microbik.ru
1


Обзор законодательства за апрель 2011 года

(новое, измененное, дополненное)

Федеральный закон от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"

Федеральный закон предусматривает введение административного надзора за освободившимися лицами из мест лишения свободы. Главная цель закона - предупредить совершение указанными лицами повторных преступлений и других правонарушений. Административный надзор устанавливается за осужденными за тяжкие и особо тяжкие преступления, умышленные преступления против несовершеннолетних либо за теми, у кого был рецидив.

Ограничения вводятся, только если данные лица злостно нарушали порядок отбывания наказания либо в течение года после освобождения дважды и более нарушали общественный порядок.

Кроме того, предусмотрено обязательное введение административного надзора за всеми, кто имеет судимость за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также при опасном или особо опасном рецидиве преступлений. Согласно закону поднадзорному могут запретить находиться в определенных местах, посещать массовые мероприятия, покидать жилье в определенное время суток, выезжать за установленную территорию. Он обязан периодически (1-4 раза в месяц) являться в орган внутренних дел (ОВД) для регистрации. Последний следит за соблюдением поднадзорным установленных ограничений.

Надзор вводится по решению суда на основании заявления исправительного учреждения или ОВД на 1-3 года (но не свыше срока для погашения судимости), а в отношении совершивших преступления против несовершеннолетних и при опасном (особо опасном) рецидиве - на период погашения судимости. Этот срок могут продлить, если поднадзорный систематически нарушает общественный порядок. А могут и сократить при добросовестном поведении.

Закон также определяет права и обязанности поднадзорных, полномочия органов внутренних дел, порядок установления и прекращения надзора.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2011 года.

Текст закона опубликован в Российской газете от 08.04.2011 № 75.
Федеральный закон от 6 апреля 2011 года N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"

Внесены поправки в ГПК РФ, УПК РФ, УИК РФ, КоАП РФ и УК РФ.

Они направлены на реализацию Закона об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (далее - АН).

Изменениями в ГПК РФ установлена процедура рассмотрения дел об установлении, продлении, досрочном прекращении, частичной отмене и дополнении АН. Они относятся к делам, возникающим из публичных правоотношений. По делу об установлении АН в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, заявление подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения. В остальных случаях - по месту жительства или пребывания лица.

Дело об АН рассматривается и разрешается судьей единолично с обязательным участием самого лица, заявителя (исправительного учреждения или ОВД) и прокурора. О досрочном прекращении или частичной отмене АН может заявить как орган ОВД, так и само лицо.
Поправками к УК РФ и КоАП РФ предусматривается ответственность за уклонение от АН, несоблюдение сопутствующих ему ограничений (невыполнение обязанностей). Так, освобожденное из мест лишения свободы лицо, в отношении которого установлен АН, должно прибыть к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок.

За неприбытие без уважительных причин, а равно за самовольное оставление места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от АН, предусмотрено уголовное наказание. Это обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо исправительные - до 2 лет, либо лишение свободы - до 1 года.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2011 года.

Текст закона опубликован в Российской газете от 08.04.2011 № 75.
Федеральный закон от 6 апреля 2011 года N 67-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"

Права, свободы и законные интересы граждан, признанных недееспособными, в процессе защищают их законные представители. Устанавливается, что при этом суд может привлечь указанных граждан к участию в соответствующих делах. Если лицо вызывается в суд по делу о признании его недееспособным или ограниченно дееспособным, повестка вручается ему лично.

Предусмотрена ситуация, когда гражданин, в отношении которого подано заявление о признании его недееспособным, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрение дела в его отсутствие допускается при условии признания судом причин его неявки неуважительными. Гражданин, в отношении которого рассматривается дело о признании его недееспособным, должен быть вызван в судебное заседание. Условие — если это возможно по состоянию его здоровья.

Лицо вызывается, если его присутствие в суде не создает опасности для жизни или здоровья (его самого либо других людей). Цель вызова — дать ему возможность изложить суду свою позицию лично либо через выбранных им представителей.

При наличии указанной опасности суд рассматривает дело по месту нахождения гражданина (в т. ч. в психиатрическом стационаре или психоневрологическом учреждении).

Лицо, признанное недееспособным, имеет право самостоятельно либо через выбранного им представителя обжаловать соответствующее решение суда в апелляционном, кассационном и надзорном порядке. Условие - суд 1 инстанции не предоставил гражданину возможность изложить свою позицию лично либо через выбранных им представителей.

Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования. К делам о признании гражданина недееспособным (ограниченно дееспособным), не рассмотренным ранее, применяются новые положения.

Текст закона опубликован в Российской газете от 08.04.2011 № 75.
Федеральный закон от 5 апреля 2011 года N 49-ФЗ "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"

Установлен перечень лиц, имеющих право без специального разрешения посещать в контрольных целях места содержания под стражей.

Это Президент РФ, Председатель Правительства РФ, члены Федерального Собрания РФ; Генпрокурор России и уполномоченные им прокуроры; Уполномоченный по правам человека в РФ; представители международных организаций на основании соответствующих международных договоров. Также без специального разрешения посещать указанные учреждения в пределах соответствующих территорий вправе главы субъектов Федерации; депутаты региональных парламентов (при возложении на них такого полномочия указанными представительными органами); прокуроры, осуществляющие надзор в указанной сфере; уполномоченные по правам человека в регионах; члены общественных наблюдательных комиссий.

Ранее вышеназванные лица могли беспрепятственно инспектировать учреждения и следственные изоляторы УИС. Поправки распространяют такую возможность на изоляторы временного содержания органов внутренних дел и пограничной службы, а также гауптвахты.

Текст закона опубликован в Российской газете от 08.04.2011 № 75.
Федеральный закон от 21 апреля 2011 года N 78-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"

Скорректирован Закон о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Согласно поправкам правила внутреннего распорядка должны устанавливать порядок проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых со всеми лицами, кроме адвокатов.

Защитнику запрещается проносить на территорию места содержания под стражей технические средства связи, а также технические средства (устройства), позволяющие осуществлять киносъемку, аудио- и видеозапись (за исключением компьютеров, фото- и множительной техники). Если защитник попытается передать подозреваемому или обвиняемому запрещенные к хранению и использованию предметы, вещества и продукты питания, свидание будет немедленно прервано.

Фото- и множительную аппаратуру можно проносить только для снятия копий с материалов уголовного дела. Помещение для этого, а также пользования компьютером будет определять администрация места содержания под стражей. При необходимости защитник может обратиться к ней, чтобы получить платные услуги по копированию указанных документов.

Если защитник оказывает юридическую помощь по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда, то его расходы на вышеуказанные платные услуги компенсируются из федерального бюджета.

Текст закона опубликован в Российской газете от 27.04.2011 № 90.
Федеральный закон от 5 апреля 2011 года N 59-ФЗ "О ратификации Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств - членов таможенного союза"

Ратифицировано соглашение, определяющее особенности привлечения к уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства ТС и его членов.

Так, административное дело возбуждается (рассматривается) по месту и в соответствии с законодательством государства, где оно было выявлено. При этом в случае недоставки товаров и документов на них в назначенное место, к ответственности привлекают по правилам той стороны, таможенными органами которой товары были выпущены.

Что касается уголовных дел, то они возбуждаются и расследуются по месту совершения. Если его невозможно определить, таковым считается место обнаружения деяния.

Если лицо совершило преступления на территории нескольких сторон, дело возбуждается по месту совершения последнего. По соглашению уполномоченных органов оно может расследоваться на территории той страны, где совершено большинство деяний или наиболее тяжкое из них.

В случае невыдачи одной стороной своего гражданина, уголовное дело в отношении него передается уполномоченным органам этого государства.

Лицо, в отношении которого решение по делу вступило в силу, не может быть привлечено к ответственности за то же преступление (правонарушение) другой стороной.

Каждая из сторон признает и исполняет вступившие в законную силу решения по административным делам, вынесенные на территории другой стороны.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст закона опубликован в "Российской газете" от 08.04. 2011 N 75.
Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Скорректированы КоАП, Градостроительный кодекс РФ, Законы о безопасности дорожного движения, об автодорогах и дорожной деятельности и некоторые другие акты.

На автодорогах может устанавливаться временное ограничение или прекращение движения. Закреплено, что право вводить его имеют власти всех уровней в отношении дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения соответственно.

В Градостроительный кодекс РФ введено понятие парковки. Это специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место. Оно является в т. ч. частью дороги и примыкает к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде, мосту либо представляет собой часть объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений. Парковка предназначена для стоянки ТС на возмездной основе или без взимания платы. Этот вопрос решает владелец дороги, земельного участка или соответствующей части здания, строения, сооружения.

За проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика теперь будут штрафовать на 1 000 руб. (ранее - 700 руб.).

Введена ответственность за невыполнение требования об остановке перед стоп-линией при указанном сигнале/жесте. Штраф - 800 руб.

Изменены санкции за выезд на перекресток или пересечение проезжей части дороги в случае образовавшегося затора, который вынудил водителя остановиться, создав препятствие для движения ТС в поперечном направлении. Предупреждение исключено. Штраф остался и вырос со 100 до 1 000 руб.

За невыполнение требования ПДД уступить дорогу ТС, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков, теперь будут взимать 1 000 руб. (ранее - от 100 до 200 руб.).

Введена ответственность за движение или остановку на полосе для маршрутных ТС в нарушение ПДД. Штраф для Москвы и Санкт-Петербурга - 3 000 руб., прочих регионов - 1 500 руб. Также предусмотрен штраф в 1 000 руб. за остановку/стоянку транспорта в местах остановки маршрутных ТС, а равно ближе 15 м от них.

Закон вступает в силу по истечении 10 дней после даты его официального опубликования, за исключением некоторых положений, для которых установлены иные сроки.

Текст закона опубликован в "Российской газете" от 25.04. 2011 N 88.
Федеральный закон от 21 апреля 2011 года N 71-ФЗ "О внесении изменений в статьи 17.15 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 21 Федерального закона "Об исполнительном производстве"

Скорректированы КоАП РФ и Закон об исполнительном производстве.

Кодексом предусмотрена ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований не имущественного характера в определенный срок.

Уточнено, что речь идет о сроке, установленном судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора (до принятия поправок - после взыскания).

Закреплено, что судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение 2 лет со дня их вступления в законную силу (ранее - 1 года).

Поправки вводятся в действие со дня их официального опубликования. Положения об увеличении срока применяются к постановлениям о назначении административных наказаний, вступившим в законную силу после этой даты.

Текст закона опубликован в "Российской газете" от 27.04. 2011 N 90.
Судебная практика

Постановление Конституционного Суда РФ от 31 марта 2011 года N 3-П "По делу о проверке конституционности части третьей статьи 138 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.В. Капорина, И.В. Коршуна и других"

Ч. 3 ст. 138 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за незаконные производство, сбыт или приобретение специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.
Данная норма признается не противоречащей Конституции РФ.

Получать информацию, затрагивающую конституционные права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну корреспонденции и неприкосновенность жилища, с помощью негласных средств и методов можно только в ходе оперативно-розыскных мероприятий. Именно и только для такого рода специальной деятельности государственных органов допускается использовать технические средства, предназначенные (разработанные, приспособленные, запрограммированные) для негласного (тайного, неочевидного, скрытного) получения информации.

По конституционно-правовому смыслу ч. 3 ст. 138 УК РФ ответственность наступает за производство, сбыт или приобретение таких технических средств, свободный оборот которых не разрешен. Их виды, свойства и признаки определены соответствующими федеральными законами и изданными на их основе нормативно-правовыми актами Правительства РФ. При этом речь идет о действиях, совершаемых без соответствующей лицензии и не для нужд органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

Текст опубликован в Российской газете от 13.04.2011 № 78.
Постановление Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2011 года N 4-П "По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в связи с жалобой граждан А.С. Епанечникова и Е.Ю. Епанечниковой "

Оспаривалась норма, касающаяся использования помещений в бывших ведомственных общежитиях.

Речь идет о тех из них, которые ранее принадлежали государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и были переданы в ведение местных властей.

К таким помещениям применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

КС РФ пришел к выводу о том, что положение неконституционно, поскольку нарушает принцип равенства.

На практике оно трактуется как применяемое лишь при определенных обстоятельствах - когда гражданин вселен в названное общежитие и его здание было передано в ведение органов местного самоуправления до вступления в силу ЖК РФ, т. е. до 1 марта 2005 г. Соответственно, таким лицам отказывают в заключении договоров социального найма данного жилья.

Между тем, как подчеркнул КС РФ, граждане, которым это жилье было предоставлено как работникам предприятия (учреждения), независимо от того, до или после указанной даты они приобрели право пользования такими помещениями, а здание общежития было передано в ведение муниципалитета, с точки зрения их правового статуса составляют одну категорию.

Следовательно, их право на жилище подлежит защите равным образом.

Конституционный принцип равенства означает, помимо прочего, запрет вводить различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, если это не имеет объективного и разумного оправдания.

С учетом этого государство должно гарантировать равенство прав граждан, находящихся в одинаковых условиях, в данном случае - законно проживающих в жилых домах, ранее использовавшихся в качестве общежитий, и в тех случаях, когда передача этих объектов в ведение муниципалитетов и вселение названных лиц имели место после 1 марта 2005 года.

Текст опубликован в Российской газете от 22.04.2011 № 87.
Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2011 года N 5-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" в связи с жалобой гражданки Г.В. Шикуновой"

Предметом проверки КС РФ стала норма, запрещающая регистрацию транспорта без ПТС. Данный документ по закону удостоверяет соответствие транспорта установленным требованиям безопасности дорожного движения.
КС РФ пришел к выводу о конституционности этого положения. Вместе с тем он отметил, что по своему смыслу данная норма должна толковаться следующим образом.

Не предполагается возможность отказать собственнику в защите прав при рассмотрении судом его требования о восстановлении регистрационного учета транспорта только лишь из-за факта подделки ПТС иным лицом. В этом случае должны исследоваться и оцениваться все обстоятельства, подтверждающие соответствие транспорта требованиям безопасности дорожного движения.

Текст постановления размещен на сайте Конституционного Суда РФ в Internet.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 апреля 2011 года N 6 "О практике применения судами принудительных мер медицинского характера"

Разъяснены правила применения принудительных мер медицинского характера, а именно: их назначение, продление, изменение и прекращение.

УПК РФ закрепляет случаи, при которых проведение судебно-психиатрической экспертизы по уголовному делу обязательно. Она требуется, когда возникают сомнения во вменяемости подозреваемого, обвиняемого, подсудимого или его способности самостоятельно защищать свои права и интересы.

Отмечено, что к подобным обстоятельствам, вызывающим сомнения, может быть отнесено, например, наличие данных о том, что лицу в прошлом оказывалась психиатрическая помощь, о получении им ранее черепно-мозговых травм и т. п.

Приведены вопросы, которые должны быть поставлены перед экспертом при экспертизе.

В декабре 2010 года вступили в силу поправки к УПК РФ, которые закрепили право лица, в отношении которого решается вопрос о применении названных мер, лично реализовывать процессуальные права, если его психическое состояние позволяет это. Такая возможность оценивается судом с учетом заключения эксперта или медицинского заключения психиатрического стационара.

В связи с этим поясняется, что указанные медицинские документы не имеют для суда заранее установленной силы. Если состояние лица позволяло ему лично участвовать в заседании, но ему не была предоставлена такая возможность, имеются основания для отмены судебного решения.

При решении вопроса о продлении, изменении или прекращении применения названных мер судам рекомендовано следующее. Если психическое состояние лица не позволяет ему лично участвовать в заседании в помещении суда, необходимо рассматривать материалы в психиатрическом стационаре.

Перечислены категории лиц, которые могут участвовать в качестве законных представителей по этим делам. Участие такого представителя (как и защитника) в подобных случаях обязательно. Однако если он действует в ущерб интересам представляемого, его необходимо отстранить от дела.

Гражданский иск, заявленный в подобном уголовном деле, не подлежит рассмотрению.

С лиц, в отношении которых применены данные меры, процессуальные издержки, включая суммы, выплаченные адвокату, не взыскиваются. Они возмещаются за счет федерального бюджета.

Текст опубликован в Российской газете от 20.04.2011 № 84.

Решение Верховного Суда РФ от 28 марта 2011 года № ГКПИ11-194 об отказе в признании частично не действующими постановлений Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 400 и от 22 июля 2008 г. № 555, а также приказа Министерства юстиции РФ и Министерства финансов РФ от 15 октября 2007 г. № 199/87н “Об утверждении Порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела”


Оспаривались нормы, закрепляющие размер оплаты труда адвоката.

Речь идет об оплате при участии данного лица в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда.

По мнению заявителя, эти положения нарушают его права и противоречат законодательству, поскольку они устанавливают оплату труда ниже чем размер прожиточного минимума.

Верховный Суд РФ не согласился с этой позицией и разъяснил следующее.

Исходя из Закона об адвокатской деятельности, она представляет собой квалифицированную юридическую помощь, оказываемую на профессиональной основе. Имея публично-правовой характер, она не является предпринимательской и не преследует цель извлечения прибыли.

При участии адвокатов в деле по назначению их деятельность оплачивается за счет средств федерального бюджета. Минимальный и максимальный размеры оплаты их труда в этом случае были установлены исходя из объективных критериев, в т. ч. финансовых возможностей государства.

Трудовой кодекс РФ определяет основные государственные гарантии по оплате труда работников, включая величину МРОТ, который устанавливается одновременно на всей территории России и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Между тем, исходя из Закона о МРОТ, он не применяется для регулирования указанной оплаты труда адвоката. Закон о прожиточном минимуме предусматривает, что последний предназначается для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне МРОТ, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.

Таким образом, нормы трудового законодательства, на которые ссылается заявитель, не подлежат применению. Вопросы оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве, регулируются специальным актом - Законом об адвокатской деятельности.

Текст постановления размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet.
Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2011 года N 285 "Об утверждении перечня видов предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, при осуществлении которых физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, представляется справка в регистрирующий орган о наличии (об отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям"

Для регистрации в качестве ИП по некоторым видам деятельности необходимо представить справку о наличии (об отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо прекращении последнего по реабилитирующим основаниям. Речь идет о предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития детей, организации их отдыха и оздоровления. Также это медицинское обеспечение, соцзащита и социальное обслуживание, детско-юношеский спорт, культура и искусство с участием несовершеннолетних.

Определен перечень видов указанной деятельности. Среди них - дошкольное и начальное общее образование, врачебная, стоматологическая практика, производство и показ фильмов и т. д.

Текст обзора размещен на сайте Правительства РФ в Internet.