microbik.ru
1 2 ... 5 6
Журнал «Психология и право»  
www.psyandlaw.ru / ISSN-online: 2222-5196 /  E-mail: info@psyandlaw.ru   
2011, № 2 
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 
Актуализация конструктивного 
переживания вины 
несовершеннолетними 

правонарушителями 
Л. Н. Ростомова,  
кандидат  психологических  наук,  преподаватель  кафедры 
иностранных  языков  Одесского  государственного  университета  внутренних  дел 
(rostomova1@rambler.ru)
 
 
Исследована  психологическая  сущность  феномена  чувства  вины  и  особенности  ее 
переживания 
несовершеннолетними, 
склонными 
к 
правонарушениям. 
Экспериментально  установлено,  что  у  несовершеннолетних,  склонных  к 
правонарушениям,  переживание  вины  выражено  мало  и  связано  с  высокой 
неадекватной самооценкой, экстраверсией, тенденцией к доминантно-независимым 
отношениям,  некритическим  отношением  к  своим  поступкам,  конфликтом  с 
матерью.  Ощущение  собственной  незащищенности  активизирует  неосознаваемое 
использование  ими  механизмов  психической  защиты.  В  профиле  ведущих 
механизмов  психической  защиты  несовершеннолетних  правонарушителей 
доминируют  вытеснение,  регрессия  и  проекция.  В  профиле  ведущих  тенденций 
взаимодействия  с  окружающими  у  представителей  основной  группы  превалирует 
агрессивно-доминантный 
стиль 
взаимоотношений, 
неприятие 
позиции 
повиновения  и  зависимости.  При  регуляции  поведения  детей  важная  роль 
принадлежит  чувствам.  Дети  из  дисфункциональных  семей,  ощущая  свою 
незащищенность,  при  совершении  проступков  вместо  вины  переживают  страх  и 
тревогу.  Способствуют  этому  механизмы  психологической  защиты.  Предложены 
методы воздействия, способствующие актуализации конструктивного переживания 
вины и последующей интеграции детей в сообщество. 
Ключевые слова: «Я-концепция», переживание вины, механизмы психологической 
защиты, рефлексивный анализ проступка. 

© 2011 Московский городской психолого-педагогический университет 
© 2011 Портал психологических изданий PsyJournals.ru 

Журнал «Психология и право»  
www.psyandlaw.ru / ISSN-online: 2222-5196 /  E-mail: info@psyandlaw.ru   
2011, № 2 
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 
В  последние  годы  фокус  внимания  девиантологов  сместился  с  вопроса  о 
причинах  и  следствиях  отклоняющегося  поведения  детей  на  возможности  их 
профилактики.  Ю. М. Антонян,  Г. Зер,  Ю. О. Клейберг,  Н. Ю. Максимова,  Л. И. Мороз, 
Л. Б. Шнайдер,  С. И. Яковенко  и  другие  авторы  разработали  теоретические  и 
прикладные  аспекты  общей,  специальной,  индивидуальной,  комплексной 
профилактики  правонарушений  детей  [1;  3−5;  7−8;  14].  Ими  были  предложены 
инновационные  (проактивный,  социально-экологический,  восстановительный) 
подходы,  конкретные  психолого-педагогические  методики  профилактики  и 
коррекции девиаций, основанные, в частности, на развитии у несовершеннолетних 
самосознания и критического отношения к своим поступкам.  
Приступая  к  изучению  переживания  вины,  мы  констатировали,  что 
теоретическое  осмысление  этого  феномена  первоначально  осуществлялось  с 
позиций  этики  (Аристотель,  Спиноза,  И. Кант,  И. И. Фихте,  Н. Бердяев,  В. Соловьев, 
С. Кьеркегор, М. Хайдеггер и др.), теологии (Г. Бубер, П. Тиллих и др.), антропологии 
(Х. Левис,  Д. Майерс,  М. Мид,  Дж. Тейлор).  Из  психологов  первым  ему  уделил 
внимание  З. Фрейд.  Позже  к  нему  присоединились  другие  представители 
психоанализа  (А. Адлер,  Э. Эриксон,  М. Кляйн,  А. Фрейд,  Э. Фромм,  К. Хорни,  К. Юнг); 
экзистенциально-гуманистического  (Р. Мей,  Ж.-П. Сартр,  В. Франкл,  И. Ялом)  и 
когнитивно-поведенческого направлений психологии и психиатрии (Д. Ангер, А. Бек, 
Б. Магер,  Д. Мошер,  Д. Оливер,  Д. Свитцер).  Названные  ученые  разработали 
методики, направленные на избавление человека от болезненного чувства вины, и 
показали,  что  это  переживание  необходимо  человеку  для  духовного  развития,  а 
потому  его  не  следует  полностью  устранять  или  облегчать.  В  настоящее  время  в 
общей  и  возрастной  психологии  (Ф. В. Бассин,  M. Берковиц,  Ф. Е. Василюк, 
Д. О. Дружиненко, О. Л. Малеева, К. Муздыбаев, Дж. Тангней) накоплен значительный 
объем  данных,  касающихся  сущности  и  генезиса  переживания  вины,  однако 
общепризнанное понимание этого явления отсутствует. 
Систематизация 
и 
обобщение 
соответствующих 
теоретико-
экспериментальных  данных  позволили  сформулировать  ряд  гипотез  о  связи 
переживания  вины  с  системой  отношений  человека,  ценностями,  смыслами  и 
уровнем  морально-психологического  развития.  Эти  положения  указывают  на 
существенную  роль  переживания  вины  в  предотвращении  нарушений  морально-
психологического  развития  детей,  а  также  коррекции  аморального  и 
противоправного поведения несовершеннолетних. 
«Я-концепция»  понимается  нами  как  целостное,  хотя  и  не  лишенное 
внутренних  противоречий  образование,  в  котором  выделяют  когнитивный  и 
оценочно-волевой  компоненты  [2].  Главными  функциями  «Я-концепции» 
В. В. Столин  считал  связывание  личности  в  единое  целое  и  дифференциацию  ее 
составляющих  (Столин  В.В.,  1988).  По  мнению  И. С. Кона,  «Я-концепция»  вбирает  в 
себя  текущие  переживания  в  форме  самочувствия,  ощущение  уверенности  в  себе, 
своей защищенности и т. д. (Кон И.С., 1988). Анализ научной литературы [2; 6; 9; 13] 
и  результаты  пилотажного  исследования,  проведенного  нами  на  контингенте 
сотрудников  криминальной  милиции  по  делам  детей  Одессы  (n=24),  позволили 
сделать  предварительные  выводы  об  особенностях  развития  «Я-концепции»  и  ее 
компонентов  в  старшем  подростковом  и  юношеском  возрасте.  Установлено,  что 
положительная  «Я-концепция»  и  высокий  уровень  самосознания  побуждают 
несовершеннолетнего к самосовершенствованию, преодолению негативных качеств 

© 2011 Московский городской психолого-педагогический университет 
© 2011 Портал психологических изданий PsyJournals.ru 


следующая страница >>