microbik.ru
1



Загадка, загадка, открой свою тайну…

Спецкурс «Введение в народоведение»





Учитель: Бертенева М. И.


МОУ ООШ № 20



Тема: Загадка, загадка, открой свою тайну!

Цель: дать представление о том, как загадка при помощи земных образов говорит о небесном мире.

Ход урока

  1. Орг. момент.

Восходила туча сильна, грозная,

Выпадала книга Голубиная,

И не малая, не великая:

Долины книга сороку сажень,

Поперечины двадсяти сажень.

Ко той книге ко божественной

Соходилися, соезжалися

Сорок царей со царевичем,

Сорок князей со князевичем,

Сорок попов, сорок дьяконов,

Много народу, людей мелкиих,

Християнправославныих,

Никто ко книге не приступится,

Никто ко Божьей не пришатнётся.

Приходил ко книге премудрый царь,

Премудрый царь Давыд Евсеевич:

До Божьей до книги он доступается,

Перед ним книга разгибается,

Все божественное писание ему объявляется.

Еще приходил ко книге Володимир-князь,

Вододимир-князь Володимирович:

"Ты, премудрый царь, Давыд Евсеевич!

Скажи, сударь, проповедуй нам,

Кто сию книгу написывал,

Голубину кто напечатывал?"

Им ответ держал премудрый царь,

Премудрый царь Давыд Евсеевич:

"Писал сию книгу сам Исус Христос,

Исус Христос, Царь Небесный;

Читал сию книгу сам Исай-пророк,

Читал он книгу ровно три года,

Прочитал из книги ровно три листа".

"Ой ты, гой еси, наш премудрый царь,

Премудрый царь Давыд Евсеевич!

Прочти, сударь, книгу Божию,

Объяви, сударь, дела Божие,

Про наше житие, про свято-русское,

Про наше житие свету вольного:

От чего у нас начался белый вольный свет

От чего у нас солнце красное?

От чего у нас млад-светел месяц?

От чего у нас звезды частые?

От чего у нас ночи темные?

От чего у нас зори утренни?

От чего у нас ветры буйные?

От чего у нас дробен дождик?

От чего у нас ум-разум?

От чего наши помыслы?

От чего у нас мир-народ?

От чего у нас кости крепкие?

От чего телеса наши?

От чего кровь-руда наша?

От чего у нас в земле цари пошли?

От чего зачались князья-бояры?

От чего крестьяны православные?"
-Вы прослушали отрывок из Голубиной книги. Книги мудрости древних славян. А сегодня мы продолжим говорит о нашем мудром народе.


  1. Актуализация ранее изученного.


(Учитель)

- На прошлом уроке мы говорили об образе женщины в народном искусстве, о Матери природы.
(Ученик)

- Издавна у многих народов был чудесный образ Женщины, Матери, Хозяйки. В древности считали, что у всей природы есть Мать. У всякого явления природы и человеческого дела - своя Хозяйка.
(Учитель)

- Вот как поют о Хозяйках природы в латышских песнях-дайнах:

(Ученики)

Выручай – ка лебедят

Белая лебёдушка.

Море берег затопило,

Мать ветров заголосила.

Завертелась Мать ветров,

Так и этак повернётся:

Подметает в доме Дьева

Месяцеву горенку,

Отдохни ты, Матерь леса,

Все лесные птахи спят.

Только тетерев не спит,

Коростель пилой скрепит.

Мать тумана воздвигает

Насыть до верхушки дуба:

Посильней, дубок, качайся,

Чтоб туман не лёг на крону.

Снеговая Мать седая,

Растряси свои подушки,

Чтобы санную дорогу

Братья к лесу проложили.
В русских народных сказках есть образы необыкновенных женщин, обладающих силой, властью, умением распоряжаться разными явлениями природы. Это может быть величественный образ красавица или наоборот – страшной старухи, Бабы-Яги.

Иногда, как в сказке о Царевне – лягушке, это волшебное существо меняет свой облик: из неприятного по внешнему виду животного становится дивной красавицей.

В любом случае эти женщины повелевают птицами и дикими лесными зверями, стихийными явлениями природы, обладают чудесными знаниями, умениями, волшебными предметами.

(Учитель)

- Образ Матери-Хозяйки, бережно укрывающей землю и растения от зимней стужи, представлен в русских и армянских загадках о снеге:

(Ученики)

«Сердита матка да прикрыла деток до красного дня пуховым одеяльцем»
«Мать муку молола – весь свет в белое одело»
«У матери белый платок – землю покрывает, а морю не хватает»
- Как вы можете объяснить эти загадки.


  1. Изучение нового материала.


(Учитель)

Сегодня мы будем говорить о том, как загадка при помощи земных образов говорит о небесном мире.

Древнейший жанр загадки убеждает, насколько целостно воспринимали наши предки мир в единстве всех его составных частей. Свои в принципе верные представления о единстве мира человек отразил в загадке наивно и кардинально: не сомневаясь в своей правоте, он сближает между собой при помощи мысли и слова далекие друг от друга явления и предметы. Наблюдая огромный мир, который его окружал, человек на него переносил те представления, которые рождались в обычной жизни; делал далекое, громадное — близким, сопоставимым с собой: «Земля— батюшкин сундук», «снег— матушкина скатерть», «ветер — братнин конь».

Загадки — не пустое развлечение, а способ скрыть важное, значительное за иным, подставным, переносным образом. Так, возможно, загадка о снеге — «матушкину скатерть не скатаешь» — напоминает нам об образе могучей Хозяйки мира, природы и ее стихийных сил. В загадке отражены многочисленные мифологические представления наших предков. Эти представления менялись в разные эпохи у разных народов: в период преобладания хозяйства собирателей и охотников; во время господства кочевого скотоводства и оседлого земледелия. Поэтому для одного и того же природного явления, воспринятого через разные способы видения мира, мы встретим в загадке несколько образов:

Солнце — это и яблоня-древо, и красная девушка, и рыжая корова, и крынка масла, и золотое сито, и дедушка...

Небо — поле, ковер, рогожка, шатер, потолок, черная овца...

Месяц — бык, конь, жеребенок, пастух, внучек, серп...

Звезды — зерна, горох, воробьи, козы, овцы...

В загадках о небе, солнце, звездах и т. п., принадлежащих самым разным народам, есть много общего — например, часто встречающиеся в разных культурах образы коровы, быка, коня, лося и т. д. Есть и много различного, особенно в области утвари, с которой сравниваются небесные объекты и природные явления.

- А сейчас ребята прочитают старинные загадки из сборника автора Садовникова 1876 года, и мы попробуем их отгадать.

Синенька шубёнка

Покрыла весь мир (небо)

Красна девушка

По небу ходит (солнце)

Бурая корова

Через прясло глядит (солнце)

Белый бык

В подворотню глядит (день, утро)

Барыня на дворе

А рукава в избе (солнечный луч)

Сивый жеребец

Через прясло глядит (месяц)

Рассеян горох,

Никому не собрать:

Ни дьякам, ни попам,

Ни серебряникам

Один Бог соберёт

В коробеечкускладёт (звёзды)

Матушкину скатерть не собрать (небо)

Батюшкина коня не поймать (небо и месяц)

А теперь игра: я загадываю загадки, а вы рисуете отгадки. Отгадки рисуйте в альбомах, а кто-то один из желающих (или учитель) — на доске. Постепенно с помощью этих миниатюрных народных произведений нарисуйте целый пейзаж. Для этого последовательно загадывайте серию загадок.

  1. Музыкальная загадка (дерево) (презентация)

  2. Что не сеяно родиться (трава)

  3. Чтоб добыть себе медок

Села пчёлка на… (цветок)

  1. Стоит горка

В красной ермолке.

Кто не пройдёт –

Всяк поклонится (гриб)

  1. Мёд душистый принесла

С луга вешнего… (пчела)

  1. К нам течёт издалека

Лентой синею… (река)

Музыкальная загадка (солнце) (презентация)

  1. Музыкальная загадка (радуга) (презентация)

  2. Матушкину скатерть не собрать. (небо)

  3. В небе белые барашки –

Белоснежные бока,

Ветер гонит их куда-то,

Звать барашков… (облака)

Какой вывод мы можем сделать из нашего урока:

Вывод. Люди, создавая загадки о небесных объектах и стихийных явлениях природы, «перенесли» на небо свой земной мир.

Игра «Бой загадок»

Эта игра напоминает старинную игру «Стенка на стенку». Только будем друг друга не толкать, а загадывать друг другу загадки.

Рефлексия

Зонт с загадками. (Для гостей урока)

(Зонт – это небесный свод, а на нём загадки о небесном мире в земных образах).