microbik.ru
1
УДК 130.2+ 159.923 + 316.6

ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ИНДИВИДА В УСЛОВИЯХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Кузнецова А. Я.

Новосибирский государственный педагогический университет

Новосибирск, Россия

SPIRITUAL DEVELOPMENT OF THE INDIVIDUAL IN CONDITION OF INTELLECTUALIZATION OF SOCIETY

Kuznetsova A. Ya.
 Novosibirsk State Pedagogical University
Novosibirsk, Russia (630126 Novosibirsk, Vilyuiskaya av. 28 ), e-mail:phileducation@yandex.ru

Философские науки. Специальность 09.00.11

Ключевые слова: философия образования, естественнонаучное образование, индивид, личность, интеллект, духовное развитие.

Фундаментальная модернизация общества и отечественного образования делает актуальным решение важной научной проблемы – разработки концепции духовного развития индивида в условиях интеллектуализации общества. Интеллектуальный потенциал – национальное достояние современной России. Сферу образования можно определить как сферу духовно-интеллектуального производства. В то же время, в современном обществе и образовании в значительной степени проявляются черты бездуховности. Наблюдается обесценивание жизни, утрата духовных и нравственных ценностей, отказ от мировоззрения, основанного на уважении и внимании к человеку, справедливости. Игнорирование вопросов личностного развития, формирования гражданственности в образовании отрицательно сказывается и на уровне профессиональных качеств молодых специалистов.

В связи с этим, актуальным является утверждение в обществе и образовании отношения к человеку как к источнику и основе духовного потенциала общества.

Fundamental modernization of society and of education makes it relevant to the solution of important scientific problems - developing the concept of the spiritual development of the individual in terms of intellectualization of society. Intellectual capacity - national treasure of modern Russia. The education sector can be defined as the sphere of the spiritual and intellectual production, at the same time in the modern society and education is largely manifested traits soullessness. Depreciation life, loss of spiritual and moral values​​, the rejection of philosophy based on the respect and attention to the man justice. Ignoring issues of personal development, the formation of civic education in a negative impact on the level of professional skills of young professionals. In this regard, important statement that a man is the source and foundation of the spiritual potential of the society.

В 1980-е годы в философии образования начинается исследование взаимодействия технократической и гуманистической ориентаций в обучении (И. Н. Семёнов, С. Ю. Степанов)[3] в ситуации его компьютеризации и одновременной гуманизации в рамках диалога культур. В 1990-е годы предлагаются существенно отличные подходы к гуманизации естественнонаучного и гуманитарного образования (В. Т. Петрова, Л. А. Минасян, В. Г. Воронцова). Для решения проблем гуманизации образования разработан метод диалога философии и естествознания (Л. В. Суркова и В. А. Яковлев). В контексте холистического подхода в образовании обосновывается необходимость в исследованиях по определению границ естественнонаучного образования и связи естественных, общественных и технических наук в содержании образования (И. В. Прокудин, В. В. Калиниченко, Н. К. Серов, С. М. Гой). Проводятся исследования сущности, цели, путей гуманизации образования. Гуманизация образования представлена как фактор культуры в трудах В. П. Лежникова [1], Л. С. Перевозчиковой, Н. А. Поволокиной, Д. В. Полежаева, М. С. Слуцкого, В. Н. Турченко, Е. В. Уваровой, В. А. Швец, М. В. Шмановой. В результате философской рефлексии проблема гуманизации естественнонаучного образования отнесена к методологической и мировоззренческой области теории образования (Н. Н. Моисеев, Е. А. Мамчур, Л. А. Минасян).

Если в решении философской проблемы «образ человека XXI века» существует множество подходов и нерешенных задач, то эти затруднения не имеют отражения в современной проблематике образовательной деятельности. Задача современного образования, начиная с последних десятилетий XX века, определятся как подготовка индивида к жизни в обществе. В число задач образования включено лишь то духовное воспитание, которое может предложить православная церковь. То есть, в этом случае, предполагается возможным разрыв культуры цивилизации и культуры образования порядка пяти веков. В то же время современные научные методы позволяют сформировать такие понятия как «духовный потенциал человека», «духовный потенциал общества» «интеллектуальный потенциал» и на их основе исследовать и решать проблему формирования духовного потенциала общества в процессе образования. Без осмысления стратегии формирования духовного потенциала общества в условиях его научно-технического развития индивид теряет возможность личностного согласования с жизнью общества. Поскольку ресурс духовного потенциала общества находится в самих индивидах, то такое рассогласование становится препятствием его здоровому развитию как общества так и индивида.

Интеллектуальный потенциал – интегративное понятие, объединяющее науку, образование, технологию, все виды интеллектуальной деятельности и её субъектов. В информационном научно-техническом обществе широкое распространение естественнонаучного образования позволяет индивиду осмысленно включаться в жизнь общества, пополняя его творческий интеллектуальный потенциал, препятствует духовному разрыву между обществом и индивидом. Духовный потенциал – более широкое понятие, он создается на основе духовного потенциала индивидов. Образование, культура, духовный рост индивидов необходимы для роста духовного потенциала общества. Особенность XX – XXI вв. в том, что духовная энергия человечества направлена на естественнонаучное освоение мира и духовный потенциал общества пополнился его интеллектуальным потенциалом. Соответственно изменяется образ современного человека, структура его духовного потенциала. Современный человек живет в реальности собственной картины мира, содержание которой обеспечено как его жизнью в обществе, так и образованием. Естественнонаучное образование необходимо ему для обеспечения целостности общества, внутреннего единства, осмысленной связи индивида и общества. Современное естественнонаучное образование позволяет индивиду построить свою картину мира, позволяющую наилучшим образом согласовывать свою жизнь с жизнью общества и природы, сделать самого себя предметом исследования, что необходимо для самопознания и саморазвития [2].

Наука первой половины XIX в. характеризовалась ростом объема и разнообразия научных знаний, углубляющейся дифференциацией видов исследовательской деятельности и усложнением их взаимосвязей. Этот процесс продолжился в ХХ и XXI вв. Развитие естественнонаучного, технического, а вслед за ними и социально-гуманитарного знаний вызвало резкий рост объема и разнообразия научной информации. В освоении гуманистических принципов в методологии познания, в движении к пониманию взаимодействия материального и духовного, природы и человека в естествознании наиболее далеко продвинулась новая физика, в методологии которой использовался «стиль физического мышления», заключающийся в том, что мышление в исследованиях физиков стало не только средством, но и предметом познания.

Особенность современного человека в его интеллектуальном развитии, позволяющем ему осмысливать своё духовное развитие, управлять им, направлять своё саморазвитие. Особенность современного образования состоит в содержании – существенная часть содержания образования приходится на естествознание, и в его качестве – современное образование требует наличия высокого уровня развития интеллекта. Существующий в настоящее время уровень интеллектуального развития общества, массовость включения индивидов в среду интеллектуального развития позволяет ставить практическую цель гуманизации образования на уровне, соответствующем научно-информационной цивилизации. Качественное развитие интеллекта оказалось необходимым условием гуманизации образования и общества.
Список литературы

  1. Лежников, В. П. Гуманизация образования: сущность, цели, пути: автореф. дис. ... д-ра филос. наук / В. П. Лежников. – М., 1996. – 40 с.

  2. Меньчиков, Г. П. Духовная реальность человека: анализ филос.-онтологических основ / Г. П. Меньчиков. – Казань, 1999. – 407 с.

  3. Степин, В. С. Научные революции как «точки» бифуркации в развитии знания / В. С. Степин // Научные революции в динамике культуры. – Минск, 1987. – С. 38–76.