microbik.ru
1
Предисловие

Достижения современной экономической науки предъявляют новые требования к высшему профессиональному образованию экономистов. Современное экономическое образование по словам директора ЦЭМИ РАН академика В. Л. Макарова, держится на трёх китах: макроэкономике, микроэкономике и эконометрике.

В период централизованной плановой экономики упор делался на балансовых и оптимизационных методах исследования. В условиях рыночной экономики возросла роль эконометрических методов. Без знания этих методов невозможно исследование и теоретическое обобщение эмпирических зависимостей экономических переменных, построение сколько-нибудь надежного прогноза в банковском деле, финансах, бизнесе и страховании.

Последние десятилетия эконометрика как научная дисциплина стремительно развивается. Растет число научных статей и исследований с применением эконометрических методов. Свидетельством всемирного признания пользы, привносимой человечеству эконометрикой, является присуждение за наиболее выдающиеся разработки в этой области Нобелевских премий по экономике Р. Фришу и Я. Тинбергу (1969), Л. Клейну (1980), Т. Хаавелмо (1989), Дж. Хекману и Д. Макфаддену (2000).

Язык экономики все больше становится языком математики, а экономику все чаще называют одной из наиболее математизированных наук. Многие базовые понятия эконометрики имеют два определения – «экономическое» и «математическое». Подобная двойственность имеет место и в формулировках результатов. Характер научных работ по эконометрике варьируется от «классических» экономических работ, в которых почти не используется математические результаты, до солидных математических трудов, использующих достаточно тонкий аппарат современной математики.

Однако экономическая составляющая эконометрики, безусловно, является первичной. Именно экономика определяет постановку задачи и исходные предпосылки, а результат, формулируемый на математическом языке, представляет интерес только в том случае, если удается его экономическая интерпретация.

Широкому внедрению эконометрических методов способствовало появление персональных компьютеров. Пакеты прикладных программ по эконометрике сделали эти методы более наглядными и доступными для широкого круга специалистов: наиболее трудоемкую работу по расчету различных статистик, параметров, характеристик, построению таблиц и графиков стал выполнять компьютер, а эконометристу осталась главным образом творческая работа: постановка задачи, выбор соответствующей модели и метода ее решения, проверка адекватности модели и интерпретация полученных результатов.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для того, чтобы студенты МБИ проводили самостоятельные научные исследования по эконометрике. Каждая курсовая работа должна представлять собой отдельное исследование реальной проблемы, стоящей перед городом, регионом, страной, посредством применения математико-статистических методов и навыков работы с эконометрическими пакетами прикладных программ.

G.E.P. Box: “All models are wrong but some are useful.”

1. Общие положения

1.1. Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с программой дисциплины «Эконометрика», которая изучается студентами 3 курса.

1.2. Курсовая работа – одна из важнейших форм самостоятельной работы студентов в Международном банковском институте. Курсовая работа по дисциплине «Эконометрика» предусмотрена учебным планом по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Менеджмент организации», «Антикризисное управление», «Прикладная информатика в экономике», «Финансовый менеджмент».

1.3. Курсовая работа является учебно-исследовательской работой, цель которой заключается в:

  • закреплении, углублении и обобщении знаний по эконометрике;

  • овладении методами обработки информации;

  • закреплении навыков работы с научной литературой и электронными источниками;

  • демонстрации навыков использования современных информационных технологий;

  • формировании навыков самостоятельного решения сложных задач в рамках дисциплины;

  • формировании навыков публичной защиты результатов проведенного исследования.

1.4. В процессе выполнения курсовой работы студент должен:

  • показать умение работать с источниками статистической информации, научной литературой и другими источниками информации;

  • самостоятельно обрабатывать данные, проводить анализ данных, верифицировать, обобщать, группировать, оценивать влияния и взаимосвязь, иллюстрировать графически, выявлять тенденции и особенности;

  • продемонстрировать навыки моделирования отдельных социально-экономических процессов, выбора «лучшей» модели для имитации исследуемого процесса с целью прогнозирования полученных результатов, сравнить различные точки зрения на исследуемую проблему и обосновать свой выбор;

  • осуществить оформление курсовой работы в строгом соответствии с правилами, определенными ниже.

1.5. Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно, носит творческий характер, может содержать элементы новизны. Другие обязательные требования к содержанию работы:

  • аналитический обзор научной литературы, включая публикации текущего года, статьи в журналах по утвержденной теме исследования;

  • наличие самостоятельно выполненных расчетов (по реальным данным);

  • наличие собственных суждений по проблемным вопросам избранной темы;

  • логичность и убедительность изложения, наличие иллюстраций (схем, графиков, диаграмм, рисунков);

  • наличие электронной презентации.

Курсовая работа должна содержать корректную интерпретацию результатов эконометрического моделирования, полученных для анализа исследуемой проблемы и прогнозирования поведения экономических показателей в будущем. Обоснование выбора модели подкрепляется соответствующими теоретическими доводами (с учетом экономической сущности исследуемой проблемы), статистическими данными и другими подобными конкретными доказательствами.

Таким образом, основными задачами курсовой работы являются

  • содержательный выбор экономической модели;

  • поиск достоверных данных;

  • анализ данных;

  • выбор подходящей эконометрической модели;

  • проверка основных предпосылок регрессионного анализа;

  • построение эконометрической модели;

  • интерпретация полученных результатов с экономической точки зрения.

Студент должен обосновать и интерпретировать используемые статистические процедуры.

1.6.  Общее руководство организацией, выполнением и защитой курсовых работ осуществляет преподаватель, читающий лекции по «Эконометрике».Контроль осуществляет заведующий соответствующей кафедрой. Заведующий кафедрой проводит выборочную проверку содержания, защиты и итоговой оценки курсовых работ.

1.7. Руководство курсовой работой, как правило, осуществляет преподаватель, ведущий практические или семинарские занятия в группе. В обязанности руководителя входит:

  • проведение групповых и индивидуальных консультаций по выбору темы, содержанию, методике написания и оформления курсовой работы;

  • проверка курсовой работы и обоснование замечаний и рекомендаций по ее доработке;

  • организация проведения защиты курсовой работы.

1.8.  Тематика курсовых работ разрабатывается и ежегодно обновляется на заседании кафедры математических методов исследования экономики, утверждается заведующим кафедрой. Примерный перечень тем курсовых работ приведен в приложении В.

1.9. Курсовая работа (1-й вариант) сдается на предварительную проверку не позже 20 ноября (20 апреля). Возвращается студенту на доработку не позже 1 декабря (1 мая). Работа сдается на предварительную проверку один раз. В случае неудовлетворительной оценки при повторной проверке студент должен выполнить курсовую работу на другую тему (с разрешения деканата, по согласованию с руководителем).

1.7. К защите работа представляется в печатном (оба варианта – исходный и доработанный) и электронном (доработанный вариант) виде, с электронной презентацией, не позже, чем 10 декабря (10 мая).

1.8. За качество представленной к защите работы несет ответственность студент.

2. Организация выполнения курсовой работы

2.1. Выполнение курсовой работы включает следующие основные этапы:

  • выбор темы курсовой работы;

  • формулировка цели, задач, составление плана курсовой работы и утверждение его руководителем;

  • изучение рекомендованной и дополнительной научной литературы, ознакомление с нормативными документами и другими источниками, относящимися к теме курсовой работы;

  • сбор необходимых статистических данных;

  • написание работы (обзор литературы, обработка и анализ полученной информации с применением современных информационных технологий; формулировка выводов; разработка и обоснование предложений; решение задач и т. п.);

  • оформление курсовой работы в соответствии с установленными требованиями (электронная версия, печатный вариант, электронная презентация);

  • представление курсовой работы руководителю для проверки (руководитель может принять на проверку рукописный вариант при условии разборчивого почерка);

  • устранение полученных замечаний, выполнение рекомендаций, оформление в соответствии с требованиями;

  • представление работы на повторную проверку и предварительную оценку;

  • публичная защита курсовой работы с использованием электронной презентации.

2.2. Студенту предоставляется право выбора темы курсовой работы из списка, утвержденного на кафедре. Студент может предложить свою тему курсовой работы, если она соответствует содержанию дисциплины, предварительно согласовав ее с руководителем. В отдельных случаях допускается выполнение одной курсовой работы несколькими студентами, если тема носит комплексный характер, и каждый студент работает над ее определенной частью.

2.3. Список тем предоставляется студентам до 20 сентября (28 февраля). Темы должны быть закреплены за студентами не позже 1 октября (в осеннем семестре) или 8 марта (в весеннем семестре). Студентам, не выбравшим и не зарегистрировавшим темы у руководителя в указанный срок, темы назначаются руководителем. Список закрепленных тем передается в деканат и доводится до студентов через старосту группы. Закрепленные темы, как правило, изменению не подлежат.

2.4. Первичная информация при выполнении курсовой работы собирается студентом, прежде всего, на предприятии, которое выбрано им для исследования. Недостающая нормативно-правовая информация может быть получена путем изучения публикаций соответствующих официальных документов.

Желательно при сборе первичной информации по возможности снимать копии с подлинных документов, а при невозможности – делать выписки с указанием источника информации. Вся собранная первичная информация должна в дальнейшем размещаться в приложении, а в тексте курсовой работы на нее должны быть даны ссылки.

При отборе первичной информации следует обращать особое внимание на ее корректность и полноту, поскольку от качества этой информации зависит правильность результата проводимого исследования.

2.5. Студенты обязаны посещать консультации, предусмотренные в расписании, а также могут (должны) обращаться за индивидуальными консультациями к своему руководителю.

2.6. После выбора темы студент составляет план (содержание) работы, который должен быть согласован с руководителем.

2.7. Структура курсовой работы определяется поставленными целями исследования и, как правило, включает:

  • титульный лист (приложение А);

  • содержание (приложение Б);

  • введение;

  • основную часть (главы и/или пункты);

  • заключение;

  • список использованной литературы;

  • приложение(я).

2.8. Во введении отражаются следующие основные моменты:

  • общая характеристика проблемы, которой посвящена работа, ее актуальность;

  • объект и предмет исследования в курсовой работе;

  • цель и поставленные задачи;

  • перечисление используемых материалов, исходных данных, приемов и методов исследования;

  • характеристика структуры работы.

Введение должно быть кратким (1 — 2 страницы) и конкретным.

2.9. Основная часть (20-25 страниц) состоит из глав, которые могут быть разделены на пункты. Названия глав и пунктов должны быть четкими, отражать содержание, не повторять в точности названия работы.

Основная часть содержит:

  • изложение содержания теоретических аспектов исследуемой проблемы (с обязательными ссылками на различных авторов);

  • отражение дискуссионных вопросов (также со ссылками на источники);

  • анализ нормативно-правовой базы исследования (не обязательный элемент);

  • обоснование выбора и описание используемых методов;

  • описание проведенных студентом наблюдений, экспериментов, расчетов;

  • самостоятельно сделанные выводы (теоретического и/или практического характера).

  • таблицы, в сжатом виде отображающие необходимые сведения;

  • графическое отображение (графики, диаграммы, схемы и т. п.) исходных и/или результирующих показателей, алгоритмов, структур и пр. – обязательный элемент!

Использование заимствованных цифровых данных и текстовых фрагментов должно сопровождаться ссылками на источник, даже в том случае, когда текст пересказан своими словами.

Курсовая работа должна носить, как правило, прикладной характер. Теоретическая направленность работы может быть допущена в исключительных случаях только по письменному разрешению заведующего кафедрой на письменном мотивированном заявлении студента. В заявлении студент должен привести убедительное обоснование необходимости выполнения им именно теоретической работы.

2.10. В заключение (1-2 страницы) формулируются основные выводы, содержащие обобщения по результатам проведенного исследования, даются рекомендации о возможности использования полученных результатов.

2.11. Список используемой литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003. Он включает в себя только ту литературу, на которую есть ссылки в тексте курсовой работы. Использованные источники располагаются в следующей последовательности (с единой нумерацией):

  1. Законы РФ.

  2. Постановления и решения Правительства РФ и субъектов РФ.

  3. Инструкции и справочная литература.

  4. Научная литература (в алфавитной последовательности).

  5. Источники на иностранных языках (в порядке латинского алфавита).

  6. Электронные источники.

Список литературы должен содержать не менее 5 наименований научных публикаций.

2.12. Приложения не обязательны. В приложения выносятся громоздкие таблицы, исходный статистический материал, промежуточные результаты расчетов, иллюстрации вспомогательного характера, описания известных методик расчета, исторические справки и т.п. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте курсовой работы. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А. Все приложения должны иметь названия.

3. Написание курсовой работы

3.1. Начало курсовой работы (основной части), как правило, формируется в виде обзора литературы по выбранной проблеме. Здесь важно критически рассмотреть альтернативные точки зрения на исследуемую проблему, классифицировать их, показать специфику, особенности, достоинства и недостатки, уровень ее изученности, сложности, актуальности и значимости. По дискуссионным вопросам студент должен аргументировано изложить свою точку зрения.

Изучив различные взгляды исследователей на рассматриваемую проблему и соответствующие им методики, следует установить критерий для их сравнения и обеспечить доказательный выбор методики проводимого исследования или разработать и обосновать собственную методику.

3.2.  Курсовая работа должна основываться на построении эконометрической модели и демонстрировать ее использование для анализа исследуемого экономического явления или объекта, для имитации различных возможных сценариев социально-экономического развития анализируемой системы, для прогнозирования поведения социально-экономических процессов, для выработки управленческих решений и в других областях общественной жизни. Основная часть курсовой работы должна содержать поэтапное построение нескольких эконометрических моделей и их верификацию (проверку на адекватность реальным статистическим данным). Во всех выполняемых расчетах должны использоваться фактические данные, характеризующие исследуемое предприятия, страну, явление и т. д. Эконометрическая модель должна быть построена с учетом выбранного метода с использованием современных статистических пакетов. Для выполнения расчетов по эконометрическому анализу статистических данных наиболее предпочтительным является использование пакета Анализ данных MS Excel, в котором реализованы все статистические процедуры, излагаемые в курсе эконометрики, и который в настоящее время является общедоступным. Необходимые выкладки должны также проводиться аналитически. Все расчеты оформляются единообразно: выходные результирующие таблицы приводятся в приложении, в основной части производится выбор необходимых данных из таблицы с подробным описанием их сути и значимости, приводятся результирующие поясняющие графики.

При построении эконометрической модели должны быть пройдены все шесть этапов эконометрического моделирования: постановочный, априорный, этап параметризации, информационный, этапы идентификации и верификации.

1-й этап (постановочный): определение целей исследования, набора участвующих в модели экономических факторов и показателей, их роли.

2-й этап (априорный): анализ экономической сущности изучаемого явления, формирование и формализация априорной информации (известной до начала моделирования) и исходных допущений.

3-й этап (информационный): сбор необходимой статистической информации, т. е. регистрация значений участвующих в модели переменных. Здесь могут быть наблюдения, полученные как с участием исследователя, так и без его участия (в условиях активного и пассивного эксперимента).

4-й этап (параметризация): непосредственно моделирование, т. е. выбор общего вида модели, выявление состава и формы входящих в нее связей.

5-й этап (идентификация модели): статистический анализ модели и в первую очередь статистическое оценивание неизвестных параметров модели.

6-й этап (верификация модели): сопоставление реальных и модельных данных, проверка адекватности модели. На этом этапе выясняется, насколько удачно решены проблемы спецификации и идентификации модели, какова точность прогнозных и имитационных расчетов по данной модели, и, в конечном счете, насколько соответствует построенная модель моделируемому экономическому явлению (объекту).

3.3. Необходимо при описании проблемы, при использовании тех или иных определений, при сравнении различных точек зрения и пр. точно назвать источник информации — монография, статья, закон и т. д. с указанием страниц. Называть источники необходимо не только при дословном цитировании (в этом случае цитируемый текст дается в кавычках), но и при свободном изложении.

3.4. В курсовую работу включаются разработанные автором положения (рекомендации), их теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение, обоснование выбранной методики исследования, самостоятельно полученные результаты. При этом в работе должна быть непосредственно показана связь с понятиями, категориями, методами дисциплины «Эконометрика». Необходимо помнить, что курсовая работа по эконометрике может быть выполнена по любым экономическим проблемам, но, обязательно опираясь на реальные статистические данные или данные наблюдений.

4. Основные требования к оформлению курсовой работы

4.1. Курсовая работа оформляется в соответствии с Межгосударственными стандартами:

  • ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»;

  • гост 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание».

4.2. Работа выполняется на белом стандартном листе бумаги формата А4 210х297 мм (на одной стороне). Текст работы набирается на компьютере (14 кеглем Times New Roman, через 1,5 интервала, поля: сверху – 2 см; слева – 2,5 см; справа – 1 см; снизу – 2 см; абзацный отступ - 1,25 см). Объем курсовой работы не должен превышать 20-30 страниц (объем приложений не ограничен). Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

4.3. Заголовки глав и пунктов печатаются с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Нельзя писать заголовок в конце страницы, если на ней не умещаются 2—3 строки идущего за заголовком текста.

4.4. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его обозначения, ниже, отдельной строкой записывают название приложения.

4.5. Оформление таблиц и рисунков:

  • нумерация рисунков и таблиц сквозная, пониженным кеглем (Таблица 1, Таблица 2 и т. д.), в приложениях нумерация начинается с номера 1 с добавлением обозначения приложения (Рисунок А 1, Рисунок А2 и т. д.); информация в таблице так же заполняется пониженным кеглем.

  • в графах таблицы нельзя оставлять свободные места; следует заполнять их либо знаком «–», либо писать «нет», «нет данных»;

Пример оформления таблицы:

 

Таблица 1. Данные по Волго-Вятскому району

Район

Потребительские расходы в расчете на душу населения, тыс. руб., y

Средняя заработная плата и выплаты социального характера, тыс. руб., x

Волго-Вятский

 

 

Республика Мордовия

360

560

Чувашская Республика

310

545

Пример оформления рисунка:



Рис. 1.

4.6. Большое количество однотипных расчетов целесообразно проводить в табличной форме, используя для этой цели аналитические таблицы. Результаты выполненных расчетов должны быть хорошо проиллюстрированы, проанализированы, правильно интерпретированы и оценены.

5. Подготовка к защите и защита курсовой работы

5.1. Получив курсовую работу после первой проверки руководителем, студент должен исправить и/или дополнить ее в соответствии с полученными замечаниями руководителя, оформить ее в соответствии с предъявляемыми требованиями, устранить логические и стилистические ошибки и опечатки, сброшюровать (сшить), подготовить электронную презентацию.

5.2. Курсовую работу студент защищает перед руководителем в присутствии других студентов. Руководитель может пригласить на защиту курсовых работ других преподавателей института. В случае объективной невозможности участия руководителя в защите, заведующий кафедрой поручает проведение защиты другому преподавателю.

5.3. На защите курсовой работы студент должен кратко изложить основное содержание работы, акцентируя внимание на самостоятельно сделанных выводах, проведенных расчетах и экспериментах. По окончании доклада руководитель задает вопросы, уточняющие содержание работы. Вопросы могут относиться непосредственно к теме курсовой работы, а также касаться других связанных с ней тем.

5.4. При выставлении оценке принимаются во внимание: качество выполнения и оформление работы, содержание электронной презентации соответствие всем требованиям, а также структура и содержание доклада и ответов на вопросы. Оценивается дипломная работа по 5-балльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Оценка объявляется после окончания защиты всех работ в группе. Оценка проставляется на титульном листе, в зачетной книжке и в ведомости, на оборотной стороне которой записывается тема выполненной курсовой работы.

5.5. При получении неудовлетворительной оценки студент обязан повторно выполнить курсовую работу на новую тему, или существенно переработать прежнюю.

5.6. После защиты курсовая работа хранится на кафедре в течение 2-х лет, а затем уничтожается.

6. Список рекомендуемой литературы

  1. Айвазян С.А., Мхитарян В.С. Прикладная статистика и основы эконометрики. – М.: ЮНИТИ, 1998.

  2. Доугерти К. Введение в эконометрику: пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1997.

  3. Катышев П.К., Пересецкий А.А. Сборник задач к начальному курсу эконометрики. – 2-е издание. – М.: Дело, 2001.

  4. Магнус Я.Р., Катышев П.К., Пересецкий А.А. Эконометрика. Начальный курс: Учеб. – 5-е издание. – М.: Дело, 2001.

  5. Greene W.H. Econometric Analysis. – 3 rd edition. – Prentice Hall, 1997.

  6. Gujarati D.N. Basic Econometrics. – 3 rd edition. – McGraw-Hill, 1995.

  7. Horowitz J.L. The bootstrap, forthcoming in Handbook of Econometrics. – Vol. 5. – 1999.

  8. Johnston J., DiNardo J. Econometric Methods. – 4 th edition. – McGraw-Hill, 1997.

  9. Patterson  K. An Introduction to Applied Econometrics. – St. Martin 's Press, 2000.

  10. Pindyck R.S., Rubinfeld D.L. Econometric Models and Economic Forecasts. – 3 rd edition. – McGraw-Hill, 1991.

  11. Stewart J., Gill L. Econometrics. – 2 nd edition. – Prentice Hall, 1998.

  12. Эконометрика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 2002.

Лабораторный практикум

  1. Практикум по эконометрике: Учебное пособие / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2001.

  2. Бауман Е.В., Москаленко Н.Е. Методические указания к решению задач по курсу «Эконометрика» с помощью Microsoft Excel. – М., 2002.

  3. Козлов А.Ю., Мхитарян В.С., Шишов В.Ф. Статистические функции MS Excel в экономико-статистических расчетах. – М.: Юнити, 2002.

  4. Козлов А.Ю., Шишов В.Ф. Пакет анализа MS Excel в экономико-статистических расчетах. – М.: Юнити, 2003.