microbik.ru
1
Публичное выступление на конференции

Аннотация


Материал предназначен для педагогов и студентов, занимающихся исследовательской деятельностью. В работе отражены особенности процедуры выступления студентов-исследователей на научно-практической конференции, а также приведены конкретные рекомендации по содержанию и форме публичного выступления.

Материал состоит из следующих частей:

1. Научно-практическая конференция – этап демонстрации результатов исследования.

2. Цель публичного выступления.

3. О содержании публичного выступления.

4. Примерный план публичного выступления.

5. О форме публичного выступления.

6. Факторы, влияющие на успех публичного выступления.

7. Выводы.

8. Источники информации.


  1. Научно-практическая конференция – этап демонстрации результатов исследования

Научно-практическая конференция является одним из ключевых этапов исследовательской деятельности - здесь публично демонстрируются результаты исследования. Важной является вся деятельность студентов-исследователей до, во время и после конференции.

До конференции студент -исследователь:

  • оформляет результаты исследования в виде бумажного и компьютерного продукта,

  • технические решения по возможности выполняет в виде схем, моделей и/или реальных образцов,

  • готовит 7-10 минутный доклад по теме проведенного исследования;

  • для публичного выступления подбирает готовый и/или создает новый наглядный материал;

  • проходит предварительное обсуждение своего доклада перед другими студентами-исследователями.

Во время конференции студент -исследователь:

  • публично докладывает о результатах своего исследования перед участниками конференции: комиссией, студентами, педагогами, родителями, гостями;

  • после доклада отвечает на заданные ему вопросы;

  • завершив выступление, становится слушателем других докладов.

После конференции студент -исследователь:

  • при необходимости дорабатывает материалы проведенного исследования;

  • делает очередной выбор объекта (темы) свой дальнейшей исследовательской деятельности;

  • имеет возможность принять участие в конкурсах, конференциях, проводимых на разных уровнях: городском, областном, федеральном, международном, где может представить результаты своего исследования.

Работа научно-практической конференции ведется по секциям, в состав которых входят:

  • руководитель секции (он же, как правило, Председатель комиссии),

  • 3-5 членов комиссии (педагоги, родители, студенты),

  • студенты-докладчики,

  • студенты и педагоги техникума, а также студенты и педагоги других образовательных учреждений, интересующиеся тематикой секции,

  • родители, гости.


2. Цель публичного выступления

Публичное выступление студентов-исследователей носит характер научно-практической дискуссии и происходит в обстановке дружественности и поддержки, но с повышенными требованиями к обоснованности, достоверности, самостоятельности, теоретической и практической значимости проведенного исследования.

Главная цель публичного выступления, стоящая перед студентом-исследователем на конференции, – это расширение границ представлений участников конференции об окружающем мире по теме проведенного исследования. Докладчик должен осознавать, что наличие постоянного внимания и интереса слушателей к его выступлению является критерием его успешного изложения.
3. О содержании публичного выступления

Основное содержание публичного выступления докладчика должно отражать суть, краткий ход, личный вклад в проведенное исследование, главные итоги: теоретическую и практическую новизну и значимость результатов. Свое выступление докладчик строит на основе чтения (еще лучше пересказа) заранее подготовленного текста, призванного показать высокий уровень теоретической подготовки, эрудицию и способность доступно дать основные научно-практические результаты проведенного исследования. Докладчик должен понимать, что за определенное время он должен изложить информацию, способную расширить существующие границы представлений участников конференции по теме проведенного исследования.

Студент-исследователь должен поставить себе задачу подготовить содержание доклада и аргументировать ответы на вопросы так, чтобы они были понятны широкому кругу людей. Все это будет способствовать благоприятному впечатлению и расположению к докладчику со стороны присутствующих на конференции.

4. Примерный план публичного выступления

Ниже приведены пункты примерного плана публичного выступления докладчика и варианты их наполнения.





План выступления

Пункты

Варианты

1. Приветствие

«Добрый день!»,

«Уважаемый Председатель (Ведущий) конференции! Уважаемые члены комиссии и присутствующие!»

2. Представление (фамилия, имя, группа, образовательное учреждение, город)

«Меня зовут ___________________.

Я студент (-ка) ____ группы, техникума (школы, лицея,… № 1 (___)) города _____________»

3. Цель выступления


«Цель моего выступления дать новую информацию по теме проведенного мной исследования в области ____________»

4. Название темы исследования

«Название темы: ________________________________»

5. Актуальность исследования (обоснование выбора темы исследования)


«Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами:

во-первых, ___________________,

во-вторых, __________________,

в третьих, _________________…»

6. Кратко о поставленной цели исследования и способах ее достижения


«Цель моего исследования - ___________________.

Основные задачи исследования и способы их решения:

1. ___________________,

2. __________________,

3. _________________…»

7. Кратко о новых результатах в ходе проведенного исследования


«В ходе проведения исследования получены следующие новые теоретические и (или) практические результаты:

1. Получены новые знания следующего характера: ______,

2. Выдвинуты новые гипотезы и идеи: _________________,

3. Созданы новые творения в виде: ____________________,

4. Определены новые проблемы (задачи): ______________»

8. Выводы по результатам проведенного исследования


«На основании проведенного исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы:

1. ___________________,

2. __________________,

3. _________________…»

9. Кратко о дальнейших шагах по теме проведенного исследования


«Считаю, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях:

1. ___________________,

2. __________________,

3. _________________…»

10. Благодарность за внимание к выступлению

«Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению»




Дискуссия по теме доклада

11. Ответы на вопросы

- «Спасибо (благодарю) за вопрос,

а) мой ответ…

б) у меня, к сожалению, нет ответа, т.к. рассмотрение данного вопроса мной не проводилось)

- «Спасибо, Ваш вопрос понятен (интересен)…»

- «Простите, я не понял(-а) вопроса. Повторите его, пожалуйста!»

- «Правильно ли я понимаю, что задан вопрос: «________?»

- «Ответ на данный вопрос требует достаточно подробного объяснения, если на это будет предоставлено время, то я готов (-ва) ответить»

12. Благодарность за интерес и вопросы по теме исследования

«Благодарю за интерес и вопросы по теме проведенного мной исследования. Всего доброго»


5. О форме публичного выступления

Успех студента-исследователя на конференции во многом зависит от формы публичного выступления. Докладчик должен осознавать, что восприятие и понимание участниками конференции предлагаемой новой информации во многом определяется формой контакта с аудиторией и формой подачи результатов исследования. Наличие у докладчика куража1 (в лучшем понимании этого слова), как правило, создает положительную эмоциональную атмосферу у всех участников конференции.

6. Факторы, влияющие на успех публичного выступления

До, во время и после выступления на конференции студенту-исследователю необходимо учесть существенные факторы, непосредственно связанные с формой публичного выступления – это внешний вид и речь докладчика, используемый им демонстрационный материал, а также форма ответов на вопросы в ходе дискуссии. Ниже приведены рекомендации к каждому из обозначенных факторов.

Внешний вид докладчика.

Одежда - чистая, элегантная, деловая, комфортная, не должна пестрить цветами, стеснять дыхание и движения.

Прическа - аккуратная.

Мимика - отражающая уверенность и дружелюбие по отношению к аудитории.

Фигура – подтянутая: спина - прямая, плечи – развернуты.

Движения - свободные, уверенные, плавные; неагрессивные.

Речь.

Громкость доступная для восприятия слов отдаленными слушателями, но без крика и надрыва.

Произношение слов - внятное, четкое, уверенное, полное (без глотания окончаний), с правильным литературным ударением.

Темп – медленный - в значимых зонах информации, средний - в основном изложении, быстрый - во вспомогательной информации.

Интонация - дружественная, спокойная, убедительная, выразительная, без ироничных и оскорбительных оттенков.

Направленность речи должна быть ориентирована в сторону основной аудитории, а не к Председателю (Ведущему) и членам комиссии, если они находятся сбоку или сзади докладчика.

Демонстрационный материал.

Приборы, модели, конструкции и другие наглядные предметы.

Наглядные предметы и действия над ними являются эффективным средством успешного взаимодействия с присутствующими. Демонстрация реальных предметов привлекает внимание, способствует оперативному пониманию и усвоению новой информации. Докладчику необходимо заранее предусмотреть (при необходимости подготовить) место для размещения наглядных предметов.

При демонстрации работы предметов или при проведении опытов докладчику необходимо соблюдать технику безопасности жизни людей, а также целостность, чистоту помещения и чужих привлеченных к использованию предметов.

Слайды, кино- и видеоролики, компьютерные презентации.

Видео материалы являются современными средствами изобразительной наглядности и эффективны для восприятия информации присутствующими. Докладчику необходимо заранее предусмотреть (при необходимости подготовить и проверить) технические и организационные средства демонстрации видеоматериалов.

Плакаты, схемы, чертежи, таблицы, графики, рисунки и другие материалы, оформленные на бумажном носителе.

«Бумажный» материал должен быть удобен для восприятия присутствующими, кроме того, удобен докладчику при переноске, демонстрации, креплении и снятии. Содержание плакатов, схем и т.д. рекомендуется рисовать/писать в увеличенном масштабе. Докладчику необходимо заранее предусмотреть (при необходимости подготовить) место не только для удобной демонстрации плакатов, но и подготовить средства их оперативного крепления и последующего снятия. Во время ссылки на тот или иной плакат докладчику рекомендуется пользоваться обычной и/или лазерной указкой.

Возможен вариант, когда докладчик заранее готовит необходимое количество малоформатных копий плакатов, схем и т.д. и до выступления раздает их присутствующим.

Записи на доске.

Записи на доске обогащают устное выступление, но при этом докладчику необходимо учитывать временные затраты на запись, а также следить за четкостью и аккуратностью ее исполнения.

Дискуссия по теме доклада.

После основного выступления начинается дискуссия по теме доклада, в которой имеют право участвовать все присутствующие на конференции. Докладчику в устной форме могут задаваться любые вопросы, связанные с темой проведенного исследования. Вопросы могут быть разными и по содержанию и по форме: уточняющие, проверяющие, развивающие и др. Докладчик должен быть готов, прежде всего, психологически к такому разнообразию вопросов.

Во время ответа докладчик должен проявлять тактичность к лицам, задающим ему вопросы. Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо внимательно выслушать и при необходимости уточнить и записать вопрос. Рекомендуется на заданный вопрос отвечать сразу, а не выслушивать все вопросы, а затем на них отвечать. Докладчику надо учитывать, что краткий, четкий и хорошо аргументированный ответ на предыдущий вопрос может исключить малосущественные дополнительные вопросы.

Если при ответе возможны ссылки на текст исследовательской работы, то их рекомендуется делать. Это придает ответам наибольшую убедительность и одновременно позволяет подчеркнуть достоверность результатов проведенного исследования.

Благодарность докладчика в адрес присутствующих и лиц, задающих вопросы, создаст общее положительное впечатление о публичном выступлении студента-исследователя.
7. Выводы

Публичное выступление студентов-исследователей на конференции один из ключевых этапов процесса исследования, требующий повышенного внимания. Понимание докладчиком цели публичного выступления на конференции во многом определяет содержания и форму доклада.

Практика показала, что соблюдение докладчиком приведенных рекомендаций по содержанию и форме публичного выступления приводит к успешному для него результату.

Навыки публичного выступления и дискуссии, приобретенные студентами на научно-практической конференции, становятся основой последующих публичных встреч.

1 Кураж – [фр. courage отвага] – смелость, задор [Современный словарь иностранных слов. - М.: Рус. яз., 1992. - С.326].