microbik.ru
1
Задания по химии для 11-х классов.
Зачет № 1. Срок сдачи – октябрь.
Тема 1. Теория химического строения органических веществ - повторение (составить конспект по вопросам)

Формирование органической химии как науки. Органические вещества. Органическая химия. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд. Гомологи. Структурная изомерия. Номенклатура. Значение теории строения органических соединений. Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ. Электрофилы. Нуклеофилы. Классификация органических соединений.

Тема 2. Строение и классификация органических соединений - повторение (составить конспект по вопросам)

Электронное и пространственное строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства алканов. Реакция замещения. Получение и применение алканов.

Электронное и пространственное строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс-изомерия. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Правило Марковникова. Получение и применение алкенов.

Строение. Свойства, применение. Природный каучук.

Электронное и пространственное строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Получение. Применение.

Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола. Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.

Природный газ. Попутные нефтяные газы. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки нефти. Перегонка. Крекинг термический и каталитический.

Тема 3. Химические реакции в органической химии (составить конспект по вопросам

Виды разрыва химических связей в органических веществах. Типы химических реакций замещения и присоединения. Реакции отщепления и изомеризации.

Выполнить контрольную работу №1 по теме: «ТХСОС. Углеводороды».



1.Определите углеводород, лишний в данном ряду:

а) С7Н8 б) С6Н6 в) С8Н10 г) С5Н6

2. Гомологом пентана может быть:

а) С3Н8 б) С2Н4 в) С6Н6 г) С7Н12

3.Третичный атом углерода имеется в молекуле:

а) этана б) 2,2-диметилпропана в)2-метилпропана г) пропана

4.Укажите формулу, которая может соответствовать диеновому углеводороду:

а) С2Н6 б) С8Н14 в) С12Н26 г) С6Н6

5. Слабые кислотные свойства проявляют:

а) алканы б) алкены в) алкины г) арены

6.Цис-транс-изомеры имеет:

а) этен б) пентен-2 в)2-метилпентен-2 г) пентен-1

7. Допишите уравнение реакции и определите её тип:

С6Н5---СН3 + Br2

а) обмен б) присоединение в) полимеризация г) замещение

8. Атомы углерода в sp-гибридном состоянии содержатся в молекуле

а) аренов б) алкинов в) альдегидов г) алканов

9. Промышленным процессом переработки каменного угля является:

а) ректификация б) электролиз в) коксование г) крекинг
10.Из 7,8г бензола получено 8,61г нитробензола. Выход продукта реакции составил:

а) 70% б) 65% в) 80% г) 78%.

11. Осуществите превращения, укажите условия их проведения и назовите продукты реакции:

CH4 CH3Br CH3-CH3 CH2 = CH2

Зачет № 2. Срок сдачи – декабрь.

Тема 4. Спирты и фенолы (составить конспект по вопросам)

Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Водородная связь. Изомерия и номенклатура. Свойства метанола (этанола), получение и применение. Физиологическое действие спиртов на организм человека. Генетическая связь одноатомных предельных спиртов с углеводородами.

Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.

Фенолы. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы фенола. Свойства фенола. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола.
Тема 5. Альдегиды и кетоны (составить конспект по вопросам)

Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства альдегидов. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение.

Ацетон — представитель кетонов. Строение молекулы. Применение.
Выполнить контрольную работу №2 по теме «Альдегиды, кетоны, спирты и фенолы»
1.Укажите формулу предельного одноатомного спирта:

а) C3H8O2 б) C5H12O в) C2H4O2 г) C3H6O.

2. Какое вещество не содержит карбонильной группы:

а) муравьиная кислота б) формальдегид в) этанол г) уксусный альдегид.

Составьте для него межклассовый изомер и назовите его.

3. Допишите реакцию и укажите её название:

CH = CH + H2O-- HgSO4, кислота--

а) реакция Вагнера б) реакция Зелинского в) реакция Кучеров г) реакция Вюрца.

4. Какое вещество даёт реакцию «серебряного» зеркала? Напишите эту реакцию:

а) этаналь б) этанол в) фенол г) уксусная кислота.

5. Составьте формулы веществ по названию:

а) 4-метилгексанол-2 б) 3-этилфенол в) этилметилкетон г) 3-метилпентаналь.

Для вещества в) составьте изомеры и назовите их.

6. Какие из перечисленных веществ реагируют с этаналем: муравьиная кислота, водород, циановодород, магний, бром, гидроксид меди(II)? Составьте уравнения этих реакций.

7.Какой объём водорода (н.у.) выделиться при взаимодействии 200г 40% раствора этанола с натрием?

Зачет № 3. Срок сдачи – февраль-март.

Тема 6. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры (составить конспект по вопросам)

Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Получение карбоновых кислот и применение.

Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах.

Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.

Сложные эфиры: свойства, получение, применение. Жиры. Строение жиров. Жиры в природе. Свойства. Применение.

Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.
Тема 7. Углеводы (составить конспект по вопросам)

Глюкоза. Строение молекулы. Оптическая (зеркальная) изомерия.
Фруктоза — изомер глюкозы. Свойства глюкозы. Применение. Сахароза. Строение молекулы. Свойства, применение.

Крахмал и целлюлоза — представители природных полимеров. Реакция поликонденсации. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно.
Выполнить контрольную работу № 3 по теме «Карбоновые кислоты и

сложные эфиры. Жиры. Углеводы».
1. Среди перечисленных моносахаридов укажите кетогексозу:

а) глюкоза б) фруктоза в) рибоза г) дезоксирибоза.

2. Общая формула углеводов условно принята:

а) СnH2nOn б) СnH2nOm в) СnH2mOm г) Сn (H2O)m

3. Какой из углеводов не подвергается гидролизу?

а) сахароза б) лактоза в) фруктоза г) крахмал.

4. При гидролизе крахмала образуется:

а) α - глюкоза б) β – глюкоза в) α – глюкоза и β - фруктоза г) глюкоза и галактоза.

5. Фруктозу иначе называют:

а) молочным сахаром б) фруктовым сахаром в) инвертным сахаром г) тростниковым сахаром.

6. Качественной реакцией на глюкозу является реакция с:

а) Cu(OH)2 б) FeCl3 в) I2(раствор) г) CuO

8.Осуществите цепочку превращений. Укажите условия протекания реакций и назовите полученные вещества.

CH2=CH2 → CH3-CH2OH → CH3-COH → CH3-COOH → CH2Cl-COOH → CH2Cl-COOCH3

9.При сгорании органического вещества массой 6,9г образовалось 13,2г углекислого газа и 8,1г воды. Плотность этого вещества по воздуху 1,59. Определите молекулярную формулу вещества, напишите структурные формулы возможных изомеров.

Зачет № 4. Срок сдачи – апрель-май.

Тема 8. Азотсодержащие органические соединения (составить конспект по вопросам

Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Строение молекулы анилина. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы анилина. Свойства анилина. Применение.

Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение. Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений.

Белки — природные полимеры. Состав и строение. Физические
и химические свойства. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков.

Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания. Нуклеиновые кислоты: cостав, строение.

Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Тема 9. Синтетические полимеры (составить конспект по вопросам)

Понятие о высокомолекулярных соединениях. Полимеры, получаемые
в реакциях полимеризации. Строение молекул. Стереонерегулярное
и стереорегулярное строение полимеров. Полиэтилен. Полипропилен. Термопластичность. Полимеры, получаемые в реакциях поликонденсации. Фенолформальдегидные смолы. Термореактивность.

Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение. Синтетические волокна. Капрон. Лавсан. Органическая химия, человек и природа.

Выполнить контрольную работу № 4 по теме «Азотосодержащие соединения».
1. Амины можно рассматривать как производные:

а) азота б) метана в) аммиака г) азотной кислоты.

2. Аминокислоты проявляют свойства:

а) только кислотные б) только основные в) амфотерные.

3. Какой из типов веществ не относиться к азотосодержащим соединениям:

а) белки б) аминокислоты в) нуклеиновые кислоты г) полисахариды.

4. При образовании первичной структуры белка важнейшим видом связи является:

а) водородная б) пептидная в) дисульфидная г) ионная.

5. Спиралевидное состояние полипептидной цепи является структурой белка:

а) первичной б) вторичной в) третичной г) четвертичной.

6. Белки являются одним из важнейших компонентов пищи. В основе усвоения белка в желудочно-кишечном тракте лежит реакция:

а) окисления б) этерификации в) гидролиза г) дегидратация.

7. Для проведения ксантопротеиновой реакции потребуется реагент:

а) HNO3 б)H2SO4 в) PbS г) CuSO4.

8. Для обнаружения белка можно использовать реакцию:

а) «серебряного зеркала» б) биуретовую в) «медного зеркала» г) реакцию Зинина.

9.Нуклеиновые кислоты принимают участие в биосинтезе:

а) белков б) аминокислот в) жиров г) углеводов.

10. Назовите амины. К амину а) составьте два изомера. Напишите реакцию взаимодействия анилина с соляной кислотой.

а) CH3-CH2-NH-CH3 б) C6H5-NH2 в) N(CH3)3 г) C3H7-NH-C2H5

11. Составьте формулы аминокислот по названию. Напишите уравнения реакций кислоты б) с соляной кислотой, гидроксидом калия и метанолом.

а) аминоэтановая б) 3-аминобутановая в) 3-фенил-2-аминопропионовая.

12. Составить трипептид, состоящий из остатков 3-фенил-2-аминопропионовой кислоты.
Перечень литературы
Учебно-методический комплект:


  1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия. Органическая химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень» - 13-е изд. – М.: «Просвещение», 2009.


Список рекомендуемых и используемых при реализации программы информационных источников

  1. Литература.

  1. Артеменко А.И. Органическая химия и человек: Теоретические основы: Углубленный курс. – М.; Просвещение, 2000.

  2. Магдяшева Н.Н., Кузьменко Н.Е. Учимся решать задачи по химии. – М.; Просвещение, 1989.

  3. Сорокин В.В. и др. «Задачи химических олимпиад». – М. Издательство Московского университета, 1989.

  4. Котиков В.М., Чертков И.Н. Строение и свойства органических веществ. – М.; Просвещение, 1984.


СД – диски.

  1. Органическая химия. – Самара, Сам.ГАУ, 2002.

  2. Открытая химия - физикон 2002, Москва (Пушкинская библиотека).

  3. Химия. Полный иллюстрированный курс. Руссобит – М. 2002.

  4. АОЗТ 1С. Репетитор. Химия + Варианты ЕГЭ.

  5. Химия для школьников. Лучшие книги, работы, задачи. Серия Эрудит.

  6. Химия 8 кл. Мультимедийное учебное пособие нового образца. 4д. Просвещение. Медиа, 2002.


Интернет.

        1. http://cnit.ssau.ru/organics/index.htm

        2. http://chemworld.narod.ru/prog/ahmet.html