microbik.ru
  1 ... 10 11 12 13 14 15 16



3.4. Возрастающее значение трансакционных отношений
Теоретическое объяснение усложнения корпоративного хозяйствования привело к практическим задачам настоятельной необходимости повышения эффективности управления, и они были успешно решены практически. Лучшим доказательством сказанного является нарастающая в глобальном масштабе мощь ТНК – транснациональных корпораций, работающих сразу на нескольких институциональных территориях и подчиняющихся более сложным наборам трансакционых издержек.

Правительство России в последнее время предпринимает меры по созданию и развитию госкорпораций. В числе успешных сырьевых госкорпораций можно назвать Газпром, Роснефть, Алросу, которые уже продемонстрировали высокую эффективность и в значительной мере выступают фундаментом и базой развития российского государства в рыночных условиях. Высокотехнологические госкорпорации типа – Роскосмос, самолетостроительные, нанотехнологические и другие продолжают создаваться. Хочется верить, что научно-технологический задел с их помощью может успешно реализоваться и помочь России преодолеть нарастающее отставание в технологических укладах важнейших секторов отечественной жизнедеятельности. Но с другой стороны, подобные действия государства демонстрируют то, что современный частный собственник не хочет, а скорее не умеет быть эффективным, уходит от конкуренции разными нелегитимными способами, медленно осваивает инновационные формы хозяйствования, не стремится к сотрудничеству с наукой.

Институциональное развитие экономики происходит под влиянием взаимодействия между институтами и организациями (институты определяют «правила игры»; организации – «игроки»). Новые институты появляются тогда, когда появляются новые возможности получения прибыли, которая не может быть получена в уже существующей институциональной среде. Крупные институциональные изменения в устоявшихся обществах происходят медленно, так как институты являются результатом исторических перемен, формирующих, в том числе, и индивидуальное поведение. Чем выше институциональная неуверенность, тем выше становятся затраты по операциям. Однако, в последние годы весь мир активно включается в глобальные отношения, не отменяя всех ранее наработанных деловых контактов, для нас - СНГ, Евразия и т.д.

Для переходных экономик, трансформирующих социалистическую жизнедеятельность на рыночные принципы, особое значение приобретают не только трансакционные издержки, но в первую очередь трансакционные отношения.89 Трансакционные отношения в развитых капиталистических странах нарабатывались непрерывно несколько последних столетий, постепенно приобретая современные демократические черты и характеристики социальной справедливости. При этом между странами, имеющими высокий уровень социально-экономического развития, различия весьма существенные. Лидером является Швеция, в которой бизнес согласился на распределение доходов преимущественно через государственные институты. Российское же общество жило и развивалось совсем в других координатах и в системе других идеологических, моральных ценностей. Поэтому фазу первоначального «бандитского капитализма» (определение академика РАН Д.С. Львова) нам на пороге 21 века миновать не удалось, кстати, как и большинству теперь высокоразвитых стран.

Отсутствие принятых обществом рыночных морально-этических эталонов и конкретных показателей для страны в целом и для конкретных личностей – является тормозом реформ. Население страны продолжает плохо ориентироваться в том, что хорошо, а что должно изживаться в ходе строительства того благополучного общества, о котором в последнее время много говорится. Государство в нашей стране пока только создает прецеденты своего отношения к негативному поведению бизнесменов и государственных служащих, что недостаточно для того, чтобы переломить разрастающуюся коррупцию. Китайская жестокость к ворам и расхитителям общественной собственности, вероятно, выступают определённым стимулом реформ в общественном сознании китайцев.

Значительное внимание этим вопросам уделил Д. Стиглиц. Он пишет: Радикал-реформаторы в России пытались одновременно произвести революцию экономического строя и революцию общественной структуры. Самый грустный комментарий состоит в том, что они провалили и ту и другую... Возник лишь один новый аспект: это небольшая кучка новых олигархов, способных и желающих использовать доставшуюся им огромную политическую и экономическую власть.

Экономист Рональд Г. Коуз, получивший Нобелевскую премию, показал, что для обеспечения эффективности необходимы четко определённые права собственности. Даже если кто-либо передаст имущество лицу, которое не умеет им правильно управлять, в обществе с четко определёнными правами собственности такое лицо будет стимулировано к продаже имущества тому, кто способен управлять им эффективно. Опираясь на это, сторонники быстрой приватизации полагали, что нет смысла обращать особенное внимание на то, как проводится приватизация. Но в настоящее время доказано, что теорема Коуза справедлива лишь в условиях очень жестких ограничений, и совершенно очевидно, что ситуация в России переходного периода этим ограничениям не удовлетворяет. [111. Стр. 198].

Исследования, проведенные в РАГС, позволяют сделать вывод о том, что не только трансакционные издержки определяют вектор общественного развития, но и трансакционные отношения, их предшественники, играют свою регламентирующую роль, которая порой не может быть заменена никакими затратами.

Институциональная природа трансакционных отношений своими корнями уходит в морально-этические, духовные основы нации, кодексы общественного поведения, которые не всегда достаточно ясно прописаны в формальных институтах. Что сегодня и происходит в России. Теневая, криминальная и другие формы нелегитимного проявления в современной жизнедеятельности в значительной мере являются результатом не в полной мере освоенных трансакционных отношений обществом, государственной службой, бизнесом и в первую очередь гражданами.

Рыночная идеология и её пропаганда в нашей стране все годы реформ официально не разрабатывается и целенаправленно не проводится в сознание россиян, государство и сегодня не принимает достаточных мер по формированию эталонов современной рыночной экономики и за это расплачивается низкими рейтингами доверия власти, малой активностью населения в предпринимательстве. Стратегические установки морально-этического плана, создающие адекватные критерии общественного развития актуализируются, становятся важными и для устойчивого развития экономики и всей жизнедеятельности россиян. Общество остро нуждается в ясной и четкой идеологической рыночной политике в России. Это в советское время, эпоху непримиримого противостояния социализма и капитализма, в нашей стране внимание концентрировалось преимущественно на недостатках и несовершенствах капиталистической формы жизнедеятельности. Теперь всё более явственно обнаруживается недооценка и большие положительные возможности активизации предпринимательства и всей жизнедеятельности общества, и отдельных граждан. Главные из них лежат в сфере экономических возможностей развития личности в любых масштабах её проявления.

Российское общество на пороге очередного этапа своего развития, когда должны быть сформулированы предложения не только правовые, изменяющие формальную институциональную среду для всех уровнях экономики, но и выработаны меры, связанные с факторами, определяющими их более эффективную реализацию на морально-психологическом, духовном уровне межличностной жизнедеятельности. Общепризнана необходимость активизации общественного контроля.

В реальной жизни наиболее внимательные руководители России уже пытаются адекватно реагировать на необходимость улучшения отношений в системе «государство-бизнес-общество». В СМИ регулярно сообщается о деловых встречах Президента РФ с представителями крупного бизнеса, А.Тулеев от имени региональной власти заключил соглашение с бизнесменами Кемеровской области по проблемам социально-экономического развития. В обращении к Парламенту (да и в других своих публикациях) Президент КБР В. Коков прямо связывал эффективность власти с моральными параметрами её носителей, именно в этом ключе рассматривается культура и ответственность государственной службы. В целях преодоления «нарастающего отчуждения власти и общества» В.М. Коков [60. C 27] констатирует: «Нетерпимы далее позорные факты злоупотребления служебным положением, число и масштабы которых, к сожалению, имеют тенденцию к росту. Они, как ничто другое, подрывает доверие людей к власти, вернуть которое чрезвычайно трудно. В последние годы утратили силу прежние нормы морали и институты идеологического воздействия, которые регулировали в известной мере поведение работников органов власти и управления. На пути злоупотреблений, коррупции и произвола стало меньше препятствий. Понимаю всю сложность попыток административно-правового регулирования этических норм, тем более профессиональной этики государственных и муниципальных служащих».

Следует согласиться с назревшей необходимостью в кропотливой работе по воспитанию кадров для государственной и муниципальной службы новой генерации, ответственных перед своим народом, высокопрофессиональных, подлинных носителей культуры, способных формировать достойную культуру власти и управления. Этой проблеме в том числе была посвящена федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)», в которой предусматривалось внедрение механизмов выявления и разрешения конфликтов интересов на государственной службе, а также законодательного регулирования профессиональной этики государственных служащих, однако воспитание современной идеологии в этой ФЦП оказалось не проработанным с необходимой детальностью. Поэтому в марте 2009 года Указом Президента России №261 утверждена новая Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)»

Эта тема становится в центр общественного внимания, так, уже в 2009 году министр внутренних дел России и в докладе при подведении итогов работы за год, и своим приказом пропагандирует моральный кодекс российского милиционера, который призван улучшить авторитет отечественных блюстителей закона. Об этом кодексе, как водится у нас, в СМИ появилось много откликов, важно то, что внимание к морально-этичекой стороне жизнедеятельности опять растет.

Важный аспект общественного развития, и это надо подчеркнуть особо, эффективность персональных взаимоотношений представителей государства, бизнеса и общества. Собственник и все его соратники: менеджеры, маркетологи, комивояжеры и многие другие специалисты, востребованные рыночными формами жизнедеятельности - такие же граждане России, имеющие право на общественное признание и уважение со стороны общества и государства. Очень многие «современные русские» - активные предприниматели первой волны пользуются недоброй славой не только в Куршавеле, но и в других местах за рубежами нашей страны. Однако ситуация медленнее, чем хотелось, всё таки поправляется, хотя бы в понимании этой проблемы. Целый ряд представителей российского бизнеса уже получили международное признание. Президенту Лукойла В. Алекперову, доктору экономических наук Российской академией государственной службы при Президенте РФ было присвоено почетное звание профессора РАГС. Кандидатура В. Алекперова была выбрана не случайно, кроме деловых и моральных качеств в этом случае важно то, что этот конкретный россиянин освоился на мировых рынках и добился высоких результатов в глобальном масштабе. Достаточно вспомнить, что в списке 500 крупнейших компаний мира, опубликованном журналом «The Wall street Journal & Financial times» по итогам 2003 года компания ЛУКойл названа под 294 номером, поднявшись в этом списке за один год на 66 позиций. В другом международном документе90 бизнес-группа под руководством Алекперова вышла в России на передовые позиции, объединив более 136 тысяч трудящихся и обеспечив наибольший объём продаж в сумме 474 млрд. рублей.

Этот список можно и продолжить. Однако морально-психологические составляющие общественной характеристики представителей современной власти пока не становятся определяющими и для государственной службы и особенно в бизнесе. Хотя примеры шефства богатых граждан над своими земляками по решению социальных проблем множатся, например в Кабардино-Балкарской и Чеченской республиках, о чем нередко сообщают СМИ.91

Современные тенденции мирового экономического развития характеризуются не только инновациями в глобальном масштабе. Меньше внимания экономическая наука уделяет самому маленькому - индивидуальному масштабу экономической деятельности людей. А здесь происходят не менее важные институциональные процессы. Экономика, которая осуществляется личностью, в интересах, прежде всего, именно этой личности, заслуживает и должна пристально исследоваться наукой.

Наноэкономика, как индивидуальная сфера экономики, совместно с индивидуальной энергетикой, поднимают на невиданные ранее высоты творческие возможности всех образованных людей, обладающих даже самыми средними способностями, поскольку постоянно совершенствующееся программное обеспечение компьютеризованной техники делает их многократно более эффективными в достижении своих целей. И прежде всего на уровне трансакционных отношений.

Наноэкономика, являясь естественным проявлением устремлений, возможностей и способностей человека, совокупности его тела, разума и души, формируется и по традиционным и особым институциональным механизмам. Поведенческие, морально-психологические аспекты для наноэкономической деятельности имеют наиважнейшее значение. Также как в физике, нанохимии, именно нестандартность является типичной реакцией на различные внешние проявления в успешной наноэкономике. И только большое усреднение позволяет отслеживать ожидаемые последствия уже в микроэкономике и макроэкономических итогах экономической жизнедеятельности.

Понятно, что в том случае, когда от индивидуума зависят многие итоги, общество не должно скупиться на адекватное развитие и обеспечение этой личности и в первую очередь по духовным и затем интеллектуальным и физическим параметрам. Это известно уже давно, новизну составляет то, что только к настоящему времени в распоряжении среднестатистических индивидуумов появились эффективные средства коммуникаций, связи, он осваивает научные аспекты грамотного, профессионального поведения, позволяющие добиваться крупных экономических достижений. Уже формируются эталоны успешного карьерного, политического, спортивного и других форм устойчивого развития личностей и не только для лиц специального назначения. Наноэкономика - лишь одна из многих возможностей развития человека в ноосфере, но возможность новая, которую пока осваивают способные предприниматели, а система общественной подготовки в массовых масштабах только продумывается.

В системе рыночной жизнедеятельности существенно уменьшились меры прямого, директивного воздействия общества на экономическую личность, но многократно возрастают индикативные формы организации его индивидуального соответствия общественным запросам. Её величество конкуренция, состязательность в наноэкономике - двигатель, который не следует преуменьшать. При этом наноэкономическая деятельность важна в индивидуальном предпринимательстве, но ещё больше её значение можно обнаружить для государственного предпринимательства, для крупного бизнеса и, в конечном счете, для устойчивого развития общества. Лица, принимающие ответственные решения, должны не только отвечать за свои ошибки, при неэффективном хозяйствовании, но вправе рассчитывать на общественное понимание важности их успешной деятельности, а, следовательно, на более серьёзную помощь и поддержку от государства, науки, специальных консалтинговых, информационно-аналитических систем и тренинговых служб, способных помогать им меньше ошибаться при выборе оптимальных решений и обеспечения собственных целей и роста благополучия общества. Как во всяком развитом обществе эта ответственность должна быть формальной, т.е. прописанной в законах, и неформальной, т.е. существовать в сложившихся эталонах общественного мнения большинства населения.

К сожалению, в России процесс совершенствования общественных оценок и их общественная значимость меняется крайне медленно. Г. Клейнер отмечает, что поведение «первого лица предприятия» - его собственника или директора в России в отличие, скажем, от США не находится в жестких институциональных рамках, не сдерживается страхом потери деловой репутации или доверия коллег. Даже законодательные ограничения не служат непреодолимой преградой.[50, с.88]

В современных условиях, как и во времена Петти, рост благосостояния государства, общества и его отдельных граждан, в значительной мере зависит от эффективности природопользования. В табл. приводятся определяющие методы регулирования государством этих проблем. Приходится отмечать, что в рыночной жизнедеятельности мы хозяйствуем не эффективно. Совершенно не случайно В.В. Путин в последнее время уделяет этому большое внимание.
Табл. Классификация методов государственного регулирования рационального природопользования, экоразвития



Методы государственного регулирования


рационального природопользования, экоразвития


А. Индикативные

Б. Административные

В. Институциональные

1.Платное природопользование

1.Лицензирование

1.Аудирование (внутреннее и внешнее)

2.Штрафные санкции

2.Установление лимитов природопользования

2. Формирование коллективного общественного экологического сознания и ответственного поведения

3.Экологическое страхование

3.Эколого-экономическая экспертиза природоохранных проектов

3.Освоение процедур, правил и методов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).

4.Установление налоговых и иных льгот, предоставляемых предприятиям при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств и т.д.

4.Совершенствование законодательства, государственных норм и методических правил жизнедеятельности, ГОСТов.

4.Формирование конкуренции в экоразвитии. Пропаганда экоменеджмента чистых и безотходных технологий, положительного влияния на здоровье и благосостояние граждан, экологичного хозяйствования и жизнедеятельности вообще (в мире, РФ, регионах).

5.Установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранительных фондов.

5.Экологическое воспитание и образование.

5.Информационное сопровождение экологических показателей жизнедеятельности общества, фирм, предпринимателей, региональных структур.

6.Применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию

6.Создание экологических фондов и контроль за их использованием.

6.Разъяснение и наказание за экологические преступления, аварии и катастрофы и др. чрезвычайные происшествия.

7.Применение льготного кредитования предприятий, учреждений, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды

7.Меры принуждения законопослушания Милиция. Суды. Органы прокуратуры и т.д.

7.Сертификация регулярной пожизненной квалификации лиц принимающих решения и стоящих на страже соблюдения экобезопасности


<< предыдущая страница   следующая страница >>