microbik.ru
1 2 ... 4 5



УЧРЕЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

ИНСТИТУТ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ РАН
На правах рукописи


РУЖИЦКАЯ Ирина Владимировна


Законодательная деятельность

в царствование императора Николая I

Специальность 07.00.02 – Отечественная история
Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Москва – 2011

Работа выполнена в Центре «История России в XIX веке» Института Российской истории РАН
Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Выскочков Леонид Владимирович

доктор исторических наук, профессор

Секиринский Сергей Сергеевич

доктор исторических наук, профессор

Акульшин Петр Владимирович
Ведущая организация: Российский университет дружбы народов

Защита состоится « » ______________ 2011 г. в ___ часов на заседании Диссертационного совета Д. 002.018.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук в Институте российской истории РАН (117 036, Москва, ул. Дм. Ульянова, д. 19.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Института российской истории РАН по адресу: Москва, ул. Дм. Ульянова, д. 19.

Автореферат разослан « » _____________ 2011 г.


Ученый секретарь Диссертационного

совета, доктор исторических наук МАЛЕТО Е.И.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Актуальность исследования определяется местом рассматриваемых проблем в исторической науке: вопрос об отмене крепостного права, путях, способах и формах крестьянского преобразования является центральным для истории России XIX в. Систематизация законодательства во второй четверти XIX в. – также одна из ключевых проблем, имевших важное значение не только для первой половины XIX в., но и для всей последующей истории Российской империи. Вместе с тем, в изучении данных проблем до сих пор существуют лакуны, ряд их аспектов исследован с недостаточной полнотой, многое требует пересмотра.

В диссертации исследуются два основных направления законодательной деятельности императора Николая I (1825-1855): по крестьянскому вопросу и по кодификации законодательства, прежде всего, гражданского и судебного. В центре крестьянского вопроса в первой половине XIX в. находилась проблема поиска путей отмены крепостного права, тесно связанная с систематизацией права. Необходимость комплексного изучения этих проблем обусловлена тем, что крестьянское преобразование, меняя коренным образом правовой статус бывших крепостных, делало неизбежной и необходимой реформу законодательства. Их исследование в рамках одной работы определяется также выделением их в приоритетные самим монархом, в начале царствования сформулировавшем свои задачи следующим образом: издать свод законов и преобразовать крепостное право.

В диссертации выявляются не только конечные результаты законодательной деятельности, но и прослеживается сам процесс законотворчества – подготовка правовых актов и проектов, начиная от их составления и обсуждения в специально создаваемых комитетах, комиссиях и Государственном совете и заканчивая принятием законов и их реализацией. Еще одна проблема, занимающая центральное место в диссертации – значение проводимых при императоре Николае I мероприятий как подготовительного этапа реформ 60-х гг. XIX в., осуществленных при императоре Александре II.

В изучении подготовки и особенно проведения преобразований 1860-х гг. отечественная и зарубежная историография добилась значительных успехов. Однако эпоха, предшествовавшая реформам, время правления императора Николая I остается наименее исследованной в плане изучения реформаторской составляющей правительственной политики. Между тем проведенная при императоре Николае I систематизация права стала базой дальнейшего реформирования государственно-правовой системы России, а ряд законодательных актов относительно крестьян определил формы их освобождения в следующее царствование. Во второй четверти XIX в. была проведена кодификация права – важный этап развития и систематизации законов российского государства, произошло совершенствование механизма законотворческой деятельности.

Перемены, происходящие сегодня в российском обществе, побуждают историческую науку обратиться к анализу предшествующей практики преобразований в стране. Сегодня, в год 150-летнего юбилея отмены крепостного права, как никогда актуальны проблемы аграрного сектора, нуждающегося в реорганизации. Активно идет процесс реформирования современного российского законодательства (целью которого провозглашено создание свода законов) и судебной системы. И здесь законодатели сталкиваются с целым рядом проблем, прежде всего связанных с систематизацией законов, что стимулирует их обращение к опыту, накопленному в Российской империи в данной области. В этой связи особую актуальность приобретает изучение практики подготовки и проведения преобразований прошлого.

Исследование процесса законодательной деятельности второй четверти XIX в. ставит проблему кадровой обеспеченности государственных и правовых структур, решение которой составляет одну из насущных задач и сегодняшнего дня. Поэтому вопросы о роли отдельных представителей власти в процессе законотворчества, о том, каким образом реалии российской жизни обуславливали те или иные законодательные решения и какое влияние, в свою очередь, эти решения оказывали на ход внутренней политики, продолжают оставаться актуальными.

В последние два десятилетия значительные успехи достигнуты в изучении истории дореволюционных государственных учреждений. Вместе с тем, многие проблемы, такие как административный и реформаторский потенциал российского государственного механизма, система принятия решений, законотворческий процесс, место отдельных учреждений в разработке и осуществлении внутриполитического курса и т.п., требуют более тщательного исследования. Это стимулирует обращение специалистов к исторической реконструкции деятельности отдельных государственных структур, в том числе, связанных с законодательной политикой правительства, и прежде всего Государственного совета и Второго отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии, чему в диссертации уделено значительное внимание.

Объектом исследования является законодательная деятельность правительства императора Николая I по крестьянскому вопросу и по кодификации гражданского и уголовного права.

Предмет исследования – вклад законотворческой деятельности правительства императора Николая I в развитие отечественного законодательства и правовой практики, а также место этой деятельности в процессе поступательного движения России.

Хронологические рамки исследования охватывают вторую четверть XIX в. – период интенсивной законодательной деятельности правительства императора Николая I. В это время была проведена систематизация всего законодательного массива Российской империи: осуществлены инкорпорация права, т.е. расположение законов государства в определенном порядке (хронологическом, по отраслям права) без изменения их содержания, в результате чего создано Полное собрание законов Российской империи, и его консолидация, что означало укрупнение, сведение близких по содержанию нормативных актов в один акт, завершившаяся изданием Свода законов Российской империи. Работы по упорядочению законодательства этим не ограничились. В царствование императора Николая I велась активная деятельность по кодификации судебного законодательства, включавшая в себя систематизацию законов государства по отдельным отраслям права с пересмотром имеющегося и отменой устаревшего законодательства. Во второй четверти XIX в. также интенсивно разрабатывались законодательные акты, ограничивавшие крепостное право и изменявшие некоторые его нормы. Данные временные пределы не исключают краткого экскурса в предшествующие и последующие периоды истории Российского государства с целью более глубокого понимания исследуемых процессов. Так, кратко излагается история правительственных попыток систематизации законодательства, начиная с Петра I; прослеживается преемственность законодательных актов по крестьянскому вопросу, выработанных при императоре Николае I, и положений реформы 19 февраля 1861 г., степень влияния проектов процессуальных уставов второй четверти XIX в. на судебную реформу 1864 г., а также значение систематизации права в целом для российской истории до 1917 г.

В рамках рассматриваемого периода можно выделить хронологические этапы. Первый – с конца 1825 г. до середины 1830-х гг.: в это время была решена проблема систематизации отечественного законодательства – созданы Полное собрание и Свод законов Российской империи; в рамках Комитета 6 декабря 1826 г. подготовлен проект реорганизации сословной структуры («Дополнительный закон о состояниях»), которым предусматривалось медленное и осторожное преобразование крепостного права с безземельным освобождением крестьян. Следующий, качественно новый этап разработки крестьянского вопроса охватывает время со второй половины 1830-х гг. и до 1855 г., когда был окончательно отвергнут безземельный вариант крестьянского освобождения и разработана другая его модель, а также начался последний этап систематизации законодательства – его кодификация.

Методология исследования. Методологическую основу исследования составляют такие принципы исторической науки как историзм, объективность, системность и комплексность при выявлении, отборе, классификации и критическом анализе исторических источников, междисциплинарный подход.

В работе использованы следующие методы исторического исследования: историко-генетический, суть которого состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения, и историко-системный, дающий возможность представить целостную картину прошлого и предполагающий подключение структурного и функционального методов. В ряде случаев применялся историко-сравнительный метод. В методологическом плане важно, что автор диссертации стремилась проанализировать весь процесс подготовки правовых актов и проектов: обстоятельства, вызвавшие их к жизни, поведение участников этого процесса, дальнейшую судьбу законов или проектов, условия их реализации и определение их места в системе российского права.

Поскольку в условиях плохой правовой оснащенности деятельность того или иного ведомства зависела от его персонального состава, в диссертации широко используется биографический метод. Личностно-психологический подход сделал возможным рассмотрение личностных факторов, оказывавших воздействие на законотворчество по крестьянскому вопросу и на кодификацию права. Он позволил учесть психологические особенности, повлиявшие на взгляды и деятельность представителей государственной власти, в первую очередь монарха, в законодательной сфере.

В ходе подготовки диссертации в значительной степени использовался историко-юридический подход. При проведении исследования автор опиралась на идеи, разработанные в отечественной истории права В.С. Нерсесянцем и Е.А. Скрипилевым, а именно, о сложном соотношении в истории права текстов законодательных актов, с одной стороны, и их практического применения и реального значения, с другой, об адекватности юридического памятника юридическим потребностям и, следовательно, необходимости различать jus, писанный закон, и lex, действительно действующие правовые нормы, что в условиях самодержавия приобретало особую остроту.

Актуальность анализа терминов «систематизация», «консолидация», «инкорпорация», «кодификация» права и ряда других сделала необходимым применение лексикологического инструментария.

Степень научной разработанности темы. Поскольку обобщающие работы о законодательной деятельности в царствование императора Николая I отсутствуют, целесообразным представляется проанализировать имеющуюся литературу отдельно применительно к крестьянскому вопросу и к кодификации уголовного и гражданского законодательства. Историография дореволюционного периода (с 1861 по 1917 гг.) по первой проблеме характеризуется, с одной стороны, введением в научный оборот ценных, в т.ч. архивных документов, оригиналы многих из которых не сохранились до наших дней. Они использованы в работах М.А. Корфа, А.П. Заблоцкого-Десятовского, В.И. Семевского и др.1 С другой стороны, в центре ее внимания находилась личность императора Николая I, поэтому учрежденные при нем комитеты и составленные ими проекты рассматривались через призму оценки его взглядов и деятельности. При этом одна часть исследователей – М.М. Бородкин, А.М. Зайончковский и др. – выступала с апологетикой вклада монарха в дело упразднения крепостного права2, другая – П.В. Алексеев, Ю.В. Готье, Д.А. Жаринов и др.3, напротив, отрицала значение мероприятий его царствования для решения крестьянского вопроса. В конце XIX – начале XX вв. В.О. Ключевский, А.М. Зайончковский, А.А. Корнилов, А.А. Кизеветтер обратили внимание на значение изданных при императоре Николае I законов для подготовки реформ 1860-х гг., особенно крестьянской. Подобный подход отличает и работу М.А. Полиевктова. Особым было мнение М.Н. Покровского, который признавал стремление Николая I ограничить крепостное право, но отрицал действенность и результативность крестьянских комитетов, созданных при этом императоре4.

В 1917-1920-е гг. в соответствии с общими установками советской историографии и личность императора, и его царствование освещалось исключительно в негативном ключе, а о его усилиях по ограничению крепостного права было забыто5. В 1930-1950-е гг. проблема крестьянских комитетов практически не рассматривалась, исключением стала монография Н.М. Дружинина о государственной деревне. Ее задачей автор провозгласил установление «исторического преемства между николаевскими законами 1837-1841 гг. и деятельностью Редакционных комиссий» и рассматривал мероприятия правительства Николая I как единый и непрерывный процесс6. В 1960-1980-е гг. в ряде работ отмечалась безрезультатность комитетов по крестьянскому вопросу, как и всей деятельности императора Николая I в целом. О влиянии комитетов на процесс преобразований вовсе не упоминалось или говорилось мимоходом7, что было связано с господствующими представлениями о реформах как побочном продукте классовой борьбы; в этом свете все преобразовательные попытки власти рассматривались как демагогические, призванные успокоить «низы». Интерес к крестьянскому вопросу в Комитете 6 декабря 1826 г. проявили Т.Г. Архипова и А.Н. Долгих. Однако Архипова показывала его членов как представителей крайне правого направления, считая, что главной его задачей было предоставление «новых льгот дворянам». Справедливым представляется вывод Долгих, что деятельность правительства Николая I в области крестьянского законодательства представляла собой единый процесс, а основные идеи и материалы этого Комитета использовались последующими комитетами второй четверти XIX в.8 В статье Н.И. Сергеевой, посвященной реализации указа 2 апреля 1842 г., и в работе В.В. Крутикова по статистике крестьянского законодательства, трактовка событий дана с позиций господствующих в советской историографии идеологических норм, что привело к неверному выводу о нежелании власти и, прежде всего, императора предпринять решительные шаги против крепостного права9.

1990-е гг. – переходный этап в историографии, он ознаменовался выходом в 1993 г. сразу двух биографических очерков о Николае I – С.В. Мироненко и Т.А. Капустиной, в которых был затронут и крестьянский вопрос. Капустина считает предпринятые в этой области меры нерешительными и сводившимися лишь к частным поправкам, Мироненко отмечает «серьезность намерений Николая I приступить к выработке основ освобождения крестьян» и в то же время «бесплодность его действий». Однако в другой своей работе Мироненко показал, что император делал все возможное по крестьянскому вопросу, чтобы «приготовить пути для постепенного перехода к другому порядку вещей». В.Я. Гросул полагает, что деятельность П.Д. Киселева по крестьянскому вопросу при Николае I стала «лабораторией реформы» 1861 г., а последняя была «проведена примерно в тех рамках, которые он наметил»10.

На рубеже XX-XXI вв. утвердившийся методологический плюрализм привел к многообразию оценок и взглядов. В работах петербургских исследователей Б.Н. Миронова и Л.В. Выскочкова получил отражение взгляд на царствование императора Николая I как на время генезиса реформ 1860-х гг. В подобном ключе освещается деятельность Николая I в ряде других работ последнего времени – Л.Г. Захаровой, А.Н. Боханова, А.Н. Медушевского, Т.В. Андреевой и др.11 Положение о том, что крестьянские комитеты императора Николая I подготовили почву для отмены крепостного права в 1861 г. прочно вошло в исторические исследования последнего десятилетия. Но продолжает существовать и противоположная точка зрения на царствование императора Николая I, которая является превалирующей в большинстве учебных пособий и изданий энциклопедического и справочного характера, а также в ряде монографий12.

В отличие от отечественной историографии историки Западной Европы и США никогда не усматривали в правлении Николая I сплошной и непрерывной реакции. Немецкая историография13 и англоязычные историки14 признают, что при Николае I были созданы определенные условия для перехода к реформам в следующее царствование: это и подготовка кадров будущих реформаторов, и успехи экономического развития, и законодательная деятельность правительства Николая I, особенно в крестьянском вопросе.
Исследования о судебном и гражданском законодательстве императора Николая I имеют свою специфику, обусловленную тем, что их авторами в большинстве случаев являются правоведы. Эти работы ограничиваются, как правило, освещением вопросов, связанных с подготовкой Полного собрания и Свода законов Российской империи, характеристикой десятого и пятнадцатого томов Свода законов Российской империи и Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Проблемы создания процессуальных уставов и гражданского уложения при Николае I оказались едва затронуты. Ни одной специальной научной работы по этим проблемам не существует. Разрозненные и неточные сведения о проводившейся в это царствование кодификации можно найти в дореволюционных юбилейных трудах по истории отдельных ведомств15 и в работах, посвященных судебной реформе 1864 г.16 Историко-юридические исследования до 1917 г., как правило, сосредотачивались на характеристике действующего права, процесс разработки законодательства в них не рассматривался17. После 1917 г. отечественная историческая и историко-правовая мысль, продолжая разрабатывать тему систематизации законодательства при Николае I18, в основном сосредоточилась на исследовании проблем реализации судебной реформы и проведения контрреформ. О подготовке реформы правосудия писали немногие исследователи: в 1960-е гг. вышли работы И.И. Солодкина, Б.В. Виленского19 и ряда других, затем исследования в этой области почти полностью прекратились. Названные авторы осознавали связь судебных преобразований 1860-х гг. с предшествующей законодательной деятельностью. Так, Виленский подчеркивал, что «корни судебной реформы уходят в предыдущий период» и что «истоки ее следует искать» и в проектах Второго отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии (далее СЕИВК)20. Характеристика проекта гражданского судопроизводства, подготовленного при Николае I, представлена в монографии М.Г. Коротких о судебной реформе 1864 г. Однако ход подготовки проекта не освещен21. Создание Уложения о наказаниях рассмотрено в ряде специальных работ22. Все эти исследования, написанные юристами и историками права, не уделяют внимания непосредственно процессу создания Уложения. Исключением является работа И.В. Архипова, видевшего свою задачу в воссоздании именно хода подготовки и утверждения Уложения 1845 г.23 Работа над гражданским уложением в царствование императора Николая I никогда не становилась предметом специального исследования, поскольку сам факт ее проведения с достоверностью установлен не был24. В последнем исследовании С.В. Кодана констатируется факт начала кодификации отраслевого законодательства сразу после первого этапа его систематизации, однако этот сюжет не получил в работе никакого развития. В то же время автором обосновывается положение, что юридическая политика Российского государства в первой половине XIX в. способствовала «выработке определенных предпосылок для преобразований социальной и государственно-правовой систем в ходе реформ 1860-х гг.»25 О систематизации уголовно-процессуального права при императоре Николае I писала Д.В. Горожанкина: сосредоточившись на проекте 2 части 15 тома Свода законов, она не упоминает о наличии готового проекта устава уголовного судопроизводства этого царствования26. Таким образом, в исторической и историко-правовой литературе проблема кодификации судебного законодательства при Николае I фактически не ставилась и, соответственно, ход кодификационных работ не освещался27. Между тем, тема представляет интерес как с точки зрения уяснения целей и задач внутренней политики правительства Николая I, так и в плане изучения генезиса судебной реформы 1864 г.

В целом в историографии рассматривались отдельные стороны законодательной деятельности в царствование императора Николая I по крестьянскому вопросу и по систематизации права, а введенные в научный оборот источники оказались, с одной стороны, во многом уникальными, а, с другой – далеко не полными. Общая оценка реформаторских начинаний императора Николая I в отечественной и зарубежной научной литературе остается дискуссионной, представляя подчас прямо противоположные точки зрения. Вместе с тем, имеющаяся историография подготовила почву и создала необходимость комплексного рассмотрения проблем крестьянского законодательства и систематизации уголовного и гражданского права, что стало возможным в результате обобщения историографического материала и значительного расширения круга источников. Необходимость комплексного исследования этих проблем продиктовано тем, что крестьянское преобразование неизбежно требовало реформы законодательства, поскольку коренным образом меняло правовой статус бывших крепостных и влекло за собой пересмотр старых правовых норм.

Цель исследования состоит в реконструкции процесса законотворчества второй четверти XIX в. по крестьянскому вопросу, гражданскому и уголовному праву, в анализе этого процесса и его результатов, выявлении его места в историческом развитии России и роли в подготовке реформ 1860-х гг.

Задачи исследования. В соответствии с поставленной целью – вписать мероприятия Николая I в рамки правительственного курса, направленного на модернизацию Российской империи – решаются следующие задачи:

– проанализировать обстоятельства появления, содержание и условия реализации проектов и правовых актов по крестьянскому законодательству и по систематизации гражданского и уголовного права, составленных при императоре Николае I, оценить степень их преемственности, выявить их место в системе российского законодательства имперского периода и их роль в выработке концепции преобразований 1860-х гг.;

– показать, что деятельность этого императора по крестьянскому вопросу представляла собой комплекс мероприятий, связанных единым замыслом и подчиненных одной цели – ограничению и постепенному упразднению крепостного права;

– исследовать процесс разработки крестьянскими комитетами второй четверти XIX в. методики проведения аграрных преобразований и определения ими путей перехода крестьян в новое состояние, что означало создание в это время концепции реформы;

– рассмотреть, как при императоре Николае I велась кодификация права, и какие были достигнуты успехи в этом направлении – введен в действие уголовный кодекс, созданы проекты процессуальных уставов, велась работа над гражданским уложением; оценить значение проведенных преобразований для судебной реформы 1864 г. и последующего развития судебного законодательства;

– проследить эволюцию взглядов императора и административной элиты на способы решения крестьянского вопроса и на проблемы кодификации; показать вклад монарха и отдельных представителей высшей бюрократии в подготовку условий для преобразований в области судебного и крестьянского законодательства, проведенных в следующее царствование.

Характеристика источников. Источники по истории разработки крестьянского и систематизации гражданского и уголовного законодательства в царствование императора Николая I многочисленны и разнообразны. Значительное их количество выявлено в процессе работы над диссертацией. Наряду с опубликованными источниками в диссертации использованы материала двадцати архивных фондов из пяти архивохранилищ (ГАРФ, РГИА, РО РНБ и ОР и РК РГБ, ИРЛИ). Самую многочисленную группу архивных источников составляют материалы делопроизводства высших и центральных органов власти, прежде всего, материалы фондов Государственного совета, комиссий и комитетов при нем28. В диссертации проанализирован целый комплекс документов Второго отделения СЕИВК (ф. 1261), в первую очередь, всеподданнейшие доклады и отчеты его главноуправляющего, в основной своей массе неизвестный исследователям. Привлечены и материалы фондов других отделений СЕИВК – Пятого (РГИА, ф. 1589) и Третьего (ГА РФ, ф. 109, 4 экспедиция), документы ряда министерств: внутренних дел (ф. 1281, 1287), главного управления уделов (ф. 515) и Комитета министров (ф. 1263). Изучение поставленных в диссертации проблем потребовало использование материалов личных фондов государственных деятелей, непосредственно участвовавших в процессе законодательной деятельности по крестьянскому вопросу и кодификации права (И.В. Васильчикова, Д.Н. Блудова, П.Д. Киселева, М.М. Сперанского). Привлечен дневник государственного секретаря М.А. Корфа, записи которого существенно дополняют офи­циальные бумаги, в приложении к Дневнику помещены копии целого ряда журналов Государственного совета, секретных комитетов и др. материалы29.

Опубликованные источники. Деятельность правительства императора Николая I по крестьянскому и судебному законодательству невозможно осмыслить и охарактеризовать без обращения к законодательным актам Российской империи, основная масса которых включена в состав Свода законов (издания 1832 и 1842 гг.) и Полного собрания законов Российской империи30. Первоочередное значение для настоящей диссертации имеют тома девятый (законы о состояниях), десятый (законы гражданские), пятнадцатый (законы уголовные) Свода законов. Для сравнительной характеристики проектов второй четверти XIX в. и документов судебной реформы привлечены Судебные уставы 1864 г. Ограниченность и излишнюю лаконичность официальных материалов восполняют документы неофициального характера (нарративные источники): дневники, письма, мемуары участников и очевидцев деятельности правительства императора Николая I в сфере законодательства31.

Научная новизна исследования. Представленная диссертация является первым комплексным исследованием, в котором анализируется деятельность секретных комитетов по крестьянскому вопросу при императоре Николае I, раскрывается сущность разработанных в них проектов и утвержденных законов, их преемственность и место в системе российского права, а также особенности их реализации. Новым является подробное рассмотрение самого процесса законотворчества, в ходе которого выявлена роль отдельных представителей власти и различных группировок в этом процессе, показано, каким образом реалии российской жизни обуславливали те или иные законодательные решения, и какое влияние, в свою очередь, эти решения оказывали на ход внутренней политики того времени. Выявление этих моментов в немалой степени позволило конкретизировать знания о тех силах, которые в следующее царствование содействовали проведению реформ (т.н. либеральные или просвещенные бюрократы), и о тех, которые им противодействовали.

Многие аспекты представленных в диссертации проблем являются первым опытом их разработки в отечественной историографии. К ним относятся: сюжет о пределах власти помещиков над крестьянами, история создания экспериментальных имений с обязанными крестьянами, сведения о реализации указа об обязанных крестьянах; много новых фактов выявлены в связи с инвентарной реформой в Западном крае, в том числе о подготовке образцового инвентаря в министерстве внутренних дел, о деятельности инвентарных комитетов Северо-Западного края и др. Впервые на основании новых архивных материалов рассматриваются готовые проекты Второго отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии по судопроизводству и его деятельность по составлению гражданского уложения, т.е. собственно кодификационные работы, проводившиеся при императоре Николае I.

Проведенное в диссертации широкое, комплексное изучение и введение в научный оборот большого массива опубликованных и архивных материалов самого разного характера, освещающих ход и результаты законотворческой деятельности правительства императора Николая I, расширяет исследовательскую базу современной науки и позволяет внести фактические уточнения по ряду вопросов. Автором сформулированы и обоснованы новые выводы о степени влияния мероприятий, осуществленных в годы царствования этого монарха, на формирование концепции реформ императора Александра II, впервые столь обстоятельно показан конкретный вклад правительства императора Николая I в создание теоретической базы или предпосылок двух реформ 1860-х гг. – крестьянской и судебной. Исходя из этого во многом пересмотрены господствующие долгое время в отечественной историографии представления о правлении Николая I как времени застоя и деградации, показано значение его царствования в процессе модернизации Российской империи в XIX в.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования должны способствовать более детальному и глубокому изучению деятельности законодательных структур Российской империи в XIX в. Целостное представление о рассматриваемых в диссертации направлениях законодательной деятельности позволит уточнить и во многом пересмотреть существующие воззрения относительно функционирования самодержавной монархии при Николае I как политико-правовой системы.

Основные положения и выводы исследования могут быть использованы как при написании специальных статей и монографий, так и при создании трудов обобщающего характера, справочников и учебных пособий по истории России конца XVIII – XIX вв., а также при разработке специальных курсов по истории законодательных учреждений и внутренней политики Российской империи.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Во всех правительственных мероприятиях по крестьянскому вопросу от начала и до конца правления Николая I прослеживалась единая линия, общий замысел. Таким образом, политика этого императора в области крестьянского законодательства – это комплекс мероприятий, где каждое последующее обусловлено предыдущим, и все направлены к одной цели: в той или иной форме освободить крепостное население империи.

2. Если к началу царствования императора Николая I правительство и дворянство неясно представляли себе пути перехода крестьян в новый статус, формы их существования в этом статусе и т.п., то к концу этого правления были сформулированы и частично законодательно оформлены принципиальные положения, определившие пути преобразования крепостного права. В этом плане деятельность крестьянских комитетов второй четверти XIX в. способствовала выработке способов и методов перехода крестьян из одного состояния в другое.

3. Комитеты по крестьянскому вопросу во главу угла в деле преобразования положения крестьян ставили вопрос об установлении инвентарей как переходного этапа к окончательному их освобождению. Сначала законодатели склонялись к отпуску крестьян на волю без земли. Принципиальный перелом произошел в конце 1830-х гг. и был связан с работой Комитета 1839-1842 гг., результатом которой стал указ об обязанных крестьянах 2 апреля 1842 г. Несмотря на малое число освобожденных по этому указу крестьян, он имел большое значение для изменения правого статуса крепостных: вопрос о выкупе крестьянами личной свободы уже не поднимался, не было речи и о безземельном освобождении крестьян. В середине 1840-х гг. окончательно оформилась концепция крестьянского преобразования.

4. Указы 2 апреля 1842 г. и 8 ноября 1847 г. могли бы стать реальными шагами к отмене крепостного права, если бы действие первого не было ограничено множеством формальных препятствий, а второй не был бы фактически сведен на нет через полтора года. Большое значение имел указ 3 марта 1848 г., разрешавший крестьянам с дозволения помещика приобретать в собственность недвижимость. Более сотни указов ограничивали произвол помещиков в отношении их крепостных. Все это позволяет заключить, что во второй четверти XIX в. в законодательстве по крестьянскому вопросу были достигнуты определенные результаты: изменился частноправовой характер крепостного права. Другими словами, законодательство периода правления императора Николая I расширило правосубъектность крестьян. Подобная постановка вопроса облегчила изменения в правовом статусе крепостных крестьян, произошедшие в следующее царствование.

5. Царствование императора Николая I – важный этап развития отечественного законодательства, время создания системы отечественного права, просуществовавшей до 1917 г. При Николае I были созданы Полное собрание и Свод законов Российской империи, издание которых знаменовало собой, с точки зрения ряда исследователей, правовую реформу или даже юридическую революцию. Большое значение имели работы по кодификации законодательства, результатом которых стало Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г.). В начале 1850-х гг. существовали и готовые проекты уставов уголовного и гражданского судопроизводства, шла работа над гражданским уложением.

6. Для понимания законодательной политики крайне важен анализ самого процесса подготовки правовых актов и проектов, а также взглядов и мотивов поведения Николая I. Значительной была его роль в процессе развития российского законодательства. Интенсивная законодательная деятельность этого царствования позволила законодателям приобрести бесценный опыт систематизационных работ, способствовала совершенствованию кодификационной техники, обеспечила подготовку кадров специалистов. Большое значение в этом плане имело создание в 1826 г. Второго отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии.

7. Правление императора Николая I было одним из этапов поступательного движения России и временем создания необходимых теоретических и политических предпосылок реформ 1860-х гг., особенно крестьянской и судебной. В ходе работы секретных комитетов был сформулирован ряд положений будущей реформы, такие как необходимость переходного периода (обязанное состояние), отказ от выкупа личной свободы и безземельного освобождения, разработан порядок наделения крестьян землей при сохранении дворянского землевладения, в общих чертах определены будущее административное и судебное устройство крестьян. Таким образом, складывалась концепция будущей крестьянской реформы. Приведение в порядок системы российского права значительно облегчило и ускорило процесс подготовки реформ 1860-х гг., правовой базой которых стал Свод законов.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась в Центре «История России в XIX в.» Института российской истории РАН и была рекомендована к защите. Общий объем публикаций по теме диссертации составляет 85 п.л. Ключевые положения работы нашли отражение в двух индивидуальных монографиях. Результаты работы были изложены в докладах автора на десяти всероссийских и восьми международных конференциях.

Структура диссертации подчинена проблемно-хронологическому принципу и обоснована поставленными целями и задачами. Работа состоит из Введения, девяти глав и Заключения. Объем и структура глав предопределены предметом исследования.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во Введении обосновывается актуальность и научная значимость темы, обозначаются ее хронологические рамки. Анализируются итоги разработки темы в исторической и историко-правовой литературе и на этой основе определяются цели и задачи исследования, дается характеристика использованных автором источников.



следующая страница >>