microbik.ru
  1 ... 2 3 4 5 6 ... 34 35

1.3. Психические познавательные процессы и принципы обучения в учебном заведении



Организация учебно воспитательного процесса в среднем и высшем учебном заведении невозможна без учета психических познавательных процессов.

Психические познавательные процессы включают в себя ощущения, восприятие, мышление, память, эмоции, волю и т. д., которые определяют внутренний мир человека. Они издавна привлекают внимание мыслителей и ученых не только потому, что образуют уникальность и индивидуальность каждого человека и являются средствами, инструментами всякого познания. Без раскрытия их природы просто невозможно сколько нибудь полное, достоверное и надежное разделение объективного и субъективного компонентов при познании внешнего мира. Психика и подсознание представляют собой высшие способности человека, опирающиеся на внутреннюю мотивацию к познавательной (учебной) деятельности.

Приступая к изучению психологической науки в вузе, как было отмечено выше, преподавателю необходимо помнить, что бывший школьник сталкивается с рядом существенных психологических изменений. Во первых, резко снижается уровень внешнего контроля за деятельностью студента. Во вторых, изменяется структура самой учебной деятельности: мотивы учения дополняются и тесно переплетаются с профессиональными мотивами. В третьих, происходит вхождение в новую социальную общность – студенчество. В свете подобных изменений особенно актуальной становится мотивация студентов. Для своей успешной деятельности студент должен самостоятельно планировать, реализовывать и контролировать свою учебную деятельность. А для этого просто необходима достаточно выраженная учебно профессиональная мотивация.

Как и любой другой вид мотивации, учебная мотивация системна и характеризуется в первую очередь направленностью, устойчивостью и динамикой происходящих изменений. При этом необходимо помнить, что учебная мотивация произрастает из потребности в новых впечатлениях и претерпевает в ходе обучения в школе значительные изменения. Это касается как социальных, культурных, так и познавательных мотивов, причем каждая из этих составляющих имеет свою характерную динамику на каждом этапе. Учебная мотивация студентов также имеет свою специфику и обладает переходным характером, в ней сочетаются собственно учебный и профессиональный компоненты.

Как правило, учебная мотивация делится на внутренние и внешние мотивы. Внутренне мотивированной можно назвать деятельность, средство (действие) и цель которой тематически связаны друг с другом так, что деятельность осуществляется ради своего собственного содержания. Соответственно, к внутренней учебной мотивации в студенческом возрасте можно отнести познавательные и подлинные мотивы предстоящей профессиональной деятельности. Внешними по отношению к учебной деятельности мотивами будут позиционные, многочисленные прагматические мотивы, такие, как возможность будущего достойного трудоустройства, отсрочка от армии и т. д.

Познавательная мотивация к учебным процессам представляет собой различные по сложности и адекватности уровни отражения объективной реальности, которые образуют определенную систему. Так, ощущения являются чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от нашего сознания. Процесс ощущения возникает вследствие воздействия предметов и различных материальных процессов на органы чувств. Предметы, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия – раздражением. В свою очередь, раздражение вызывает в нервных тканях еще один процесс – возбуждение, который по нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Таким образом, раздражение представляет собой физический процесс, а возбуждение, соответственно, физиологический, ощущение – психический. Результатом процесса ощущения является возникновение сенсорного образа. Он обладает следующими свойствами: локализация, или положение в пространстве и времени; интенсивность, модальность. По модальности сенсорные образы делятся на экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные. Наиболее известна экстероцепция, представляющая для нас знакомую классификацию ощущений: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Каждый из них имеет свой орган анализатор, у которого специфичен не только «вход» (глаз, ухо, нос, кожа и язык), но и соответствующее мозговое звено (зрительная кора, слуховая, обонятельный мозг и т. д.). Из ощущений для человека складывается общая картина окружающего мира. Ощущения важны для всех видов деятельности. Очевидно, что если у человека неправильно функционируют те или иные органы чувств, к примеру, нарушена способность точного восприятия цвета или недостаточно высока острота слуха, то он не способен к освоению определенной специальности.

Одной из главных характеристик ощущений является показатель чувствительности органов чувств у разных людей в отражении внешних раздражителей, люди имеют индивидуальные различия, т. е. уровень развития чувствительных органов у всех разный. При этом следует иметь в виду, что показатель чувствительности не является величиной постоянной и неизменной. В пределах абсолютных границ она может изменяться, уменьшаться, увеличиваться, достигая иногда значительных высот. Данное обстоятельство следует учитывать при подготовке специалистов.

Управление чувствительностью может осуществляться с помощью определенных средств, которые подразделяются на несколько групп. К первой группе относятся условия среды и условия деятельности. Это объясняется как объективными, так и субъективными причинами. Следует учитывать, что в процессе длительной деятельности происходит тренировка органов чувств и формируются практические умения и навыки, необходимые для восприятия профессиональной информации. К примеру, профессионалы, занимающиеся окраской тканей, различают до 60 оттенков черного цвета.

Другим фактором, влияющим на повышение чувствительности, является характеристика физической среды, в которой осуществляется деятельность. Так, в темноте острота зрения повышается, а при ярком освещении, напротив, снижается. При этом в темноте лучше воспринимаются те предметы, которые хотя бы незначительно освещены.

К группе средств, повышающих чувствительность, относятся и социально психологические. К данной категории средств относятся формирование чувства ответственности, бдительности, повышение интереса к профессиональной деятельности, регуляция психического состояния, расширение знаний о предмете деятельности и т. д., большинство подобных средств должно быть использовано в учебно воспитательном процессе учебного заведения. Так, обучение будущих специалистов методом психической саморегуляции способствует тому, что личность в сложной обстановке сможет осознанно влиять на свое эмоциональное состояние, а следовательно, обеспечит необходимый уровень чувствительности.

Немаловажную роль в повышении чувствительности играют физиологические средства. К их числу относятся: гимнастические упражнения, гипервентиляция легких, обтирание холодной водой и т. д.

Движение полезно не просто как физическая активность, а как деятельность, способствующая координации системы «глаз – рука». Именно эта система лежит в основе следующего уровня познания – восприятия, которое будет рассмотрено ниже.

Следует отметить и фитологические средства, к примеру, чай, кофе, различные травяные и фруктовые настои и т. п.

Важной особенностью ощущения является адаптация, под которой понимается изменение чувствительности органов чувств под воздействием раздражителя. Она может быть направлена на повышение и на понижение чувствительности. Возможности адаптации органов чувств значительны. Чувствительность глаза человека, например, повышается в темноте в 200 раз. Для адаптации в темноте в среднем необходимо 30 минут, но у одних людей адаптация протекает быстрее, у других – медленнее. Адаптация свойственна всем органам чувств, и это необходимо учитывать при организации учебно воспитательного процесса.

Существует еще одно явление, связанное с ощущениями. Это явление получило название последовательных образов. Суть данного явления заключается в том, что при длительном воздействии раздражителя на орган чувств, образ предмета не исчезает одновременно с прекращением этого воздействия, а продолжает некоторое время сохраняться в сознании.

Таким образом, ощущения играют особую роль в учебно воспитательном процессе. Знание закономерностей и особенностей функционирования ощущений позволяет существенно повысить эффективность учебно воспитательного процесса.

Восприятие представляет собой целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Из всех видов ощущений только зрение и осязание позволяют создать такой образ действительности, в котором отражаются целостные характеристики предметов и явлений. Образ восприятия соответствует реальному объекту потому, что органы чувств опираются на совместную работу, в результате которой происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы.

Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (например, когда мы смотрим кинофильм, происходит объединение отдельных зрительных впечатлений в целые образы), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая яблоко, мы фактически объединяем зрительные, осязательные и вкусовые впечатления, при этом присоединяем и наши знания о нем). Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. В связи с этим основным отличием восприятия от ощущений является предметность осознания всего, что воздействует на нас, т. е. отображения объекта реального мира в совокупности всех его свойств.

При этом восприятие не сводится к простой сумме разнообразных элементарных ощущений, целое всегда больше составляющих его частей; прошлый опыт, эмоции, личностные особенности вносят свой неповторимый вклад в восприятие.

Форма в восприятии относительно независима от содержания. Одну и ту же мелодию можно сыграть на разных музыкальных инструментах, пропеть в разных регистрах, т. е. звуки будут различными, высота и тембр будут меняться, но если отношение между звуками сохраняется и мелодия инвариантна оригиналу, то мы всегда ее сможем узнать. Таким образом, восприятие, являясь психическим познавательным процессом, обладает определенными свойствами и играет важную роль в учебно воспитательном процессе. Рассмотрим некоторые из этих свойств.

Целостность процесса восприятия заключается в том, что человек воспринимает любой предмет реальной действительности не как набор не связанных между собой ощущений, а как единый целостный образ. Целостный образ предмета возникает даже тогда, когда на органы чувств воздействуют лишь отдельные его стороны. Разумеется, этот образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, на основе имеющегося социального опыта.

Воспринимая предметы, вещи, явления, человек обозначает их определенными терминами, истолковывает их жизненный смысл и значимость, переживает то или иное отношение к ним. В этом заключается еще одно свойство восприятия – осмысленность, что предполагает включение в процесс восприятия элемента понятия.

Следующим свойством восприятия будет являться избирательность, которая определяет возможность активного отражения окружающей действительности. В каждый момент человек выделяет из окружающих его предметов те, которые наиболее значимы для него в данной конкретной ситуации. Это свойство позволяет целенаправленно влиять на восприятие, искать пути его развития в процессе предстоящей профессиональной подготовки.

Важным свойством восприятия является аперцепция, которая в переводе на русский язык означает зависимость от прошлого опыта. Данное свойство проявляется в том, что точность восприятия окружающей обстановки или отдельных предметов во многом зависит от того, воспринимал ли индивид эти предметы или явления ранее, и если да, то в каких условиях. Большинство исследователей подразделяют апперцепцию на два вида: временную и устойчивую. Временная апперцепция возникает под влиянием прошлых кратковременных восприятий, в значительной степени зависящих от чувств, воображения, опыта и приобретенных знаний. Так, например, начинающий руководитель реагирует, как правило, на второстепенные факторы сложившейся ситуации, очень часто теряется при принятии решений, действует нецелесообразно, везде видит опасность и проблемы. В связи с этим одной из задач психологической подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности является формирование у них устойчивой апперцепции. Она обеспечивает концентрацию внимания на главном, способствует целеустремленности, самообладанию. Достичь высокого уровня сформированности данного свойства восприятия возможно лишь на основе глубоких знаний, навыков, умений и опыта действий в условиях, сходных с предстоящей профессиональной деятельностью. Устойчивая апперцепция вырабатывается в моделях той или иной деятельности, в которых учтена и представлена вся совокупность факторов, воздействующих на человека.

Необходимо учитывать, что восприятие предмета весьма часто сопряжено с риском иллюзии. Иллюзия представляет собой неправильное, поверхностное, искаженное восприятие предметов реальной действительности. Данное обстоятельство может иметь двоякое значение. С одной стороны, иллюзии могут быть использованы для сокрытия истинного смысла поведения, действий, маскировки объектов и техники, с другой – вероятность иллюзий следует учитывать при восприятии в целях недопущения ошибок в деятельности своих сотрудников, коллег, обучающихся.

Существуют несколько причин возникновения иллюзий. Все эти иллюзии могут быть объективными или субъективными.

Среди объективных причин, во первых, обусловливающих вероятность иллюзорного восприятия, прежде всего необходимо назвать:

а) отсутствие контрастности между предметом и фоном. Данное обстоятельство приводит к тому, что выделение предмета из фона становится весьма затруднительным;

б) эффект иррадиации. Это бывает, когда светлые предметы кажутся большими, чем равные им по размеру более темные предметы; из равных предметов, расположенных вертикально и горизонтально, большими кажутся первые. Размер воспринимаемого предмета во многом зависит от окружающих вещей и предметов. Так, два круга, имеющих одинаковый диаметр, будут восприниматься по разному в зависимости от того, какие по размеру предметы будут их окружать. Это справедливо и для линейных предметов;

в) эффект «меняющегося рельефа». В этом случае излом оврага на расстоянии воспринимается то уходящим назад, то выступающим вперед. Это связано с особенностями восприятия линейных форм и размеров.

Необходимо подчеркнуть, что под воздействием иллюзий возможна недооценка или переоценка материальных предметов. Вместе с тем восприятие обладает свойствами, которые позволяют избежать неадекватного восприятия. Предупреждению иллюзий способствует контрастность, или постоянство восприятия. Оно обусловливается знанием физических свойств предметов, их связей и соотношений с другими. Если человек уже знает предмет детально, то восприятие его не будет подвержено иллюзии.

В то же время контрастность восприятия обусловливает возможность развития наблюдательности путем детального изучения предметов и явлений, с которыми человек сталкивается в своей жизнедеятельности. Объекты меняют свой облик в зависимости от многообразия условий их появления, соответствующие изменения претерпевают и перцептивные процессы. Свойство контрастности состоит в способности анализаторов компенсировать изменения и обеспечивать акт адекватности восприятия предметов, относительно постоянных по форме, величине и т. д. Поэтому тренировка глазомера, слухового анализатора на основе полученных знаний свойств предметов способствует выработке навыков безошибочного определения расстояний, представления пространства, картины, природы и т. д.

Вторую группу причин составляют так называемые субъективные факторы: отсутствие опыта восприятия наблюдаемого предмета, непонимание значения воспринимаемого или приписывание ему ложного смысла.


<< предыдущая страница   следующая страница >>