microbik.ru
1
МБОУ многопрофильный лицей с.Малая Сердоба

«Утверждаю»

Директор: /О. Н. Пчелинцева /

«____»______________2011 г.

ЖИВАЯ ИННОВАЦИЯ

(формирование опыта решения проблем)

Программа кружка для учащихся 8-9 классов.

Автор: С.Д.Месяц, учитель физики и математики.

Рассмотрена и одобрена

МО учителей физики.

Председатель МО: _____________

«____»______________2011 г.

С. Малая Сердоба

2011 год

Пояснительная записка.

I. Актуальность предлагаемого курса и его место

в общей системе обучения.

Школа закладывает в основу личности ученика начала знаний и начала мировоззрения, которые накоплены предыдущими поколениями человечества. В этом заключается необходимое условие стабильности и жизнедеятельности общества. В то же время для его дальнейшего развития обществу необходимы люди, которые способны преобразовывать и улучшать то, что накоплено старшими поколениями. Обществу нужны энергичные, активные и инновационно мыслящие люди-исследователи, изобретатели, предпрениматели, новаторы. Следовательно, в общей системе школьного обучения наряду с предметами (курсами), транслирующими ученику основы накопленного человечеством опыта, должны присутствовать предметы (курсы), которые воспитывали бы у подрастающего поколения качества, необходимые для инновационной деятельности.

II. Цели и задачи курса.

Цель данной программы - воспитание у ребенка способностей к преобразованию и улучшению окружающей жизни, попытка предложить ему вариант: ты можешь быть полезным другим людям, если научишься решать проблемы, окружающие тебя, если овладеешь навыками инновационной деятельности. Инновация, как трактует ее С.Лесков (см. книгу «Живая инновация. Мышление ХХI века», М, Просвещение, 2009, с.11), есть категория экономическая. Поэтому инновация предлагает два возможных смысла: экономический (прибыль) и нравственный (улучшение окружающей жизни). Данная программа настаивает на том, что эти смыслы неравнозначны для образования ребенка, что приоритетным, определяющим, является нравственный смысл инновации, а возможная прибыль является следствием позитивно-преобразующей деятельности человека.

Из этой установки вытекают следующие задачи:

- воспитывать желание и потребность улучшать окружающую жизнь;

- воспитывать наблюдательность;

- воспитывать критическое мышление;

- воспитывать креативность;

- обучать исследовательским умениям и навыкам;

- дать опыт решения конкретных практических проблем.

III. Принципы отбора и структурирования материала.

Образовательный материал (ОМ) для учащихся подбирается из названной книги С.Лескова «Живая инновация. Мышление ХХI века» и других источников информации, в том числе – обязательно! – из окружающей жизни, в соответствии со следующими принципами:

1. ОМ должен быть доступен учащимся, т.е. соответствовать уровню их подготовленности.

2. ОМ должен быть интересен учащимся, т.е. создавать позитивный мотивационный настрой к работе с данным материалом и подготавливать их к работе по заданию учителя.

3. ОМ должен обращаться к личному опыту учащихся.

Первый принцип обязателен для любого занятия, второй и третий реализуются одновременно с первым в зависимости от задач конкретного занятия.

ОМ делится на три группы: ОМ перед занятием, ОМ для работы на занятии и ОМ для работы после занятия.

По содержанию образования ОМ делится на следующие группы: из истории инноваций (дети знакомятся с историей некоторых инноваций в нашем Отечестве и за рубежом); теория инновационной деятельности (дети знакомятся с некоторыми основными теоретическими понятиями и положениями инновационной деятельности); инновации, которые победили (дети знакомятся и обсуждают интересные примеры состоявшихся инноваций); прогнозирование социальных последствий инноваций (на материале конкретных инноваций дети учатся прогнозировать неоднозначность социальных последствий инноваций); формирование опыта решения проблем (дети выполняют стандартные и исследовательские практические работы, в процессе которых овладевают некоторыми способами решения проблем окружающей жизни и учатся знакомить с полученными способами других людей).

IV. Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 2 учебных года, с общим количеством часов в год в двух вариантах: I вариант – 70 часов при 1 ч. в неделю; II вариант – 140 часов при 2 ч. в неделю. Второй вариант предполагает больший удельный вес практических и исследовательских работ детей с возможным их оформлением для участия в научно-практической конференции учащихся.

V. Тематическое планирование.

1

Из истории инноваций. Петр I как инноватор. Личный токарь Петра I А.К.Нартов как инноватор. Русский изобретатель И.П.Кулибин. Инновации в космонавтике (ракеты, спутники). С.П.Королев – организатор советской космонавтики. Многоразовый космический самолет «Буран». Ядерные технологии России. Н.А.Долежаль – создатель ядерных реакторов. В.И.Сергеев: центрифуга для обогащения урана. Инновация и атомная энергетика. Ядерное оружие. Академик Ю.Б.Харитон – создатель ядерного щита СССР. Рудольф Дизель – изобретатель двигателя внутреннего сгорания. А.П.Александров: первая атомная подводная лодка в СССР. Первый в мире атомный ледокол «Ленин». Стратостат «Осоавиахим-1»; подвиг П.Федоренко, А.Васенко и И.Усыскина. Российские приливные станции.


10

часов

2

Теория инновационной деятельности. Инновация . Инноватор. Творчество. Изобретение. Общественные реформы и инновации. Революционные и эволюционные инновации. Продуктовая платформа. Восходящие и нисходящие инновации. Продуктовые и процессные инновации. Масштаб инноваций. Технологический толчок и вызов спроса. Инновационный класс. Мозговой штурм и перекрестное опыление идеями. Технологическое лидерство. Деловая разведка. Стратегическое планирование. Экономика знаний. Инновационная среда и инвестиции.

7

часов

3

Инновации, которые победили. Шоколад – самая вкусная инновация. Лифт – самая ленивая инновация. Шариковая ручка – самая пишущая инновация. Скрепка – самая маленькая инновация. Жвачка - самая тягучая инновация. Холодильник - самая морозная инновация. Супермаркет - самая застенчивая инновация. «Макдоналдс» - самая съедобная инновация. Кока-кола - самая жидкая инновация.

Телефон - самая разговорчивая инновация. LEGO - самая игрушечная инновация. Самые «одноразовые» инновации. Кукла «Барби» как инновация. Гильотина и электрический стул – как «гуманные» инновации.

10

часов

4

Прогнозирование социальных последствий инновации. Химическое оружие и экология. «Одноразовые» инновации и экология. Жвачка. «Макдоналдс». Кока-кола. Кукла «Барби». Гильотина и электрический стул.


5

часов

5

Формирование опыта решения проблем. Проект «Энергия»: 1. Способы экономии бытовых видов энергии. 2. Сравнение эффективности разных способов кипячения воды. 3. Возможности оптимизации энергоснабжения школы (энергосберегающие технологии). Проект «Инновация против инновации» (опыт решения негативных последствий некоторых инноваций): 1. Пластиковая бутылка и экология. 2. Одноразовые инновации и экология. Проект «Чистая вода» (проблема питьевой воды). Проект «Бытовая техника» (недостатки бытовой техники и способы их устранения). Проект «Скользкая дорога» (способы безопасного передвижения по скользкой дороге). Проект «Оттепель и безопасность» (решение проблемы обледеневшей крыши). Проекты, предложенные детьми.

38

часов

(I вариант);

108

часов

(II вариант);


VI. Основное содержание курса.

Из истории инноваций. Петр I как инноватор. Личный токарь Петра I А.К.Нартов как инноватор. Русский изобретатель И.П.Кулибин. Инновации в космонавтике (ракеты, спутники). С.П.Королев – организатор советской космонавтики. Многоразовый космический самолет «Буран». Ядерные технологии России. Н.А.Долежаль – создатель ядерных реакторов. В.И.Сергеев: центрифуга для обогащения урана. Инновация и атомная энергетика. Ядерное оружие. Академик Ю.Б.Харитон – создатель ядерного щита СССР. Рудольф Дизель – изобретатель двигателя внутреннего сгорания. А.П.Александров: первая атомная подводная лодка в СССР. Первый в мире атомный ледокол «Ленин». Стратостат «Осоавиахим-1». Подвиг П.Федоренко, А.Васенко и И.Усыскина. Российские приливные станции. Теория инновационной деятельности. Инновация. Инноватор. Творчество. Изобретение. Общественные реформы и инновации. Революционные и эволюционные инновации. Продуктовая платформа. Восходящие и нисходящие инновации. Продуктовые и процессные инновации. Масштаб инноваций. Технологический толчок и вызов спроса. Инновационный класс. Мозговой штурм и перекрестное опыление идеями. Технологическое лидерство. Деловая разведка. Стратегическое планирование. Экономика знаний. Инновационная среда и инвестиции. Инновации, которые победили. Шоколад – самая вкусная инновация. Лифт – самая ленивая инновация. Шариковая ручка – самая пишущая инновация. Скрепка – самая маленькая инновация. Жвачка - самая тягучая инновация. Холодильник - самая морозная инновация. Супермаркет - самая застенчивая инновация. «Макдоналдс» - самая съедобная инновация. Кока-кола - самая жидкая инновация. Телефон - самая разговорчивая инновация. LEGO - самая игрушечная инновация. Кукла «Барби» как инновация. Самые «одноразовые» инновации. Гильотина и электрический стул – как «гуманные» инновации. Прогнозирование социальных последствий инновации. Химическое оружие и экология. «Одноразовые» инновации и экология. Жвачка. «Макдоналдс». Кока-кола. Кукла «Барби». Гильотина и электрический стул. Формирование опыта решения проблем. Проект «Энергия»: 1. Способы экономии бытовых видов энергии. 2. Сравнение эффективности разных способов кипячения воды. 3. Возможности оптимизации энергоснабжения школы (энергосберегающие технологии). Проект «Инновация против инновации» (опыт решения негативных последствий некоторых инноваций): 1. Пластиковая бутылка и экология. 2. Одноразовые инновации и экология. Проект «Чистая вода» (проблема питьевой воды). Проект «Бытовая техника» (недостатки бытовой техники и способы их устранения). Проект «Скользкая дорога» (способы безопасного передвижения по скользкой дороге). Проект «Оттепель и безопасность» (решение проблемы обледеневшей крыши). Проекты, предложенные детьми.

VII. Методические рекомендации.

Задания для учащихся делятся на три группы – задания перед занятием, задания для работы на занятии и задания после занятия. Задания перед занятием актуализируют проблему, возбуждая мотивацию учащихся посредством ярких примеров или интересных проблем в области инноваций, расширяя их кругозор по теме и обращаясь к их личному опыту. Основой обучения на занятии являются активные методики в малых группах (обсуждение прочитанного материала или проблемы, дискуссия, мозговой штурм, технология case stady, технология развития критического мышления, метод проектов и другие). Необходимым элементом активных методик является принцип опоры на дидактический материал, разработанный учителем, в котором заложены алгоритмы возможных действий учащихся; это позволяет, во-первых, сэкономить время, во-вторых, активизировать самостоятельную работу учащихся и, в-третьих, дать детям опыт решения проблем. Задания после занятия, как правило, индивидуальны и носят характер практической работы, стандартной или исследовательской. В процессе практической работы поощряется сотрудничество 2-3 человек, а также помощь родителей. Практическая работа считается более ценной, если в качестве результата предлагает конкретный способ решения обозначенной проблемы. Обязательным элементом является также оформление результатов практической работы и ее защита в той или иной форме по выбору учащихся.

VIII. Формы контроля и критерии оценки.

Промежуточный контроль предполагает элементарно необходимое оформление учеником промежуточных результатов практической работы на бумажном или электронном носителе; обсуждение промежуточных результатов в малой группе с учителем и коррекцией дальнейших практических действий. Итоговый контроль реализуется в виде оформление результатов практической работы и ее защита в той или иной форме (в малой группе, на общественных слушаниях, в виде участия в научно-практической конференции) по выбору учащихся. За работу может быть выставлена оценка «зачтено» или «не зачтено». Оценка «не зачтено» выставляется, если не реализованы цели и задачи, обозначенные в работе по взаимному согласованию учащихся и учителя. Факт выполнения работы может быть зафиксирован в портфолио ученика.

IX. Планируемые результаты изучаемого курса.

После изучения предлагаемого курса:

- учащиеся будут знать: примеры из истории инноваций и некоторые теоретические основы инновационной деятельности;

- учащиеся научатся: основам прогнозирования социальных последствий инноваций; основам проектной, исследовательской и инновационной деятельности;

- учащиеся приобретут опыт решения конкретных проблем, имеющих социальную значимость.

X. Календарно-тематическое планирование

(по II варианту на первый год: 2 часа в неделю, всего 70 часов).



Содержание занятия

Колич. часов

Дата

1

Вводное занятие. Содержание, цели и задачи курса. Техника безопасности на занятиях и в процессе выполнения практических работ в домашних условиях.

1




2

Инновация . Инноватор. Творчество. Изобретение.

1




3

Петр I как инноватор.

1




4

Личный токарь Петра I А.К.Нартов как инноватор. Русский изобретатель И.П.Кулибин.

1





5

Шоколад – самая вкусная инновация. Лифт – самая ленивая инновация. Инновационные проблемы вокруг нас.

1




6

Инновационные проблемы вокруг нас. Как формируется опыт решения проблем. Выбор проблемы и тем индивидуальных проектов.

1




7

Планирование работы над индивидуальными проектами.

1




8

Инновации в космонавтике (ракеты, спутники). С.П.Королев – организатор советской космонавтики.

1




9

Многоразовый космический самолет «Буран».

1




10

Общественные реформы и инновации. Революционные и эволюционные инновации.

1




11

Шариковая ручка – самая пишущая инновация.

1




12

Скрепка – самая маленькая инновация.

1




13

Химическое оружие и экология. Прогнозирование социальных последствий инноваций.

1




14

Промежуточный контроль работы над индивидуальны-ми проектами. Обсуждение в малых группах.

1




15

Ядерные технологии России. Н.А.Долежаль – создатель ядерных реакторов.

1




16

В.И.Сергеев: центрифуга для обогащения урана.

1




17

Продуктовая платформа. Восходящие и нисходящие инновации. Продуктовые и процессные инновации.

1




18

Жвачка - самая тягучая инновация. Холодильник - самая морозная инновация.

1




19

«Одноразовые» инновации и экология. Жвачка. Прогнозирование социальных последствий инноваций.

1




20

Промежуточный контроль работы над индивидуаль-ными проектами. Обсуждение в малых группах.

1




21

Инновация и атомная энергетика. Ядерное оружие. Академик Ю.Б.Харитон – создатель ядерного щита СССР.

1




22

Масштаб инноваций. Технологический толчок и вызов спроса. Инновационный класс.

1




23

«Макдоналдс» - самая съедобная инновация.

Кока-кола - самая жидкая инновация.

1




24

«Макдоналдс». Кока-кола. Прогнозирование социальных последствий инноваций.

1




25

Промежуточный контроль работы над индивидуаль-ными проектами. Обсуждение в малых группах.

1




26

Рудольф Дизель – изобретатель двигателя внутреннего сгорания.

1




27

Мозговой штурм и перекрестное опыление идеями. Технологическое лидерство.

1




28

Супермаркет - самая застенчивая инновация.

Телефон - самая разговорчивая инновация.

1




29

Промежуточный контроль работы над индивидуаль-ными проектами. Обсуждение в малых группах.

1




30

А.П.Александров: первая атомная подводная лодка в СССР. Первый в мире атомный ледокол «Ленин».

1




31

Деловая разведка. Стратегическое планирование.

1




32

LEGO - самая игрушечная инновация.

1




33

Самые «одноразовые» инновации: полиэтиленовый пакет, шариковая ручка, бритвенный станок, зажигалка.

1




34

Промежуточный контроль работы над индивидуальными проектами. Обсуждение в малых группах. Способы оформления практических работ и проектов.

1



35

Стратостат «Осоавиахим-1»; подвиг П.Федоренко, А.Васенко и И.Усыскина. Российские приливные станции.

1




36

Кукла «Барби» как инновация.

1




37

Кукла «Барби». Прогнозирование социальных последствий инноваций.

1




38

Экономика знаний. Инновационная среда и инвестиции.

1




39

Промежуточный контроль работы над индивидуаль-ными проектами. Обсуждение в малых группах. Способы оформления практических работ и проектов.

1




40

Гильотина и электрический стул – как «гуманные» инновации.

1




41

Гильотина и электрический стул. Прогнозирование социальных последствий инноваций.

1




42-51

Работа над индивидуальными проектами и практическими работами в малых группах и под руководством учителя.

10




52-61

Оформление проектов и практических работ. Подготовка к защите проектов и практических работ.

10




62-69

Защита проектов и практических работ.

8




70

Подведение итогов года.

1




XI. Источники информации:

1. А.В.Перышкин. Физика. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М, Просвещение, 2008.

2. А.В.Перышкин и др.. Физика. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М, Просвещение, 2009.

2. Интернет.

3. С.Лесков. «Живая инновация. Мышление ХХI века», М, Просвещение, 2009.