microbik.ru
1 2
Задания школьного этапа олимпиады по обществознанию

7 класс

Время проведения-60 минут
1. Решите кроссворд. В выделенных клетках (по вертикали) получится ключевое слово.


По горизонтали

1. В старину на Руси молодого человека называли…………., сейчас употребляют термин «подросток».

2. 40 тысяч лет назад появился….. современного вида.

3. Его обязан соблюдать каждый человек.

4. Нужда человека в чем – либо – это ……

5. Попасть на балл – такова была у Золушки….

6. Объединение близких людей и кровных родственников – это ….

7. Отношение человека к миру, понимание того, что он делает, называют …..

8. Труд, игра, учение, общение – это ….

9. Делу - …., потехе – час.

10.Она присутствует не только в баснях.


За каждое правильно названное слово 1 балл.

Максимальный балл-10
2. Вставьте вместо пропусков, выбрав соответствующие слова, сочетания слов, цифры и даты из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы.

Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте.

Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!
Для обозначения человека как представителя человеческого рода ученые используют термин «……». Совокупность черт, отличающих человека от всех других, определяется понятием «……». При этом учитываются биологические и социальные характеристики. Понятием «……» определяют систему социально- значимых характеристик человека как члена общества. Решающее значение имеет здесь социализация как продолжающийся «……» процесс усвоения культурных норм и социальных ролей. Для ребенка до 10-12 лет решающим является мнение «……»; подростку необходимо мнение «……».


  1. роль

5. индивид

9. в детские годы

  1. родители

6. на протяжении жизни

10. индивидуальность

  1. личность

7. социальная регуляция

11. статус

  1. группа сверстников

8. только биологические

12. адаптация











За правильный ответ- 1 балл. Всего- 6 баллов.
3. Установите соответствие между примерами явлений природы и достижений культуры. Ответ (соответствующие номера) запишите в таблицу.

1) земледелие

2) колокольный звон

3) цветочная поляна

4) вишневый сад

5) осенняя пора


культура

природа








За каждый правильно заполненный столбец таблицы 1 балл.

Максимальный балл-2.

4. Перед вами два стихотворения. Впишите пропущенные в тексте  слова. Какая мысль объединяет эти произведения?
1) Твори ________________, чтобы любя,

оно тебя нашло.

Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло.

(Низами)


  1. Без ___________ смотри на мирозданье,

А взглядом разума, добра, любви.

Жизнь - это море из благих деяний.

Построй корабль и по волнам плыви.

(Рудаки)
Общая мысль -____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________
За каждый правильно названный компонент ответа 1 балл.

Максимальный балл-3.
5.Прочтите приведенные отрывки из произведений как древних авторов, так и современных.

Ответьте на вопросы.
5.1. Прочтите отрывок из «Домостроя».

Какое качество, рассмотренное в данном отрывке, не помешает и современному хозяину?
По приходу и расход

«… И во всяком обиходе, и в лавке, и во всяком товаре, и в деньгах, и в доме, и в дворовом запасе, и в рукоделии, и в займах, и в долгах, во всем иметь сметливость и сообразительность и потому жить и держать обиход по правилу: по приходу и расход».
Ответ: _________________________________________________________________________________
5.2. Это стихотворение написал Сергей Травкин. Какому качеству человека оно посвящено?

Когда я вижу: человеку плохо, Когда я вижу: человек несчастен,
Который стоит многих из людей, Который стоит многих из людей,
То я семь раз бы взял его ненастье, То я семь раз бы взял его ненастье,
Чтоб стало ему чуточку светлей… Чтоб стало ему чуточку светлей…
И он от этого становиться всё злей,
Я б многое отдал за счастья крохи,
Чтоб стало ему чуточку светлей.

Ответ: _________________________________________________________________________________
5.3. Прочтите отрывок из произведения Н. Соротокиной «Гардемарины». Ответьте, какая особенность Никиты характеризует его индивидуальность, помогает ему сформироваться как личности?

-Жители Афин, а также Государь Алексей Михайлович в своем уложении говорят, - Никита усмехнулся, - мол, береги честь смолоду…

-Как платье снову, - тут же отозвался Саша.

- Опять вы за свое… Честь! Знать бы, что это такое!

- Я думаю… - в лице Никиты вдруг появилось задумчивое, даже растерянное слегка выражение. Алеша знал это грустное выражение и особенно любил друга в эти минуты. – Честь – это твое достоинство, как ты сам его понимаешь. И если ты видишь неуважение достоинства твоей личности, - голос Никиты зазвенел, - то это надобно пресечь! Потому что …жизнь наша принадлежит отечеству, но честь – никому!»
Ответ: _________________________________________________________________________________
За каждую правильно названную позицию 1 балл.

Максимальный балл-3.
6. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

6.1. Флаг, закон, герб, гимн.

6.2. Социология, политология, история, физика.

За каждое правильно указанное лишнее слово 1 далл.

За каждое правильное пояснение 1 балл.

максимальный балл-4.
7. Установите, что является общим и в чем различия между законами и обычаями. Ответ запишите в таблицу.


Общее (1)




Различия (3)

обычай

закон
















Допускаются иные варианты ответов, не искажающие смысла.

За каждую правильно названную позицию 1 балл.

Максимальный балл-4.

Максимальный балл за работу-32


Задания школьного этапа олимпиады по обществознанию

8 класс

Время проведения-60 минут
I. Выполните тестовые задания.

1. Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на деятельность людей?

1) ликвидация последствий стихийного бедствия

2) загрязнение реки промышленными отходами

3) высадка на пустыре деревьев и кустарников

4) административное ограничение охоты на оленей
2. Какое понятие принято употреблять, когда упоминается лицо, наделённое всей полнотой прав, свобод и обязанностей:

1) человек

2) личность

3) гражданин

4) подданный



3.Гражданство РФ приобретается:

1) с момента рождения

2) с 16 лет

3) при получении общегражданского паспорта

4) при достижении совершеннолетия



4. Права подростка гарантируются:

1) государством

2) родителями

3) самим подростком

4) школой


5. Моральные нормы и законы существуют для того, чтобы

1) люди их не нарушали

2) утверждать справедливость

3) государство обеспечивало их выполнение

4) поддерживать установившиеся в обществе традиции
6. Документ, дающий право продолжить образование после завершения школы, называется:

1) аттестат

2) справка

3) диплом

4) паспорт


7. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во

внешней политике – это

1) государственное устройство

2) полномочия главы государства

3) внутренние и внешние функции государства

4) государственный суверенитет

За каждую правильно указанную позицию 1 балл.

Максимальный балл-7

II. Укажите лишнее в ряду.
8. Ниже приведён ряд терминов. Все они за исключением одного относятся к понятию способностей человека. Найдите и укажите термины, выпадающие из этого ряда и относящиеся к другому понятию.
Одарённость, гениальность, задатки, талант, способности, характер, темперамент.

За каждую правильно названную позицию 1 балл, максимальное кол-во баллов-2.
III. Оцените суждения как верные или неверные.
9. А. «Главным в характеристике личности является общественная сущность».

Б. «Новорождённый человек является индивидом, но не личностью».

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны



10. А. Природа и общество неразрывно связаны.

Б. Природа и общество развиваются независимо друг от друга.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


11. Гражданство РФ приобретается

1) с момента рождения

2) с 16 лет

3) при получении общегражданского паспорта

4) при достижении совершеннолетия

За каждую правильно названную позицию- 1 балл, максимальное кол-во баллов-3
IV. Определите обществоведческий термин ( за каждый правильный ответ- 1 балл).

4.1. Чувство любви к своей Родине, своему Отечеству, стране, готовность подчинить в определённые моменты собственные интересы интересам Родины – _________________________.
4.2. Частичное усовершенствование в какой-либо сфере общественной жизни, ряд постепенных преобразований – ________________________________.
V. Напишите дату ( за каждый правильный ответ- 1 балл).
12. Когда отмечается Международный день защиты детей ______________________________________

13. Когда в России отмечается День знаний _________________________________________________

14. Когда в России отмечается День народного единства _______________________________________
VI. По какому принципу образованы ряды? Напишите понятие, общее для     каждого приведённого ниже ряда (оно может быть выражено одним словом     или словосочетанием).

( за каждый правильный ответ- 1 балл).
15. Законодательная, исполнительная, судебная – ___________________________________
16. Буддизм, христианство, ислам – _______________________________________________
VII . Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

17. Все перечисленные религии: христианство, буддизм, ислам,- относятся к мировым религиям.

18. Антропологи – это специалисты, изучающие особенности быта, нравов, культуры какого-либо народа.

19. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителей.

20. Этикет – это внешние формы поведения человека.

21. Гражданство – это взаимная ответственность человека и государства.

22. Конституция Российской Федерации была принята на референдуме.

23. Поколение – это группа людей, родившихся в определенный период, сформировавшаяся в одних и тех же исторических условиях.


17

18

19

20

21

22

23






















За каждую правильно названную позицию 1 балл, максимальное кол-во баллов-7.
VIII. 24. Решите кроссворд. В выделенных клетках (по вертикали) получится ключевое слово. Запишите его определение. За каждую правильно названную позицию 1 балл , максимальное кол-во баллов-6.












1








































2











































3




























4





































5




























6




































По горизонтали:

1. Биосоциальное существо, создатель культуры.

2. Высший представительный орган власти.

3. Наказание, применяемое к нарушителю установленных норм и правил.

4. Круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения.

5. Лицо, избранное в законодательный или представительный орган. 

6. Один из авторов теории разделения властей.
Ответ: _____________________________________________________________________________
Максимальное кол-во баллов за работу-32

Задания школьного этапа олимпиады по обществознанию

9 класс

Время проведения-1 час 20 минут

1. Выберите верный ответ (один или несколько), максимальное кол-во баллов-11:

1) Какое изменение общественных отношений отличается разрушением основ

существующего строя?

а. реформа

б. модернизация

г. революция

д. эволюция

2) Заполните пропуск в ряду.

а. Производство, __________, распределение, потребление.

б. Буржуазия, класс; кшатрии, каста; дворянство, _______.

3) Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему вы так решили.

а. Республика, монархия, федерация.

б. Христианство, индуизм, ислам, буддизм.

в. Административное право, гражданское право, семейное право.

4) Как обозначают проблему противоречия между ограниченными ресурсами и неограниченными потребностями

а. основной вопрос права

б. основной вопрос экономики

в. основной вопрос социальной сферы

г. основной вопрос политики

д. основной вопрос духовной сферы

5) Выберите из приведенного списка формы правления

а. дуалистическая монархия

б. унитарное государство

в. конфедерация

г. смешанная республика

д. федерация


6) Какие примеры не относятся к понятию массовая культура?

а. карнавал

б. комедия положений

в. ток-шоу

г. книга бестселлер

д. фестиваль фольклорных коллективов


2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»):

а. Хотя понятия «страна» и «государство» часто используются как синонимичные, между ними имеется существенная разница.

б. В экстремальной ситуации ускоряются процессы принятия решения.

в. Вопросы, относящиеся к авторскому праву и личным неимущественным правам граждан, регулируются нормами трудового права.

г. По законодательству РФ имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений (организаций).

д. Образ своего «я» формируется у человека в процессе социального взаимодействия.

е. Государство не является единственным носителем политической власти.

ж. Демократия возможна только при республиканской форме правления; в этом процессе целостность политической системы.

з. Членораздельная речь предшествовала появлению у человека сознания и стала его предпосылкой.

Максимальное кол-во баллов-8

3. Что является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение. За правильно исключённый ответ-1 балл, правильное пояснение- 2 балла. Всего за задание-9 баллов.

а. Пол; возраст; национальность; профессия

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б. Капитал, труд, информация, обмен, земля

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в. Правовой прецедент, правовой обычай, нормативно-правовой акт, диспозиция

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Заполните пропуски в ряду. За правильно определённый пропуск – 2 балла, всего за задание- 6 баллов.

а. Буддизм, ________________, ислам.

б. Неолитическая революция (появление земледелия и ското­водства) - возникновение аграрного общества; _______________- возникновение индустриального общества; научно-техническая революция - возникновение постиндустриального общества.

в. Форма режима, форма территориального устройства, __________________.

5. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином. За каждый правильный ответ по 1 баллу, всего- 2 балла.

а. Времена кризиса нередко сопровождаются снижением покупательной способности денежной единицы.

________________________________________________________________________________

б. На протяжении жизни человек может изменить свое положение в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

_______________________________________________________________________________

6. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

а. 14- летние учащиеся школы, находящейся рядом с железнодо­рожной станцией, самостоятельно устроились на работу по разгрузке вагонов в ночное время.

Допущены ли нарушения трудового законодательства в данной ситуации? Если да, то какие именно?

б. Гражданка Н. обратилась в органы УФМС с заявлением о регистрации гражданства ее новорожденного сына. В заявлении ей было отказано, т.к. отец рожденного ребенка – иностранный гражданин.

Допущены ли нарушения закона. Если да, то какие именно?

За каждый правильный однозначный ответ- 1 балл, за правильное пояснение до 3 баллов. Максимум за задание- 8 баллов.

7. Президент США Ф.Д. Рузвельт, характеризуя общественный прогресс, подчеркивал: « Наш прогресс проверяется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало». За правильные ответы а. и б. –по 1 баллу, в.- до 8 баллов, максимальное кол-во баллов-10.

а. Что такое прогресс?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б. Какой критерий прогресса предложил Ф.Д. Рузвельт?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в. Какие иные критерии прогресса вам известны?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных ниже тем по вашему выбору. Помните, что вы можете согласиться с высказыванием, ставшим темой вашей работы, но можете не согласиться с ним или согласиться частично. Главное – аргументируйте вашу точку зрения. Жюри при проверке будет руководствоваться оценкой работы по следующим критериям:

  1. Раскрытие обоснованности выбора темы(2 балла)

  2. Представление собственной точки зрения автора при раскрытии темы(2 балла)




  1. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне, опора на научные теории, владение понятиями курса (2 балла)

  2. Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт( 2 балла)




  1. Соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом ( 1 балл)

  2. Четкость выводов, их соответствие поставленным автором перед собой задачам ( 2 балла)

Максимум за задание-11 баллов
Темы:


  1. Создает человека природа, но развивает и образует его общество (В.Г. Белинский)

  2. Кто движется вперед в науках, но отстает в нравственности, тот больше идет назад, чем вперед

( Аристотель)

  1. Семья является первичным лоном человеческой культуры (И. Ильин)

  2. Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают ( А.Г. Асмолов)

  3. Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как» (Ф. Ницше)

  4. Без многого может человек обойтись, только не без человека (Л. Берне)

  5. Вы можете не заниматься политикой, все равно политика займется вами (Ш. Монталабер)


Всего за работу- 65 баллов

Задания школьного этапа олимпиады по обществознанию

10 класс

Время проведения-1 час 20 минут
1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.



  1. Образование, церковь, трудовой коллектив, армия.

  2. Государство, армия, экономика, юстиция, здравоохранение

  3. Социализация, обеспечение экономической безопасности, воспроизводство, обеспечение рекреации, эмоциональная поддержка.


Ответ:

1.

2.

3.
2. Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему вы так решили.

1. Получение образования, выгодный брак, смена политического режима, избрание в органы власти.

2. Насмешка, бойкот, порицание, конфискация имущества, исключение из группы

3. Поведение, мотивы, санкции, ожидания
Ответ:

1.

2.

3.

( Задания с рядами - по 2 балла за каждый правильный ответ, максимальное кол-во баллов-12)

Выберите верный ответ ( один или несколько), по 1 баллу за каждый правильно выбранный ответ. Максимальное кол-во баллов (задания № 3, 4, 5)-6 баллов

3. Выберите из списка социально-экономические права граждан

1. право на образование

2. право избирать и быть избранным

3. право на защиту чести и достоинства

4. право на труд

5. право на неприкосновенность собственности

4. Какие тенденции не относятся к развитию современного образования

1. демократизация

2. информатизация

3. монополизация

4. верификация

5. секуляризация

5. К какой форме общения можно отнести обращение человека к домашнему животному?

1. между реальным и иллюзорным партнером

2. опосредованное

3. косвенное

4. непосредственное

5. между реальным и воображаемым партнером

6. между воображаемыми партнерами
6. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»):

1) В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней: федеральный бюджет, региональные бюджеты, местные бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных фондов.

2) В статусном наборе существует так называемый главный статус, который определяется статусом, унаследованным индивидом от рождения.

3) Изначально любое государство выполняло задачи: управление хозяйством и обществом, оборона собственной территории.

4) Массовая культура не могла появиться до возникновения электронных СМИ.

5) К частному праву относится регулирование имущественных и личных неимущественных отношений между гражданами, коллективами людей (предприятиями, фирмами и пр.).

Максимальное кол-во баллов- 5

  1. Приведите в соответствие название теорий, терминов и идей и имен мыслителей и ученых их создавших. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем теорий. Максимальное кол-во баллов-7




Теории, термины, идеи

Имена мыслителей, ученых

1. социальный класс

2. общественный договор

3. латентные функции

4. социальный институт

5. культурный лаг

6. социальная мобильность

7. закат Европы

8. мультикультурализм

9. социальное действие


А) К. Маркс

Б) Э. Дюркгейм

В) Дж.Локк

Г) Р. Мертон

Д) П. Сорокин

Е) У. Огборн

Ж) О. Шпенглер


А

Б

В

Г

Д

Е

Ж























8. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

В настоящее время в отечественной ведутся дискуссии о. Качественными критериями здесь выступают уровень доходов, стандарты поведения и потребления, уровня образования, владение материальной или интеллектуальной собственностью. Значимой характеристикой является сравнительно высокий уровень материальной обеспеченности, что делает их достаточно автономной и относительно независимой от частью населения, что в условиях российской действительности пока невозможно.

… предполагает выделение групп: по месту жительства, по времяпровождению, по любительским интересам, по склонностям к определенным свободным видам деятельности. …. включает в себя множество людей, общим признаком которых могут являться производственные, политические, демографические и другие характеристики.

Особое место занимают в обществе, которые характеризуются признаками потери ориентации в жизни. Например, утратив связь с прежней группой (выходцы из села), они долгое время не могут принять ценности и правила поведения городских жителей. Сюда также можно отнести инвалидов, безработных, лиц без места жительства и определенных занятий.

1. государство

2. страта

3. маргинальные слои

4. философия

5. социальная стратификация

6. социология

7. средний класс

8. социальная мобильность

9. каста


10. люмпены

Максимальное кол-во баллов- 6 баллов
9. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

1. Депутатская фракция Государственной Думы разработала законопроект о внесении поправки в Федеральный закон «О гражданстве РФ». Для усиления борьбы с преступностью депутаты предлагали исключать из российского гражданства за совершение особо тяжких преступлений после вступления в законную силу приговора суда. Группа экспертов представила заключение на представленный законопроект, сделав вывод, что данная поправка недопустима.

Оцените выводы экспертов, свой ответ обоснуйте.

2. На месте преступления был задержан Сергей М. , которому было предъявлено обвинение в хищении, и он был заключен под стражу. В совершении хищения Сергей М. признался. На следующий день в газете появилась публикация, в которой сообщалось, что Сергей М. совершил хищение, задержан, содержится под стражей и его ожидает суд.

Правомерна ли подобная газетная публикации? Свое мнение обоснуйте. За правильный однозначный ответ- 1 балл, за правильное пояснение- до 2 баллов. Максимум за задание- 6 баллов

10. Решите кроссворд. Вставьте пропущенное слово по вертикали и дайте его определение. Максимум за задание- 10 баллов.






1.


































2.





































3.























































4.











































5.














































6.














































7.




































8.
















































  1. Решение юридического дела на основе нормы права, регулирующей сходные с рассматриваемыми обстоятельства, или на основе общих начал и смысла права.



следующая страница >>