматривает обеспечение гендерной и географической сбалансированности кадрового состава и стимулы к повышению мобильности и ротации сотрудников между штаб-квартирой и децентрализованными подразделениями. Предложены меры по решению существенно важных вопросов подотчетности сотрудников и их мотивации. При оценке работы предлагается устанавливать реалистичные задания, увязывая их с результатами организационной работы и применять соответствующие квалификационные требования и объективные критерии аттестации.

  4. Перестройка в штаб-квартире и децентрализованных подразделениях: Организационные преобразования повысят эффективность децентрализации и реагирования за запросы стран-членов. В порядок подчиненности представителей ФАО в странах-членах будут внесены соответствующие изменения, а в 2009 г. будет проведен обзор, цель которого – повысить эффективность с точки зрения объема вопросов, охватываемых страновыми подразделениями. Слияние по меньшей мере двух крупных департаментов и дальнейшая интеграция ряда организационных подразделений штаб-квартиры помогут разрушить «закрытые» структуры и расширят возможности для междисциплинарной работы. Непосредственно на эти цели будут направлены соответствующие ресурсы. Как ожидается, на уровне старших руководителей можно добиться значительной экономии средств за счет не только слияния подразделений, но и упразднения управленческих должностей и перераспределения ресурсов в пользу приоритетных технических мероприятий и на усиление потенциала технических экспертов.

  5. Изменение организационной культуры и партнерские связи: Изменение организационной культуры приобретает фундаментальное значение для успешной реформы ФАО. Соответствующие преобразования потребуют широкого участия и улучшения горизонтальной и вертикальной коммуникации внутри ФАО. В плане приветствуется создание руководством группы по изменению организационной культуры, которую возглавил заместитель Генерального директора, и планируемое назначение сотрудника по этике, а также создание комитета по этике. Одним из существенно важных элементов для преобразований является обеспечение большей открытости к взаимодействию с другими организациями с целью не только максимального повышения рентабельности услуг, но и эффективности за счет их коллективного использования.Управляющие органы и руководители среднего звена будут работать над налаживанием партнерств с другими организациями, в частности с Римскими учреждениями по вопросам продовольствия и сельского хозяйства – МФСР и ВПП. ФАО будет выступать в роли одного из партнеров сотрудничества в деле общей реформы системы ООН.

Последующая деятельность и осуществление плана неотложных действий

  1. План предусматривает создание Конференционного комитета, тесно взаимодействующего с Советом и комитетами по программе, финансам и уставным и правовым вопросам в окончательной доработке незавершенных разделов плана. К ним относятся рамочная стратегия и среднесрочный план и последующая деятельность по итогам всестороннего обзора в том, что касается всех аспектов административного регулирования.

  2. Совет будет осуществлять текущий контроль за ходом работы и в полном объеме обеспечивать подотчетность за осуществление плана.

  3. Руководство формирует структуру поддержки управленческих функций и принятия решений по осуществлению плана и в ее рамках создало специальную внутреннюю группу по выполнению программы действий, которая может быть подготовлена по итогам всестороннего обзора модели ФАО и административно-финансовых вопросов.

  4. Преобразования намечено провести в кратчайшие сроки, тщательно соблюдая при этом установленную последовательность действий и обеспечивая скорейшее обеспечение эффективности при сохранении имеющегося у Организации потенциала по оказанию услуг. В течение первого года (2009 г.) будут приняты первые меры внутриорганизационной перестройки и проведены реформы в кадровой и административной системах. Впервые будут подготовлены рамочная стратегия, среднесрочный план на 2010-2013 гг. и программа работы и бюджет на 2010-2011 гг., которые будут опираться как на обязательные, так и на ожидаемые добровольные взносы. В 2009 г. будут подготовлены и необходимые изменения в базовых юридических документах Организации для утверждения всеми членами на Конференции в ноябре 2009 г. Начиная с двухлетнего периода 2010-2011 гг., будет введен в практику новый цикл работы управляющих органов с переносом проводимой раз в два года сессии Конференции с ноября на июль и соответствующим изменением сроков по всем другим совещаниям управляющих органов.

  5. В заключение отмечу, что в рамках многосторонней системы ФАО необходима в качестве партнера, обеспечившего проведение реформы и добившегося при этом высокой эффективности и результативности. Вместе с тем вышеизложенные преобразования согласно плану не могут состояться без наличия ресурсов. В соответствии с лозунгом проведения “реформы в сочетании с ростом” было условлено, что средства, получаемые в результате экономии, будут возвращаться в Организацию. Решительный старт в намеченных преобразованиях требует дополнительных средств, которые дадут высокую отдачу, в частности гарантируя в кратчайшие сроки положительные изменения в ситуации в странах-членах благодаря концентрации усилий на стратегических целях и стремительному осуществлению организационной и административной реформ.

Мохаммад Саеид Ноори Наеини
Председатель Конференционного комитета
по выполнению рекомендаций
независимой внешней оценки ФАО (КК-НВО)




<< предыдущая страница   следующая страница >>