microbik.ru
1 2 ... 8 9
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

МУнИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ дошкольное образовательное учреждение

детский сад КОМБИНИРОВАННОГО вида «Звёздочка»

муниципального образования город Ноябрьск



Дополнительная образовательная программа

социально-педагогической направленности

для детей дошкольного возраста

«Подорожники»
Срок реализации – 1 год

Программу разработала:

Хафизова Зульфия Ильясовна, воспитатель


г. Ноябрьск
Содержание

  1. Пояснительная записка …………………………………………………………3

  2. Требования к уровню подготовки воспитанников ……………………………5

  3. Учебно-тематический план …………………………………………………….7

  4. Содержание программы …………………………………………………….......9

  5. Методика обследования уровня развития умений и навыков детей ………..10

  6. Методическое обеспечение программы ………………………………………11

  7. Календарно-тематическое планирование ……………………………………36

  8. Список использованной литературы ………………………………………..53


Пояснительная записка

Все мы живем в обществе, где необходимо соблюдать определенные нормы поведения, не забывая о правилах в дорожно-транспортной обстановке. Рост количества машин на улицах города, увеличение скорости движения  являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Зачастую виновниками этих происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят и выходят из транспортных средств. Никого не оставляют равнодушными сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, опять–таки все чаще являются дети. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, что и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и соблюдению правил дорожного движения. Проблемы роста дорожно-транспортного травматизма с участием детей в городе направило педагогов нашего дошкольного учреждения на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса, так как наш детский сад расположен вблизи проезжей части, а поток машин с каждым годом растет, в обучении детей правилам дорожного движения мы очень заинтересованы.

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых – доступно разъяснять правила детям, а при выборе формы обучения донести до них смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только нашими совместными усилиями, используя знания воспитателей и родителей, их терпение и такт, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Целью данной программы является формирование навыков безопасного поведения на дорогах.

Задачи:

  • обучать детей безопасному поведению в дорожной среде;

  • познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;

  • формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих;

  • развивать наблюдательность, умение ориентироваться в окружающей обстановке, внимание, сосредоточенность, организованность, воображение, фантазию, умение управлять своими поступками, чувствами; пространственное представление (близко, далеко, слева, справа, по ходу движения, сзади); представление о скорости движения транспортных средств пешеходов (быстро едет, медленно, поворачивает);

  • вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;

  • воспитывать в детях грамотных пешеходов, дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе, чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что решение программных задач осуществляется:

- через использование в специально организованной непосредственно образовательной деятельности разнообразных методов и приемов, таких как: встречи с сотрудниками ГИБДД, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок, развивающих, сюжетно-ролевых, подвижных игр, игр-драматизаций, развлечений, конкурсов, выставок рисунков, соревнований, викторин просмотров мультфильмов;

- на основе общих дидактических принципов: доступности, научности, систематичности, сознательности, наглядности, индивидуального и дифференцированного подхода, взаимодействия «дети – дорожная среда», связь теории с практикой, прочность усвоения знаний, умений, навыков.

При организации работы по изучению правил дорожного движения с воспитанниками, необходимо ориентироваться на психофизиологические и возрастные особенности детей дошкольного возраста, поскольку они во мно­гом определяют их поведение на дороге. Детская импульсивность и спонтан­ность, суженное восприятие, рассеянное внимание, почти полное отсутствие опыта и развитых способностей предвидения последствий своих действий и поведения окружающих, обусловливают рез­кие изменения в поведении ребенка (смена направления движения, внезапная остановка), которые с большим трудом могут быть предугаданы другими участниками движения. Все эти обстоятельства заставляют отнести детей дошкольного возраста к категории пешеходов с повышенным рис­ком. Вот почему, в первую очередь, необходимо обучать воспитанников подготовительных групп основным правилам, знание ко­торых может снизить вероятность дорожно-транспортных происшествий. А они – будущие первоклассники и через год им самостоятельно придется переходить дорогу, соблюдая правила дорожного движения. Несмотря на всю важность самих правил, необходимо учить не столько правилам, сколько анализу закономерностей возникновения опасно­сти.

Актуальность донной программы заключается в том, что обучение детей правилам дорожного движения осуществляется в тесном контакте с родителями через:

  • анкетирование;

  • консультационный материал «Дошкольник и дорога»;

  • родительский всеобуч (занятия для родителей с участием сотрудников отдела ДПС);

  • папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;

  • родительские конференции («Ребенок и дорога», «Дисциплина на улице - залог безопасности пешеходов»);

  • встречи-беседы родителей с инспектором ДПС («Роль семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма», «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог»);

  • информационные стенды;

  • совместное составление фото­ и видеоматериалов, информационные «корзины»;

  • конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.

Основная непосредственно-образовательной деятельность включает в себя познавательную часть: беседа, знакомство, рассматривание иллюстративного материала и практическую часть: решение ситуационных задач, дидактические игры, отгадывание ребусов и кроссвордов, конкурсы, игры-соревнования, игры-эстафеты, развлечения, досуги, катание на велосипедах.

Программа рассчитана на 34 мероприятия. Непосредственно образовательная деятельность проводится один раз в неделю продолжительностью до 30 минут во второй половине дня. Максимальная наполняемость группы детей -10 человек. Местом проведения познавательной части является специальное помещение, оформленное в кабинете по ПДД. Практическая часть непосредственно-образовательной деятельности, а также досуги, развлечения, конкурсы, праздники проводятся в рекреации третьего этажа, спортивном и музыкальном зале, музыкальной гостиной.
Требования к уровню подготовки воспитанников
К концу года дети должны:

знать:

  • дорожные знаки;

  • сигналы светофора;

  • виды транспорта (специального назначения, пассажирский транспорт);

  • причины ДТП;

  • правила движения на велосипеде;

  • правила движения по дороге.

иметь представления:

  • о работе сотрудников ГИБДД, водителей;

  • о назначении специализированного транспорта;

  • об улице, ее частях (проезжая часть, тротуар);

  • о сигналах светофора четырехстороннем, трехстороннем.

уметь:

  • ориентироваться в дорожных ситуациях;

  • оценивать свое поведение на дороге;

  • объяснить сверстникам правила поведения на дороге.

Критерии оценки

Высокий уровень:

Ребенок уверенно знает и называет светофор и значение его сигналов; что такое улица, ее части, правила перехода улицы; дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, указательные и знаки сервиса; виды транспорта.

Свободно ориентируется в основных правилах ПДД: для пешеходов (как переходить улицу, выйдя из транспорта) и пассажиров (войдя в автобус или троллейбус).

Демонстрирует знания правил дорожного движения в практической деятельности при проведении соревновательных игр, решении дорожных ситуаций.

Имеет представление о работе сотрудников ГИБДД, водителей, о назначении специализированного транспорта.

ребенок может:

Активно участвует в развлечениях, праздниках, исполняет главные роли в театрализованных представлениях по Правилам дорожного движения.

Взаимодействует в играх с другими детьми на принципах дружеских отношений, партнерства, взаимовыручки.

Средний уровень

Ребенок знает и называет светофор и значение его сигналов; что такое улица, ее части, правила перехода улицы; виды транспорта; испытывает затруднение в определении и названии дорожных знаков: предупреждающих, запрещающих, указательных и знаков сервиса.

Ориентируется в основных правилах ПДД: для пешеходов (как переходить улицу, выйдя из транспорта) и пассажиров (войдя в автобус или троллейбус).

Не уверенно демонстрирует знания правил дорожного движения в практической деятельности при проведении соревновательных игр, решении дорожных ситуаций.

Имеет представление о работе сотрудников ГИБДД, водителей, о назначении специализированного транспорта.

Ребенок может участвовать в развлечениях, праздниках, исполнять второстепенные роли в театрализованных представлениях по Правилам дорожного движения.

Взаимодействует в играх с другими детьми на принципах дружеских отношений, партнерства, взаимовыручки.

Низкий уровень

Ребенок знает и называет светофор и значение его сигналов; испытывает затруднения в определении улицы, ее частей, правил перехода улицы; виды транспорта; допускает ошибки в определении и названии дорожных знаков: предупреждающих, запрещающих, указательных и знаков сервиса.

Слабо ориентируется в основных правилах ПДД: для пешеходов (как переходить улицу, выйдя из транспорта) и пассажиров (войдя в автобус или троллейбус).

Не уверенно демонстрирует знания правил дорожного движения в практической деятельности при проведении соревновательных игр, решении дорожных ситуаций.

Имеет слабые представления о работе сотрудников ГИБДД, водителей, о назначении специализированного транспорта.

У ребенка неустойчивый и ситуативный интерес участвовать в развлечениях, праздниках, исполнять роли в театрализованных представлениях по Правилам дорожного движения.

Нуждается в постоянной помощи воспитателя для установления игрового взаимодействия со сверстниками

Учебно-тематический план

п/п

темы

кол-во часов

1.

Правила и безопасность дорожного движения

1ч.

2 -4

Наш город и его транспорт - практическое

Машины на нашей улице. Служебные машины (Игры на компьютере)

3ч.

5 - 8

Дорожная азбука. Дорожный знак. Учим дорожные знаки (настольная игра) практическое.

Путешествие в страну дорожных знаков (развлечение) - практическое



(8 –итоговое)

9-10.

Школа пешеходных наук. Перекресток. (Подвижная игра) практическое.

2ч.

11-14

Три чудесных цвета. Твой приятель - светофор. Приключение в сказочном городе Светофорске - практическое.

«В гостях у светофора» (спортивный досуг)

4ч.

(14-итоговое)

15-17.

Мы идем через дорогу. Дорога в школу! - практическое.

«Как Ослик в школу пошел» - театрализованное представление

3ч.

18-19.

Улица большого города. Строим улицу. - практическое

2ч.

20-21.

История транспорта. Работа сотрудника ГИБДД. Набери правильно номер. (Встреча с сотрудником ДПС)

2ч.

22-25.

Здравствуй, улица. (Конструирование). О чем разговаривает улица. Улица полна неожиданностей. (Просмотр диафильма). «Путешествие Колобка по улице»- просмотр видеофильма

4ч.

26.

Это должен каждый знать обязательно на «пять». Викторина «Что? Где? Когда?»

1ч (итоговое)

27-29.

Быть примерным пешеходом и пассажиром (с использование компьютерных технологий) - практическое

3ч.

30-33.

Решение ситуационных задач, дидактические игры, отгадывание ребусов и кроссвордов -практическое.



34.

Велосипед. Игры во дворе. Катание на велосипеде, самокате в черте города. - практическое

Автогородок. (практическая работа).

2ч.(34итоговое)

Всего

34 - из них: 12 – практических, 18- теоретических, 4 - итоговых





Содержание программы



Правила дорожного движения (улица, двор)

Ознакомление детей с улицей, ее особенностями, правила поведения на улице: идти только по тротуару, переходить улицу только в специально отведенном месте «зебре» при разрешающем сигнале светофора, или по подземному переходу.

Дать понятие «проезжая часть улицы», «тротуар».

Формировать у детей представление и ответственное отношение к тому, что можно и что нельзя на улице, дороге и в транспорте.

Развивать наблюдательность, умение видеть различные способы ограждения опасных зон тротуара. Воспитывать умение соблюдать меры предосторожности.


Дорожные знаки, светофор

Ознакомление со знаками: внимание; осторожно, дети. Дать понятия «перекресток», «двустороннее движение

Научить детей пользоваться дорожными знаками как источником информации об улице.

Развивать зрительное восприятие. Воспитывать наблюдательность, умение правильно вести себя на улицах города.


Транспорт

Дать представление о транспорте разного вида (грузовой, пассажирский), о значении транспорта в жизни людей.

Воспитывать умение соблюдать правила повеления в общественном транспорте.


ОБЖ

Дать представления о причинах несчастных случаях на дорогах и улицах.

Учить детей предвидеть опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, принимать меры предосторожности.

Воспитывать дисциплинированность.


Методика обследования уровня развития умений и навыков детей



Ф.И.ребенка

Виды транспорта

Правила по ПДД

Дорожные знаки

Правила по ПДД

Улица и его части

Сигналы светофора





Специального

назначения


Пассажирский

транспорт


Пассажиры


Пешеходы


Велосипедиста


Водителя


Сотрудник ГИБДД регулировщик

Проезжая часть

тротуар

четырехстороннем

трехстороннем











































































































































































































































































































































































































































































































































































































Методическое обеспечение программы

КВН «Веселое автомульти»

Цель. Закрепление знаний правил дорожного движения.
Каждой команде задается равное количество вопросов. Дети должны назвать виды «транспорта», на которых путешествовали сказочные герои.
Задание №1

1. На чем ехал Емеля к царю во дворец? (Печка).

2. Любимый вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед).

3. Чем смазывал моторчик Карлсон? (Вареньем).

4. Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (Велосипед).

5. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (Карету).

6. На чем летал Алладин? (Ковер-самолет).

7. На чем катался Кай из сказки «Снежная королева»? (Санки).

8. Личный транспорт Бабы Яги? (Ступа).
Задание №2. «Знаки дорожные».
Из четырех групп знаков - указательные, предупреждающие, запрещающие, знаки сервиса

А) Одна команда выбирает указательные знаки.

Б) Вторая выбирает предупреждающие знаки.

Нужно объяснить их значение. Назвать оставшиеся группы знаков, объяснить их значение.
Задание №3. Игра «Умники и умницы».

Каждая из команд отвечает поочередно на вопросы воспитателя.

Как называют людей идущих по улице? (пешеходы)

По какой части улицы должны ходить пешеходы? (тротуар, пешеходная дорожка, обочина).

По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы? (по правой).

В каком месте нужно переходить дорогу? (на перекрестке, пешеходном переходе).

С кем детям дошкольного возраста можно переходить дорогу? (со взрослыми за руку).

Где можно играть детям? (во дворе на игровой площадке).

Почему нельзя играть на дороге?

Про кого или что говорят «главный командир на дороге»? (светофор).

Как называют человека, регулирующего дорожное движение? (регулировщик)

Какие еще помощники есть у водителей и пешеходов? (дорожные знаки).

Где ожидают пассажиры автобус?

С какой стороны нужно обходить машины и автобус? (жди, пока транспортное средство уедет, или дойди до ближайшего перекрёстка или пешеходного перехода, где дорога хорошо просматривается в обе стороны).

Задание №4. «Макет города».

Воспитатель предлагает показать на макете:

  • Проезжая часть.

  • Перекресток.

  • Тротуар.

  • Пешеходный переход.

  • Островок безопасности.

  • Дорожные знаки.

  • Регулировщик.

  • Пешеходы.

Подведение итогов.

Викторина "Правила дорожного движения"


Цель
Определение наличия у ребенка умений и навыков безопасного поведения на дороге;
• Выяснение готовности ребенка самостоятельно оценивать дорожно-транспортные ситуации;
• Закрепление у ребенка уверенности в себе, в том, что он успешно может справиться с любой дорожной ситуацией.

  1. Из каких основных элементов состоит дорога? (Дорога состоит из проезжей части, тротуаров, обочин).

  2. Как называется человек, идущий по тротуару? (пешеход).

  3. Кто такой участник движения? (Пешеход, пассажир, водитель).

  4. Где разрешается ходить по дороге? (По тротуарам, обочинам, пешеходным дорожкам, при отсутствии указанных мест - по краю проезжей части).

  5. Где разрешается переходить проезжую часть дороги? (По пешеходным, подземным, надземным переходам).

  6. Правила перехода проезжей части? (Посмотреть налево, убедиться в безопасности, неспеша дойти до середины, посмотреть направо).

  7. Какие средства регулирования дорожного движения вы знаете? (Дорожные знаки и разметка, сигналы светофора и регулировщика, предупредительные сигналы, подаваемые водителями транспортных средств).

  8. Что означают цвета светофора? (Красный — стой, желтый - внимание, зеленый-иди).

  9. Какие есть виды транспорта? (Пассажирский, грузовой, специальный).

  10. Как правильно обходить стоящий транспорт? (Сзади, со стороны приближающегося к нему транспорта)

  11. Внимательно слушайте вопрос. Звучит записанный на магнитофон вопрос родителя.
    • Проблемная ситуация: Ира везет коляску с куклой. Сережа едет на велосипеде. Мама ведет за руку Аленку. Кто из них пассажир? Пешеход? Кого называют пассажирами? Кого пешеходами?
    • Закон улиц и дорог очень добрый: он охраняет от страшного несчастья, бережет жизнь, но очень суров к тем, кто его не выполняет. Поэтому только постоянное соблюдение правил позволяет переходить улицу смело. Вспомните и назовите основные правила поведения на улице.
    Вопрос воспитателя

Движеньем полон город
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день и ночь горят

И там, где днем трамваи
Звенят со всех сторон,
Нельзя ходить зевая,
Нельзя считать ворон.

Ребята, помогите Буратино расставить дорожные знаки.

Подведение итогов.

Викторина «Что? Где? Когда?»



Ведущая:
Нас солнца луч спешит и дразнит, Нам нынче весело с утра, Весна нам дарит звонкий праздник, И данный гость на нем - игра. Она наш друг - большой и умный, Не даст скучать и унывать, Затеет спор, веселый .шумный, Поможет новое узнать.
Сегодня в викторине «Что? Где? Когда?» участвуют три команды.

Представление команд:
команда красных, капитан... команда желтых, капитан... команда зеленых, капитан...
Это наши «Знатоки». Против вас сегодня играют сотрудники д/сада, гости, родители. Ваши задания и вопросы - в конвертах. Решение задачи обсуждает вся команда, а ответ на вопрос дает один из игроков. На обдумывание - одна минута, когда время истекает - звучит гонг. Если ответ дан полный и правильный, то команда получает балл, за досрочный ответ команда может, получить два балла. Есть в нашей игре и музыкальные паузы, предназначенные для отдыха команд. Ответы команд оценивают жюри. Помни правила движения,
как таблицу умножения.
Знай всегда их назубок:
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.

Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.

Вопрос задает сотрудник ГИБДД:
Полон движения перекресток, и очень сложно отрегулировать порядок на дороге.

Здесь на посту в любое время
Дежурит ловкий постовой,
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на мостовой.

Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.

Расскажите о работе регулировщика и объясните значение его жестов.

Ведущая: ребята, для вас свои вопросы приготовил инструктор по физическому воспитанию:

Звучат загадки:

Чтоб тебя я повез
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резину,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит ... / автомобиль/

Дом по улице идет,
На работу нас везет.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках.
/автобус/

Этот знак такого рода -
Он на страже пешехода.
Переходим с куклой вместе
Мы дорогу в этом месте./знак «пешеходный переход»/

Подзаправились немножко,
Тут и вилка, тут и ложка:
Накормили и собаку.
Говорим «спасибо» знаку./знак «пункт питания»/

Вопрос воспитателя:
В нашем городе много делается для того, чтобы на дорогах было безопасно, хорошо и
удобно пешеходам. Для этого прокладывают новые хорошие дороги. Вам, знатокам, за
одну минуту надо просмотреть фотографии с изображением улиц нашего города и
рассказать о них / на фотографии - три улицы /.

Вопрос:

Я вежливый и строгий,
Знаменит я на весь мир.
Я на улице широкой -
Самый главный командир.

О чем это стихотворение? Придумайте, пожалуйста сказку о светофоре.

Свой музыкальный вопрос приготовила для вас музыкальный руководитель:
- Сейчас я проиграю вам песни, вы должны вспомнить название, автора каждой из них и пропеть эту песню до конца.

Вопрос старшей медицинской сестры:
- К сожалению, на наших дорогах еще встречаются невнимательные пешеходы и водители,
по чьей вине происходит дорожно-транспортные происшествия, аварии, травмы. Ребята, если с кем-нибудь в дороге случилась беда, что нужно сделать?

Вопрос воспитателя:
- Посмотрите внимательно на эти картинки и скажите, какие нарушения допустили ребята и как надо поступить в этой ситуации / 5 сюжетов/

Подводятся итоги викторины и вручаются призы.

Викторина «На дороге»


Разделить участников на команды. И тогда победившей признается команда, которая первой даст большее количество правильных ответов (по типу игры «Брейн-ринг»).
Можно задавать вопросы всем участникам подряд (по кругу), при этом в круге остаются играющие, давшие правильные ответы, а те, кто ответит неправильно (или не знает ответа на вопрос), выбывают из игры. Победителем признается самый последний участник, оставшийся в круге.

Самодвижущееся четырехколесное транспортное средство (Автомобиль)
По рельсам бежит - на поворотах дребезжит (Трамвай)
Полоса земли, предназначенная для передвижения транспорта и пешеходов (Дорога)
Старинный экипаж, запряженный лошадьми (Карета)
Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров (Автобус)
Любимое транспортное средство отчаянных мальчишек, для езды на котором надо отталкиваться ногой (Самокат)
Автомобиль, которому не страшны самые плохие дороги (Вездеход)
Дом для автомобиля (Гараж)
Гараж для самолетов (Ангар)
Человек, идущий по тротуару (Пешеход)
Аллея посередине улицы (Бульвар)
Край тротуара, прилегающий к проезжей части (Поребрик)
Дорога для трамвая (Рельсы)
Часть дороги, по которой идут пешеходы (Тротуар)
Изгиб дороги (Поворот)
Человек, управляющий автомобилем (Водитель)
Водитель самолета (Летчик, пилот)
Устройство для остановки автомобиля (Тормоз)
Что показывает стрелка спидометра? (Скорость)
Место на дороге, предназначенное для пешеходов (Переход)
Полосатая разметка перехода (Зебра)
Место пересечения улиц (Перекресток)
Милиционер, регулирующий движение на перекрестке (Регулировщик)
Громкий звуковой сигнал специальной машины (Сирена)
Место для посадки и высадки пассажиров общественного транспорта (Остановка)
Прочная широкая лямка, обеспечивающая безопасность водителя и пассажиров в легковом автомобиле (Ремень безопасности)
Защитный головной убор мотоциклиста (Шлем)
Устройство, с помощью которого водитель наблюдает за движением транспорта сбоку и сзади, чтобы не было аварии (Зеркало)
Безбилетный пассажир (Заяц)
Общее название автобуса, трамвая, троллейбуса (Общественный транспорт)
Человек, едущий в транспорте, но не за рулем (Пассажир)
При поездке в общественном транспорте держитесь за... (Поручень)
Кто продает билеты в общественном транспорте? (Кондуктор)
Подземный вид общественного транспорта (Метро)
Лестница-чудесница в метро (Эскалатор)
Лестница на морском судне (Трап)
Место работы водителя в автомобиле, автобусе, троллейбусе, трамвае (Кабина)
Водитель велосипеда (Велосипедист)
Спортивное сооружение, где проводятся кольцевые гонки на велосипеде (Велотрек)
Пересечение железнодорожных путей с автомобильной дорогой (Переезд)
Опускающаяся и поднимающаяся перекладина для открытия и закрытия переезда (Шлагбаум)
Опора рельсов (Шпалы)
Часть загородной дороги для передвижения пешеходов, если нет тротуара (Обочина)
Асфальтированная загородная дорога для движения транспорта (Шоссе)
Водоотводная канава вдоль дороги (Кювет)
«Ноги» автомобиля (Колеса)
«Глаза» автомобиля (Фары)
Часть грузовика, предназначенная для перевозки грузов (Кузов)
Вид грузовика, кузов которого сваливает груз сам (Самосвал)
Откидная крышка, закрывающая двигатель (Капот)
Приспособление для буксировки автомобиля (Трос)
Подземное сооружение для движения транспорта (Тоннель)
Автомобиль, имеющий название великой русской реки («Волга»)
Пешеход или водитель, не выполняющий Правила дорожного движения (Нарушитель)
Наказание за нарушение ПДД (Штраф)


следующая страница >>