microbik.ru
1

Задачи урока

Формы деятельности

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задачи этапа урока

1.Создание эмоционально-положительного настроя на урок

Игра «Художник»

Сообщение целей урока

Здравствуйте, ребята. Нарисую я портрет, только чей – пока секрет. Отгадайте, вас прошу я – чей же я портрет рисую!

- Дышит, растет, а ходить не может?

- Что называют зеленой одеждой Земли?

- Назови одним словом: деревья, кустарники, травы.

Слайд 2


Дети прослушивают описание предмета и дают ответ: растение.

Благоприятная доброжелательная рабочая обстановка на уроке

Л – формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу.

Стимулирование познавательного интереса

На слайде иллюстрации растений: водоросли (морская капуста), мох сфагнум, лесной папоротник, малина, береза, ромашка, ель, сосна, яблоня, акация, смородина, дуванчик

- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

- Подумайте и с помощью карточки покажите число групп, в которые можно объединить эти растения.

- Сколько вопросов я вам задала?

- А сколько ответов на этот вопрос мы получили?

- Чему вы удивились?

- А как вы думаете почему?



- О разнообразии растений, о частях растения, о значении растений.
- Учащиеся показывают карточки - 2,3,4,5

- один
- много

- что вопрос один, а ответов на него много?

- Потому что одни и те же растения можно объединить в разные группы.


Создание ситуации успеха

К – владение монологической речью

Актуализация ранее изученного материала. Развитие внимания и наблюдательности.

Поиск решения

На доске опорные слова, схемы для определения групп растений.

Существуют разные способы классификации растений. Давайте представим себя учеными и предложим известные вам варианты классификации растений.

Поднимите руки, кто объединил эти растения в 2 группы.

Расскажите, по какому признаку вы это сделали – слайд 3

Поднимите руки, кто объединил эти растения в три группы.

Расскажите, по какому признаку вы это сделали – слайд 4
Какие еще были варианты? – слайд 5
А кто может предложить нам еще одну версию. По какому признаку вы это сделали? – слайд 6




Растения можно объединить в 2 группы: культурные и дикорастущие. За культурными ухаживает человек, дикорастущие растут сами.


Деревья – дуб, ель; кустарники – крыжовник, малина; травы – ромашка, одуванчик, а мох и морская капуста не входят ни в одну из этих групп. Растения распределяются по высоте или это ярусность


Растения можно объединить в четыре группы по среде обитания: в саду, в лесу, на лугу, в воде, в поле)

Растения




сада леса поля(луга) водоемов
По строению растения. У каждой группы растений существуют свои определенные части или органы.



Учащиеся производят объединение в группы растения, используя их основные признаки

К – умение с полнотой, точностью выражать свои мысли

Развитие коммуникативных качеств личности. Проектная и исследовательская деятельность. Постановка проблемной ситуации.

Реализация плана

Работа в малых группах

Вы продолжаете работу в роли ученых и начнете создание малой энциклопедии растений. Представитель группы выбирает на сенсорном кресте карточку с иллюстрацией растения. «Узнай, кто я и расскажи о моей среде обитания». Вам необходимо подобрать название той группы растений, представитель которой изображен на рисунке, подготовить о нем маленькое сообщение и занести в таблицу наличие частей у данной группы растений. – слайд 7

Взрослые, сидящие на уроке выбирают себе иллюстрацию с «сухого дождя», записывают на ней название растения, и после ответа детей соотносят их к определенной группе на выбор.

За счет своих семян, которые располагаются в шишках – хвойные будут называться голосемянными. Об этом вы узнаете в средних классах.

Ребята, вы заполнили таблицу, а в ней остались пустые строки. Давайте с вами постараемся заполнить вместе. Водоросли не имеют частей растения, так как состоят из одного лишь тела, их называют «дети воды». А все остальные растения имеют определенные части, которые у живого организма называются органами. Это высшие растения, их называют «дети суши». Как же можно назвать водоросли?


Дети разворачиваются к соседям сидящим за следующей партой, один из группы выходит и с сенсорного креста снимает конверт, с иллюстрацией растения, в группах составляется сообщение по опорными словам-помощникам. В конце работы представители групп выходят к доске и рассказывают о каждом растении в соответствии со своей иллюстрацией.

Слайд 8 - Колышкина Д. Водоросли - растения, обитающие главным образом в воде. Самые крохотные водоросли настолько малы, что в литре морской воды их насчитывается миллионы, поэтому их можно увидеть только в микроскоп. Другие выглядят как узкие, шелковистые зеленые нити. Некоторые морские водоросли похожи на бурые ленты длиной до 60 метров. Зелёная пена на воде стоячих прудов – это водоросли. Некоторые виды водорослей используются в пищу как человеком, так и морскими животными, за счет большого содержания йода. У водорослей никогда не бывает листьев, стеблей и корней. –
слайд 9 - Котова А. Мхи - небольшие низкорослые растения простого строения, стелящиеся по земле, растущие во влажных местах. Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков, плодов с семенами. Вместо плодов на верхушке растения появляются небольшие коробочки, в которых находятся споры. С помощью эти спор мхи размножаются.
Сфагнум - прекрасно впитывает влагу, способен заполнить целые пруды, а на их месте образуются болота. Со временем, отмирая, растения образуют торф. Во время Великой Отечественной войны, когда не хватало медикаментов, сфагнум заменял врачам при перевязках вату, а отчасти и йод, т. к. в этом растении содержатся вещества способные дезинфицировать рану.
слайд 10 - Коврижкина В. Папоротники – растения с крупными, похожими на перья листьями. В эту группу входит около 10000 видов растений. Эти растения можно встретить на севере, в тундре, в тропиках. Они могут жить как во влажных, так и в сухих местах.
У папоротников нет цветков, но есть листья, стебли и корни. Стебли их обычно не видны,
так как растут под землёй. Видимая часть растений – это листья.
Папоротники лианы - высоко поднимаются по стволам деревьев.
Папоротники – эпифиты, живущие на стволах и ветках деревьев. Олений рог – порой весит около 100кг. Под тяжестью эпифитов иногда выворачиваются с корнями даже крупные деревья. Когда-то папоротники были огромными деревьями – до 30 метров в высоту. Сейчас древовидные папоротники сохранились только в тропиках. У папоротников есть стебли и корни, но цветков, плодов с семенами не бывает.

Слайд 11 - Карпушкина С. Хвойные растения – растения, у которых игловидные листья – хвоинки, насчитывают около 600 видов. У хвойных не бывает цветков и плодов. Их семена созревают в шишках. К хвойным растениям относятся ель, сосна, лиственница, можжевельник и другие. Сосна - растёт на сухих местах. Воздух в сосновом бору всегда чистый, т. к. запах сосны убивает всех микробов. Можжевельник часто имеет форму куста. Ягоды первый год зелёные. Второй год серые и только на третий год сине-чёрные. Слово можжевельник происходит от слов между и ельник т. е. растущий между елями. Можжевельник очищает воздух от микробов. У ели каждая иголка хвоинка живёт 5-7 лет.

Слайд 12 - Сидорова Э. Цветковые растения – растения, у которых есть корень, побег (стебель), цветки, плоды с семенами. Это самая многочисленная группа. Их насчитывают 250 тысяч видов.
Каждый цветок – это упавшая с неба звезда. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Цветы всегда были любимы людьми. Они дарили друг другу цветы, тем самым выражая свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение.

Слайд 13 - На доске заполняется таблица

«Сводная таблица разнообразия растений»

Группа

Корень

Стебель

Лис


Цветок

Плод

Семен

низшие


Водоросли

-

-

-

-

-

-

высшие

Мхи

-

+

+

-

-

-

Папоротники

+

+

+

-

-

-

Хвойные

+

+

+

-

-

+

Цветковые

+

+

+

+

+

+


- Низшие растения.

Осуществление приемов сравнения, сопоставления, анализа и синтеза.

П – работа с источниками информации (использование дополнительной литературы),

К – описание растения, передавая его внешние признаки.

Р – выделение и осознание что усвоено? Что предстоит усвоить?

Установление соответствия между поставленными задачами урока и его результатами. Целеполагание

Сборка модели растения по его частям

Цветковые растения составляют большую часть сельскохозяйственных растений, их легче наблюдать в природе.

Давайте с вами соберем модель изображения с обозначением его органов из словаря опорных слов. Я начну, а вы продолжите.

Учитель закрепляет стебель. Слайд 14



Цветы, как люди, на добро щедры, и, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца обогревая, как маленькие теплые костры.
Дети по желанию выходят и закрепляют органы растения, после формирования растения, другие ученики закрепляют названия из опорных слов.




Цветок
Плод с семенами

Стебель

Листья
Корень

Повторение и закрепление органов растения

П - моделирование

Снятие зрительного и статического напряжения

Физминутка – слайд 15

Большая часть растений, выращенная человеком, появляется на свет после посева семян в виде слабых и нежных зерен.

Теперь после тщательного полива и ухода зерно дает свои первые ростки. Стебель становится крепче. Появились листочки, которые тянутся к солнцу.

А теперь ветерок сорвал созревшие семена с цветка и понес по воздуху.

После долгого путешествия вы приземлились и начали давать новые ростки.


Дети встают и выполняют движения:
Присели, головки спрятали.

Дети медленно поднимают руки вверх и начинают плавно вставать.

Вращение руками и потянуться вверх.
Вращение вокруг.
Руки опустили

Присели за парты.




Репродуктивное воссоздание изученного материала.


Проблемный вопрос. Распространение семян и размножение растений. Значение растений для человека

Неподвижное растение способно жить на одном месте? Конечно же нет! Они захватывают новые места – разбрасывая свои семена - кто же в этом помогает растениям?

Плоды и семена растений - настоящие путешественники. Почти всегда плоды и семена дают жизнь новому растению не там, где они созрели.

А семена какого растения похожи на парашютики одуванчика?
Нетрудно догадаться, что «любители водных прогулок» - это растения, обитающие в водоемах или вдоль берега.


Как видите, многие растения «надеются»: кто на порыв ветра, кто – на залетевшую поклевать плоды птицу, кто на муравьев, кто – на ручей или речку. Но есть и такие, которые разбрасывают семена самостоятельно.

В жизни растений человек и животные принимают активное участие, а зачем же нам необходимо растение?

Дети, используя иллюстрации, которые даны на доске сообщают о способах распространения семян и плодов.

слайд 16.

Стас.. Слайд 17

На зелёной хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал и развеял этот шар. (Одуванчик)

Семена-парашютики одуванчика, козлобородника распространяются ветром.

У клёна и липы семена снабжены тонкими крылышками. Крылатые плодики клёна опадают с дерева очень своеобразно – они быстро-быстро вращаются, как пропеллер, и плавно опускаются на землю. Ветром они могут быть унесены далеко в сторону от дерева, на котором созрели. Подхваченные ветром, летят семена, поднимаясь высоко в небо. Куда только не заносит их ветер. Но вот они успокоились, отлетались и легли спать на зиму. Весной дадут жизнь новому дереву.

- тополиный пух.
Слайд 18 - Базан Д. Водные растения приспособились следующим образом: семена кувшинок и водокраса прилипают к лапкам и перьям уток, гагар, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро. Тысячи водяных птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они с водоёма на водоём… По Н. Сладкову.

Семена переносят реки и ручьи, потоки дождя и морские течения. Кокосовые орехи плавают в воде годами и не теряют всхожести. Водой переносятся семена ольхи. Ольха часто растёт по берегам рек. Её плоды, попадаю в воду, не тонут.

Слайд 19 - Иванов А. Растения, которые распространяются при помощи человека и животных, прикрепляясь, цепляясь к ним, называются «наездники»: череда, репейник, дурнишник, подорожник.

Слайд 20 - Птицы, звери, насекомые могут быть «носильщиками» семян и плодов. Сойка, запасая на зиму жёлуди, «помогают» расселению дуба. Ещё помогает расселению дуба: белка, кабан, мышь.

Птицы часто распространяют семена растений с сочными плодами рябины, брусники, черёмухи. Они поедают ягоды и, перемещаясь с места на место, вместе с помётом выбрасывают неповреждённые семена съеденных плодов.

Слайд 21 – Кан А. Есть семена, которые распространяются самостоятельно. Их ещё называют «артиллеристами» - самостоятельное разбрасывание: водосбор, герань, дрёма, бешеный огурец.

В Крыму на морском побережье можно встретить сорное растение бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами.
Слайд 22 - Родионова А. -Для животных растения дают кислород, служат убежищем и домом, пищей, лекарством.
Слайд 23 - Целых К. - Человек получает от растений кислород, пищу, лекарства, ткани - лен, хлопок; древесину.

слайд 24, 25, 26, 27, 28 - К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят заводы или роют карьер. На месте луга устраивают ферму. Много дикорастущих растений гибнет. Так постепенно человек как бы наступает на природу. Поэтому растения нуждаются в охране.

Активная познавательная и мыслительная деятельность формулировка ответа на поставленную задачу.

П - приведение доказательств на поставленную проблему

Р – развитие речи

Л – оценка ситуации

Регулирующий этап. Воссоздание знаний, умений, жизненного опыта, необходимых для закрепления материала.

Итог урока.




Слайд 29 - Сохраним жизнь растительному покрову Земли. Пусть их семена дадут жизнь новым растениям. Используя полученные сегодня знания вам необходимо принять участие в озеленении нашего города. Составьте проект «Наш маленький скверик», который может стать украшением любимого города.

Перед вами на партах лежат модели растений: хвойное и лиственное деревья, кустарник и цветок. Выберите модель растения, раскрасьте и найдите место в скверике.

Нашими совместными усилиями создан прекрасный проект сквера. Так давайте же будем беречь наши растения и охранять их. Ведь жизнь без растений невозможна.



Слайд 30 - Дети и гости выполняют задание под видеоклип «Не рвите цветы»

Вызвать у детей чувство радости, удовлетворенности, чувство равноценности.

Л – установка на здоровый образ жизни,

К – согласование позиций.
Оценивание ситуации с точки зрения правильного поведения и этики

Оценивание работы учащихся




Ребята, покажите насколько увеличился ваш багаж знаний на сегодняшнем уроке.

А как вы выразите удовольствие от урока?

А что же необходимо для сохранения жизни растениям?

Я благодарю всех за урок.

Дети широко расставляют руки.
Дети улыбаются друг другу.
Дети берутся за руки, стараясь объединиться в круг.

«Вместе дружно. Вместе ….

Л – установка на здоровый образ жизни

Домашнее задание

Дифференцированное

Вы должны выбрать не менее двух пунктов и выполнить их к следующему уроку, на котором мы познакомимся с Красной книгой растений, продолжим составлять мини-энциклопедию, используя знания о лекарственных травах.

1.Интересные сведения о растениях.

2.Почему и для чего создана Красная Книга.

3.Нарисуй схемы и составь к ним правила по охране растений.

4.Почему полезно для здоровья совершать прогулки в лес?

5.Составь кроссворд «Лекарственные растения»

Р.- выстраивание последовательности операции, алгоритма действия

ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ УРОКА

Исходные факторы урока (дидактическая ситуация)

Производные факторы урока (методическое решение)

  1. Общедидактическая цель урока: обобщать и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений.

  1. Выбор типа урока: урок актуализации знаний

  1. Особенности учебного материала:

а) объем достаточно большой;

б)познавательный состав:

- закрепить понятие растения (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

- объединение растений в группы, используя их основные признаки;

- определение значения растений в жизни животных и человека.

в) связь с изученным ранее:

- повторение органов растений, способов распространения семян и размножения;

г) объективная сложность и новизна материала урока: достаточно сложный;
д) логика разложения частей:

-мотивация,

- постановка проблемы,

- закрепление изученного,

- рефлексия.

2.Уточнение выбора типа урока:

а) –

б) выбор видов и типов познавательной деятельности:

- работа в малых группах, составление описания растения по плану;

- фронтальная работа с использованием опорных схем;

- работа в малых группах (по гендерному признаку) составление рассказа по теме (по опорным картинкам);

в) отбор материала для повторения:

- сбор модели растения по его органам;

- обозначение органов растений по опорным словам;

- способы распространения семян и размножения растения (работа в малых группах по гендерному признаку);

г) выбор методов обучения:

- метод проблемных заданий

- частично-поисковый,

- работа в малых группах.

- проектно-исследовательский,

- рефлексия,

д) выбор логики суждения:

знание – понимание – применение

  1. Уровень учебной подготовленности учащихся:

- имеют опорные знания.




  1. Условия учебного процесса: кабинет оборудован ТСО, компьютером, плазменной телевизионной панелью

4.Отбор пособия, наглядности:

- иллюстрации растений по группам, способам распространения семян, размножения,

- слайды,

- опорные слова-схемы,

- таблица «Разнообразие растений»

- дифференцированное домашнее задание (карточки с иллюстрациями и заданием для выбора)

- иллюстрирование растений (листьев, соцветий) для заданий для взрослых.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока

«Разнообразие растительного мира»

Цель урока

Обобщение и систематизация знаний учащихся о разнообразии растений.

Словарь урока (термины и понятия)

Органы растения: корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами; виды растений: мох, папоротники, водоросли, хвойные, цветковые; группы растений: культурные и дикорастущие; деревья, кустарники и травы; растения сада, луга, леса, огорода, водоема; распространение( ветром, вода, животные и человек), размножение (черенками, усами, листьями, самостоятельное распространение)

Тип урока

Урок актуализации знаний

Форма урока

Урок проблемного диалога

Методы обучения

- метод проблемных заданий

- частично-поисковый,

- работа в малых группах.

- проектно-исследовательский,

- здоровьесберегающий,

- самостоятельная работа,

- рефлексия,

Виды учебной деятельности

- планирование решения учебной задачи;

- выстраивание последовательности операции для подготовки сообщения;

- нахождение необходимой информации для поиска решения;

- применение таблиц, схем, моделей для составления рассказа;

- построение взаимоотношения с учетом анализа эмоционального состояния и чувств окружающих;

- описание растений с использованием его внешних характеристик;

- презентация готовой информации.

Оборудование

- карточки с иллюстрациями растений

- слайды по теме урока

- карточки с опорными словами

- карточки с изображением органов растений

- иллюстрирование распространения семян и способами размножения растений

- карточки с домашним заданием

- картинки-гербарий для определения вида растения

Планируемый результат

  1. Предметные умения

- обобщать знания о разнообразии растений

- совершенствовать умения определять органы растений

  1. Метапредметные умения

-познавательные

- выявлять особенности признаков разных растений при объединении их в группы (пользуясь основными признаками групп),

- проверять и находить необходимую информацию при использовании дополнительной литературы;

- регулятивные

- выполнять учебные задания в соответствии с планом,

- соотносить учебные действия с известным правилом,

- использовать адекватно речевые средства для представления результата;

- оценивать результат своей и чужой деятельности, анализируя эмоциональное состояние от успешной (неуспешной) деятельности.

- коммуникативные

- описывать растение , передавая его внешние характеристики;

- сотрудничать с одноклассниками через работу в группах,

- согласовывать позиции и находить решения,

- приводить доказательства истинности сформулированных высказываний.

  1. Личностные

У учащихся на уроке будут формироваться:

- учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

- способность к самооценке;

- установка на здоровый образ жизни, бережное отношение к окружающему миру;

- оценка ситуации с точки зрения правильного поведения и этики.




Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 61

Открытый урок по предмету «Окружающий мир»

в 3 классе

по образовательной системе «Начальная школа ХХI века»

«Многообразие растительного мира»

Учитель:

Гладышева Виктория Михайловна

Узловая 9 ноября 2011 год