microbik.ru
1 2



2010-09-22.

Духовная иерархия – люди, садху, джняни, сиддхи, боги.
Я рад приветствовать всех, кто собрался здесь. Мы здесь собрались, чтобы поговорить о Боге, об абсолютной истине, об очень важных для нас вещах. По воле божественных сил я приехал сюда, по воле божественных сил вы пришли сюда. Значит, что-то здесь должно произойти, что-то вы должны услышать через меня, я, возможно, что-то должен понять через вас. Когда мы это понимаем, мы приближаемся к сущности учения Адвайты, все, что ни происходит, это игра божественного, лила Брахмана, Абсолюта. Мы пришли сюда, чтобы поиграть в эту игру. В процессе этой игры понять, что такое мир, кто такие мы и в чем смысл нашей жизни. Это очень важно.

Сейчас все говорят о том, как достичь счастья, стремятся к счастью, общество хочет счастья, и мы сами хотим счастья. Но никто не достигает счастья. Нам говорят о том, что вроде бы мы будем счастливы, если у нас будет хорошая экономика, но почему-то не получается хорошей экономики и счастья тоже не получается. Как человек стремится к счастью, общество в целом, нация стремится к счастью? Можно ли назвать счастливыми каждого из нас, общество, нацию, человечество? Это иллюзия. Конечно, нет. Можно сказать, что живые существа в сансаре – это неудачники, к сожалению. Цивилизация неудачников. А среди этих неудачников есть более удачливые, и есть менее удачливые. Так называемые богатый север, бедный юг, страны третьего мира, развивающиеся страны, богатый запад и т.д. Есть своя градация. Но в целом можно сказать, что человечество не нашло счастья. Сколько оно ни осознает себя, ни живет, ни пыталось его найти, оно не нашло счастья. Почему оно не нашло счастья? Хотя философы, религиозные деятели, экономисты говорили: «Делайте так, получите счастье». Коммунисты пришли, сказали: «Устройте коммунизм, получите счастье». Не получилось. Пришли другие люди, сказали: «Нет, не надо коммунизм строить, надо строить рыночную экономику, будет счастье». Они объяснили всем, что счастье – это восемьдесят сортов колбасы, джинсы и прочее. Это счастье. Как на западе. Снова все люди бросились ударно строить капиталистическую экономику, но не получилось. Двадцать лет, а никакого счастья нет. Колбаса есть, а счастья нет. Потому что, очевидно, перепутали какие-то вещи. Не то назвали счастьем. Таким образом, мы живем в обществе, которое не имеет смысловых ориентиров. Отсутствует смысл жизни как таковой у каждого человека, если он твердо не стоит на духовном пути, у нации, у человечества. Мы эволюционируем, но вслепую, наобум, как придется. Из-за того, что у нас нет четких смысловых ориентиров, мы не достигаем счастья. У нас нет планомерного развития, желаемого образа будущего, видения, куда нам двигаться. Живем, как получится. Такая жизнь характерна для не развитых существ, низкоорганизованных. К сожалению, надо сказать, что человечество как цивилизация определенная, это еще не развитая цивилизация, не высокоразвитая. По крайней мере, если сравнить с богами. Мы еще находимся на детском уровне. Мы еще очень маленькие, глупые, капризные дети, с точки зрения божественного. Мы эволюционируем, но мы не понимаем многих вещей.

Чтобы общество успешно развивалось, нужно несколько принципов, нужны определенные авторитеты, очень высокие стандарты, нужен вектор смысла, понимание эволюционного развития, эволюционного движения. Нужны определенные усилия, садхана, тапасья, чтобы двигаться по пути эволюции. Но, как вы знаете, мы живем в секулярном, атеистическом, материалистическом обществе. В обществе, где материальное потребление возведено в культ, заменяет смысл жизни. Это, конечно, очень печально. Исламские радикалисты называют мир запада большим шайтаном, безбожная цивилизация. Шайтан – это не только что-то плохое, это еще соблазн очарования материальным миром. Это, может быть, слишком радикальное утверждение. Тем не менее, мы живем в таком обществе, где нет духовных целей, нет духовных смыслов, нет понимания эволюции. Не материального развития, экономического, а духовной эволюции, человеческой эволюции. Потому что у нас нет таких смыслов и целей, потому не будет счастья, никогда не будет счастья. Даже при полном материальном изобилии его все равно никогда не будет. Потому что изначально сам вектор развития выбран неправильный.

Счастье, согласно священным текстам и святым, это духовная реализация, которую можно найти только внутри. Искать снаружи счастье – это совершенно бесполезная вещь. Но вся наша цивилизация, к сожалению, построена так, что мы ищем счастье снаружи. Мы ищем его вовне, пытаемся удовлетворять чувства, но на самом деле мы никогда не можем удовлетворить эти чувства. Никогда мы не можем получить насыщение, удовлетворение этих чувств. В конце концов, чувство удовлетворения уходит, и чувство радости и счастья тоже уходят. Мы привязываемся к объекту нашего удовлетворения, на котором спроецировали свое понимание счастья, затем возникают сложности в связи с этим и страдания. В конечном счете, как бы мы ни искали счастья, мы находим только страдания. Это принцип материального мира, принцип сансары. Он работает и будет работать до тех пор, пока мы не убедимся в том, что этот принцип нам неподвластен, мы не можем его изменить, мы не можем его контролировать. Мы можем только от него отрешиться, изменить свою точку зрения, перестать искать счастье снаружи. Опираясь на наставления святых, священных писаний, священных текстов, занимаясь философией, самоисследованием, понять, что счастье – это фактор внутренний. Он связан с реализацией нашей божественной природы, что божественная природа нам присуща, но мы должны постараться ее реализовать. Мы должны пройти определенный путь. Она еще не реализована. Она есть только как семя. Это как есть только желудь, но желудь – не дуб, он может стать дубом при определенных условиях. Его надо посадить, поливать, тогда он станет дубом. Мы обладаем этим семенем, но не обладаем еще природой божественности.

Счастье – это божественность, божественность внутри нас. Как только мы понимаем это и начинаем искать божественность внутри, мы обретаем счастье. До тех пор, пока мы не сможем это понять, мы никогда не будем счастливы. Когда мы не понимаем, что счастье находится внутри, и пытаемся искать его снаружи, на уровне собственных ценностей или на уровне социальных ценностей, то наступает отсутствие смысла жизни, отсутствие правильного эволюционного вектора. Десакрализация реальности, профанизация внешней реальности. Внешний мир становится материальным.

Допустим, во времена коммунизма апогеем материальной реальности была философия марксизма-ленинизма, которая говорила, что все определяет материя, экономические отношения, это базис, а надстройка – это уже потом, это идеология. Это не при коммунизме началось, это началось давно. Когда-то давным-давно наша цивилизация избрала неверный вектор развития, пошла не по тому пути, трудно сказать почему. Очевидно, это наши кармы и наша незрелость. У нас была возможность идти по божественному пути и развивать внутренние технологии, внутренний путь. Но постепенно астрология превратилась в астрономию. Алхимия потеряла свою магическую, духовную сторону, стала химией. Математика утратила мистику чисел, нумерологию, стала просто математикой. Теургия, тавматургия стали физикой и механикой. Психургия, искусство души, стала психологией, объясняющей все на очень поверхностном уровне. Таким образом, в социуме выхолащивалась духовная, мистическая сторона жизни очень долго.

Когда в обществе выхолощена божественная сторона жизни, мистическая сторона жизни, это общество по определению не может быть счастливым, потому что оно изначально ищет счастье не там. Экономический рост, успех, все эти вещи – это только следствие, это только часть чего-то другого. Но подлинная эволюция – это не эволюция научно-технического прогресса. Научно-технический прогресс – это всего лишь отблеск какой-то внутренней, духовной эволюции.

Но сейчас, постепенно, человечество начинает понимать, что научно-технический прогресс – это не множество автомобилей, дымящих труб, фабрик и заводов. Напротив, все это признак примитивизма, архаика. Истинная эволюция информационная, тонкие процессы, происходящие в первую очередь в ноосфере, в тонком теле человека. А нынешний технический прогресс – это всего лишь часть, это всего лишь небольшое следствие.

Сейчас мир движется к большим переменам. Эти перемены обязательно будут, хотим мы этого или нет. Но каким мир будет завтра, зависит от нашего понимания и от того, какую волю, какое намерение и санкальпу мы сейчас выразим, насколько мы будем концентрироваться на этом намерении. Очень важно понимать мир, в котором ты живешь, и свое место во Вселенной. Если мы не понимаем Вселенную и законы, по которым живет эта Вселенная, мы не можем быть счастливы, потому что мы не можем правильно двигаться, эволюционировать, мы не знаем своего места в мире.

Примерно двадцать лет назад на территории нынешнего постсоветского пространства произошел глобальный геополитический кризис, произошел демонтаж культурных, духовных матриц народа, который тогда был, демонтаж ценностей коммунистического социалистического мира, его культурных смыслов и кодов. Была сформирована некая общность, которую мы звали советским народом. Но эта общность не смогла уважать свои смыслы, цели и ценности, не смогла их обосновать, развить в будущее. Она не увидела свой желаемый образ будущего. Она не смогла поверить в то, что она может построить коммунизм, что коммунизм возможен. Эти люди не смогли открыть свой внутренний потенциал, поэтому они потерпели неудачу, духовный идеологический крах. И народ, который прежде был монолитным, распался. Его культура, ценности, смыслы, все, что цементировало единую нацию, называемую советским народом, было разбито, утрачено. До сих пор мы живем, испытывая последствия этого. До сих пор мы находимся в состоянии хаоса, ценностного, культурного. До сих пор эти люди, получившие в некоторых странах независимость, автономию, не могут определиться, кто они, какая у них культура, есть у них культура или вообще ее нет, зачем они живут и т.д. То экономическое чудо, экономический рай и счастье, которые были обещаны, их тоже нет. Даже если есть отдельные факты материального процветания, это вовсе не счастье. Это происходит потому, что если у цивилизации слаба культура, и культура не основана на духовных ценностях, такая цивилизация очень уязвима, ее легко сбить с толку, сбить с ее направления, задать ложные, неверные ориентиры. Таких примеров в истории много. Например, во времена конкисты, когда племена ацтеков, майя, инков были завоеваны более агрессивной западной белой культурой. Она сдала практически без боя все свои ценности и смыслы. Западный человек был уверен в своей непогрешимости, он верил в свои цели и ценности. Он чувствовал себя прогрессором, и считал индейцев туземными дикарями. И туземные дикари в это поверили, и отказались от своей культуры. Таким образом, в каждой нации, в каждом социуме и в цивилизации есть периоды упадка и деградации, есть периоды духовного взлета. Когда наступает упадок, деградация? Когда культура отрывается от духовности, когда духовность становится чем-то абстрактным, уходит. Как только культура отрывается от духовности, она тоже уничтожается. Ее заменяют экономические отношения или политические связи. После этого наступает эпоха, называемая кали-юга, деградация, понижение нравственности, понижение видения. К сожалению, мы можем констатировать, что это с нами произошло.

Что же необходимо понять, чтобы выйти из такого состояния на внешнем уровне, на уровне страны, нации, цивилизации на собственном, личном, внутреннем уровне? Нужно понять некоторые вещи. Например, фундаментальные законы нашей Вселенной. Если мы не знаем этих законов, то все равно они работают. Незнание этих законов все равно не освобождает нас от их влияния. Знаем мы о них или нет, они все равно на нас влияют. Второе, что нужно понять, нужно понять, кто мы, какое место мы занимаем в определенной духовной иерархии. Духовная иерархия – это самая главная иерархия из всех существующих.

Существуют различные виды иерархии. Например, иерархия экономическая. Есть бедные и богатые. Существует даже теория золотого миллиарда Мальтуса, неомальтузианство, который говорит, что надо сделать богатыми миллиард, поскольку ресурсов на всех не хватит, а всех остальных отделить. Пусть они живут за забором, как хотят. Это на полном серьезе обсуждается. Иерархия экономики, богатства. Есть другая иерархия, иерархия власти, иерархия интеллекта – все это не самые важные принципы иерархии. Самая важная иерархия – это духовная. Очень важно понять, кем мы являемся с точки зрения духовной иерархии. Как только мы поймем эти две вещи, законы Вселенной и свое место в духовной иерархии, у нас появится очень ясная картина мира. Пока мы этого не понимаем, мы не можем искать счастья, мы словно слепые.

Если говорить о духовной иерархии, то можно привести традиционную, описываемую в духовных священных писаниях ведической традиции, такую цепочку. Есть люди, обычные люди, люди мира сего. Те, которые живут заботами о семье, материальном пропитании. Есть садху. Садху – это духовно-практикующие люди, цель жизни которых – эволюция, духовное развитие. Это другой класс существ. Эти люди имеют такой же облик, но на самом деле, их структура сознания, их энергетика, их тонкие контуры, ценности совсем другие. Поэтому их вполне правомерно назвать другим классом существ. Это как инопланетяне. Рядом с нами существует другая раса.

Следующие – это джняни. Джняни в переводе с санскрита переводится как знающие, те, кто обладают мудростью, знанием. Это святые. Если садху – это практикующие, те, кто идут по пути эволюции, независимо от религиозной принадлежности, то джняни – это те, кто завершили определенный путь, получили знания, те, которые реализовали свое единство с Абсолютом, с Всевышним Источником. Это мудрецы, которые направляют и обучают садху, духовных практикующих. Те, которые завершили духовную эволюцию в мире людей. Для джняни мир людей не интересен, он им не нужен. Им не интересно жить в мире людей, строить отношения. Они не ищут счастья в мире людей, как взрослый человек не интересуется детским садом. Если он туда приходит, то только чтобы детей воспитывать. Или как врача не интересует больница, он приходит туда в силу своих обязанностей. Таким же образом, джняни – это такие люди, которые достигли Освобождения или Просветления, которые очистили свою карму. У них нет больше кармы человека, они от нее свободны. Их собственная карма – это карма небожителей, богов. Их путь эволюции должен идти в небесных измерениях, не здесь. Здесь они исчерпали все свои связи, все отношения. Но если у них есть миссия, обусловленная прошлыми кармами, обещаниями и прочим, единственное, чем они занимаются здесь – помогают другим, обучают их, воспитывают.

Наконец, выше джняни в духовной иерархии находятся совершенные, сиддхи. Сиддхи – это те же джняни, только развившие огромную духовную силу. Если джняни обладают мудростью, то сиддхи, совершенные существа, обладают мудростью и силой, силой менять законы реальности, законы физики, например, силой творить, поддерживать, разрушать, проявлять божественное, силой всемогущества, владычества, всеведения, божественной воли, божественной власти, божественной свободы, божественного знания. Джняни находится на пути обретения духовных сил, но сиддхи уже владеют этой силой. Это совсем другой уровень существ. На нашей земле также есть сиддхи.

Выше сиддхов уже стоят боги, деваты, небожители. Боги – это те, кто в прошлом были людьми, возможно, но завершили свою эволюцию. Они прошли через статус садху, духовного искателя, мудреца джняни, сиддха, и затем стали божественными существами, теми, которые живут в божественной реальности и могут оперировать божественными силами на очень высоком уровне. Боги – это творцы звездных систем, конструкторы Вселенных, это носители смыслов, это предтечи эволюции человечества, это те, кто сеет цивилизации, зажигает звезды, создает учения, посылает своих посланников в мир людей. Это боги.

Наконец, выше богов есть великие боги. Великие боги были когда-то обычными богами, но они поднялись еще выше и стали махадеватами. Это боги, которые обладают функцией, описанной в ведической традиции как Брахма, Вишну и Шива. Боги семейства Брахмы могут творить Вселенные, стать творцами Вселенных; семейства Вишну – это те, кто поддерживает, сохраняет Вселенные; семейства Шивы – это те, кто разрушает неведение, тамас или Вселенную в конце творения. В других традициях они могут называться иначе, но это великие боги, махадеваты. Им подвластны процессы творения и разрушения Вселенных. Они живут совершенно другими категориями. Человеческий разум не в состоянии их постичь.

Если вы поняли эту иерархическую цепочку, то важно понять, какова особенность. С людьми нам все известно. Люди размножаются половым путем. Для них важны семейные ценности, материальный достаток. У них нет как такового вектора эволюции. Их эволюция происходит, но неосознанно. Некоторые люди обладают определенными способностями, но редко. Некоторые люди могут быть религиозными, но это все равно не делает их садху. Потому что религия людей и религия садху – это две разные религии. Садху практикует и живет религией, а человек ходит по воскресеньям в церковь или ашрам и считает себя религиозным, но не понимает сути религии, и религия не меняет его жизни. Когда человек с кармой садху сталкивается с религией, религия меняет его жизнь. Но когда человек с кармой человека сталкивается с религией, он принимает к сведению, не более, он не может воплотить идеалы религии из-за того, что у него сильна карма человека. Эта карма мешает ему. Он до некоторой степени соблюдает ритуальность, обрядность, религиозные принципы, постулаты и прочее, но он не становится садху. Но если человек с кармой садху знакомится с любым духовным учением, это полностью меняет его жизнь. Он становится практикующим, живет как садху, меняет свой образ жизни, меняет ценностную систему. Человек может использовать только физическое тело, и он отождествляет себя с физическим телом. Он не может использовать тонкое, каузальное тело, поэтому он не осознает себя во сне со сновидениями. Чакры, каналы в теле человека не открыты, энергия не циркулирует должным образом. Поэтому у человека много желаний, много утечек энергии. Эти утечки энергии, невысокий энергетический уровень и желания не дают ему познать божественные истины, которые скрыты в нем. В общем, человеческая жизнь, это всегда работа, поиск материальных благ, какие-то удовольствия, развлечения. И все вокруг этого строится. Это нормально, в этом нет ничего плохого. Я никогда не осуждаю человеческую жизнь. Просто это человеческая жизнь. Нельзя осуждать детей в детском саду. Они должны быть там, потому что они дети. Все нормально. Но это человеческая жизнь. Каждый находится на своей ступени эволюции.

Но садху – это другое существо. Садху – это тот, кто пробудился к духовной жизни. У него цель жизни – богореализация, и никаких других целей нет. Структура энергетических каналов, чакр, у садху совсем другая, чем у людей. Они у него открыты. Иногда открыта анахата-чакра, иногда открыты все чакры выше анахаты. Его каналы достаточно чисты, у него высокий энергетический уровень. Это наделяет его сверхспособностями, позволяет использовать тонкое тело в жизни, быть осознанным во сне со сновидениями, понимать суть духовных писаний, не обуславливаясь их буквой, понимать сущность различных практик, впитывать их без труда и применять. Это дает садху отрешение, вайрагью, способность отрешиться от желаний этого мира, целей и ценностей. Впитать смыслы и ценности духовные, духовной жизни.

Люди обычно живут семьями. Садху чаще живут общинами или поодиночке, если отшельники, некоторые садху бывают семейные, но редко. Если для людей ценность – это экономическое процветание, богатство, слава, статус, престиж, семейные ценности, то для садху эти ценности не имеют никакого значения. Для садху это просто пыль, это как песок на дороге. Они не ценят эти вещи. Но у них есть свои ценности. Медитативный опыт, самадхи, вера, отношения с божествами, эволюция, духовный рост, знание философий, тонкостей духовных практик – все это ценности садху. Садху очень уважают свои ценности. Если мы поедем в Индию, повстречаемся с истинными садху, мы увидим, насколько они уважают свои ценности. Они живут своим образом жизни. Садху могут использовать тонкое тело. Но они еще не могут использовать каузальное тело. Поэтому у них нет осознанности во сне без сновидений. Садху еще не обрели мудрость, они находятся на пути, они еще не освободились полностью от кармы, хоть они и прилагают большие усилия. Садху обычно живут аскетично, у них поощряется аскетизм, отрешение от мирских желаний, духовная практика. Если семейные садху, то они не ставят целью удовлетворение мирских желаний, чувственных привязанностей. Их цель – практика. Даже если они где-то работают или имеют детей, для них самое главное – практика, практика. Потому их называют садху, от слова садхана, практиковать.

В тех странах, где поощряется духовная культура, религия, садху создают большие мощные ордена. В тех странах, где материалистичная культура, садху так себя не позиционируют ярко, прячут чуть-чуть. Они от общества отходят, живут своей жизнью.

Как садху смотрят на людей? Если незрелые садху, они смотрят на них свысока, как на духовных детей, маленьких, неразумных детей. Но истинные садху так не смотрят на людей, они смотрят на них с любовью, состраданием. Они хотят помогать людям, если они могут помогать. Но у них нет гордости, они не осуждают людей. Они понимают, что каждый человек находится на своем пути эволюции. Невозможно, не пройдя какие-то уроки жизни, переступить и перейти в следующий класс. У садху есть учителя, мастера из числа джняни, они их очень уважают, почитают и считают своим долгом учиться у них.

Следующий класс духовной иерархии – это джняни, мудрецы, святые. Это не только в ведической традиции, в йоге, это есть и в западном христианстве, и в буддизме, только названия будут другие. Но независимо от этого, эта классификация существует. Джняни – это те, кто когда-то был садху, выполнил духовную практику, очень мощную, интенсивную, очистил свою карму и пробудился, достиг Просветления, освободился от кармы мира людей, покинул все человеческие ограничения, привязанности и живет свободной жизнью. Он уже не живет в человеческом смысле, он играет. Никакие человеческие представления невозможно наложить на джняни, они будут совершенно ошибочны. Потому что джняни живет в своем внутреннем мире, в духовном измерении. Вся Вселенная – это часть этого измерения. Джняни не живет, он играет. Он находится в состоянии божественной игры. Он непрерывно говорит с Богом, он сам является Богом. Он осуществил свое единство с Богом. Джняни не отделяет себя от Бога. Он и есть Бог, Бог в теле, который говорит, спит, ходит и ест. Он реализовал тождество, адвайту, Я есмь Брахман, великое ведическое утверждение. Если садху стремится это реализовать, то джняни реализовал это, он живет с этим двадцать четыре часа в сутки. Для него нет мира, нет людей. Весь мир для него – как большой сон, большая иллюзия или игра. Для него нет никаких понятий, он видит людей по-другому, он видит их как божеств, как часть себя, в зависимости от типа мудрости, который он проявляет. Каналы и чакры джняни очень чисты, благодаря выполненной садхане и тапасу. У него огромный заряд энергии. И благодаря этому заряду энергии, он непрерывно находится в контакте с Всевышним. Он сам себя понимает как Всевышнего. Он не разделяет, я и Всевышний.

Джняни может использовать не только физическое, астральное тело, но и каузальное тело. Благодаря этому он может жить во сне без сновидений, осознавать. Он не спит, а переживает светоносность, ярчайшее пространство света. Поэтому кажется, что его тело спит, но на самом деле его сознание бодрствует. Для джняни нет никаких целей, никаких задач, никаких понятий, никаких общений, никаких связей, никаких ситуаций. Для него есть только Абсолют, игра Абсолюта, весь мир видится как иллюзия и как собственное сознание. Но в силу старых обещаний и оставшихся карм в прарабдха-карме, джняни продолжает играть в этом мире на благо других живых существ. Он не видит ни себя, ни других живых существ, ни мира, у него нет понятий доброго или злого, тем не менее, он продолжает быть проводником божественного импульса, проводником божественного даршана, даже ничего не предпринимая. Это происходит само, естественно. Если джняни принимает решение остаться в этом мире, он занимает роль или учителя, или наставника, или святого, или целителя. Иногда он может скрывать себя, показывать себя как мирской человек. Он является проводником божественного в этом мире, и никто не может понять его, кроме другого джняни. Только джняни может понять джняни. Ни люди, ни садху не могут понять джняни. Они еще не дошли до этого уровня сознания. Их контуры сознания как у джняни еще не пробудились. Джняни пребывает за пределами всех понятий, он осознал: «Я не есть тело, я есть Брахман». Его ум подобен пространству. Он непрерывно пребывает в светоносности, подобной сну без сновидений, даже если он активно действует, говорит, он как бы спит наяву. Джняни – это тот, кто реализовал сущность священных писаний, таких как «Йога Васиштха», «Вивека Чудамани». Он сам выражает сущность этих писаний.

Садху всегда принимают джняни как учителей. Они берут джняни как свой идеал. Изучают их мудрость, ход мыслей, практику, и стремятся сами стать джняни. Эволюционная цель садху – это подняться до уровня джняни. Но джняни – это тоже не вершина эволюции. Выше джняни есть сиддхи. Сиддхи – это совершенные существа, которые полностью освободились от человеческой кармы. Даже если они могут иметь физическое тело, это физическое тело не из плоти и крови, оно божественное, иллюзорное, оно может исчезать или проявляться. Сиддх может создать не одно тело, а пять тел. Сам он может сидеть в одном теле в пещере, в другом теле в Чистой стране, а несколько тел будут ходить и действовать здесь, в физическом мире. Сиддх – это тот же джняни, но он владеет способностью влиять на законы Вселенной, он владеет божественными силами. У него есть джняна-шакти, у джняни тоже есть джняни-шакти, но у сиддха есть сватантрия-шакти, сила свободы, иччха-шакти, сила божественной воли, айшварья-шакти, сила божественного всемогущества, сила божественной власти над законами природы, и крийя-шакти, сила божественных действий. Сиддх может делать очень многое. Он может материализовать любого человека, любой предмет, может отправиться в прошлое, изменить прошлое, создать новые причинно-следственные связи и повлиять на будущее, создать новый коридор событий, поменять судьбу любому человеку. Он щелкнет пальцами, и человек может появиться из ниоткуда, из пустоты, с готовой биографией, памятью и прочим. Может щелкнуть пальцами, и человек исчезнет, как будто его никогда и не было, и никто о нем не вспомнит, все следы исчезнут, все воспоминания и все его материальные вещи тоже исчезнут. Для джняни этот мир – только иллюзия, но для сиддха этот мир – часть его самого, его собственной энергии. Например, сиддх Горакшанатх, сиддх Матсиендранатх, сиддх Сараха – великие святые, сиддхи, стоявшие у истоков нашей традиции.

Выше сиддхов стоят боги, деваты. Боги – это сиддхи, которые развили духовную силу и мудрость до такого уровня, что стали задатчиками смыслов во Вселенной, предтечами Вселенной, развития духовных цивилизаций, конструкторами звездных систем. Они обрели способности создавать бесчисленные эманации в виде иллюзорных тел. Боги – это уже не существа, это целые мандалы, сложные системы. Телом божества может быть звезда, планета, комета.

Например, мы знаем, что Дхрува-махарадж в детстве хотел добиться очень высокого положения, потому что он был обижен своим царем. Вторая жена царя не допускала Дхруву до своего отца, чтобы он его ласкал, поскольку она хотела, чтобы именно ее сын занял престол. Это известная история из «Вишну Пураны». Дхруву это очень сильно задевало, и однажды он так обиделся, что ушел из дома. Он понял, что мачеха не даст ему отцовской любви, она испортит ему всю жизнь, всю судьбу. Обиженный на отца и мачеху, он ушел из дома. Прежде чем уйти из дома, он спросил мать: «Кто мне может помочь достичь такого состояния, чтобы меня никто не обидел, чтобы я имел самое высокое положение?» Мать сказала: «Тебе только Вишну поможет». Тогда он ушел в джунгли искать Вишну. У него была такая вера, что он во всем пытался видеть Вишну. Когда из джунглей вышел тигр, он подумал: «Наверное, это Вишну». Когда он выполнил тапас, свою садхану, духовную практику, он все-таки получил даршан Вишну, благословение божества. Вишну полностью очистил его карму и, в конце концов, Дхрува получил тело в виде звезды. Полярная звезда – это принц Дхрува. Он получил тело в виде звезды.

Божество, девата, может иметь тело в виде звезды, океана, леса, планеты, кометы, солнечной системы, чего угодно. Это не существо в одном теле, это целый кластер, как пчелиный рой, стая. У божества реализована мультителесность за счет его сверхсамоорганизованного сознания. Благодаря этому, боги сами являются творцами законов Вселенной. То, что для людей является законом, боги творят силой мысли. Например, есть закон реинкарнации. Но это не закон, это просто санкальпа богов. Так будет, так есть. Или есть закон воздействия пяти элементов, хода времени. Это не закон, на самом деле это просто воля богов. Так будет, так есть. А для людей это закон. Но не за временем, не за реинкарнацией, не за пятью элементами нет собственной сущности. Это просто чистое сознание. Но когда сознание группируется определенным образом, определяется божественной силой воли, оно становится законом для людей.

Наконец, выше богов, деват, стоят великие боги, махадеваты. Великие боги – это самый великий статус во Вселенной. Например, есть Брахма, творец нашей Вселенной. Наша Вселенная есть намерение Брахмы, его творческая воля, его воображение. Есть множество других богов, все они обладают высокой силой, мудростью, святостью.

Сиддхи живут совершенно далеко от людей. Они живут либо в чистых измерениях, либо в Гималаях, либо они прячутся от людей, их уровень энергии очень высок. Все их чакры открыты, все энергии циркулируют должным образом. Чакры у них открыты вплоть до ступней ног, полностью, сахасрара, муладхара, нижние чакры. Сиддхи могут иметь четыре независимо существующих сознания. Они могут осознавать себя в этом мире, в тонком, каузальном и трансцендентном. Они могут использовать астральное тело, каузальное тело, действовать независимо от физического. У сиддхов своя культура, своя этика, они очень индивидуальны. Каждый сиддх – это фактически целая страна, целое измерение. Джняни они считают своими младшими братьями, коллегами, садху – своими учениками, а людей они считают маленькими детьми, маленькими, капризными, глупыми, которых надо направлять, но мягко, не сильно вмешиваясь. Сиддхи не вмешиваются в жизнь людей, они очень далеки. Их этика, мировосприятие, культура так далеки, что если человек захочет найти сиддха, он не найдет его, если не предпримет тапасью и сиддх сам не захочет. Сиддхи не допускают просто так к себе кого угодно. Иногда сиддхи могут выдавать себя за обычных людей или за обычных садху, чтобы не привлекать к себе внимание. Например, сиддх Брахмананда был таким. Иногда сиддхи берут роль безумцев, тоже чтобы люди не мешали им.

Я слышал про одного сиддха, к которому постоянно люди приходили за благословениями, за прочими вещами, просили много. Каждый день толпы людей. Однажды ему это надоело. Он разделся и голым прошелся около теннисного корта, где играли большие политики. Его отправили в психбольницу. После этого он куда-то исчез и совершенно свободным начал ходить, изображая из себя просто сумасшедшего. К нему как к сумасшедшему уже никто не приходил, ничего не просил.

Другие сиддхи жили как крестьяне или свинопасы. Они выдавали себя за кого-то другого, потому что их этика, культура, видение мира очень отличались от людей. Это как инопланетные существа. Действительно такие классы существ есть на земле. Они живут параллельно, как параллельные расы и параллельные цивилизации. Они должны жить мирно сосуществуя. Сиддхи – это старшая, божественная цивилизация. Так же как и джняни. Садху на земле всего может быть процентов пять, истинных садху.

Мы живем сейчас на планете Земля, скоро ее население будет семь миллиардов. Это планета людей. Люди – это титульная нация, подавляющее большинство. Садху три-пять процентов на земле всего. Джняни от этих трех-пяти процентов может пять-десять процентов. На все семь миллиардов джняни найдется, может быть, шестьдесят тысяч. А садху, может, найдется на пару миллионов. Сиддхов из джняни это еще один-два процента. На всей земле может быть найдется несколько десятков сиддхов, которые живут очень тайной жизнью. Боги не живут на земле. Деваты имеют свою этику, культуру, она еще дальше от человеческой, она настолько возвышена, настолько велика, что они не пересекаются с людьми. Они не общаются с людьми. Они действуют через святых, сиддхов и джняни. Иногда они являются святым, джняни или садху в сновидениях, в медитациях, в тонком мире, и передают послания, учения, вдохновляют, дают пророчества, знаки или благословения.

Джняни и сиддхи любят искренних верующих, чистых садху – тех, кто стремится к духовной практике. Они поощряют их к медитации, духовным занятиям. Если они видят, что садху прилагают искренние усилия, они помогают им. Иногда оберегают, защищают, дают пророчества. А если садху обладает кармой видьядхара, быть держателем учений, открывателем учений, то передают ему тайные учения, сопровождая это видениями, знаками в сновидениях, пророчествами и материализацией. Все, что происходит на этой планете, незримо направляется сиддхами и богами, божественными существами. Джняни воспринимают это как видьядхары, трансляторы, проводники. Воспринимают через свою ясность, медитативный опыт, и открывают это садху. И они в свою очередь являются учителями для людей, их наставниками, объяснителями смыслов для человечества. Великие боги нисходят в этот мир только как аватары. Но прямо не общаются ни с людьми, ни с джняни, если на то нет особых причин, ни с сиддхами. Великие боги находятся на совершенно недосягаемом уровне.

Какое отношение у богов к людям? Отрешенное, равностное, любящее, сострадательное. Они никого не осуждают. Но у них нет ни к кому и симпатий в человеческом смысле слова. Они видят всех людей как часть себя и как свои божества свиты, младшие энергии, которым предстоит узнать себя. Кроме этого есть духи, различные божественные, полубожественные и небожественные духи. Если человек имеет связь с ними, они тоже могут вступать с ним в отношения.

Один человек почитал некого духа. Этот дух был божественным. Человек попросил у него процветания. Но этот дух сказал: «У тебя нет кармы быть богатым и процветающим. Ты не накопил достаточно заслуг». Но этот человек продолжал просить этого духа, и однажды этот дух явился ему и сказал: «Видел, я тебе дал некоторые сиддхи, сиддхи богатства». Тот сказал: «Но я же ничего не получил». Он сказал: «Когда нескольким нищим паломникам раздавали суп, в твою тарелку упал кусок жира. Я тебе смог дать некоторые сиддхи в соответствии с твоей кармой».

Божественные духи, боги и сиддхи могут помогать человеку, если только у него накоплены заслуги, созданы причины для этого, если их нет, трудно таким людям помочь. В этом закон эволюции. Каждый должен эволюционировать сам, невозможно за другого пройти его эволюцию, получить его уроки и пережить его карму. Это как нельзя за другого кушать мед, любить. Нельзя этого делать за другого. Это принцип свободы воли, один из законов божественности.

Когда мы поняли принцип духовной иерархии и определили свое место, то мы видим, что есть люди; есть садху, для которых есть проблема эволюции, это самая главная цель их жизни; есть джняни, которые реализовали эту проблему, идут дальше по пути, играя; есть сиддхи, которые владеют великими силами Вселенной и знают законы Вселенной; есть божества, которые эти законы уже создают. Есть такое выражение: «Я не нарушаю законы, я их создаю». Это именно о богах. Боги создают законы, они творцы законов. Наконец, есть великие боги, которые являются предтечами мироздания, хранителями великих смыслов, великими теургами, демиургами, о которых мы не можем мечтать и даже понять их сознание, но сущность которых можно пережить в великих состояниях, например, самадхи.

Духовное развитие, эволюция, осуществляется как переход из одной расы в другую, из одного класса существ в другой. Это не вопрос концепций, философий, это просто разные классы существ, с разной энергетикой, структурой чакр, каналов, пран, с разным уровнем осознанности, с разной этикой и культурой. Наша задача, идя по пути духовной эволюции, сначала осмыслить это, а затем выработать собственный вектор эволюции, понять, что нам надо туда. От людей надо идти к садху, если мы хотим достичь счастья, становиться садху, человеком эволюционирующим осознанно. Садху нужно стремиться стать джняни, знающим свою недвойственную природу, мудрецом, идти к следующей ступени. Джняни нужно идти к состоянию совершенства, сиддха. Сиддху надо идти к божеству, становлению божеством. А божеству надо расти вплоть до перерастания в великое божество, махадевата. Когда мы поняли эту структуру духовной эволюции, иерархии, важно понять, что это эволюция для всех живых существ. Все живые существа идут таким путем эволюции. Она не осуществляется по-другому, она идет так. Мы растем к божественности. Нет другой альтернативы. Смысл человеческой цивилизации не в экономике, не в социальных отношениях, не в каких-то политических решениях, а в духовной эволюции, в движении от людей к садху, от садху к джняни, от джняни к сиддхам, деватам и махадеватам.

Когда мы понимаем эту духовную иерархию, важно понять следующее, это божественные законы. В основе всей этой иерархии лежат различные законы, законы Вселенной. Если мы их знаем, для нас становится ясным, куда двигаться.

Я хотел бы благословить всех здесь сидящих двигаться по пути духовной эволюции, идти по этому пути, понять, как важно идти по этому пути, что это самая большая ценность и самый главный смысл жизни каждого живого существа, что счастье, смысл жизни не найти вне этого пути. Другие пути, в конце концов, окажутся ложными, фальшивыми, обманчивыми, обернутся страданиями и разочарованиями. Это не мои представления. Я излагаю истину веданты, ведических писаний, священных текстов.

Чтобы идти по этому духовному пути, нужны четыре важных элемента. Мы услышали, что надо идти по пути духовной эволюции, но как это делать, куда идти. Нужен духовный учитель. Вы должны найти духовного учителя в этой жизни, установить с ним правильные отношения и следовать ему правильно. Есть различные варианты. Когда мы не имеем духовного учителя и идем сами, наобум, в конце концов, мы упремся в некий потолок, где поймем, что нашего понимания, нашей мудрости не хватает. Или это будет застой, или деградация, или какая-то ошибка. Потому что на духовном пути можно совершить много разных ошибок, если у нас нет руководства. Здесь нужен духовный учитель. Это краеугольный камень ведической философии. Важно с ним строить правильные отношения.

Второе, что важно, священные писания, духовные авторитеты, священные тексты. Священные тексты подобны карте, а духовный учитель подобен проводнику. Нужно изучать священные тексты своей традиции или своей школы, серьезно изучать и жить по ним. Например, у нас такими картами являются «Йога Васиштха», «Трипура Рахасья». Важно получать правильные толкования в своей линии, в своей школе, своей передаче, следовать, уважать эту линию передачи, духовного учителя. Потому что если мы сами будем изучать духовные тексты, мы можем их неправильно толковать, понять неправильно. Есть ошибка нигилизма, есть ошибка этернализма, есть ошибка потери действия в воззрении, множество различных. Это сложные вещи. Для этого существует духовный учитель, чтобы дать возможность правильно растолковать тот или иной текст. Иногда мы можем понимать текст буквально, на уровне ума. А тексты содержат минимум три смысла, священные писания, тексты. Нужны некие ориентиры, авторитеты, по которым мы жили бы всю жизнь.

Наконец, третье, что важно, это сангха, поле Дхармы, хорошая компания, окружение, благоприятная среда, культура, взаимоотношения, то, что поддерживает и вдохновляет нас. Если этого нет, очень сложно практиковать. Человек все-таки существо социальное, он живет не в вакууме, а в культуре. Если нет духовной культуры, то будет альтернатива материальная, мирская культура. Она постоянно будет разрушать ваши зарождающиеся духовные смыслы и ценности. Ваша жизнь будет просто постоянным противостоянием, постоянной борьбой, трата времени. Потому что садху должен жить в культуре. Эта культура должна быть духовной.

Наконец, четвертое, это сама практика, садхана, духовная практика, духовная жизнь, то, что мы делаем, метод. Медитация, мантра, концентрация, созерцание, осознавание, работа с ветрами и каналами – вся та вселенная, которую мы обычно называем учение, практика учения.

Когда мы имеем эти четыре важных вещи, мы можем идти по пути эволюции. Когда люди собираются сделать что-то очень важное, например, поставить какой-то генетический эксперимент или адронный колайдер запустить, или создать международную космическую станцию, они призывают самых лучших, гениальных ученых, вкладывают большие средства, долгое время это готовят, очень скрупулезно. Создается ряд комиссий, который постоянно контролируют процесс и проверяют. В мирской жизни, в материальной жизни люди очень серьезно относятся к большим делам и проектам. Таким же образом к нашей эволюции также надо серьезно отнестись, выполнить подготовительную работу, создать эти четыре важных условия. Тогда мы можем идти по этому пути эволюции.

Я хочу благословить всех собравшихся, чтобы вы шли по этому пути и получили плоды от вашего движения.

Если есть вопросы, я на них постараюсь ответить.

Каждый из нас когда-нибудь станет садху, каждый из нас когда-нибудь пройдет путь садху, обретет медитативное сознание, самадхи, и станет джняни, просветленным, тем, кто познал реальность. Каждый из нас когда-нибудь станет сиддхом, обретет духовную мощь, духовную силу, мудрость. Каждый из нас, эволюционируя дальше, когда-нибудь станет божеством, божественным существом, деватой. Вопрос только в сроках. В этой жизни, через десять жизней, через миллион жизней. Для вечности это не так важно. Вечность оперирует квинтиллионами, квадриллионами, секстиллионами. Для нее это не важно. Но для нас это очень важно. В человеческом теле, в человеческой земной жизни мы не проходим полностью весь путь, мы проходим только очень маленькую ступень, мы делаем очень маленький шаг, а человека, например, к садху. Всю жизнь живем как садху и завершаем жизнь как садху, чтобы в следующей жизни воплотиться как садху и продолжить. А если мы выполняем тапас, усердную духовную практику, мы можем получить опыт самадхи, джняны, сахаджа-самадхи, стать джняни и завершить эту жизнь как джняни, освободиться от кармы мира, не получить больше воплощения в этом мире. Наконец, если мы можем совершить великий тапас, махатапасью, ужасный тапас, агхоратапасью, мы можем за одну жизнь пройти путь садху, джняни и стать сиддхом, стать бессмертным, и продолжить свою эволюцию, размножив себя на множество тел. Деваты, махадеваты уже не в человеческом теле. Не в этой жизни.

Если же мы не идем по пути эволюции, все равно мы будем по нему идти, но не так быстро, не осознанно, через страдания, заблуждения. Мы будем искать счастья, натыкаться на какие-то пути, страдать, разочаровываться в своем внешнем поиске счастья, изучать священные тексты, снова прислушиваться к словам святых, и потом приходить к выводу, что, да, они правильно говорили. И все равно мы будем по нему идти.

Когда-то, когда мне было девятнадцать лет, я встретил человека в подземном переходе, который распространял «Бхагават-гиту», монаха вайшнавской общины. Было холодно, он замерз, но все равно распространял, проповедовал. Я сам к тому времени тоже практиковал. Я спросил: «А тебе не надоело это?» Он сказал: «А тебе не надоело страдать, болеть, рождаться, умирать в сансаре, снова перерождаться? Если надоело, вот тебе Бхагават-гита». Я вам таким же образом могу сказать, если надоело, вот вам «Йога Васиштха», вот вам семинар в Коблево, вот вам Дивья Лока, вот вам Санатана Дхарма. Выбор за вами. Духовных путей много, главное понять, какой твой путь. Учителей много, главное, найти своего.

Я вам всем желаю этого.

Да пребудут с вами благословения Даттатрейи, владыки йогинов и сиддхов.


следующая страница >>