microbik.ru
1


Должностные лица и органы, осуществляющие ведомственный процессуальный

и судебный контроль, прокурорский надзор
В круг участников уголовного судопроизводства Уголовно-процессуальный кодекс РФ включает все государственные органы и всех лиц, в той или иной форме принимающих участие в уголовном процессе (п.58 ст.5 УПК РФ1).

Участники уголовного судопроизводства призваны выполнять различные уголовно-процессуальные функции, реализовать определенные законом процессуальные полномочия, исполнять возложенные на них обязанности и осуществлять предоставленные им права.

Участники уголовного судопроизводства, или, иначе говоря, его субъекты, преследуют различные цели и наделяются неодинаковыми правами в ходе уголовно-процессуальной деятельности. В соответствии с этим различаются основания и периоды их вовлечения в сферу уголовно-процессуальных отношений.

В зависимости от принадлежности к той или иной группе и процессуального положения в ней УПК РФ наделяет участников уголовного судопроизводства определенными процессуальными правами и возлагает на них некоторые обязанности, устанавливает порядок отношений между ними и формы взаимодействия.

Группа должностных лица и органов – участников уголовного судопроизводства, осуществляет ведомственный процессуальный и судебный контроль, прокурорский надзор.

Так, в соответствии со ст.39 УПК РФ, под начальником следственного отдела подразумевается должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п.18 ст.5 УПК РФ).

Назначение и роль начальника следственного отдела – осуществление ведомственного контроля над процессуальной деятельностью работников следственных аппаратов в составе соответствующих правоохранительных министерств, ведомств.

Ведомственный контроль призван дополнять прокурорский надзор в досудебном производстве по уголовному делу, наряду с ним обеспечивая надлежащее качество предварительного следствия и результативность уголовного преследования2.

В результате последних изменений уголовно-процессуального законодательства3 можно констатировать формирование новой следственной власти, которая имеет функцию производства объективного, полного и всестороннего предварительного расследования. В полномочиях руководителя следственного органа воплощается самостоятельность и независимость следственной власти, вертикаль которой подчинена непосредственно Президенту РФ.

Руководитель следственного органа относится к стороне обвинения. Он, соответственно, выполняет функцию уголовного преследования (п.47 ст.5 УПК), в частности дает согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о применении к обвиняемому принудительных процессуальных мер, предусмотренных законом. Руководитель следственного органа, пользуясь полномочиями следователя, вправе лично провести расследование по уголовному делу, принятому к своему производству, в полном объеме в форме предварительного следствия или дознания; производить при этом любые следственные действия и принимать процессуальные решения, не согласовывая их ни с кем. Одновременно со всем этим руководитель следственного органа наделен широкими процессуальными полномочиями для контроля и руководства предварительным следствием, а также разрешения спорных вопросов, возникающих между прокурором и следователем. Контроль за действиями следователя, осуществляемый руководством следственной власти (которой перешли многие из бывших надзорных полномочий прокуратуры), выступает важнейшей гарантией законности и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Руководитель следственного органа не вправе возбудить уголовное дело или отказать в возбуждении уголовного дела. Исключение из этого составляет возбуждение дела в порядке, предусмотренном п.п.1-12 ч.1 ст.448 УПК.

Руководитель следственного органа уполномочен поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям. Согласно ч.2 ст.163 УПК решение о производстве предварительного следствия следственной группой, об изменении ее состава принимает только руководитель следственного органа.

Руководитель уполномочен отменять незаконные или необоснованные постановления следователя в порядке, установленном ч.2 ст.211, ч.1 ст.214 УПК. Данный порядок предполагает вынесение специального постановления об отмене постановления следователя с указанием оснований и мотивов принятого решения.

В пределах руководимого им следственного органа руководитель следственного органа вправе изымать уголовное дело у любого подчиненного ему следователя, проверять материалы уголовного дела, находящегося в его производстве; передавать дело от одного следователя другому следователю, но с обязательным указанием оснований такой передачи. При этом руководитель следственного органа вправе разрешать споры о территориальной подследственности в пределах своей юрисдикции (ч.5 ст.152 УПК). При передаче уголовного дела прокурором от одного органа предварительного расследования другому в соответствии со ст.151 УПК руководитель обязан выполнить решение прокурора и выполнить его указания (п.12 ч.2 ст.37 УПК).

Руководитель следственного органа уполномочен давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения. Перечень следственных процессуальных и следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, приведен в ст.ст.29, 165 УПК.

Руководитель следственного органа уполномочен отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в том же порядке, в котором отменяются постановления следователя. Решение об отмене постановления нижестоящего руководителя может быть принято руководителем следственного органа как по собственной инициативе, так и по предложению прокурора.

Руководитель следственного органа уполномочен возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования. Это решение подпадает под действие ч.3 ст.39 УПК РФ. К иным полномочиям руководителя следственного органа относится полномочие, предусмотренное ч.2 ст.144 УПК. Руководитель следственного органа вправе давать письменные поручения следователю обязательные для исполнения. Согласно ч.3 ст.144 УПК руководитель следственного органа вправе в определенных законом случаях продлить по ходатайству следователя срок проверки повода до 10 суток, но также и до 30 суток. Руководитель следственного органа рассматривает постановление, требования, указания, представления прокурора и возражения на них следователя или объяснения и принимать по ним решения (ч.6 ст.37, ч.1 ст.214, ч.4 ст.221 УПК). Руководитель следственного органа своим постановлением принимает решение о восстановлении утраченного уголовного дела (ч.1 ст.158.1 УПК).

Следующий вид контроля – судебный. Современный уголовный процесс знает две основные разновидности судебного контроля: обычный и оперативный.

Основной формой судебного контроля за решениями и действиями органов предварительного расследования является обычный (ординарный) отложенный судебный контроль, осуществляемый в стадии судебного следствия. На данном этапе разбирательства по делу стороны и суд обладают большими возможностями в исследовании процессуальных проблем, так как здесь в полном объеме разрешается основной вопрос уголовного процесса – о доказанности.

Следовательно, судебно-контрольные производства, возбужденные в стадии предварительного расследования, обязательно должны быть завершены до передачи уголовного дела в суд, поскольку после этого данная форма контроля утрачивает свое основное преимущество – оперативность.

Экстраординарный (необычный, оперативный) судебный контроль в стадии предварительного расследования по отношению к основному – обычному отложенному судебному контролю носит частный, вспомогательный, правообеспечительный характер. Он ни в коей мере не способен заменить обычный отложенный судебный контроль.

Особой разновидностью оперативного судебного контроля являются проверочные действия вышестоящих судов, осуществляемые ими в апелляционном, кассационном и надзорном порядках, когда оценке подлежит не все уголовное дело, как это бывает после вынесения судами первой инстанции итоговых документов, а промежуточные процессуальные решения, принятые на этапах предварительного слушания (ч.7 ст.236 УПК РФ), судебного заседания (ст.255 УПК РФ)4.

Судебно-контрольные производства, возбуждаемые в стадии рассмотрения дела судом первой инстанции, также обязательно должны быть полностью завершены до постановления итогового документа – приговора (постановления о прекращении уголовного дела). К этому моменту должны быть завершены и все производства по кассационным и надзорным жалобам, поданным на решения судов первой инстанции, принятые в порядке ст.107, 108, 109, 114, 125, 165, 217, 235, 448 УПК РФ. Судебно-контрольные производства, связанные с проверкой законности и обоснованности избрания меры пресечения, должны быть завершены еще раньше: к моменту рассмотрения судом первой инстанции вопроса о мере пресечения по поступившему уголовному делу.

В соответствии со ст.125 УПК РФ действия (бездействие) органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ к правосудию, могут быть обжалованы в суд. Наряду с этим действия органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора в соответствии со ст.124 УПК РФ могут быть обжалованы и прокурору (действия, бездействие прокурора – вышестоящему прокурору).

Обжаловать указанные действия могут не только участники уголовного судопроизводства, но и любые иные лица (как физические, так и юридические), которые считают, что их права были нарушены действиями (бездействием) или решениями органа дознания, дознавателя, следователя либо прокурора.

Федеральным законом от 5 июня 2007 года № 87-ФЗ внесены изменения в УПК РФ и Закон о прокуратуре. Они связаны с созданием нового органа – Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

С созданием Следственного комитета изменилось соотношение полномочий прокурора и руководителя следственного органа.

К руководителям следственных органов от прокуроров переходят следующие полномочия: давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайств в случаях, предусмотренных УПК; давать следователю обязательные для исполнения письменные указания; отменять незаконные и необоснованные постановления следователя; разрешать вопросы об отводе следователя; отстранять следователя от ведения расследования. При этом значительное расширение полномочий руководителей следственных органов касается не только соответствующих должностных лиц вновь создаваемого Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, но и действующих начальников следственных подразделений и их заместителей в органах МВД, ФСБ и ФСКН.

Анализ законодательства (с учетом внесенных изменений) позволяет сделать вывод, что функция надзора за процессуальной деятельностью как органов дознания, так и органов предварительного следствия по-прежнему закреплена в ст.37 УПК.

Изменился перечень полномочий прокурора (по отношению к органам предварительного следствия), а также формы и методы осуществления прокурорского надзора.

Главные изменения – разделение полномочий по надзору за исполнением законов и по руководству предварительным следствием.

Существенно изменились полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела. Со дня введения в действие ФЗ от 5 июня 2007 года ушло в прошлое право прокурора давать согласие на возбуждение уголовного дела. Теперь и следователь, и дознаватель, и орган дознания без чьего-либо согласия выносят постановление о возбуждении уголовного дела.

Прокуроры, их заместители и помощники вправе (и обязаны) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п.1 ч.2 ст.37 УПК). В то же время теперь они не вправе проводить проверку сообщений о преступлениях. В соответствии со ст.144 УПК, это обязанность следователя, органа дознания и дознавателя, которые, как и прежде, обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и принять по нему решение в соответствии с УПК в течение трех суток. Часть 3 ст.144 устанавливает право руководителя следственного органа или начальника органа дознания продлевать срок проверки сообщения о преступлении до 10 суток, а если требуется проведение ревизии или документальной проверки – право прокурора (по ходатайству дознавателя) или руководителя следственного органа (по ходатайству следователя) продлить срок проверки до 30 суток.

Если в результате проверки было принято решение о возбуждении уголовного дела, то в соответствии с ч.4 ст.146 копия постановления следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору.

В соответствии с изменениями УПК прокурор не возбуждает уголовное дело. Правом возбуждать уголовные дела по общему правилу в соответствии со ст.39 не наделен и руководитель следственного органа (кроме случаев возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц в соответствии со ст.448). Однако руководитель следственного органа вправе в соответствии с п.1 ч.1 ст.39 создавать следственную группу по уголовному делу, которое было возбуждено следователем, поручать производство предварительного следствия следователю или нескольким следователям.

Несколько изменились и полномочия прокурора по надзору за законностью и обоснованностью отказа в возбуждении уголовного дела. Статья 148 устанавливает, что копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела должна быть направлена прокурору в течение 24 часов с момента его вынесения. Это означает, что прокурор также незамедлительно должен проверить законность и обоснованность отказа в возбуждении уголовного дела. Для этого прокурор вправе не только ознакомиться с копией постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, но и изучить материал проверки следователем или дознавателем сообщения о преступлении. Признав отказ следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Полномочия прокурора в стадии предварительного расследования по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия отличаются от полномочий по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания. По отношению к органам предварительного следствия полномочия прокурора установлены законодателем с учетом необходимости соблюдения процессуальной самостоятельности следователя и расширения полномочий руководителя следственного органа по руководству следствием.

Важнейшим по-прежнему является право (и обязанность) прокурора рассматривать жалобы на действия (бездействие) и процессуальные решения следователя (дознавателя) и руководителя следственного органа в соответствии со ст.124 УПК.

Список источников:
1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 года № 174-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (ч.I). Ст.4921.
2. Федеральный закон РФ от 05.06.2007 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 11.06.2007. № 24. Ст.2830.
3. Федеральный закон РФ от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 20.11.1995. № 47. Ст.4472.
4. Александров А.С., Круглов И.В., Кухта А.А. К вопросу о некоторых полномочиях руководителя следственного органа//Российский следователь. 2007. № 19.
5. Колоколов Н.А. Судебный контроль в уголовном процессе//ЭЖ-Юрист. 2006. №36.
6. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). – Издание второе, переработанное/Под ред. А.Я.Сухарева. – М.: Издательство «Норма», 2004.
7. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). – Издание второе, переработанное и дополненное/Под ред. В.И.Радченко, В.Т.Томина, М.П.Полякова. – М.: Юрайт-Издат, 2006.
8. Чепурнова Н., Смольников С. Судебный контроль и прокурорский надзор//Законность. 2007. № 5.
9. Халиулин А. Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия//Законность. 2007. № 9.


1 Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 года № 174-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (ч.I). Ст.4921.

2 Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). – Издание второе, переработанное/Под ред. А.Я.Сухарева. – М.: Издательство «Норма», 2004. – С.49.

3 Федеральный закон РФ от 05.06.2007 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 11.06.2007. № 24. Ст.2830; Федеральный закон РФ от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 20.11.1995. № 47. Ст.4472.

4 Колоколов Н.А. Судебный контроль в уголовном процессе//ЭЖ-Юрист. 2006. № 36.