microbik.ru
1
Либертарная теория права

Достоинтсва либертарно-юридической концепции

  1. Невозможность ограничения прав и свобод. Право человека можно ограничить только для защиты права другого человека.

  2. Право и закон – разносущностные явления.

  3. Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы.

  4. Концепция цивилизма.

1.Проблема критериев ограничения прав и свобод человека и гражданина. Проблем сводится к совершенно конкретной правовой норме – ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, которая гласит, что права могут быть ограничены федеральным законом для защиты нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц. Если трактовать это буквально, то права человека можно ограничить как угодно, лишь бы это было сделано в форме закона и для защиты тех ценностей, по поводу которых мы всегда говорили, что мы за ценой не постоим, мы ведь так воспитаны. Безопасность государства – ну что может быть выше этого? Но с точки зрения либертарного правопонимания нельзя говорить, что конституционное право может быть ограничено федеральным законом. Основания и пределы должны быть даны в Конституции, и они там есть. Конституционный Суд, не желая искать в Конституции основания и пределы, но, понимая, что законодатель может произвольно решать эти вопросы, сформулировал две интересные и очень важные правовые позиции. Он сказал, что права человека можно ограничить законом, если при этом сохраняется существо права и это соразмерно тем ценностям, ради которых эти права ограничиваются. Это хороший подход, но таким образом Конституционный Суд произвол законодателя заменил своим собственным произволом, потому что теперь он сам решает, сохраняется ли существо права и соразмерно ли ограничение конституционным ценностям, он решает это без опоры на Конституцию. Либертаризм же говорит, что право человека можно ограничить только для защиты права другого человека. И европейская правовая практика идет в этом направлении, если посмотрите статью об ограничении прав, которая закреплена в проекте европейской конституции, то там сказано уже по-другому, чем во Всеобщей декларации и в нашей Конституции (бездумно переписанная формула). Там сказано, что права человека можно ограничить для защиты общих интересов, за которыми стоят права других людей. Это один момент. Другой момент. Либертарная концепция правопонимания дает определение того, что есть сущность права – та самая сущность права, которая не может быть ущемлена. Это принцип формального равенства. Этот принцип закреплен в нашей Конституции в части 3 статьи 17. Таким образом, этот подход позволяет нам выработать и основания и пределы ограничения, опираясь на Конституцию. Основанием здесь будет необходимость защиты права другого человека, а пределом – необходимость сохранения принципа формального равенства.

2. у закона нет своей сущности. Сущность закона содержится в праве. Владик Сумбатович говорит, что законом праву придается общеобязательность, но не общезначимость. Общезначимо только право. Право – нормативная форма выражения свободы посредством принципа формального равенства людей в общественных отношениях .

Закон – соответствующая требованиям приципа формального равенства система норм, уставновленных государством и обеспечивающихся государственным принуждением.

3.ведь если между людьми нет равенства, то отношения между ними строятся не по принципу их свободы и независимости друг от друга, а на началах господства и подчинения, т.е. произвола со стороны сильного.

Таким образом, формальное правовое равенство предстает как равенство в свободе, а право - как единственно возможная в общественной жизни форма бытия и выражения свободы. В либертарной концепции правопонимания именно сущность права, выраженная через принцип формального равенства, служит критерием правового характера закона: позитивное право является правом лишь в той мере, в какой в нем нашло свое отражение формальное равенство участников регулируемых отношений, в какой оно соответствует требованиям свободы и справедливости.

Я вижу достоинство в том, что здесь принцип формального равенства можно распространить на сферу отношений собственности, и все, будучи наследниками социалистического строя, в равной мере являются собственниками бывшей общенародной собственности. Концепция цивилизма показывает, что социализм – не историческая ошибка и не впустую затраченное время, что беспрецедентные жертвы нескольких поколений наших предшественников и соотечественников не пропали даром, что при социализме впервые созданы предпосылки (в виде социалистической собственности) для перехода к более высокой, более справедливой, более гуманной ступени развития общечеловеческой цивилизации.  Реальный опыт социализма и объективно-исторически подготовленные в результате социализма предпосылки для перехода к цивилизму свидетельствуют о том, что искомое на протяжении тысячелетий «фактическое равенство» не абсолютно, а относительно. Оно в действительности возможно лишь как момент «экономического равенства» в экономико-правовой форме и в пределах индивидуализированной равной гражданской собственности – единого для всех минимума собственности, без ограничивающего максимума. И цивилизм, таким образом, тоже не конец исторического прогресса свободы и равенства, а лишь новая ступень в его развитии.

Идея гражданской собственности – главный вывод из всего предшествующего социализма. До и без социализма, априорно и умозрительно, во времена Гегеля, Маркса или Ленина эту идею и такое направление развития истории невозможно было бы и придумать.

Коммунистическое требование «фактического равенства» отвергает ценности и достижения общецивилизационного процесса. Гражданская собственность – это исторически найденная форма удовлетворения и вместе с тем одновременно преодоления этих разрушительных требований в категориях самой цивилизации, т.е. в форме права собственности. Цивилизация при этом развивается благодаря тому, что она обогащается новым формообразованием свободы – неотчуждаемым правом каждого на гражданскую собственность. Средствами досоциалистической цивилизации это всемирно-историческое требование большего равенства, чем формально-правовое равенство, неразрешимо и неодолимо.

4.Это регулятивно-ориентирующее значение идеи цивилизма (в качестве нового категорическо-го императива ) можно в общем виде сформулировать так: от капитализма к цивилизму, минуя социализм. Более конкретно это означает: каждому – неотчуждаемое право на гражданскую (цивилитарную) собственность.

Почему либертарную концепцию можно считать современной концепцией права?

Либертарная теория есть продукт европейской правовой культуры на определенной стадии ее развития.

По мнению В.С.Нерсесянца, право выражает свободу людей именно потому, что говорит и действует языком и мерами равенства. В этом смысле, резюмируя суть своего подхода к праву, он использует также формулу «Право – математика свободы»1.

Сторонники либертарной концепции правопонимания исходят из того, что в современном государстве право выражено именно в законе. Здесь важно подчеркнуть, что они отнюдь не противопоставляют право и закон, право и государство (в чем так любят упрекать их представители легистского направления в праве).

Либертарное правопонимание может стать логически последовательной концептуальной основой для соединения различных типов правопонимания. Выработанный в рамках этой концепции критерий правового начала (принцип формального равенства) – это и будет новый принцип, на основе которого можно диалектически «снять» противоречия между различными подходами к правопониманию и объединить их познавательные потенциалы, которые, несомненно, востребованы современной социально-правовой практикой

сфера возможного применения либертарной теории в современном мире ограничивается рамками распространения в нем права европейского (буржуазного) типа.

Либертарная теория ставит перед правовой политикой задачу формулирования непреложных правовых императивов (требований и ограничений), которым должно следовать государство при реализации своих задач и функций. Правовая политика - это правовое ограничение государственной политики.

В.С. Нерсесянц прямо пишет, что его либертарная теория свободна от антагонизма между легизмом и юснатурализмом, отвергает как легистское сведение права к закону, так и разделение права на естественное и позитивное, признает и учитывает познавательно значимые положения и позитивистских, и естественно-правовых учений о праве и закон

На сегодняшний день либертарная теория права - это сильное оружие для борьбы с легистским правопониманием, с тоталитарными режимами, со всеми теми, кто трактует право как "законную" возможность попирать права и свободы человека. Само слово "свобода" является ценностно нагруженным словом, рядом с которым нейтральная и бесцветная "возможность выбора того или иного варианта поведения" выглядит как Золушка, оставшаяся после бала без шикарного наряда. Но ценностная составляющая права нуждается в антропологическом и онтологическом основании, и здесь есть возможность саму идею правового равенства и свободы интерпретировать как идею коммуникативную, вытекающую из соотнесенности поведения участников правового общения с имплицитными предпосылками этого общения. В этом случае и равенство, и свобода, и справедливость получают онтологический смысл через идею коммуникации.

Список источников:


1. Давид Р. Основные правовые системы современности. – М.: 1967.

2. Лапаева В.В. Различные типы правопонимания: анализ научно-практического потенциала//Законодательство и экономика. 2006. № 4.

3. Лапаева В.В. Современные подходы к формированию концепции правового разивтия России (с позиций либертарного правопонимания)//Право и политика. 2006. № 10.

4. Нерсесянц В.С. Национальная идея России во всемирно-историческом прогрессе равенства, свободы и справедливости. Манифест о цивилизме. – М.: 2000.

5. Нерсесянц В.С. Наш путь к праву: от социализма к цивилизму. – М.: 1992.

6. Нерсесянц В.С. Постсоциалистическая Россия. Цивилизм как национальная идея//Независимая газета. 1995. 1 декабря.

7. Нерсесянц В.С. Право – математика свободы. – М.: 1996.

8. Нерсесянц В.С. Различение и соотношение права и закона как междисциплинарная проблема. – М.: 1973.

9. Нерсесянц В.С. Философия права: либертарно-юридическая концепция//Вопросы философии. 2002. № 3.

10. Нерсесянц В.С. Юриспруденция. – М.: 1998.

11. Четвернин В.А. Введение в курс общей теории права и государства: Учебное пособие. – М.: 2003.

12. Четвернин В.А. Российская конституционная концепция правопонимания//Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2004. № 4.

1 Нерсесянц В.С. Право – математика свободы. – М.: 1996.