microbik.ru
1
Информационные образовательные технологии на уроках математики и информатики

Учитель математики Сердогалиева С.А.

Настоящее время - это время перемен. Общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

В нашу жизнь активно вводятся информационные образовательные технологии. Наибольшую актуальность вопрос о роли современных информационных технологий получил в связи с внедрением в практику учебно-воспитательного процесса компьютеров, объединенных как в локальные сети, так и имеющих выход в глобальную сеть.

Применение информационных технологий в процессе обучения в школе дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся. Современный человек должен уметь ориентироваться в информационных потоках, в среде мультимедиа, создавать гипермедиа объекты. Еще в школе он должен научиться читать и писать применительно к мировому информационному пространству.

Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем конкурентоспособными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

В формировании многих качеств большую роль играет школьная дисциплина - математика. В новых стандартах образования говорится о том, что "одной из целей математического образования является овладение школьниками системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности".

Задача учителя математики на современном этапе состоит не только в том, чтобы вооружить детей знанием по предмету, научить их решать определенные типы задач и выполнять определенные действия по известному заранее алгоритму, и в том, чтобы развить их внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение развить их творческие способности. Весь школьный материал в жизни пригодится не каждому, а развитая речь, логическое мышление и память нужны всегда. Одним из путей решения проблем возникающих перед учителем математики является внедрение информационных технологий на уроке.

Образовательные учреждения, энергично внедряющие новые информационные технологии, показывают желание обеспечить современный уровень преподавания и высокое качество обучения, привлекают внимание общественности.

Применение информационно-коммуникативных технологий обусловлено:

  • снижением интереса к предмету;

  • слабом развитии коммуникативных способностей учащихся;

  • недостаток в разнообразии наглядности на уроке;

  • неумение учащихся грамотно пользоваться источниками информации, оценивать её достоверность, соотносить новую информацию с полученными ранее знаниями.

Термин “информация” (от латинского information – разъяснение, представление) давно и широко используется в науке и обыденной жизни.

«Информация - основное понятие кибернетики». «Информация – сообщение, которое несет в себе что-то новое. Информация – сообщение, уменьшающее неопределенность нашего знания». Говорить об информации можно только в том случае, когда ее наличие дает такие знания о каком-то объекте, которых до ее появления у пользователя не было.

На самом деле информационная технология – это не только технология, предполагающая использование в образовательном процессе компьютера, по сути дела, любой процесс, связанный с переработкой информации, может называться информационной технологией.

Сегодня говорят об изменении содержания образования, о необходимости овладения учащимися информационной культурой – одним из слагаемых общей культуры, понимаемой как высшее проявление образованности, включая личностные качества человека и его профессиональную компетентность. Развитие информационных образовательных технологий позволит работать над одним проектом, вести совместные исследования и быстро обмениваться результатами, людям, находящимся далеко друг от друга.

Совершенствование методов решения функциональных задач и способов организации информационных процессов приводит к совершенно новым информационным технологиям, среди которых применительно к обучению выделяют следующие:

Компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, тьюторы, лабораторные практикумы, тестовые системы.

Обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках.

Интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях.

Распределенные базы данных по отраслям знаний.

Средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д.

Электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы.

Эффективно использование компьютеров на всех стадиях педагогического процесса:

  • на этапе предъявления учебной информации обучающимся;

  • на этапе усвоения учебного материала;

  • на этапе повторения и закрепления знаний (навыков, умений);

  • на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;

  • на этапе коррекции и самого процесса обучения, и его результатов.


Отличаясь высокой степенью интерактивности, информационные образовательные технологии способствуют созданию эффективной учебно-познавательной среды, т.е. среды, используемой для решения различных дидактических задач. В процессе обучения детей с помощью информационных технологий, они учатся работать с текстом, создавать графические объекты и базы данных, использовать электронные таблицы. Ребенок узнает новые способы сбора информации и учится пользоваться ими, расширяется его кругозор.

Личность формируется в процессе напряжения: физического, интеллектуального, нравственного. Чем сильнее будет напряжение, тем полезнее. Отдыхом является смена напряжений. Методически грамотно построенный урок - это такой урок, на котором ученик напрягается интеллектуально в течение всего урока. Это возможно только в том случае, когда ученик заинтересован в получении и усвоении знаний. Процесс познания должен быть привлекательным и самостоятельным. Учитель должен только направлять мыслительную деятельность ученика в нужное русло. Помочь решить эти задачи может применение компьютера на уроках.

При использовании информационных образовательных технологий на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Компьютер вместе с информационными технологиями открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащегося. Возникает такая ситуация, когда информационные технологии становятся и основными инструментами дальнейшей профессиональной деятельности человека.

Особенно важно использовать информационные технологии на уроках математики, так как математика и информатика связаны теснейшим образом. На занятиях можно познакомить учащихся с возможностями применения пакета Microsoft Office. На пример, в 9-ом классе полезно провести урок математики по теме: «Уравнения с одной переменной. Целое уравнение и его корни» в компьютерном классе с использованием программы MS Excel. Одним из способов решения таких уравнений – графический способ, но не всегда им можно получить точное решение, тогда надо выполнить уточнение корней. Программа MS Excel позволяет сделать это быстро и с любой нужной нам точностью. На уроках информатики при изучении темы «Электронные таблицы» можно рассмотреть построение графика функции, решение различных уравнений, систем уравнений.

Важную роль играют при изучении математики и информатики уроки-презентации. На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью. Урок-презентация также обеспечивает большой объем информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду.

В школе обучение математике осуществляется по учебнику А.Г.Мордковича. К данному УМК А.Г.Мордкович предлагает планирование и приложение, которое включает в себя: календарно-тематическое планирование и презентации по темам: «Устная работа», «Демонстрационный материал», а также по темам практические работы, самостоятельные и контрольные работы. В своей работе я использую данные материалы. Очень удобно, т.к. не нужно искать, всё подобрано тщательно именно к учебникам автора. Если что-то необходимо переделать, то это можно легко выполнить.

Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации мы воспринимаем с помощью органов зрения. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия, у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.

Метод проектов активно внедрился в школьную жизнь и позволяет активизировать познавательную деятельность школьников. При изучении темы «Симметрия относительно точки, прямой» ученикам предлагается поработать над темой «Симметрия вокруг нас». Для оформления результатов работы ученики применяют знания, полученные на уроках информатики. Были использованы проекты «Координатная плоскость» в 6 классе, «Четырехугольники» в 8 классе, «Геометрические фигуры», «Жизнь замечательных математиков» на занятиях кружка для расширения кругозора по математике. На уроках информатики и ИКТ применяю компьютерное моделирование. Визуализированные интерактивные модели из различных областей можно найти в Интернете по адресу: http://www/college.ru. Компьютерное моделирование позволяет наглядно иллюстрировать различные эксперименты, менять данные, анализировать полученные результаты.

В своей работе использую сайт, организованный в виде виртуального кабинета учителя, в котором размещены информационные ресурсы и интерактивные сервисы для подготовки и проведения занятий по математике. Руководитель сайта Ким Наталья Анатольевна, кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, обладатель премии Президента РФ. Страницы сайта UzTest.ru: учебно-методическая библиотека, тесты и тренинги, материалы к уроку, учащимся Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по математике, конспекты по алгебре и геометрии, рефераты по математике.

Учитель в своем кабинете подготавливает тесты и тренинги, учащиеся заходят на сайт и выполняют эти задания, причем для каждого ученика программа сайта создает уникальный вариант. Оценки учащихся за выполненные тесты и тренинги автоматически фиксируются в Интернет-журнале на сайте, в который можно произвольно добавлять и другие оценки, замечания; учащиеся (и родители) всегда могут увидеть свои оценки. Есть задачник, в котором более 12600 заданий по всему школьному курсу математики, есть возможность быстро сформировать контрольное задание в несколько вариантов и распечатать.

Сегодня имеется необходимость более интенсивного внедрения информационных образовательных технологий в процесс обучения. Развитие способностей ученика зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Учебный процесс в школе, практически никак не обеспечен наглядными электронными пособиями, соответствующими современному уровню развития новых информационных технологий. Следовательно, возникает необходимость в разработке и внедрении на практике таких пособий, которые соответствовали бы духу времени.

В дальнейшем планирую обязательно развивать и продолжать работу в данном направлении. Для удачного её решения я работаю в данный момент и преподавателем информатики. Партнёрство с учениками и с коллегами, совместное решение проблемно- познавательных задач - основной путь успешного познания математики.

Предполагаемые результаты:

повышение интереса как к урокам математики, так и информатики;

овладение учащимися первичными навыками работы на компьютере для решения прикладных задач;

формирование умения самостоятельного контроля своих знаний и исправления ошибок учащихся;

развитие логического мышления, памяти, внимания и наблюдательности.

Личность учителя, его эрудиция, его требовательность, его заинтересованность - вот главная составляющая любой технологии обучения. Только тот учитель, который способен расти вместе с учеником, будет успешен. И только успешный учитель сможет помочь ученику сформировать себя как личность, входящую уверенно в окружающий его мир, умеющую правильно выбрать поле своей деятельности.